Температура воздуха. Действия с рациональными числами, прямоугольная система координат.
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Николаева Ирина Николаевна

Интегрированный урок География и Математика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_geo_matem.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

НРМОБУ "Салымская СОШ №1"

  • География и Математика. 6 класс

Интегрированный урок на тему «Температура воздуха» и «Действия с рациональными числами, прямоугольная система координат» (2 часа).

Урок разработан Николаевой И.Н.

-2010-

Цели урока:

1. образовательная - познакомить учащихся с элементами погоды; научить     правильности измерения температуры воздуха; выявить факторы, влияющие на температуру воздуха; систематизировать знания по теме «отрицательные числа»; ввести понятие «координатная плоскость»; изучить построение графиков суточного хода температуры воздуха;

  1. развивающая - способствовать развитию мышления (аналогии, анализа, обобщения и др.);
  2. воспитательная - способствовать воспитанию аккуратности, требовательности к себе.

Оборудование: таблицы данных температуры воздуха, термометр лабораторный, модели термометров, карточки с примерами, карточки с терминами, карточки с заданиями.

Структура урока:

1. Организация начала урока.

2. Проверка домашнего задания.

Устный опрос (по географии)

3. Повторение ранее изученного материала (по географии, математике).

4. Изучение нового материала.

5. Закрепление материала изученного на уроке.

6. Подведение итогов урока.

7 Домашнее задание (по математике, по географии)

Ход урока.

  1. Организация начала урока.

Приветствие. Посадка.

  1. Проверка домашнего задания.

Устный опрос.

-Почему с поднятием вверх давление уменьшается?

-Как устроен барометр-анероид?

-Как устроен ртутный барометр?

-Из каких газов состоит воздух? Назовите их процентное соотношение.

-Почему атмосфера не «улетучивается»?

-Что называется атмосферой?

-В чём отличие стратосферы от тропосферы?

Опрос у доски.

Вычертить схему «Строение атмосферы».

Решить задачу. Определите, чему равна относительная высота горной      вершины, если у подошвы горы барометр показывает:

а) 750 мм рт. ст., а на вершине 440 мм?

в) 650 мм и 320 мм?

                          ✓✓✓Работа по карточкам

Карточка 1.

  1. Что такое атмосферное давление?
  2. Для чего кабины и салоны самолётов, летающих на больших высотах, делают герметичными?

Карточка 2.

  1. Перечислите факторы, влияющие на изменение давления.
  2. Определите относительную высоту горы, зная, что у её подножия барометр показывает 750 мм, а навершине-500 мм.

3.Повторение ранее изученного материала.

Учитель географии.

-Ребята, давайте перед изучением новой темы ответим на следующие вопросы:

Что является источником тепла и света для земной поверхности?

Почему происходит смена дня и ночи?

Объясните с помощью рисунка 81, как нагревание земной поверхности зависит от падения солнечных лучей?

- Итак, тема сегодняшнего урока «Температура воздуха».

Представьте, что вы сидите в комнате и читаете книгу. В комнате, как вам кажется, прохладно. Но вот открывается дверь - входит брат или сестра. Он возвратился с лыжной прогулки. У нас так жарко», - говорит он. Так как же в комнате жарко или нет? Для этого нужно посмотреть на термометр – это прибор для измерения температуры. Он изобретён очень давно. Состоит из тонкой трубочки, куда налита ртуть, и шкалы. Действие термометра основано на свойстве жидкости: при нагревании расширяться, при охлаждении -сужаться.

Учитель математики.

-Ребята, какой может быть температура воздуха? (…разной, высокой, низкой, +3 °С, -20 °С и др.)

-Температура воздуха может быть равна 0°С, выше 0° С или ниже 0° С. Как обозначается температура выше 0° С (ниже 0° С)?

-Как в математике называются числа, которые мы используем для обозначения температуры выше 0°С, ниже 0°С? (отрицательные и положительные числа).

-Как сложить два отрицательных числа? (чтобы сложить два отрицательных числа, нужно: сложить модули слагаемых, перед полученным числом поставить знак «-»).

-Как сложить два числа с разными знаками? (чтобы сложить два числа с разными знаками, модули которых не равны, нужно: из большего модуля вычесть меньший модуль, перед полученным числом поставить знак того слагаемого, модуль которого больше).

Решим примеры (устно). Учитель показывает карточки с примерами.

-12+(-4); -6+18; -42+(-13); 0+(-71); -10+(-8); -16+(-7); -4+15; -17+4

Учитель географии

        А теперь давайте вспомним, как определить температуру воздуха    

( учитель показывает модель большого самодельного термометра, а ребята работают с маленькими и устанавливают заданные температуры)

Покажите температуру (0,-5, -23, -41,-34, +20, +16, +9)° С. Определите, какую температуру показывает мой термометр (учитель с помощью «бегущей» шкалы изменяет показания термометра).

При 0° вода замерзает.

Зимой обычно t воздуха ниже 0° С.

Летом обычно t воздуха выше 0° С и т.д.

4.   Изучение нового материала.

-Можно ли судить о температуре воздуха по показаниям термометра, установленного на солнцепёке?

Конечно нельзя! Ведь этот термометр показывает, насколько градусов нагрелся сам прибор. Нас же интересует температура воздуха. Для её измерения термометр необходимо поместить в тени. Наиболее точные сведения об измерении воздуха в течение суток получают на метереологических станциях. Там температуру наблюдают по термометру, установленному на высоте 2м  от земной поверхности в специальной будке (рис.71). В неё легко проникает воздух, но солнечные лучи не попадают, так как стенки не сплошные, а сделаны из планок, укреплённых под углом. Там же устанавливают прибор-самописец-термограф. (на доске учитель прикрепляет карточку с термином)

                                    

        

✓✓✓Суточный ход температуры воздуха

На всех широтах при безоблачной погоде летом самая низкая температура воздуха перед восходом, а самая высокая через два-три часа после полудня, так как воздух нагревается то подстилающей поверхности, а на передачу тепла требуется время. После полудня воздух получает тепло в течение двух часов от хорошо прогретой поверхности.

Разность между  самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течение суток называется суточной амплитудой колебания воздуха.

Учитель математики.

-Пользуясь таблицей температур воздуха в течение суток, определим амплитуду.

Время

6 часов

10 часов

14 часов

20 часов

Температура 1 вариант

-10

-8

-6

-7

Температура 2 вариант

-1

0

+3

+1

Температура 3 вариант

-5

-2

0

-3

-Какая из приведённых в таблице температура по 1 варианту самая высокая (низкая)?  (самая низкая:(-10), самая высокая: (-6)). Чему равна амплитуда колебаний воздуха в этом случае? (амплитуда равна (-4)).

-Какая из приведённых в таблице температура по 2 варианту самая высокая (низкая)?     (самая низкая:(-1), самая высокая: (+3)). Чему равна амплитуда колебаний воздуха в этом случае? (амплитуда равна (-4)).

-Какая из приведённых в таблице температура по 3 варианту самая высокая (низкая)?     (самая низкая: (-5), самая высокая: 0). Чему равна амплитуда колебаний воздуха в этом случае? (амплитуда равна (-4)).

Средние суточные температуры

Учитель географии

В течение дня термометры фиксируют самую высокую (max) и саму низкую (min) температуру воздуха за сутки.

Для сравнения температуры воздуха в разные дни необходимо высчитывать среднюю температуру воздуха за каждые сутки.

Учитель математики.

-Что называют средним арифметическим? (среднее арифметическое нескольких чисел – число, которое получается при делении суммы этих чисел на число слагаемых)

-Ребята,  найдём среднее арифметическое чисел: 3, 7,8.

(3+7+8):3=6

-Так же можно определить среднюю температуру воздуха.

Задание. Вычислите среднюю температуру воздуха по следующим данным:

 1 час ночи +9°С

 4 часа утра +8°  С

 7 часов утра +7° С

 10 часов утра +11° С

 13 часов дня +19° С

 16 часов дня +18° С

 19 часов вечера +12°С

 22 часа вечера +10° С

Сумму этих температур следует разделить на число измерений: 94:8=11° С.

А сейчас будем учиться  строить график суточного хода температуры воздуха.

- Постройте два  пересекающиеся луча,  образующие угол  90°.

Мы построили две перпендикулярные  координатные оси.

-Какие числа будут справа от нуля? (положительные) А слева (отрицательные)

Горизонтальную ось называют осью абсцисс (на доске карточка с термином)

и обозначают буквой х.

Вертикальную ось называют осью ординат

и обозначают буквой у.

Точку пересечения называют началом координат. Ось абсцисс и ординат вместе образуют прямоугольную систему координат. Плоскость, на которой имеется система координат, называется координатной плоскостью.

-Отметьте на координатной плоскости точку К. Как найти, чему равна абсцисса (ордината) точки К?

Проведите из точки К перпендикуляры на оси координат. Какому числу соответствует пересечение перпендикуляра с осью абсцисс (ординат)? Значит число «-2» это абсцисса, а число 1 (ордината) точки К. Абсциссу и ординату вместе называют координатами точки. Координаты точки записываются в скобках, например, К (-2;1). При записи координат необходимо соблюдать строгий порядок: абсцисса всегда пишется на первом месте, а ордината на втором.

- Прочитайте запись: К (5;-9) , Т (0;-3).

Задание 1. Начертите систему координат. За единичный отрезок на обеих осях возьмите отрезок длиной 1 см. Постройте точки: А (2;3), В(-2;4), С (5;-1), Д (-4;-3), Е (2;-5), F(4;4), G (0;-2), H (3;0), R(-1,5;-6), M (-4,5;2,5), K (3,7;0,4), N (1,2;-1,2).

- Сколько координат необходимо знать, чтобы определить положение точки на плоскости?

Задание 2. У опушки леса,  пасётся лось. На координатной плоскости буквами обозначены точки, где были замечены следы  от его копыт. Запишите координаты, в которых побывал лось, покажите маршрут животного, соединив все точки.

Соединив все точки, мы получили непрерывную линию, которую называют графиком. На координатной плоскости можно изображать зависимость между различными величинами.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Учитель географии.

- Рассмотрим пример. Температуру измеряли в течение суток. По результатам измерения получили следующую таблицу.

Время

6 часов

10 часов

14 часов

20 часов

Температура 1 вариант

-10

-8

-6

-7

Температура 2 вариант

-1

0

+3

+1

Температура 3 вариант

-5

-2

0

-3

Постройте график суточного хода температуры воздуха.

Данная таблица выражает зависимость между временем и температурой.

-Постройте прямоугольную систему координат. На оси абсцисс будем откладывать значение времени, а на оси ординат – температуры. Строим на координатной плоскости все точки, координатами которых являются соответствующие числа из таблицы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

-Определите, пользуясь таблицей, чему была равна температура воздуха                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          в 6 часов по 1 варианту (-10°С).  Найдите на оси абсцисс время 6 часов, на оси ординат температуру -10°С, отметьте точку. Точку, с какими координатами теперь строим? (10;-8)

- Чему равны координаты следующей точки? (13;-6). Получили 4 точки. Если бы измеряли температуру чаще, скажем через каждые  15 мин или 5 мин, то получили бы значительно больше точек. Температура изменяется непрерывно, но измерять её непрерывно невозможно. Если допустить, что резких скачков температуры не было, мы можем полученные точки соединить плавной линией.

- Соедините полученные точки синим цветом, так как в географии положительные температуры показывают красным цветом, а отрицательные синим. Так получился график температуры. С помощью этого графика можно ответить на многие вопросы.

- Какая температура была в 8 часов утра? Для этого на оси абсцисс найдём число 8, затем на графике отметим точку А, абсцисса которой равна 8. Найдём ординату точки А. Она равна (-8).

-  Определите самостоятельно, какая температура была в 7 (10,13,17) часов.

- Какая температура самая высокая (самая низкая) на данном графике? С помощью графика можно определить самую высокую и низкую температуру, а значит и амплитуду.

5. Закрепление материала изученного на уроке.

- Постройте графики температуры воздуха по первому и второму варианту самостоятельно. Определите амплитуду.

6.Итог урока.

-Итак, сегодня мы с вами узнали, как правильно измерять температуру воздуха с помощью термометра, как измеряется температура воздуха в течение суток, научились вычислять суточную амплитуду, познакомились с прямоугольной системой координат и научились строить графики суточного хода температуры.

7. Домашнее задание.

По географии § 37; задания 4,5

По математике № 826, №828

8. Резерв.

Дополнительный материал (если осталось время на уроке).

        По поведению пчёл  пасечник очень точно может предсказать погоду. Если пчёлы с раннего утра стремительно летают, значит, день будет солнечным. А если пчёлы сидят в улье, значит, часов через 6 будет дождь. Бывает так, что небо в тучах, гремит гром, а пчёлы не прячутся, -значит, дождя не будет… Если осенью пчёлы плотно закрывают воском леток, оставляя небольшое отверстие, то надо ждать холодной зимы. Перед тёплой зимой летки остаются открытыми.

Карточки для проверки домашнего задания по географии

Карточка 1.

  1. Что такое атмосферное давление?
  2. Для чего кабины и салоны самолётов, летающих на больших высотах, делают герметичными?

Карточка 2.

  1.  Перечислите факторы, влияющие на изменение давления.
  2.  Определите относительную высоту горы, зная, что у её подножия    барометр показывает 750 мм, а навершине-500 мм.

Карточка 1.

1 .Что такое атмосферное давление?

2. Для чего кабины и салоны самолётов, летающих на больших высотах,        делают  герметичными?

Карточка 2.

  1. Перечислите факторы, влияющие на изменение давления.
  2. Определите относительную высоту горы, зная, что у её подножия барометр показывает 750 мм, а навершине-500 мм.

Карточка 1.

  1. Что такое атмосферное давление?
  2. Для чего кабины и салоны самолётов, летающих на больших высотах, делают герметичными?

Карточка 2.

1. Перечислите факторы, влияющие на изменение давления.

2. Определите относительную высоту горы, зная, что у её подножия    барометр показывает 750 мм, а навершине-500 мм.

Карточка 1.

1 .Что такое атмосферное давление?

2. Для чего кабины и салоны самолётов, летающих на больших высотах,        делают  герметичными?

Данные изменения температуры с течение суток.

Время суток

6 часов

10 часов

14 часов

20 часов

Температура 1 вариант

-10

-8

-6

-7

Температура 2 вариант

-1

0

+3

+1

Температура 3 вариант

-5

-2

0

-3

Время суток

6 часов

10 часов

14 часов

20 часов

Температура 1 вариант

-10

-8

-6

-7

Температура 2 вариант

-1

0

+3

+1

Температура 3 вариант

-5

-2

0

-3

Время суток

6 часов

10 часов

14 часов

20 часов

Температура 1 вариант

-10

-8

-6

-7

Температура 2 вариант

-1

0

+3

+1

Температура 3 вариант

-5

-2

0

-3

        

Время суток

6 часов

10 часов

14 часов

20 часов

Температура 1 вариант

-10

-8

-6

-7

Температура 2 вариант

-1

0

+3

+1

Температура 3 вариант

-5

-2

0

-3

Время суток

6 часов

10 часов

14 часов

20 часов

Температура 1 вариант

-10

-8

-6

-7

Температура 2 вариант

-1

0

+3

+1

Температура 3 вариант

-5

-2

0

-3


                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прямоугольная система координат, урок математики в 6 классе

Урок решения задач на координатной плоскости с использованием практического материала - рисунков созвездий. Предполагается работа как в тетради, так и с помощью программы "Чертежник"....

Тест по теме "Прямоугольная система координат" (математика, 6 класс)

Тест повышенного уровня сложности. Рекомендую использовать на  этапе закрепления и обобщения....

Математика 6 класс. Урок-путешествие «Полет в космос». Урок обобщения и систематизации по теме «Действия с рациональными числами и свойства действий с рациональными числами»

В данной статье представлено описание урока обобщения и систематизации знаний по теме «Действия с рациональными числами и свойства действий с рациональными числами». Урок посвящен повторению правил, о...

Прямоугольная система координат. Векторы в пространстве. Координаты вектора.

понятие о прямоугольной системе координат, координатах вектора....

Прямоугольная система координат. Векторы в пространстве. Координаты вектора.

понятие о прямоугольной системе координат, координатах вектора...

Контрольная работа по теме "Модуль числа. Действия с рациональными числами" (6 класс)

Контрольная работа по теме "Модуль числа. Действия с рациональными числами"  (6  класс)...

Проект "Оставьте свои координаты" /Прямоугольная система координат/

Проект  "Прямоугольная система координат" для учащихся 6 класса...