ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Кордубайло Наталья Сидоровна

Урок усвоения новых знаний по теме "Буквенная запись свойств сложения и вычитания", математика 5 класс, Виленкин Н.Я. Соответствует ФГОС второго поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvennaya_zapis_svoystv_slozheniya_i_vychitaniya.rar551.44 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Буквенная запись свойств сложения и вычитания.

ФИО (полностью)

Кордубайло Наталья Сидоровна

Место работы

МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа»

Должность

Учитель математики

Предмет

математика

Класс

Тема и номер урока в теме

 Буквенная запись свойств сложения и вычитания. (1 урок).

Базовый учебник

1.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса

  1. Цель  урока: формировать представление о буквенной записи свойств сложения и вычитания.

Планируемые результаты:  учащиеся должны знать буквенную запись свойств сложения и вычитания; уметь: упрощать числовые и буквенные выражения, используя свойства сложения и вычитания; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей. 

10. Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):  

научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий:  «буквенные выражения», «свойства сложения», «свойства вычитания». Решать задачи, используя буквенную запись свойств сложения и вычитания.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

11.Тип урока: усвоение  новых знаний.

12 .Методы:

  • по источникам знаний: словесные, наглядные;
  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
  • относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

13.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

14.Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-выводят буквенную запись свойств сложения и вычитания;

-работают с текстом учебника;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.

15.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике,  электронная презентация, выполненная в программе Power Point

16.Структура и ход  урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Математику,  друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука –

Это математика!

Учащиеся готовы к началу работы.

II . Актуализация знаний.

1. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета.

(Цепочка) примеры записаны на доске в хаотичном порядке. Результат одного примера является началом следующего. Учащимся дается первый пример, далее, вычисляя, они должны показать стрелочками следующие примеры. Заканчивается «круг» примеров тем, с которого начали.

59+27=86; 86-50=36; 36:12=3; 3*51=153; 153+37=190; 190:10=19; 19+44=63; 63:7=9; 9+50=59.

1 Учащиеся решают примеры устно.

59+27=86; 86-50=36; 36:12=3; 3*51=153; 153+37=190; 190:10=19; 19+44=63; 63:7=9; 9+50=59.

III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.

Мотивация

Чем мы занимались  на прошлом уроке?

Перед вами остров - остров Удивительный,
Закон там сочетательный,
Закон переместительный.
А ещё на нём мы встретим 
Свойства вычитания.
И, конечно, не оставим
Их мы без внимания.
Чудеса на острове на этом не кончаются.
У берега семь правил на волнах качаются
(восемь раз заучены, сорок раз повторены),
От каждого от равенства 
Тропинки здесь проторены.
Тропинки идут посуху, в море не спускаются,
Нигде не пересекаются.
Задание. Соедините названия свойств с соответствующими равенствами.(слайд 1)

Как можно в общем виде записать свойства сложения и вычитания?

Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?

Какова цель нашего урока?

Немного из истории: (рассказ учителя)        

Впервые стал использовать буквы вместо чисел француз Франсуа Виет, живший в 1540-1603 годах. По профессии он был адвокатом и служил при дворе французских королей. Математика была его увлечением. Но каким увлечением! Говорят, будто бы Виет мог просидеть за письменным столом над решением занимавшей его задачи до трёх суток.

В те времена Франция вела войну с Испанией. Испанская сторона, пользуясь шифром (тайнописью), могла свободно переписываться со своими сторонниками даже внутри Франции. После неудачных попыток найти разгадку шифра, король обратился к Виету с просьбой разгадать эту тайну. Виет в течение двух недель работал над разгадкой шифра дни и ночи и нашёл ключ к тайнописи. Испанцы стали терпеть поражение за поражением после расшифровки их секретных донесений.

Это не единственная заслуга Виета. Более подробно с его достижениями в области математики вы познакомитесь в 8 классе.

   

Ответ: изучали буквенные и числовые выражения

Ответ: с помощью букв.

Ответ: Буквенная запись свойств  сложения и вычитания.

Цель урока: научиться работать с буквенной записью свойств  сложения и вычитания. 

Внимательно слушают исторические факты.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

- Итак, тема нашего урока созвучна цели урока.

- Как называется тема нашего урока?(слайд 2)

Записываем ее в тетрадь.

Вспомним переместительное свойство сложения (слайд 3), запишем это свойство с помощью букв (слайд 4)

Вспомним сочетательное свойство сложения (слайд5), запишем это свойство с помощью букв (слайд 6)

Используя свойства сложения, выполните действия (слайд 7, 8).

Сформулируй правило вычитания числа из суммы и попробуй сделать буквенную запись этого правила (слайд 9).

Используя данное правило, упростим выражение (слайды 10, 11,12).

Сформулируй правило вычитания суммы из числа и попробуй сделать буквенную запись этого правила (слайд13).

Используя данное правило, упростим выражение (слайды 14, 15,16).

Сформулируйте свойства нуля при сложении и  вычитании.

Сделайте буквенную запись этих свойств.

(слайд 17)

Отвечают на вопросы:

Тема урока:  Буквенная запись свойств  сложения и вычитания.

 

Формулируют свойство.

Записывают свойство в тетрадь

Формулируют свойство.

Записывают свойство в тетрадь

Выполняют вычисления

Формулируют свойство.

Записывают свойство в тетрадь

Выполняют вычисления

Формулируют свойство.

Записывают свойство в тетрадь

Выполняют вычисления

Формулируют свойство.

Записывают свойство в тетрадь

V. Первичное закрепление новых знаний.

Решите самостоятельно задачи.

 Наступили каникулы, и пятиклассники

в течение трёх дней проложили вокруг

школы настоящий туристский маршрут.

   В первый день они прошли 41 км, во

   второй – на 7 км меньше, а в третий – на

    2 км больше, чем во второй. Какова

     протяжённость этого маршрута? Выбери правильный вариант ответа.(слайды 18-21).

Решают самостоятельно задачи.

Высказывают свои точки зрения.

Сверяют свои ответы с вариантами на доске, самоконтроль.

VI. Физминутка.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Поиграем. Я показываю на доске выражение,  вы поднимаете руки вверх, если это выражение числовое, а если оно буквенное, то хлопаете в ладоши.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

VII.  Первичное закрепление.

Выступает тьютором для слабых учащихся при выполнении творческого задания.

В треугольнике одна сторона 36 см, другая

на 4 см меньше, а третья на х см больше

первой стороны. Найдите периметр

треугольника. Составьте выражение для

решения задачи и найдите его значение.

1 вариант

2 вариант

х = 4

х = 8

По вариантам решают задачу, затем взаимопроверка друг у друга.

VIII. Подведение итогов урока.

-Какую задачу мы ставили на уроке?

-Удалось решить нам поставленную задачу?

-Каким способом?

-Какие получили результаты? -Что еще нужно сделать?

-Где можно применить новое знание?

-Что на уроке у вас хорошо получалось?

-Над чем еще нужно поработать?

-Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в картах. Оцените себя. Сосчитайте количество правильных ответов («+»). Поставьте себе оценку в соответствие с критериями):

- Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3».

Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки.

Отвечают на поставленные вопросы.

Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке.

Учащиеся самостоятельно выставляют себе  отметки с учетом предоставленных критериев.

Учащиеся поднимают руки с учетом полученных оценок.

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Сегодня мы говорили о буквенной записи свойств сложения и вычитания.

На следующем уроке мы будем решать более сложные задачи. Чтобы вам было проще с ними разобраться прочитайте п.9 на с.54 и решите № 364, 368.

Спасибо за работу на уроке!

Учащиеся внимательно слушают.

  1. Всем:  п 9, с. 54, выучить формулы.

X.Рефлексия.

-Кто работал на уроке лучше всех?

-Кому еще надо стараться?

-С каким настроением вы уйдете с урока?

Оценивают свою работу и работу одноклассников и свое настроение в конце урока.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквенная запись свойств сложения и вычитания 5 класс

Презентация к уроку математики по теме "Буквенная запись свойств сложения и вычитания" 5 класс Виленкин Н. Я....

Презентация Буквенная запись свойств сложения и вычитания натуральных чисел

Презентация к уроку математики в 5 классе "Буквенная запись свойств сложения и вычитания натуральных чисел"...

Буквенная запись свойств сложения и вычитания устная работа

Буквенная запись свойств сложения и вычитания устная работа 5 класс...

Урок по теме " Буквенная запись свойств сложения и вычитания"

При планировании урока "Буквенная запись свойств сложения и вычитания" обращалось внимание на доступность, выделение главного в содержании, высокую информированнос...