Урок геометрии: "Вычисление площади прямоугольника".
план-конспект урока (8 класс)

Вычисление площади прямоугольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vychislenie_ploshchadi_pryamougolnika.docx40.16 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Конспект урока математики.

8 класс

Тема: «Вычисление площади прямоугольника».

 

 

                                                     
                                                              улитель: Лапина Анжелика Валерьевна

                                                     

                                                     

                                                     

                                                     

                                                     

                                                     

                                                     

                                                     

                                           


г. Смоленск 2012

Тема урока: «Вычисление площади прямоугольника».

   Тип урока: комбинированный  

     Цели урока:   

образовательные: повторить единицу измерения площади квадратный сантиметр, способ измерения площади прямоугольника при помощи заполнения его квадратными сантиметрами; выработать опорный план вычисления площади прямоугольника.

коррекционно-развивающие: способствовать развитию мыслительных процессов, речи.

воспитательные: воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности при выполнении заданий, силу воли, настойчивость и упорство, ответственность за результаты учебного труда.

Планируемые результаты:

     Личностные: сформированность адекватных представлений о собственных возможностях; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    Предметные: построение с помощью линейки, чертежного угольника, многоугольников, знание названий, обозначений, соотношения крупных и мелких единиц измерения, площади; вычисление площади прямоугольника

    Формирование БУД:  

Личностные: гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,

Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

Познавательные: использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.

 

Оборудование: раздаточный материал: макеты прямоугольников (один разделенный на квадратные сантиметры, два - нет), таблицы для самостоятельной работы (по количеству учащихся); оценочные листы (на каждого ученика),  кроссворд, прямоугольники для фронтальной работы, опорный план -  демонстрируются через мультимедиа проектор.  

Педагогические  технологии:  

личностно – ориентированного обучения;

 технология проблемного обучения;

педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

игровые;

технология групповой деятельности;

здоровьесберегающие;

ИКТ.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой.

- Разгадайте кроссворд и прочитайте слово в выделенном столбике.

1 

2 

3 

4

5 

6

По горизонтали: 

1. Сумма длин сторон геометрической фигуры.

2. Инструмент для измерения длины отрезка.

3. Правило, записанное с помощью букв.

4. Величина коротких пар сторон прямоугольника.

5. Величина длинных пар сторон прямоугольника.

 6. Цифровой знак, обозначающий отсутствие величины.

II. Актуализация знаний учащихся.

- Как вы думаете,  ребята, что сегодня мы будем делать на уроке? (Высказывания учащихся)

- Измерять площадь прямоугольника.

- Как называется единица измерения площади? (Квадратный сантиметр)

- Как вы представляете себе квадратный сантиметр? (Квадрат с длиной стороны равной 1 см)

- Умеет ли вы измерять площадь прямоугольника? (Да)

1.  Учитель демонстрирует изображение прямоугольника разделенного на квадратные сантиметры.

- Измерьте площадь этого прямоугольника? (ученики измеряют площадь прямоугольника и комментируют свои действия)

5 см

3 см

     

1.  Подсчитываем квадратные сантиметры вдоль нижнего основания – их 5.

- Чему равна длина прямоугольника? (5 см)

-  Ребята, обратите внимание, что количество квадратных сантиметров равно длине прямоугольника.

2.  Подсчитываем квадратные сантиметры во втором ряду – их тоже 5.

3. Подсчитываем третий ряд – 5 квадратных сантиметров.

- Сколько всего рядов? (3)

- Обратите внимание, ребята, что рядов столько же, сколько сантиметров – ширина прямоугольника.

4. Подсчитываем сколько квадратных сантиметров уложилось во всем прямоугольнике, для этого нужно 5 х 3 = 15 кв.см

5. Площадь прямоугольника равна 15 кв.см.

- Молодцы ребята.

2. Самостоятельная работа.

На столе у каждого ученика прямоугольник, разделенный на квадратные сантиметры. Ученики измеряют площадь прямоугольника. (взаимопроверка результатов)

III. Изучение нового материала.

  1. Учитель демонстрирует прямоугольник, разделенный на квадратные сантиметры, часть прямоугольника скрыта, так что  можно посчитать количество клеток только вдоль нижнего основания и количество рядов. Прямой подсчет клеток становится невозможным.

- Какое затруднение возникло? Как же в этом случае вычислить площадь прямоугольника?

(Ученики догадываются, что для этого надо число квадратов, находящихся вдоль нижнего основания, умножить на число рядов. Запись: 7х4=28 (кв.см)).

- Чему равно число квадратов вдоль нижнего основания? (длине прямоугольника)

-  Чему равно число рядов? (ширине прямоугольника)

- Сделайте вывод: как можно узнать площадь прямоугольника не подсчитывая общее количество квадратных сантиметров в нем.

(посчитать квадратные сантиметры вдоль нижнего основания и умножить его на число рядов)

IV Физкультминутка.

Поднимает руки класс - это «раз».

Повернулась голова - это «два».

Руки вниз, вперед смотри - это «три».

Руки в стороны пошире, развернули на «четыре».

С силой их к плечам прижать - это «пять».

Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».

2. Практическая работа.

-  Нужно ли каждый раз, находя площадь прямоугольника, разбивать его на и квадраты или не делая этого, можно сразу найти площадь прямоугольника? Как это можно сделать?

У каждого учащегося на столе есть прямоугольник, не разделенный на квадратные сантиметры и таблица для записи данных.

длина

ширина

площадь

- Рассмотрите прямоугольник и попробуйте вычислить его площадь, из инструментов можете использовать линейку. Полученные результаты заносите в таблицу.  Можете советоваться с соседом по парте, но помните, что делать это надо тихим голосом, чтобы не мешать остальным ученикам. (дети выполняют измерение сторон прямоугольника, затем перемножают найденные значения, если возникают затруднения учитель оказывает помощь)

3. Составление опорного плана для вычисления площади прямоугольника.

- Кто сумел вычислить площадь прямоугольника? Чему она равна? (заслушивается несколько ответов, обращается внимание на порядок выполнения действий)

Для ответа вызывается наиболее подготовленный ученик. Составляется опорный план вычисления площади прямоугольника.

  1. Минутка чистописания.

- Запишите план в тетрадь.

V. Закрепление знаний.

№ задачи

длина

ширина

площадь

1.

2.

3.

Решите задачу.

  1. Возьмите третий прямоугольник из конверта. Вычислите его площадь, используя опорный план. (просим одного из учеников проговаривать свои действия вслух).

  1. Вычисли площадь прямоугольника, если длина прямоугольника 9см, а ширина – 2см.

(Рассуждаем так. В данной задаче известны и длина и ширина прямоугольника. Поэтому выполняем только п. 3, перемножаем длину и ширину.)

  1. Начертите в тетради прямоугольник, длина прямоугольника 4 см, а ширина 2см. Найди его площадь, результаты занесите в таблицу.

  1. Дополнительная задача, для учеников быстро выполняющих свою работу. (оценивается отдельно) Длина прямоугольника 4см, а ширина – 3см. Чему равна площадь треугольника? (смотри рисунок)

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/290716/9820cd80_9d99_0133_0fa3_12313c0dade2.gif

Чтобы ответить на вопрос задачи, сначала надо найти площадь прямоугольника. Мы знаем, что для этого необходимо длину умножить на ширину.

4х3=12 см2

Посмотрите на чертёж. Вы заметили, диагональ разделила прямоугольник на два равных треугольника? Следовательно, площадь одного треугольника в 2 раза меньше площади прямоугольника. Значит, надо 12 уменьшить в 2 раза.

12:2=6 см2

Ответ: площадь треугольника 6 см2.

длина

ширина

Площадь прямоугольника

Площадь треугольника

VI. Итог урока.

  1. - Продолжите предложение.

Я не знал как…

Сегодня я узнал…

Теперь я умею ….

  1. Повторение (проговаривание)опорного плана.

- В каком порядке вы будете вычислять площадь прямоугольника.

(ученики озвучивают опорный план, слабым ученикам можно разрешить им пользоваться)

  1. Выставление оценок.

(ученики озвучивают записи в листе самооценки)

Приложение 1.

Оценочный лист.

Ученик ставит знак + , если выполнил задание;

? – если не выполнил

Фамилия, Имя _______________________________

Задание

Справился самостоятельно

Справился с помощью

Не справился

Кроссворд

Измерение площади

Самостоятельная работа.

Практическая работа.

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Задача 4

Твоя оценка

Оценка учителя:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку на ему площадь прямоугольника и квадрата 5 класс

Презентация к уроку на ему площадь прямоугольника и квадрата 5 класс...

Урок по теме "Площадь прямоугольника"

Разработка урока по ФГОС второго поколения для 5 класса....

Конспект урока по математике "Площадь прямоугольника" 5 класс

Урок систематизации и обобщения  заний по теме "Площадь прямоугольника". Урок составлен в соотвествии с требованиями ФГОС....

Урок по теме:"Площадь прямоугольника" 5 класс ФГОС

Разработка урока согласно новым ФГОС в 5 классе...

Урок по теме :"Площадь прямоугольника, квадрата"

Открытый урок в пятом классе с презентацией....