Прямоугольная система координат, урок математики в 6 классе
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему

Урок решения задач на координатной плоскости с использованием практического материала - рисунков созвездий. Предполагается работа как в тетради, так и с помощью программы "Чертежник". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_koordinatam.rar1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Наумова Марина Николаевна, учитель математики МОУ «Корниловская средняя школа», Архангельская обл., Верхнетоемский район, п. Двинской

Урок математики и информатики в 6 классе по теме «Прямоугольная система координат».

Цель: повторение материала по теме.

Задачи:

- закрепить умение отмечать на координатной плоскости точки по заданным координатам, читать координаты отмеченной точки;

- вырабатывать умение построений в программе «Чертежник»;

- расширить кругозор учащихся;

- развивать навыки парной работы.

Ход урока.

Сл.1

1. Что мы изучали на предыдущих занятиях?

Сл.2

2. Число и тема – запись в тетради.

3. Вспомним:

- что такое система координат? (правило определения местоположения объекта)

- где она может быть использована? (география, описать…)

- какой системой координат мы умеем пользоваться? (декартова прямоугольная система координат - ПСК)

- правило оформления ПСК (рисунок на доске)

- как называются координаты точки, в каком порядке записываются? (пример на доске)

Сл.3

- проведем разминку

- вычислить устно (проверяем по щелчку), сопоставить примерам буквы по правилу: целые доли со знаком – абсцисса точки, десятые – ордината.

Сл.4,5 (слова М.В. Ломоносова)

Сл.6,7

Легенда 1. У древних греков существует легенда о созвездиях Большой и Малой Медведицы.

Всемогущий бог Зевс решил взять себе в жены прекрасную нимфу Калисто, одну из служанок богини Афродиты, вопреки желанию последней. Чтобы избавить Калисто от преследований богини, Зевс обратил нимфу в Большую Медведицу, а ее любимую собачку – в Малую Медведицу и взял их на небо.

1 задание. В тетради по данным значениям координат точек построить рисунки названных созвездий. (карточки)

Сл. 8

- проверяем

Сл.9

Как можно увидеть созвездия в ночном небе.

Легенда 2.

В незапамятные времена у царя эфиопов Цефея была красавица жена – Кассиопея.

Сл.10

Однажды она имела неосторожность в присутствии нереид (жительниц моря) похвастаться своей красотой. Обидевшись, они пожаловались богу моря – Посейдону, и он наслал на берега Эфиопии страшное чудовище – Кита.

Сл.11

Тот разорял страну до тех пор, пока по совету оракула Цефей не решил принести в жертву свою прекрасную дочь – Андромеду. Ее приковали к прибрежной скале.

Сл.12

В это время герой Персей совершал один из своих подвигов. Он убил Медузу Горгону, женщину со змеями вместо волос, ее взгляд обращал все живое в камень. Когда Персей отсек ее голову, из тела Медузы выпорхнул крылатый конь – Пегас.

Сл.13

На нем Персей отправился домой. Пролетая над Эфиопией, он заметил прикованную к скале прекрасную Андромеду и влюбился в нее. Персей вступил в бой с чудовищем и одолел его, обратив в каменный остров с помощью леденящего взгляда головы Медузы Горгоны.

Сл.14

Герой освободил Андромеду и привел ее к отцу, а впоследствии женился на ней.

Героев этого мифа фантазия древних греков поместила на небо в виде созвездий Цефея, Кассиопеи, Андромеды, Персея, Пегаса и Кита.

За компьютеры – по парам!

2 задание. С помощью инструмента «Чертежник» построить по карточке рисунок одного из созвездий (на выбор). В парах один диктует, другой строит, потом меняются. Могут работать и по одному в зависимости от конкретных технических возможностей.

- повторим принцип работы…(можно привлечь учителя информатики)

Сл. 15 – 17

- проверяем!

Домашнее задание: по карточкам построить 2 оставшихся созвездия в тетради. (можно предложить по рисункам других созвездий самим учащимся составить «шифр» - наборы координат точек)

Совет по выполнению домашнего задания вы получите от школьного психолога.

Проводится тест на тип нервной системы ученика (с помощью проставления на время точек по четырем квадратам, подсчета результатов и построения соответствующих графиков).

Сл. 18,19

Психолог школы дает характеристику типов нервной системы и дает соответствующие рекомендации по организации учащимися своей работы.

Итог. Отметки.

_____________________________________________________________________________

Созвездие Цефея

(3; 7);  (2; 6);  (1; 3);  (5; 2);  (5; 2);  (10; 2);  (7; 5);  (2; 6); (7; 5);  (5; 2)


Созвездие Кассиопеи

(1; 3);  (3; 5);  (5; 3);  (7; 3);  (9; 1)


Созвездие Персея

(1; 1);  (6; 3);  (8; 2);  (10; 3);  (11; 4);  (12; 6); (6; 3);  (7; 5);  (7; 7)


Созвездие Малой Медведицы

(6;6); (3;7); (0;7,5); (-3;5,5); (-6;3); (-8;5); (-5;7); (-3;5,5)


 

Созвездие Большой Медведицы

(-15;-7); (-10;-5); (-3;-6); (6;-6); (5;-10); (-1;-10); (-3;-6)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Прямоугольная система координат" (математика, 6 класс)

Тест повышенного уровня сложности. Рекомендую использовать на  этапе закрепления и обобщения....

Тест по теме "Прямоугольная система координат" (математика, 6 класс)

Тест носит обобщающий характер. Уровень сложности - высокий....

Урок "Прямоугольная система координат".(построение перпендикуляра) 6 класс

Презентация к уроку "Прямоугольная система координат" 6 класс содержит 7 слайда, для устной работы и для проверки домашней работы.....

Тест по теме "Прямоугольная система координат" (математика, 6 класс)

Тест может быть использован на этапе обобщения. Уровень сложности - повышенный....

Тест по теме "Прямоугольная система координат" (математика, 6 класс)

Тест может быть использован на этапе обобщения. Уровень сложности - повышенный....

Презентация по теме "Прямоугольная система координат на плоскости" 6 класс

Презентация к  1 уроку по теме "Прямоугольная система координат на плоскости"....

Методическая разработка урока математики «Прямоугольная система координат в пространстве»

Методическая разработка урока изучения нового материала по дисциплине «Математика» по теме «Прямоугольная система координат в пространстве».Рассмотрены основные вопросы: поняти...