Открытый урок по математике "Площадь прямоугольника.Единицы площади."
план-конспект урока по математике (5 класс)

Абсалямова Елена Ринатовна

Открытый урок

Абсалямова Елена Ринатовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_ploshchad._edinitsy.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №11»

Площадь прямоугольника.Единицы площади.

Абсалямова Елена Ринатовна

                                                                        учитель математики

г. Нижневартовск, 2018

Тема «Площадь прямоугольника. Единицы площади»                                                 03.12.  Математика 5 класс. Урок 73

Цель: систематизировать и расширить знания учащихся о площади прямоугольника и квадрата, единицах  измерения площадей; создать условия для усвоения учащимися понятий «единичный квадрат», «основание», «высота», формул  площадей прямоугольника и квадрата; способствовать формированию навыков применять эти формулы и понятия на практике при решении задач; совершенствование устных вычислительных навыков.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: развивать познавательный интерес через игровые моменты; элементы  взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости  интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта  настойчивости для достижения цели.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: развивать умение обрабатывать информацию; способствовать формированию коммуникативной компетенции обучающихся; способствовать рефлексии способов и условий действия, контролю и оценке процесса и результатов деятельности обучающихся.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: способствовать формированию умений в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: площадь прямоугольника, площадь квадрата, единичный квадрат, единицы площади; способствовать формированию понятия квадратного сантиметра, площади фигуры;способствовать формированию навыков находить площадь прямоугольника, используя разные единицы измерения; совершенствование устных вычислительных навыков.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование урока: учебник Никольский, С. М. Математика. 5 класс: учеб. для  общеобразоват. организаций  / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н.Н. Решетников, А. В. Шевкин.   – М.: Просвещение, 2014. – 272 с.: ил. – (МГУ – школе.); интерактивная доска (экран), компьютер, проектор,  2 электронные презентации, выполненные в программе PowerPoint.

Планируемые результаты:

личностные: представляют значение математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;

метапредметные (коммуникативные, регулятивные, познавательные):  овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

предметные: научатся использовать единицы измерения площади мм2, см2, дм2, м2, а, га, км2; анализировать правильность выполнения действий, научатся вычислять площадь  прямоугольника; решать задачи разными способами, работать с разными единицами измерения площади прямоугольника, научатся определять единицы измерения площади через понятие единичного квадрата, формулы нахождения площади квадрата и площади прямоугольника; научатся решать задачи на нахождение площади фигуры; применять вычислительные навыки.

Технологическая карта урока по теме «Площадь прямоугольника. Единицы площади» 5 класс. Математика.

Этапы урока

Задача – результат каждого этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД на каждом этапе

Мотивация (самоопределение)

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей

Перемена пролетела,

Дверь певуче заскрипела.

Мы вошли тихонько в класс

И урок начнем сейчас.

Настрой на работу.

Л:понимают значение знаний для человека, проявляют интерес к предмету.

К: планируют учебное сотрудничество с учи-телем и сверстниками.

1.1.Этап

актуализации.

Обращение к индивидуальному опыту учащихся, связанному с метапредметной темой урока. Актуализация опорных знаний и способов действий.

- Сдайте тетради. Есть вопросы по ДЗ?

Устный счет. (Слайд 1)

-  Какие фигуры изображены на доске? (Слайд 2)

- Среди данных фигур найдите прямоугольники.

- Найдите прямоугольники в нашем классе.

- Докажите свой выбор.

Задают вопросы.

Обучающиеся устно решают.

Называют номера фигур (4 и 6).

Называют предметы.

Л:осознают свои воз-можности в учении.

П: владеют базовыми предметными поня-тиями.

К:обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга.

1.2.Этап

проблематизации

Определение учащимися собственного «незнания» относительно фундаментального образовательного объекта урока.

Задача на нахождение площади прямоугольника (фигура разбита на клетки 1см х1см). (Слайд 3).

-Проблема: как найти площадь,  не расчерчивая каждый раз на квадратные сантиметры, которые мы будем называть единичными квадратами?

-Какими единицами мы измерили площадь прямоугольника?

- Всегда ли площадь можно найти только в ? В каких единицах удобнее измерить площадь доски?

Подсчитывают квадратные сантиметры.

Делают вывод: длину умножить на ширину.

-Квадратными сантиметрами.

-Можно использовать разные единицы измерения площади.

П:владеют базовыми предметными понятиями, логичес-

кими действиями.

Р: принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют поиск средств для выполнения учебной задачи.

К: формулируют и аргументируют своё мнение на обсуждаемую проблему.

Л:осознают важность и необходимость изучения  предмета в жизни человека.

1.3. Этап

целеполагания

Формулировка учащимися цели предстоящей деятельности по преодолению собственного «незнания».

- Как можно сформулировать тему нашего урока? - А что бы вы хотели узнать на уроке?

- Какие цели мы поставим перед собой?

(Напомнить о правильной посадке за партой)

Цель урока: мы будем находить площадь прямоугольника, используя разные единицы измерения.

2.1.Этап

моделирования

Построение идеального видения фундаментального образовательного объекта, оформление его в виде модели, отражающей его внутреннее устройство, систему внешних связей.

-Итак, тема нашего урока созвучна цели урока. Прочтите  в учебнике на с.105 тему урока. Запишитееё в тетрадь.

- Как найти площадь прямоугольника?- Что для этого нужно знать?

- Как иначе называются длина и ширина прямоугольника?

- Как вычислить площадь квадрата?

- Найдите площадь классной доски.

Проблема: Удобно ли работать с такими большими числами? Если площадь дана в  как выразить её в ?

-Найдите в учебнике на с.106 единицы измерения площади.

- Выразите 1га в арах.

- Группа учащихся исследовала,сущест-вовали ли раньше другие единицы изме-рения площадей, иподготовила презен-тацию.(Презентация 2,см. Приложение)

Тема «Площадь прямоугольника. Единицы площади»

S=ab

- Длину и ширину прямоугольника.

- Основание и высота.

S=

Дети с помощью рулетки измеряют длину и ширину доски и вычисляют её в

1=100

1а(ар)= 10м10м=

=100 (сотка),

1га(гектар)=

=100м*100м=10000

1га=100а

П:осуществлять поиск необходимой информации; исполь-зуют знаково-симво-лические средства представления информации для решения учебно-практических задач.

Р: принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют поиск средств для выполнения учебной задачи.

К: умеют строить понятные для партнёра речевые высказывания.

2.2.Этап

конструирования

Переход от системы теорети-ческого мышления к системе практи-ческого мышления и создание учащи-мися собственных образовательных продуктов.

- Выполните гимнастику для глаз.

Организовывает решение типовых заданий(фронтально)

Задания классу:№478 - устно.

№480 – самостоятельно,

взаимопроверка в парах.

№ 486  (под руководством учителя).

Проблема.Как найти длину по известным площади и ширине?

Задача №488 (слайд 4)

- Динамическая пауза!

Делают упражнения.

Обосновывают свои ответы.

Делают упражнения.

П:владеют способами выполнения заданий поискового характера, логическими действиями.

Р:принимают и сохраняют учебную задачу.

К: владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Л:осознают ответственность за общее дело;имеют установку на здоровый образ жизни

2.3.Этап презентации

образовательных продуктов

Соединение идеальных планов каждого в общий и коллективный «объем» (совместную деятельность).

Как вы думаете, где в повседневной жизни мы используем знания о нахождении площади прямоугольника?

При изучении каких дисциплин?

Работа в группах(3 группы по 5 человек). - Придумать задачу на нахождение площади для другой группы.

Во время ремонта,

при раскрое, при покупке огорода.

Географии,технологии

Составляют задачи, обмениваются зада-ниями и решают их.

3. Рефлексия учебной деятельности.

Итог урока.

Инициировать рефлексию детей по поводу психо-эмоционального состояния, моти-вации их деятельности. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

- В каких единицах измеряется городская площадь? Удобно ли измерять площадь футбольного поля в см2? Когда удобнее измерять площадь в мм2, см2, дм2, м2, а, га, км2?

- Достигли ли мы с вами сегодня  на уроке поставленной цели?

- Кто хорошо разобрался в новом материале, поднимите руки вверх.

- Кому нужна помощь, разведите руки в стороны. Оцените свою работу на уроке по вопросам анкеты (см. Приложение).

Отвечают на вопросы

Учащиеся осуществ-ляютсамооценку собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы анкеты.

П: ориентируются всвоей системе знаний.

Р:оценивают собственную деятельность на уроке

Л: проявляют интерес к предмету,стремятся к приобретению новых знаний.

4. Информация о

домашнем задании

Обеспечить пони-мание детьми це-ли, содержания и способов выполне-ния домашнего задания.

Домашнее задание:  (Слайд 5)

учебник, п.2.9. – читать,

№ 481(а,б), 489;№490 (доп.)

Творческое задание (по желанию): составить задачу на применение формулы площади прямоугольника и квадрата, оформить на листе А4.

Задают уточняющие вопросы.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств для её выполнения.

Авторская рефлексивная оценка

На уроке созданы условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. Дети самостоятельно сформулировали тему, цели урока. Организовано усвоение детьми формул площадей прямоугольника и квадрата и формирование навыков применять эти формулы на практике при решении задач. Содержание материала по сложности соответствует возрастным особенностям обучающихся. Большой интерес вызвала презентация  о старинных мерах площади  и задание на составление своих задач в группах. Задачи получились интересными и более сложными, чем решённые ранее на уроке. Организована рефлексия по вопросам анкеты. Все ребята адекватно оценили себя. Цели урока достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок геометрии в 8 классе "Площади фигур"

Это урок повторения и систематизации знаний по теме "Площади фигур". Форма повторения выбрана не случайно, т.к. наши ученики-дети, находящиеся на лечении в детском туберкулёзном санатории.  Они п...

Урок по математике в 5 классе "Площадь прямоугольника.Единицы измерения площадей"

Урок по теме "Площадь прямоугольника. Единицы  измерения площадей" представляет собой презентацию по данной теме с использованием здоровьесберегающих технологий. На уроке используется цветотерапи...

Открытый урок по теме "Единицы измерения площади"

Это урок изучения нового материала.Вводятся новые единицы измерения ар и га.Очень полезный материал для учителя математики,разработан по стандартам ФГОС....

Открытый урок по теме "Единицы измерения площадей" (математика 5 класс)

В презентации показан весь ход урока. Вначале идёт знакомство с рабочими листами учеников. Затем демонстрируется этап, когда учащиеся сами, путём рассуждений, формулируют тему урока, узнают новые един...

математика 5 класс.Тема: "Площадь прямоугольника.Единицы измерения площадей"

Технологическая карта урока по математике в 5 классе. Тема "Площадь прямоугольника. Единицы измерения площадей"...

Технологическая карта урока в 5 классе "Площадь прямоугольника. Единицы измерения площади"

Предмет: математикаКласс: 5Тема урока: Площадь прямоугольника. Единицы измерения  площади. Тип урока: обобщение и систематизация знаний (с использованием игровых  и информационных техно...

Площадь прямоугольника. Единицы измерения площади

Карта урока математики для 5 класса по теме "Площадь прямоугольника. Единицы измерения площади" с использованием карточек платформы Учи.ру...