Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (6, 7, 8 класс) на тему
Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_zanimatelnaya_matematika_6_klass.docx | 45.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района РТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Занимательная математика»
для 6-8 классов
Руководитель кружка:
Шагиева Лилия Касимовна
Срок реализации: 3 год
2016 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения.
Цель и задачи программы:
Цель:
-развивать математический образ мышления
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Общая характеристика
Программа содержит материал занимательного характера, одновременно дополняющий и расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач (метод решения «с конца» и др.), выполнению проектных работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.
Место в учебном плане
Программа кружка рассчитана на три года обучения (144 занятий в течения учебного года).
Результатами
реализации программы являются: успешные выступления кружковцев на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», а также создание брошюры «Математическая шкатулка» (банк нестандартных задач для учащихся 6 класса), где будут собраны задачи по темам всего курса, которые составлены учащимися или взяты из каких-либо источников (книги, журналы, интернет) и их решения, проектные работы учащихся.
Учебно-тематический план 1 года
№ п/п | Наименования разделов, блоков, тем | Всего час. |
1 | Человек и его интеллект. | 2 |
2 | Старинные системы записи чисел. | 2 |
3 | В поисках самого большого числа. | 2 |
4 | Всяк на свой аршин мерит. | 2 |
5 | Старинные меры массы и старинные русские деньги. | 2 |
6 | Размеры и площади геометрических фигур | 4 |
7 | Логические задачи. | 4 |
8 | Логические задачи вокруг нас. | 8 |
9 | Методы решения творческих задач. | 2 |
10 | Поиск закономерностей. | 2 |
11 | Задачи со спичками. | 2 |
12 | Игра «Мозговой штурм». | 2 |
13 | Геометрические фигуры, симметрия и природа. | 8 |
14 | Задачи на переливание. | 4 |
15 | Ребусы. | 4 |
16 | Ребусы в жизни и быту. | 8 |
17 | Арифметические ребусы. | 4 |
18 | Задачи на разрезание. | 4 |
19 | Рисуем карту. | 6 |
20 | Задачи на «обратный ход». | 4 |
21 | Задачи на «смеси и сплавы». | 4 |
22 | Круги Эйлера. | 2 |
23 | Лист Мёбиуса. | 2 |
24 | Оценка + пример. | 2 |
25 | Принцип Дирихле. | 2 |
26 | Цикличность. | 2 |
27 | Четность и нечетность. | 2 |
28 | Проценты. | 2 |
29 | Деловая игра «Проценты в современной жизни». | 2 |
30 | Процентные вычисления в жизненных ситуациях. | 8 |
31 | Биографическая миниатюра. М. В. Келдыш | 2 |
32 | Задачи в стихах | 4 |
33 | Решение олимпиадных задач | 2 |
34 | Логические задачи, решаемые с использованием таблиц | 4 |
35 | Цифры у разных народов | 4 |
35 | Решение логической задачи | 6 |
37 | Приёмы устного счёта. Интересный способ умножения | 8 |
38 | Конкурс «Кто больше знает пословиц, поговорок, загадок, в которых встречаются числа?» | 2 |
39 | Приёмы устного счёта. Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5 | 6 |
40 | Приёмы устного счёта. Возведение в квадрат трёхзначных чисел, оканчивающихся на 25 | 7 |
41 | Защита ученических проектов. | 3 |
42 | КВН | 2 |
Итого: | 144 |
Учебно-тематический план 2 года
№ п/п | Наименования разделов, блоков, тем | Всего час. |
1 | Организационное занятие. Математическая смесь. | 2 |
2 | Из истории математики:
б)Счет у первобытных людей. | 2 |
3 | Как измеряли в древности | 2 |
4 | Старые русские меры | 2 |
5 | Запись цифр и действий у других народов. | 2 |
6 | Действия с римскими цифрами. | 4 |
7 | Решение олимпиадных задач | 4 |
8 | Приемы устного счета. | 8 |
9 | Приемы устного счета. | 2 |
10 | Математика и шифры | 2 |
11 | Расшифровка записей. | 2 |
12 | Числовые ребусы. | 2 |
13 | Кроссворды | 8 |
14 | Комбинации и расположения. | 4 |
15 | Логические задачи. | 4 |
16 | Логические задачи | 8 |
17 | Соревнование «Математическая регата». | 4 |
18 | Решение задач международного конкурса «Кенгуру» | 4 |
19 | Решение задач международного конкурса «Кенгуру» | 6 |
20 | Решение задач на взвешивание | 4 |
21 | Решение задач на переливание | 4 |
22 | Решение задач на движение | 2 |
23 | Решение задач на движение | 2 |
24 | Решение задач на проценты | 2 |
25 | Простейшие математические фокусы | 2 |
26 | Алгоритм разгадывания математических фокусов | 2 |
27 | Игра «Математическое ралли» | 2 |
28 | Решение математических задач с помощью рассуждений. | 2 |
29 | Комбинаторные задачи с квадратом | 2 |
30 | «Математическое поле чудес» | 8 |
31 | Лист Мебиуса | 2 |
32 | Великие математики | 4 |
33 | Математика и здоровье | 2 |
34 | Приёмы счёта. Быстрое сложение и вычитание натуральных чисел | 3 |
35 | Математический кроссворд | 4 |
36 | Решение олимпиадных задач | 8 |
37 | Устный счёт | 4 |
38 | Игра «Астрономия на координатной плоскости» | 1 |
39 | Принцип Дирихле и его применение к решению задач | 2 |
40 | Геометрическая задача | 2 |
41 | Знакомьтесь, новый знак «!» (факториал) | 2 |
42 | Распространение десятичных дробей | 5 |
43 | Итоговое занятие. Награждение учащихся, успешно освоивших программу курса | 1 |
Итого: | 144 |
Учебно-тематический план 3 года
№ п/п | Наименования разделов, блоков, тем | Всего час. |
1 | Олимпиадные задачи, их особенности. | 2 |
2 | Математические софизмы, фокусы и головоломки. | 2 |
3 | Простейшие преобразования графиков | 2 |
4 | Элементы теории множеств и математической логики. Логические задачи. | 2 |
5 | Системы уравнений и методы их решения. | 2 |
6 | Головоломки в картинках. | 4 |
7 | Судоку. Японская головоломка. | 4 |
8 | Задачи на равномерное движение. | 8 |
9 | Задачи на расход материалов и денежных средств. | 2 |
10 | Решение задач с помощью уравнений | 2 |
11 | Решение задач на проценты | 2 |
12 | Старинные задачи. | 2 |
13 | Задачи с числовыми великанами. | 8 |
14 | Решение задач с помощью системы уравнений. | 4 |
15 | Простейшие преобразования графиков. | 4 |
16 | Классические задачи | 8 |
17 | Простейшие геометрические задачи | 4 |
18 | Геометрия в лесу. Геометрия у реки. Решение задач. | 4 |
19 | Геометрия в открытом поле. Площадь участка. | 6 |
20 | Геометрия в дороге. Решение задач. | 4 |
21 | Походная тригонометрия без формул и таблиц. Где небо с землёй сходится. | 4 |
22 | Между делом и шуткой в геометрии. | 2 |
23 | Большое и малое в геометрии. Геометрическая экономия. | 2 |
24 | Платоновы тела в геометрических задачах | 2 |
25 | Конкурс на составление задач | 2 |
26 | Освоение инструментов программы | 2 |
27 | Выделение объектов. Перетаскивание объектов. | 2 |
28 | Знакомство с Меню ”Вид», с Меню “Измерения” (измерение длин отрезков, углов и площадей, вычисление периметра) . | 2 |
29 | Построение отрезка, середины отрезка. | 2 |
30 | Построение пересечений. Построение и измерение углов Построение биссектрисы угла.. | 8 |
31 | Построение окружностей, дуг. Построение круга, сектора, сегмента. | 2 |
32 | Построение рисунков по заданным координатам. | 4 |
33 | Орнаменты и рисунки. | 2 |
34 | Из истории математики. Проценты в прошлом и настоящем | 1 |
35 | Приём устного счёта. Умножение крестиком | 4 |
36 | Решение олимпиадных задач | 8 |
37 | Приёмы устного счёта. Признак делимости на 11 | 3 |
38 | Задачи в стихах | 4 |
39 | Задачи со спичками | 2 |
40 | Математические софизмы | 2 |
41 | Простые числа | 1 |
42 | Из истории интересных чисел. Число π | 2 |
43 | Выполнение собственной творческой работы | 3 |
Итого: | 144 |
Содержание программы
Человек и его интеллект. Старинные системы записи чисел. В поисках самого большого числа. Всяк на свой аршин мерит. Старинные меры и старинные русские деньги. Размеры и площади геометрических фигур. Логические задачи. Логические задачи вокруг нас. Методы решения творческих задач. Поиск закономерностей. Задачи со спичками. Игра «Мозговой штурм». Геометрические фигуры, симметрия и природа. Задачи на переливание. Ребусы. Ребусы в жизни и в быту. Арифметические ребусы. Задачи на разрезание. Рисуем карту. Задачи на «обратный ход». Задачи на «смеси и сплавы». Круги Эйлера. Лист Мёбиуса. Оценка + пример. Принцип Дирихле. Цикличность. Деловая игра «Проценты в современной жизни». Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Защита ученических проектов. КВН
- Решение олимпиадных задач
Цель – развивать логическое мышление, учить решать нестандартные задачи, готовить учащихся к проведению олимпиады по математике.
Теория: Олимпиадные задачи, их особенности. Математические софизмы, фокусы и головоломки. Элементы теории множеств и математической логики. Логические задачи. Головоломки в картинках.
Практическая часть: решение нестандартных, олимпиадных задач; мозговой штурм, эвристические беседы.
- Алгебраические задачи
Цель –научить решать задачи практического характера по алгебре, анализировать решенную задачу, формулировать выводы по ней, подготовка к государственной итоговой аттестации.
Теория: Задачи на равномерное движение, на расход материалов и денежных средств. Решение задач с помощью уравнений и системы уравнений. Решение задач на проценты
Практическая часть: решение задач прикладной направленности с помощью уравнений и систем уравнений. Задачи « Проценты в нашей жизни». Решение задач из ГИА.
- Занимательная геометрия
Цель –научить решать задачи практического характера по геометрии, анализировать решенную задачу, формулировать выводы по ней, подготовка к государственной итоговой аттестации.
Теория: Решение задач с использованием свойств треугольника, « Геометрия в лесу», «Геометрия у реки», « Геометрия в открытом поле» Решение задач по нахождение площади, объёма. Решение старинных задач.
Практическая часть: решения задач прикладной направленности по геометрии, используя различные способы.
- Живая геометрия
Цель –научить работать на компьютере с программой « Живая геометрия», создавать интерактивные чертежи, а также выполнять различные измерения.
Теория: Ознакомление с окном программы. Освоение инструментов программы Построение отрезка, середины отрезка. Построение лучей, прямых. Построение пересечений. Построение и измерение углов. Построение биссектрисы угла. Построение многоугольников. Построение окружностей. Построение рисунков по заданным координатам. Выполнение собственной творческой работы. Конкурс творческих работ как итоговое занятие года.
Практическая часть: Решение задач с элементами построения. Выполнение орнаментов и рисунков. Выполнение работ где требуется придумать свои узоры.
Проекты
Выбор тем и выполнение проектных работ. Примерные темы проектов:
· Системы счисления. Мифы, сказки, легенды.
· Софизмы и парадоксы.
· Математические фокусы.
· Математика и искусство.
· Математика и музыка.
· Лабиринты.
· Палиндромы.
· Четыре действия математики.
· Древние меры длины.
· Возникновение чисел.
· Счёты.
· Старинные русские меры.
· Магические квадраты.
· Свои темы проектов.
Предполагаемые результаты освоения программы кружка
В результате занятий в кружке учащиеся должны
Знать:
- старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов;
- названия больших чисел;
- свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными числами и нулём и их свойства, понятие квадрата и куба числа;
- приёмы быстрого счёта;
- методы решения логических задач;
- свойства простейших геометрических фигур на плоскости;
- понятие графа;
- понятие софизма.
Уметь:
- читать и записывать римские числа;
- читать и записывать большие числа;
- пользоваться приёмами быстрого счёта;
- решать текстовые задачи на движение, на взвешивание, на переливание;
- использовать различные приёмы при решении логических задач;
- решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;
- решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы.
- выполнять проектные работы.
Литература
1. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа с учениками 5-6 классов. - М.: Просвещение,2005 .
2. Журналы «Математика в школе», 1980-2008.
3.А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И. Крючкова, Л. А. Литвачук. Внеклассная работа по математике в 4-5 классах. М. , «Просвещение»,1974.
4. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы– М. Айрис-пресс, 2006
5.Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2002.
6.Фарков А.В. Внеклассная работа по математике.5-11 классы М.: Айрис-пресс, 2008
7. Ю.В.Щербакова. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5-8 классы. М.: Глобус.2008.
8.П.М. Камаев. Устный счёт. М.: Чистые пруды, 2007.(Библиотека « Первого сентября», серия « Математика», №3 (15)/2007)
9.Н.П. Кострикина. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4-5 классов. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1986
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" 9 класс.Автор: Егоричева Ольга Васильевна, учитель математики МБОУ "Тимошинская средняя общеобразовательная работа". Бабаевский район, д.Тимошино
Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" предназначена для подготовки обучающихся 9 класса к государственой итоговой аттестации за курс основной школы. Программа содержит: пояснитель...
Рабочая программа кружка "Школа юного математика"
Программа кружка рассчитана на учащихся 12 – 15 лет. На изучение курса отводится 4 года по 76 часов, распределив их по темам. Данная программа способна удовлетворит...
Рабочая программа кружка по математике «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
Рабочая программа кружка по математике «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК». 1. Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.2. Развитие математических, интеллектуаль...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по математике: «Основные вопросы математики в ЕГЭ» 11 класс
В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации ЕГЭ по математике в 2015 году будет разделен на базовый и профильный уровни....
Рабочая программа кружка по математике: «Подготовка к ОГЭ по математике»
Программа кружка расчитана на дополнительную подготовку для сдачи экзамена в формате огэ...
Рабочая программа кружка по математике «Избранные вопросы математики» для 8 класса
План работы кружка по математике "Избранные вопросы математики" 108 часов (3 часа в неделю)...
Рабочая программа кружка "В мире математики"
Данная программа представлена следующими разделами: пояснительная записка, методы и способы реализации программы, содержание курса, тематический план, список литературы....