Урок геометрии по теме "Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора"
план-конспект урока по геометрии (11 класс)
Цель урока | Ввести понятие прямоугольной системы координат в пространстве |
Задачи урока | Задать прямоугольную систему координат в пространстве. Определить понятие координат вектора в пространстве. Рассмотреть правила сложения, вычитания векторов и умножения вектора на число в координатной форме. Отработать умения находить координаты вектора и выполнять действия над векторами в координатах. Развить познавательный интерес обучающихся. |
Планируемые результаты | Обучающийся должен иметь представление о прямоугольной системе координат в пространстве. Обучающийся должен уметь находить координаты вектора и выполнять действия над векторами в координатах. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_8_geometriya_11_klass.docx | 348.63 КБ |
prilozhenie_1_k_uroku_8.pptx | 835.32 КБ |
prilozhenie_2_k_uroku_8.docx | 13.61 КБ |
prilozhenie_3_k_uroku_8.docx | 76.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Название предмета | Геометрия |
Класс | 11 |
УМК (название учебника, автор, год издания) | Геометрия, 10-11: Учеб. для общеобразоват. Учреждений/ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2013. |
Уровень обучения | Базовый |
Тема урока | Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора |
Общее количество часов, отведенное на изучение темы | 1 |
Место урока в системе уроков по теме | Урок 1 главы 5 Метод координат в пространстве (3 часа) |
Цель урока | Ввести понятие прямоугольной системы координат в пространстве |
Задачи урока | Задать прямоугольную систему координат в пространстве. Определить понятие координат вектора в пространстве. Рассмотреть правила сложения, вычитания векторов и умножения вектора на число в координатной форме. Отработать умения находить координаты вектора и выполнять действия над векторами в координатах. Развить познавательный интерес обучающихся. |
Планируемые результаты | Обучающийся должен иметь представление о прямоугольной системе координат в пространстве. Обучающийся должен уметь находить координаты вектора и выполнять действия над векторами в координатах. |
Техническое обеспечение урока | Доска, компьютер, мультимедийный проектор |
Дополнительные методическое и дидактическое обеспечение урока |
|
Содержание урока |
|
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
| |||
Взаимное приветствие учителя и учеников. А. С. Макаренко заметил: «Мастерство – это, чего можно добиться». А что такое мастерство? Можно ли вас назвать мастерами выполнения действий над векторами? А как расширить или углубить ваше мастерство? Да, для этого нужно расширить или углубить ваши знания по теме «Векторы в пространстве» и посмотреть на векторы с другой стороны (Приложение 1 к уроку 8, презентация). Сколькими координатами может быть задана точка на прямой? Сколькими координатами задается точка на плоскости? Тогда в пространстве необходимо тройка чисел для задания точки. А, следовательно, нужно ввести такую систему координат в пространстве, чтобы координаты точки определялись однозначно. Тогда какова тема урока? Каковы задачи на урок? | Приветствуют учителя. Ведут диалог с учителем. Слушают учителя. 1 2 Система координат в пространстве.
Определить прямоугольную систему координат в пространстве. Рассмотреть вектор в системе координат и уметь находит координаты вектора в пространстве. | ||
| |||
Если через точку пространства проведены три попарно перпендикулярные прямые, на каждой из которых выбрано направление и единица измерения отрезков, то говорят, что задана прямоугольная система координат в пространстве. Как называются прямые х, у, z? Тогда каждой точке пространства сопоставляется тройка чисел, которые называются координатами точки. Определить координаты точек на рисунке. Обратим внимание на нахождение координат точек, лежащих в координатных плоскостях или координатных прямых. | Записывают в тетрадь. Прямые x, y, z называются координатными осями (или осями координат), Обучающиеся в парах самостоятельно заполняют третью строку ниже приведенной схемы с последующей фронтальной проверкой. | ||
Построим прямоугольную систему координат в пространстве и отложим единичные векторы от начала координат по координатным осям. х Единичным вектором или ортой называется вектор, длина которого равна единице и который направлен вдоль какой-либо координатной оси. Вектора i, j, k называются координатными векторами. Так как единичные векторы некомпланарны, то любой вектор можно разложить по координатным векторам: Коэффициенты разложения определяются единственным образом и называются координатами вектора в данной системе координат. Определите координаты векторов на рисунке. | Обучющиеся работают в тетрадях. Отвечают на вопрос устно. | ||
| |||
Найдите координаты точек в пространстве. | Обучающиеся выполняют самостоятельно с последующей взаимопроверкой с одноклассником по парте. Ответ: A (4; -2,5; 7) S (5; 4; 8) D (5; 4;-3) F(-3; 3;-7) N(0; 0; 4) R(-2; -3; 4) M(7; 0;-1) C(7; 4;-1) | ||
Задание: Продолжить предложение. Далее обучающиеся в ходе работы с учебником заполняют таблицу «Правила действий над векторами в координатах» (Приложение 2 к уроку 8). | Работая с учебником, заполняют таблицу. | ||
№ п/п | Формулировка правила | Математическая запись | Пример |
1 | Координаты нулевого вектора равны …………………… | ||
2 | Координаты равных векторов соответственно ………………. | ||
3 | Координаты вектора суммы двух векторов равны ……………………. ….………………………………….... | ||
4 | Координаты ………………………… двух векторов равны разностям соответствующих координат этих векторов | ||
5 | Координаты вектора произведения данного вектора на ненулевое число равны ………………………………... | ||
| |||
Устная работа в парах: № 400-404 Учитель контролирует работу слабых учеников. | |||
Далее № 408 (у доски работает ученик). | |||
| |||
Проводится контролирующая самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой обучающихся (Приложение 3 к уроку 8). | Ответы к самостоятельной работе | ||
| |||
пп. 42, 43, № 407, 410, 412, 413 | Записывают домашнее задание | ||
| |||
Обобщить пройденный материал на уроке фронтально через вопросы:
| Ведут диалог с учителем. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора
Рене Декарт (1596–1650)... 3 . Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать. Математика — мощный и универсальный метод познания природы, образец для других наук. Мало иметь хороший ум, главное — хорошо его применять .
z x y Ось абсцисс Ось аппликат Ось ординат О Три попарно перпендикулярные прямые с выбранным направлением, выбранным единичным отрезком задают прямоугольную систему координат в пространстве . Прямые с выбранными на них направлениями называются осями координат, а их общая точка- началом координат. Оси координат имеют названия: ОХ- ось абсцисс, ОУ- ось ординат , О Z- ось аппликат Задание прямоугольной системы координат в пространстве плоскости xOy , xOz и yOz – координатными плоскостями
Октанты 16.09.2016 5 Данные плоскости разбивают пространство на 8 частей, которые называются октантами. z y x V VI VIII VII I II III IV
Координаты точки в пространстве Положение точки М в пространстве определяется тремя координатами : x , y и z . М( x;y;z ) х - абсцисса, у- ордината, z - аппликата 6
Определите координаты точек 7
Координаты вектора 8
Найти координаты точек A S D F N R M C 9 Ответ : A ( 4; - 4 ; 5 ) ; S ( 5; 4; 8); D ( 5; 4;-3) ; F ( -3; 3;-7); N ( 0; 0; 4) ; R ( -2; -3; 4) ; M ( 7; 0;-1) ; C ( 7; 4;-1)
Предварительный просмотр:
Приложение 2 к уроку 8 «Правила действий над векторами»
№ п/п | Формулировка правила | Математическая запись | Пример |
1 | Координаты нулевого вектора равны …………………… | ||
2 | Координаты равных векторов соответственно ………………. | ||
3 | Координаты вектора суммы двух векторов равны ……………………. ….………………………………….... | ||
4 | Координаты ………………………… двух векторов равны разностям соответствующих координат этих векторов | ||
5 | Координаты вектора произведения данного вектора на ненулевое число равны ………………………………... |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прямоугольная система координат. Векторы в пространстве. Координаты вектора.
понятие о прямоугольной системе координат, координатах вектора....
Прямоугольная система координат. Векторы в пространстве. Координаты вектора.
понятие о прямоугольной системе координат, координатах вектора...
Презентация урока геометрии в 10 классе "Параллельность в пространстве"
Презентация содержит основные определения и теоремы по теме "Параллельность в пространстве"....
Конспект обобщающего урока геометрии в 9 классе по теме: «Метод координат»
Конспект обобщающего урока геометрии в 9 классе по теме: «Метод координат»Продолжительность урока 45 минут.В классе 23 ученика.Группа А (9ч) – слабый уровень развития устной и письменной р...
Бланки двух вариантов контрольной работы по геометрии в 11 классе по теме "Метод координат в пространстве. Движения" (базовый уровень)
Бланки двух вариантов контрольной работы по геометрии в 11 классе по теме "Метод координат в пространстве. Движения" (базовый уровень)...
Конспект урока геометрии в 9 классе по теме: Метод координат. Урок одной задачи.
Изложение несколько спонтанного, но интересного урока....
Урок геометрии по теме "Связь между координатами векторов и координатами точек. Простейшие задачи в координатах"
Цель урокаОпределить формулу, связывающую координаты вектора с координатами точек.Задачи урокаВвести понятие радиус-вектора произвольной точки пространства.Найти формулу нахождения координат вектора п...