Технологическая карта урока математики в 5 классе
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
разработка урока математики в 5 классе по теме "Занимательные задачи на проценты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.66 КБ |
![]() | 114.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет____математика_____класс________5___________
Дата урока___11.04.2016г____
Тема урока | Место урока по теме | ||
Решение логических и занимательных задач на проценты. | Урок относится к разделу «Десятичные дроби» и является 37 уроком в данном разделе. | ||
Тип урока | Формы, приёмы, методы | ||
урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) | Фронтальная, парная, индивидуальная | ||
Цель урока | |||
совершенствование практических навыков решения основных задач | |||
Метапредметные УУД | Предметный результат | УУД | |
уметь воспроизводить смысл понятия проценты; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности | предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умения решать основные типы задач на проценты личностные: уметь работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения | образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты». воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе. развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать. | |
Педагогические технологии | Оборудование | ||
Личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающее, | Учебник, тетрадь, доска, экран, проектор, компьютер, карточки самооценивания. |
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I этап: Организационный этап ( 1 мин) | |||
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: "+" - справился с задачей без затруднений, "±" - справился с задачей, но возникали сложности, "-" - не справился с задачей. Проведем психологический настрой (работа с сигнальными карточками) и мотивацию учащихся к предстоящей деятельности. | Учащиеся слушают учителя. Поднимают сигнальные карточки в зависимости от настроя к уроку. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения | |
II этап: Актуализация знаний (3 мин) | |||
Устный счет: 0,13 1,09 0,8 0,45 0,006 43% 18% 40% 77% 112% Задание: в первой строке замените десятичные дроби процентами, а во второй строке проценты замените десятичными дробями. Давайте вспомним основные задачи на проценты. а) как найти процент от числа; Найдите: 48% от 250 б) как найти по проценту целую величину; Найдите: число, 8% которого равны 12. в) как найти процентное соотношение одного числа от другого. Сколько процентов составляет 150 от 600? Повторим эти правила в общем виде: А % от Б Б ∙ 0,01А А % это С С : 0,01А Б от С в % (Б : С) ∙ 100% | Учащиеся устно выполняют предложенные задания.
250 ⋅ 0,48 =120 Решение: 8% = 0,08 12 : 0,08 =150. Решение: | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. | |
III этап: Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (4 мин) | |||
Рассмотрим следующую задачу: Учитель подводит итоги успеваемости за четверть. В 5а 9 учеников учатся на отлично и хорошо, а в 5б -11, но в 5а- 16 учеников, а в 5б -20 учеников. Как выяснить какой класс лучше учится? - Ответить на этот вопрос помогут проценты. Если мы выразим количество учащихся в процентах, ответ будет ясен. - Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием? Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ. Сегодня вы будете работать в роли продавцов, высчитывающих скидку покупателю; в роли классного руководителя и завуча школы; в роли бухгалтера, начисляющего заработную плату сотруднику. Тема нашего урока: Решение логических и занимательных задач на проценты. Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач. | Учащиеся предлагают свои решения. Отвечают на поставленный вопрос (В магазине, и в банке, и в аптеке, и в газетах, и в журналах, и по телевизору и в школе) Формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. | |
IV этап: Применение знаний и умений в новой ситуации. (28 мин) | |||
Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни. 1. Классный руководитель – завуч школы. 1) В классе 28 учеников, 19 из них учатся на “4” и “5”. Какой процент учащихся закончили четверть на“4” и “5”? Ответ округлить до десятых процента. 2) 12 учеников посещают спортивные секции, 16 учеников посещают различные кружки. Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки? 2. Продавец - покупатель. Ученики в парах вычисляют скидку на два, заранее определенных, товара, и стоимость покупки. Товар: скидка на данный товар: Шуба - 38 500 рублей 14 % Сапоги – 7 800 рублей 10% Шапка - 2 200 рублей 8 % Спортивный костюм – 3 200 рублей 11 % Кроссовки – 1 850 рублей. 5 % 3. Бухгалтер – сотрудник фирмы. Ставка сотрудника – 13 500 рублей. Доплата за совмещение обязанностей – 60 % Доплата на транспорт 10% Какова заработная плата сотрудника? Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник? | Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач. При необходимости могут использовать калькуляторы, имеющиеся на столах. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания. Ответ к задаче: 67,9% учащихся закончили четверть на“4” и “5” 42,9% учеников посещают спортивные секции, 57,1% учеников посещают различные кружки. Ответ к задаче: Товар:
Сапоги 780 7 020 Шапка 176 2 024 Спортивный костюм 352 2 848 Кроссовки 92,5 1 757,5 Премия 10 327,5 рублей, Общая сумма 33 277,5 рублей, Налог 4 326,08 рублей, Сумма, которую получит сотрудник 28 951,42 рубля. | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. | |
V этап: Физкультминутка. (2 мин) | |||
Давайте немного передохнем. Поднимает руки класс – | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем | ||
VI этап: Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (4 мин) | |||
Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему? | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. | Личностные: формирование позитивной самооценки Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. | |
VII этап: Рефлексия (подведение итогов урока). (2 мин) | |||
Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами. Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке. | Учащиеся сдают карточки самооценивания. | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке | |
VIII этап: Информация о домашнем задании. (1 мин) | |||
Решите следующую задачу: В семье Карповых, состоящей из мамы, папы и шестилетнего Юры, семейный бюджет на месяц делится следующим образом. Задания: 1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если Юрина мама зарабатывает 15 000 рублей, а Юрин папа 20 000 рублей в месяц. 2. Смогут ли Карповы съездить через 5 месяцев по путевке на юг, потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек, включая дорогу) - 60 000 рублей. | Учащиеся слушают учителя, записывают задание в дневник. |
Приложение1
Статья расхода | Процент от заработанной суммы |
Оплата расходов на содержание квартиры | 8 |
Плата за детский сад за 1 ребенка | 6 |
Покупка продуктов | 23 |
Непредвиденные расходы (покупка одежды, обуви, приобретение или ремонт электроприборов ,если есть необходимость и т.д.) | 23 |
В копилку | 40 |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока математики в 5 классе
учителя математики
Нефтеюганского районного муниципального общеобразовательного
бюджетного учреждения «Лемпинская средняя общеобразовательная школа»
АбубакировойЗилииРафинатовны.
Коллектив 5 класса состоит из 10 человек, из них 7 мальчиков и 3 девочки. Возрастной состав детей от 10-11лет. На данном уроке присутствовало 7 человек.
Интеллектуальное развитие детей соответствует возрастной норме, на уроках дети познавательно активны. По уровню знаний и способностей класс среднего уровня. Мотивация к обучению наблюдается у всех учащихся. Средний уровень развития способностей показывают 8 человек (80 %), ниже среднего - 2 учащихся (20%).
Коллектив достаточно дружный, доброжелательный, но волевые качества развиты не у всех. Учащиеся умеют работать совместно.
Большинство ребят класса проявляет высокую заинтересованность в успехе. Есть ребята, которые активно принимают участие в ежегодном конкурсе «Кенгуру», в мероприятиях недели точных наук и других дистанционных конкурсах.
Тема урока:Решение логических и занимательных задач на проценты.
Цель: совершенствование практических навыков решения основных задач
на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач.
Исходя из цели урока,ставлю задачи урока:
образовательные(формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты».
воспитательные(формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
развивающие (формирование регулятивных УУД): способствоватьразвитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Содержание урока.
Содержание урока соответствует требованиям программы. Урок относится к разделу «Десятичные дроби»и является 37 уроком в данном разделе. Тема предыдущего урока «Решение проблемных задач». К данному уроку учащиеся имеют необходимый уровень знаний по данной теме.Содержание урока соответствует возрастным нормам. Данный урок имеет непосредственную связь с пройденным материалом.
Этапы урока и содержание материала были подобраны в соответствии с выбранным типом урока.
Время, отведенное на все этапы, было распределено рационально. Логика между этапами соблюдена.
Отбор учебно-методического обеспечения урока (дидактический материал, ИКТ, вопросы, задания для учащихся) соответствовал поставленным целям и задачам данного урока.
Урок рассчитан на 45 минут.
Методика проведения урока.
Активизация представлена через систему вопросов, различные формы организации работы, использование проблемной ситуации, элементов занимательности и наглядности (мультимедийная презентация), применение здоровьесберегающих технологий.
Использовались
- задания поискового характера;
- метод наглядности;
- метод контроля и самооценки.
На всех этапах урока приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они выполняются как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы, в парах, в группах. Объём самостоятельных работ соответствует возрастным требованиям, достаточен, характер познавательный, поисковый. Использовались различные виды контроля: ученик – ученик ( при групповой работе), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на доске).Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать «новое» от уже известного.
Психологические аспекты урока.
На уроке создан благоприятный климат и комфортные условия для каждого ученика. Учитывались физиологические и психологические особенности детей, проводились виды работы, которые снимали усталость. Развитие психических процессов на уроке происходило через мобилизацию внимания учащихся различными способами: через прямое требование, связывая изучение материала с жизнью, с помощью использования различного занимательного материала. Побуждение к активному усвоению знаний велось через стимулирование учеников к применению различных способов учебной нагрузки. Содержание материала и виды работы на уроке были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Соответствие урока требованиям ФГОС.
Урок построен в рамках системно – деятельностного подхода, развивает у учеников способности самостоятельно ставить учебную задачу, планировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Организованы проблемные и поисковые ситуации, активизирующие деятельность учащихся.Урок соответствует ФГОС.
Урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностныхрезультатов:
предметные: умение в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умения решать основные типы задач на проценты
личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения
метапредметные:
- Регулятивные УУД:умение учитывать правило в планировании и контроле способа решения, выбирать и осуществлять учебные действия, оценивать свою работу и результат.
- Познавательные УУД: умение анализировать объекты с выделением существенных признаков, обобщать, делать выводы, умение воспроизводить смысл понятия проценты.
- Коммуникативные УУД: умение организовывать и осуществлять сотрудничество в паре, в группе, выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать, понимать и критиковать других.
Ход урока.
1.Организационный момент (1 мин).Готовность к деятельности, мобилизация внимания учащихся. Создание положительной эмоциональной направленности на учебную деятельность. Стимулирование самоконтроля и самоорганизации школьников.
Урок начался своевременно. Первый этап урока был направлен на психологический настрой (работа с сигнальными карточками) и мотивацию учащихся к предстоящей деятельности.
2.Актуализация знаний учащихся (3мин) осуществлялась через использование таких методов как:метод объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; словесный.
Данный этап урока позволил осуществить текущий контроль знаний, подвести учащихся к изучаемой теме урока. В ходе второго этапа урока вспомнили понятие процента, основные задачи на проценты ( как найти процент от числа;как найти по проценту целую величину;
как найти процентное соотношение одного числа от другого.
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (4 мин) Через решение задачи из школьной жизни дети формулируют тему урока, а затем с помощью терминов: «формировать», «закреплять», «упражняться» выражая свои мысли и вступая в диалог, формулируют учебную задачу, предполагают действия по достижению результатов.
4.Применение знаний и умений в новой ситуации. (28 мин)
Отработали учебный материал по теме урока практически. Проведена работа в группах, проверка с обратной связью с целью развития у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки (правильный ответ - на интерактивной доске), обобщение (работа с памяткой).
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический, самоконтроль.
5.Физкультминутка. (2 мин)
Организована и проведена динамическая пауза с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни).
Учащиеся выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание.
Отрабатывались: умение переключаться на другой вид деятельности, умение слышать и согласовывать движения.
6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (4 мин)
Обсудили: какие задачи вызвали затруднения и почему? Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.
Контроль самостоятельной работы позволил выявить уровень знаний и умений по пройденному материалу, наметились корректирующие мероприятия на следующее занятие.
7.Рефлексия (подведение итогов урока). (2 мин)
При подведении итогов урока использовала фронтально-индивидуальную беседу, словесный опрос. Дала педагогическую оценку деятельности класса.
8. Информация о домашнем задании. (1 мин)С целью формирования прочных навыков решения задач на процентыучащимся было предложено задание по карточке, где нужно рассчитать семейный расход в процентном соотношении. Проведён инструктаж по выполнению домашнего задания.
Вывод самоанализа.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен, заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг. Дети усвоили алгоритм работы по данной теме и умело применили его на практике. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических возможностей учащихся. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор современных методов и приёмов помог каждому ребёнку продвинуться в своём индивидуальном развитии. Учащиеся показали достаточный уровень усвоения знаний (100% абс.усп. и 83% кач.усп.), высокую познавательную активность на уроке, к оценке учителя отнеслись доброжелательно.
Урок дан 11.04.2016 г. на ШМО учителей предметников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/13/picture-59977-1363199111.jpg)
Технологическая карта урока математики: 3 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме "Уравнение". Тип урока: объяснение нового материала....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/13/picture-59977-1363199111.jpg)
Технологическая карта урока математики: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Единицы длины. Решение задач на движение по данному чертежу". Тип урока: повторение материала....
ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.
Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/04/picture-544256-1417724381.jpg)
Шаблон технологической карты урока математики 2 класс.
Шаблон технологической карты урока математики во 2 классе с УУД на каждый этап урока. Тема урока: "Уравнение." УМК "Школа России". Учебник М.И.Моро. Используя шаблон, учитель может добавля...
Технологическая карта урока математики 5 класса и презентация к нему
Тема урока: "Правильные и неправильные дроби"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/22/picture-504128-1413949516.jpg)
технологическая карта урока математики 5 класс
карта разработана в соответствии с требования ФГОС 5 класс учебник Л.Г.Петерсон...