Рабочая программа кружка "В мире математики"
методическая разработка по математике (5 класс) на тему
Данная программа представлена следующими разделами: пояснительная записка, методы и способы реализации программы, содержание курса, тематический план, список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка
"В мире математики", 5 класс
Пояснительная записка
Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личность ребенка. Управлять этим процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в самореализации, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое-добыто на всю жизнь Программа внеклассных занятий по математике выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ребенка внимания, восприятия и воображения, памяти и мышления.
На каждом занятии математики рассматриваются ситуации способствующие развитию познавательной и умственной активности, логические задачи способствуют развитию логического мышления внимания, умение применять свои знания в новых условиях.
Решение задач повышенной трудности способствуют развитию интереса и интеллектуальных способностей детей, активизируют их познавательную деятельность. Так же для повышения интереса к решению задач на движение следует использовать разнообразные чертежи и схемы. Они позволяют наглядно представить ситуацию, способствуют осознанному приобретению знаний, умений и навыков, развивают память, речь, мышление. Учитель должен выработать навык решения как простых так и составных задач на движение, на основании которого они смогут решать более сложные задачи по алгебре и физике в старших классах.
Актуальность работы определяется рядом факторов практического характера: ориентирование на исследовательскую, творческую самореализацию ученика, на общение учителя и ученика.
Недостаточное количество времени отведенное в программе на решение текстовых задач отрицательно сказывается на развитии умственной активности, логическом мышлении, развитии кругозора. Занятия построены таким образом, что акцент в них делается на ознакомление с новыми методами доступными учащимся 5 класса.
В качестве основных форм проведения занятий предлагается комбинированные тематические занятия, а также повторение и соревнования
Основные цели:
· овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
· интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, , способность к преодолению трудностей;
· воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Задачи:
- Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно применять знания по математике;
- Формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование вычислительных навыков.
- развивать внимание ,мышление, воображение, память, умение анализировать, сравнивать, обобщать и т.д.
- учить приемам исследовательской и творческой деятельности
Гипотеза:
предположение об эффективности задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами
- развитие личности ученика, его творческого потенциала
- развитие интеллекта, исследовательского начала
- развитие познавательных действий и операций
Практическая значимость обуславливается обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия
Методы и способы реализации программы:
В зависимости от учебной задачи используются следующие методы и способы:
- фронтальная работа
- групповая работа
- индивидуальная работа
Содержание курса:
1. История математики.-1 час
Что дала математика людям, зачем ее изучать? Причина ее возникновения-
Показать практическую значимость математики. Познакомить с ее историей.
Как возникло слово «математика». Приемы устного счета. Признаки делимости чисел.
Счет у первобытных людей. Рассказать об учёных мирового уровня.
2. Задачи, решаемые с конца – 5 часов.
В процессе обучения особое внимание уделяется технике решения задач, показываются методы и приемы решения не отдельной задачи, а целого класса задач, объединенных общей структурой.
3. Геометрические задачи (разрезание)- 4 часа.
Данный раздел ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Разрезание на части различных фигур, составление из полученных частей новых фигур помогают уяснить инвариантность площади и развить комбинаторные способности. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения. Дети самостоятельно проверяют истинность высказываний, составляют различные построения из заданных фигур, выполняют действия по образцу, сравнивают, делают выводы.
4.Тестовые задачи( переливание) -4 часа.
Рассматривается еще один тип логических задач. Это задачи на переливания, в которых с помощью сосудов известных емкостей требуется отмерить некоторое количество жидкости.
4. Логические задачи -6 час.
Работая с учащимися по данной программе, рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики, выходить из создавшейся ситуации, заложенной в той или иной задаче, самым удобным и рациональным способом.
5. Арифметические задачи – 5часов.
Показать разные способы решения арифметических задач.
Все арифметические задачи по числу действий, выполняемых для их решения, делятся на простые и составные. Задача, для решения которой надо выполнить один раз арифметическое действие, называется простой. Задача, для решения которой надо выполнить несколько действий называется составной.
Простые задачи в системе обучения математике играют чрезвычайно важную роль. С помощью решения простых задач формируется одно из центральных понятий начального курса математики - понятие об арифметических действиях и ряд других понятий. Умение решать простые задачи является подготовительной ступенью овладения учащимися умением решать составные задачи, так как решение составной задачи сводится к решению ряда простых задач. При решении простых задач происходит первое знакомство с задачей и её составными частями.
Решение арифметических задач способствует развитию аналитических способностей учащихся.
Рассматриваются решения олимпиадных задач.
6.Задачи на движение - 7 часов.
Ознакомление школьников с задачами на движение. Решение простых текстовых задач на движение в одном направлении, на встречное и на противоположное движение. Решение задач на зависимость величин разными способами.
Составление задач с величинами: скорость, время, расстояние. Решение задач на нахождение расстояния. Задачи на нахождение времени, скорости
6. Исследовательская работа – 3 часа. Ознакомление школьников с требованиями написания проектов, проводить исследовательские работы.
Тематический план.
№ | тема | цель |
| Из истории математики | |
1 | Вводное занятие. Что дала математика людям, зачем ее изучать? Причина ее возникновения. | Показать практическую значимость математики. Познакомить с ее историей. Учить мыслить, слушать, запоминать. |
| Задачи, решаемые с конца | |
2 | Задачи, решаемые с конца. | Показать основные приемы записи |
3 | Задачи, решаемые с конца. | Рассмотреть основные приемы решения |
4 | Задачи, решаемые с конца. | Самостоятельная работа |
5 | Задачи, решаемые с конца. | Обобщение материала |
6 | Задачи, решаемые с конца. | Соревнование |
| Геометрические задачи | |
7 | Геометрические задачи (разрезание) | Практический показ решения задач |
8 | Геометрические задачи (разрезание) | Практический показ решения задач |
9 | Геометрические задачи (разрезание) | решение задач |
10 | Геометрические задачи (разрезание) | Самостоятельная работа |
| Текстовые задачи | |
11 | Текстовые задачи( переливание) | Практический показ решения задач |
12 | Текстовые задачи( переливание) | Практический показ решения задач |
13 | Текстовые задачи( переливание) | Самостоятельная работа |
14 | Текстовые задачи( переливание) | Соревнование |
| Логические задачи | |
15 | Логические задачи | Ввести понятие высказывание, комбинаторика. |
16 | Логические задачи | Методы решения |
17 | Логические задачи | Методы решения. Извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным, |
18 | Логические задачи | Сравнивать величины, находить наибольшие и наименьшие значения и др |
19 | Логические задачи | Выполнять сбор информации в несложных случаях |
20 | Логические задачи | Достоверное и невозможное события. Сравнение шансов. Решение комбинаторных задач перебором вариантов |
| Арифметические задачи | |
21 | Арифметические задачи | Практический показ решения задач |
22 | Арифметические задачи | Практический показ решения задач |
23 | Арифметические задачи | Практический показ решения задач |
24 | Арифметические задачи | Решение олимпиадных задач |
25 | Арифметические задачи | Доклад « числа натурального ряда и мистические суеверия» |
| Задачи на движение |
|
26 | Ознакомление школьников с задачами на движение | Задачи практической значимости |
27 | Решение простых текстовых задач на движение в одном направлении | Практический показ решения задач |
28 | Решение составных задач на встречное и на противоположное движение | Практический показ решения задач |
29 | Решение задач на зависимость величин разными способами | Практический показ решения задач |
30 | Составление задач с величинами: скорость, время, расстояние. | Практический показ составления задач |
31 | «Решение задач на нахождение расстояния» | соревнование |
32 | Задачи на нахождение времени, скорости | Повторение изученного материала |
| Исследовательская работа | |
33 | Исследовательская работа | Работа над проектом |
34 | Исследовательская работа | Работа над проектом |
35 | Обобщающее занятие | Защита проектов |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Баврин И.И., Фрибус Е.А. Занимательные задачи по математике. - М.: Гуманит. изд. центр. Владос, 2003.
- Гельфман Э.Г. и др. Дело о делимости и другие рассказы. - Томск. Изд-во Том. Ун-та, 1995.
- Гельфман Э.Г. и др. Геометрия для младших школьников. - Томск. Изд-во Том. Ун-та, 1995.
- Дорофеева А.В. Страницы истории на уроках математики. Ж. “Квантор”, 1991, №6.
- Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. - М.: Омега, 1994.
- Колягин Ю.М., Оганесян В.А. Учись решать задачи. - М.: Просвещение,1980.
- Минаева С.С. Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике. - М.: Просвещение, 1983.
- Нестеренко Ю.В., Олехник С.Н., Потапов М.К. Задачи на смекалку. - М.: Дрофа, 2003.
- Петраков И.С. Математические олимпиады школьников. — М.: Просвещение, 1982..
- Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. задачи на смекалку. — М.: Просвещение,2003.
- Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. — М.: Просвещение, 1994.
- Элементы статистики и теории вероятностей «Просвещение» Макарычев Ю.Н.2007 г.
- Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике. - М.: Просвещение, 1996
- Сайт учителя математики Савченко Г
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" 9 класс.Автор: Егоричева Ольга Васильевна, учитель математики МБОУ "Тимошинская средняя общеобразовательная работа". Бабаевский район, д.Тимошино
Рабочая программа кружка по математике "Школа абитуриента" предназначена для подготовки обучающихся 9 класса к государственой итоговой аттестации за курс основной школы. Программа содержит: пояснитель...
Рабочая программа кружка по математике «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
Рабочая программа кружка по математике «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК». 1. Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.2. Развитие математических, интеллектуаль...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по математике: «Основные вопросы математики в ЕГЭ» 11 класс
В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации ЕГЭ по математике в 2015 году будет разделен на базовый и профильный уровни....
Рабочая программа кружка по математике: «Подготовка к ОГЭ по математике»
Программа кружка расчитана на дополнительную подготовку для сдачи экзамена в формате огэ...
Рабочая программа кружка по математике «Избранные вопросы математики» для 8 класса
План работы кружка по математике "Избранные вопросы математики" 108 часов (3 часа в неделю)...
Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"
Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности. Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по математике: «Увлекательная математика каждому» 7 класс
Рабочая программа кружка по математике 7 класс...