ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
| ФИО (полностью) | Кордубайло Наталья Сидоровна |
| Место работы | МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа» |
| Должность | Учитель математики |
| Предмет | математика |
| Класс | 5а |
| Тема и номер урока в теме | Буквенная запись свойств сложения и вычитания. (1 урок).
|
| Базовый учебник | 1.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса |
- Цель урока: формировать представление о буквенной записи свойств сложения и вычитания.
Планируемые результаты: учащиеся должны знать буквенную запись свойств сложения и вычитания; уметь: упрощать числовые и буквенные выражения, используя свойства сложения и вычитания; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
10. Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «буквенные выражения», «свойства сложения», «свойства вычитания». Решать задачи, используя буквенную запись свойств сложения и вычитания.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
11.Тип урока: усвоение новых знаний.
12 .Методы:
- по источникам знаний: словесные, наглядные;
- по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
- относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
- относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
13.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
14.Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-выводят буквенную запись свойств сложения и вычитания;
-работают с текстом учебника;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
15.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, электронная презентация, выполненная в программе Power Point
16.Структура и ход урока
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука – Это математика! |
Учащиеся готовы к началу работы. |
II . Актуализация знаний. 1. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета. (Цепочка) примеры записаны на доске в хаотичном порядке. Результат одного примера является началом следующего. Учащимся дается первый пример, далее, вычисляя, они должны показать стрелочками следующие примеры. Заканчивается «круг» примеров тем, с которого начали. 59+27=86; 86-50=36; 36:12=3; 3*51=153; 153+37=190; 190:10=19; 19+44=63; 63:7=9; 9+50=59. | 1 Учащиеся решают примеры устно. 59+27=86; 86-50=36; 36:12=3; 3*51=153; 153+37=190; 190:10=19; 19+44=63; 63:7=9; 9+50=59.
|
III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся. Мотивация Чем мы занимались на прошлом уроке? Перед вами остров - остров Удивительный, Закон там сочетательный, Закон переместительный. А ещё на нём мы встретим Свойства вычитания. И, конечно, не оставим Их мы без внимания. Чудеса на острове на этом не кончаются. У берега семь правил на волнах качаются (восемь раз заучены, сорок раз повторены), От каждого от равенства Тропинки здесь проторены. Тропинки идут посуху, в море не спускаются, Нигде не пересекаются. Задание. Соедините названия свойств с соответствующими равенствами.(слайд 1) Как можно в общем виде записать свойства сложения и вычитания? Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока? Какова цель нашего урока? Немного из истории: (рассказ учителя) Впервые стал использовать буквы вместо чисел француз Франсуа Виет, живший в 1540-1603 годах. По профессии он был адвокатом и служил при дворе французских королей. Математика была его увлечением. Но каким увлечением! Говорят, будто бы Виет мог просидеть за письменным столом над решением занимавшей его задачи до трёх суток. В те времена Франция вела войну с Испанией. Испанская сторона, пользуясь шифром (тайнописью), могла свободно переписываться со своими сторонниками даже внутри Франции. После неудачных попыток найти разгадку шифра, король обратился к Виету с просьбой разгадать эту тайну. Виет в течение двух недель работал над разгадкой шифра дни и ночи и нашёл ключ к тайнописи. Испанцы стали терпеть поражение за поражением после расшифровки их секретных донесений. Это не единственная заслуга Виета. Более подробно с его достижениями в области математики вы познакомитесь в 8 классе.
|
Ответ: изучали буквенные и числовые выражения
Ответ: с помощью букв.
Ответ: Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Цель урока: научиться работать с буквенной записью свойств сложения и вычитания.
Внимательно слушают исторические факты. |
IV. Первичное усвоение новых знаний. - Итак, тема нашего урока созвучна цели урока. - Как называется тема нашего урока?(слайд 2) Записываем ее в тетрадь. Вспомним переместительное свойство сложения (слайд 3), запишем это свойство с помощью букв (слайд 4) Вспомним сочетательное свойство сложения (слайд5), запишем это свойство с помощью букв (слайд 6) Используя свойства сложения, выполните действия (слайд 7, 8). Сформулируй правило вычитания числа из суммы и попробуй сделать буквенную запись этого правила (слайд 9). Используя данное правило, упростим выражение (слайды 10, 11,12). Сформулируй правило вычитания суммы из числа и попробуй сделать буквенную запись этого правила (слайд13). Используя данное правило, упростим выражение (слайды 14, 15,16). Сформулируйте свойства нуля при сложении и вычитании. Сделайте буквенную запись этих свойств. (слайд 17)
| Отвечают на вопросы:
Тема урока: Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
Формулируют свойство. Записывают свойство в тетрадь
Формулируют свойство. Записывают свойство в тетрадь Выполняют вычисления
Формулируют свойство. Записывают свойство в тетрадь
Выполняют вычисления
Формулируют свойство. Записывают свойство в тетрадь Выполняют вычисления
Формулируют свойство.
Записывают свойство в тетрадь |
V. Первичное закрепление новых знаний. Решите самостоятельно задачи. Наступили каникулы, и пятиклассники в течение трёх дней проложили вокруг школы настоящий туристский маршрут. В первый день они прошли 41 км, во второй – на 7 км меньше, а в третий – на 2 км больше, чем во второй. Какова протяжённость этого маршрута? Выбери правильный вариант ответа.(слайды 18-21). |
Решают самостоятельно задачи. Высказывают свои точки зрения. Сверяют свои ответы с вариантами на доске, самоконтроль. |
VI. Физминутка. Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Поиграем. Я показываю на доске выражение, вы поднимаете руки вверх, если это выражение числовое, а если оно буквенное, то хлопаете в ладоши.
|
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. |
VII. Первичное закрепление. Выступает тьютором для слабых учащихся при выполнении творческого задания. В треугольнике одна сторона 36 см, другая на 4 см меньше, а третья на х см больше первой стороны. Найдите периметр треугольника. Составьте выражение для решения задачи и найдите его значение. 1 вариант | 2 вариант | х = 4 | х = 8 |
|
По вариантам решают задачу, затем взаимопроверка друг у друга.
|
VIII. Подведение итогов урока. -Какую задачу мы ставили на уроке? -Удалось решить нам поставленную задачу? -Каким способом? -Какие получили результаты? -Что еще нужно сделать? -Где можно применить новое знание? -Что на уроке у вас хорошо получалось? -Над чем еще нужно поработать? -Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в картах. Оцените себя. Сосчитайте количество правильных ответов («+»). Поставьте себе оценку в соответствие с критериями): - Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3». Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки. |
Отвечают на поставленные вопросы. Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке.
Учащиеся самостоятельно выставляют себе отметки с учетом предоставленных критериев.
Учащиеся поднимают руки с учетом полученных оценок.
|
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Сегодня мы говорили о буквенной записи свойств сложения и вычитания. На следующем уроке мы будем решать более сложные задачи. Чтобы вам было проще с ними разобраться прочитайте п.9 на с.54 и решите № 364, 368. Спасибо за работу на уроке! |
Учащиеся внимательно слушают. - Всем: п 9, с. 54, выучить формулы.
|
X.Рефлексия. -Кто работал на уроке лучше всех? -Кому еще надо стараться? -С каким настроением вы уйдете с урока? | Оценивают свою работу и работу одноклассников и свое настроение в конце урока. |