Урок-игра «Математическое ралли»
методическая разработка по математике (5 класс) на тему

Обобщить теоретические знания учащихся по изученной теме, оценить вычислительные навыки действий сложения и вычитания с десятичными дробями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Математическое ралли54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра «Математическое ралли» по теме:

Сложение и вычитание десятичных дробей.

МБОУ Видновская СОШ №2, учитель: Попова Г.В.

Цели урока: обобщить теоретические знания учащихся по изученной теме, оценить вычислительные навыки действий сложения и вычитания с десятичными дробями.

Ход урока.

Класс разбивается на экипажи машин, группы по 4-5 человек, которым предстоит совершить пробег по местности с множеством препятствий. Преодолеть эти препятствия сможет экипаж, который знает правила и законы сложения и вычитания десятичных дробей. Победит тот экипаж, который наберет больше очков, пройдя по всей трассе движения.

Приготовьте ручки, тетради для вычислений. Каждый этап гонки оценивается жетоном:

1 балл – коричневый

2 балла – желтый

3 балла – зеленый

4 балла – синий

5 балов – красный

(цвет зависит от количества правильно решенных примеров)

Девиз гонки: «Торопись медленно!»

Учитель дает команду: «На старт»

I этап. Проверим местность.

Сформулируйте правило сложения, правило вычитания десятичных дробей.

Решите примеры и найдите среди ответов, записанных на доске под определенным номером, свои.

1 экипаж       2 экипаж       3 экипаж       4 экипаж       5 экипаж       6 экипаж       7 экипаж

7,4 + 3,2        18,6 + 4,2      17,4 + 3,4       6,4 + 2,3        8,4 + 2,5        7,4 + 2,3        8,4 + 2,3

9,5 – 4,3        19,6 – 9,1      19,6 – 14,3      8,4 – 4,3        9,6 – 7,2        18,5 – 4,3      19,6 – 5,3

5,9 + 0,3        6,9 + 0,4        4,9 +0,5          7,9 + 0,6        5,8 + 0,7        6,8 + 0,7        8,6 + 0,9

7,5 – 0,6        8,5 – 0,7        19,5 – 0,8        6,5 – 0,9        7,6 – 0,8        17,5 – 0,6      9,5 – 0,7  

18 + 2,4         14 – 0,9         17 + 3,5          16 – 0,8         19 + 1,7         17 + 2,4         15 – 0,4

 Ответы на доске:

  1. 10,5       8)  20,8       15)  6,5       22)  13,1       29)  16,9
  2. 5,2         9)  8,7         16)  6,9       23)  20,5       30)  19,4
  3. 4,1        10)  10,9      17)  7,8       24)  15,2       31)  10,7
  4. 5,3        11)  6,2        18)  18,7     25)  20,7       32)  14,3
  5. 2,6        12)  7,3        19)  5,6       26)  9,7         33)  9,5
  6. 10,6      13)  5,4        20)  6,8       27)  14,2       34)  8,8
  7. 22,8      14)  8,5        21)  20,4     28)  7,5         35)  14,6

Правильные ответы:

  1. 6, 2, 11, 16, 21
  2. 7, 1,12, 17, 22
  3. 8, 4, 13, 18, 23
  4. 9, 3, 14, 19, 24
  5. 10, 5, 15, 20, 25

II этап. Составление карты гонки.

Для этого необходимо собрать разрезанную открытку. На доске записаны 6 примеров, каждому экипажу дана разрезанная карточка с ответами.

Решить примеры, найти среди разрезанных карточек с ответами свои и сложить открытку

  1. 1,37 + 3,7
  2. 7,19 – 7,08
  3. 0,863 – 0,563
  4. 59,1 – 27,05
  5. 1 – 0,12
  6. 2,48 + 5,6

III этап. Гонка по пересеченной местности.

Все экипажи получают одинаковые задания, по очереди выходят к доске, члены каждого экипажа решают пример, записывают ответ в пустую клетку. Необходимо правильно и как можно быстрее выполнить это задание.

  1. 3,2 – 0,3 = ___
  2. ___ + 0,7 = ___
  3. ___ - 1,1 = ___
  4. ___ - 0,9 = ___
  5. ___ + 3,4 = ___

Ответы: 1) 2,9; 2) 3,6; 3) 2,5; 4) 1,6; 5) 5.

IV этап. Внезапная остановка – авария.

Необходимо устранить неисправность вашего автомобиля.

На карточках для каждого экипажа приведены решения примеров на сложение и вычитание десятичных дробей, но эти примеры придумал Клоун, а чтобы было смешно, стер в них запятые. Вот какие равенства у него получились.

Запишите примеры в тетрадь, поставив в нужном месте запятые, чтобы устранить неполадки в работе автомобиля и двигаться вперед.

1 экипаж            2 экипаж            3 экипаж            4 экипаж

32 + 18 = 5         42 +18 = 6          32 +28 = 6          42 + 28 = 7

3 + 108 = 408     4 + 108 = 508     3 + 208 = 508     5 + 108 = 608

42 + 17 = 212     52 + 17 = 222     42 + 27 = 312     52 + 27 = 322

736 – 336 = 4     636 – 336 = 3     736 – 436 = 3      936 – 336 = 6

63 – 27 = 603     53 – 27 = 503     83 – 27 = 803      73 – 27 = 703

57 – 4 = 17         77 – 5 = 27         67 – 5 = 17          67 – 4 = 27

5 экипаж            6 экипаж            7 экипаж

52 + 18 = 7         52 + 28 = 8         42 + 38 = 7

5 + 207 = 707     4 + 107 = 507     6 + 107 = 707

62 + 27 = 332     72 + 27 = 342     72 +17 = 242

736 – 536 = 2     636 – 236 = 4      836 – 436 = 4

93 – 27 = 903     43 – 27 = 403      33 – 27 = 303

77 – 6 = 17         47 – 3 = 17          57 – 3 = 27

V этап. Привал.

Вы решили отдохнуть на поляне и нарвать цветов. Но цветы на ней необыкновенные. Каждый лепесток цветка – это задание на сложение и вычитание десятичных дробей. На каждый стол выдается цветок с заданиями. Задания одинаковые, но для каждого экипажа разная первоначальная дробь.

  1. 1,7
  2. 2,7
  3. 3,7
  4. 4,7
  5. 5,7
  6. 6,7
  7. 0,7

Ответы:

  1. 4,1
  2. 5,1
  3. 6,1
  4. 7,1
  5. 8,1
  6. 9,1
  7. 3,1

VI этап. Финиш.

Чтобы успешно пересечь линию финиша, каждому экипажу необходимо решить уравнение.

  1. 48,36 + х = 78,5
  2. у + 0,896 = 1,07
  3. х – 7,36 = 3,04
  4. 9 – у = 1,5
  5. 0,74 – х = 0,25
  6. у – 6,36 = 4,04
  7. 8 – х = 0,5

30,14

0,111

10,4

7,5

0,49

10,4

7,5

          VII этап. Подведение итогов.

Победители - набравшие наибольшее число баллов. Выставление оценок.

VIII этап. Домашнее задание.

Подготовить карточку с 10 примерами на сложение и вычитание десятичных дробей для проверки знаний.

Резервные задания.

Серпантин – горная дорога, требуется ум, смекалка, внимание.

Обратите внимание на закономерность записи чисел в квадратиках, найдите пропущенное число и запишите его в пустой квадрат.

3,2

5,1

1,9

2,6

?

4,5

Ответ: 7,1 (+)          

0,8

1,5

2,3

1,7

?

2,2

Ответ: 0,5 (-)

Найдите число, которое является решением каждого из трех неравенств

3,5 < x < 4,1

3,7 < x < 4,0

3,6 < x < 3,9

Ответ: 3,8.

Сформулируйте правило округления десятичных дробей.

Найдите ошибки Верхоглядки при округлении чисел

3,27 ≈ 3,3       0,75 ≈ 0,7       2,99 ≈ 3,0       8,18 ≈ 8,2       12,34 ≈ 12,4

Ответ: 0,75 ≈ 0,8; 12,34 ≈ 12,3

В каждые клеточки квадрата впишите такие числа, чтобы сумма чисел по любой горизонтали, вертикали и диагонали была равна 3.

1,2

     

1,4

0,7

Ответ:

1,3

0,6

1,1

0,8

1

1,2

0,9

1,4

0,7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра « Математическое ралли»

Тема : «Сложение, вычитание, умножение и деление обыкновенных дробей.» Цель урока : 1. Обобщение и систематизирование знаний уч-ся по данной теме при решение примеров в процессе игры. Прививать н...

урок -игра "Математическое ралли" 5 класс

обобщающий урок по теме действия со смешанными числами...

Урок – игра "Эколого-математический брейн-ринг" для разных возрастных групп.

Цели занятия:закрепить практические умения и навыки действий с числами, применения  знаний при решении задач экологического содержания, познакомить учащихся с экологическими проблемами райо...

Урок - игра "Аукцион математических знаний" по теме: "Логарифмическая функция"

Урок-игра в 10 классе по теме: "Логарифмическая функция"...

Урок-игра для математического кружка «Путешествие по галактике Математика»

Правила игры:    В путешествие по математической  галактике выходят ученики 6-7 классов в двух командах.  Схема с направлениями показывается на слайде.  Каждый рисунок пл...

Урок-игра "Военно-математические сборы в царстве десятичных дробей"

Нетрадиционные уроки математики повышают интерес учащихся к изучению предмета. Урок-игра приурочен к 23 февраля. Это командная игра, которая учит ребят 6 класса работать в команде,  сообща п...