САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ.
статья (русский язык) по теме

Статья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ.

                                                       

Винакова Лариса Алексеевна

учитель русского языка и литературы МОУСОШ №53

Содержание:

  1. Современная  школа:

задачи  образовательно – воспитательной  деятельности учителя

  1. Самостоятельная  работа  ученика как активная  форма  познавательной  деятельности.
  2. Классификация  активных форм обучения
  3. Описание  активных  форм обучения, применяемых в современной  школе
  4. Фрагмент урока-практикума по теме «Поэзия Ирины Кнорринг».
  5. Значение применения активных форм обучения в современной школе.

     7. Список использованной литературы.

 

Мастерство педагога формируется с самого первого дня работы вместе с его робкими шагами по школе. И с каждым новым шагом растет жажда постоянного поиска и самосовершенствования, умение взглянуть на себя со стороны, критически оценить свои профессиональные достижения и неудачи с целью осмыслить достигнутое и осознать желаемое.

Современная  школа:

задачи  образовательно – воспитательной  деятельности  учителя.

                                                               

Если человек каждый день

Будет делать свое дело,

Невзирая ни на что,

Жизнь изменится к лучшему.

 В современном  мире школа по–прежнему остается  одним из основных органов системного обучения и воспитания подрастающего поколения, и уже здесь приходится учитывать влияние экономической, социальной и культурной среды. Процесс адаптации школы к современным условиям жизни проходит стихийно, методом проб и ошибок. И здесь необходимо задуматься: к чему мы стремимся и чего хотим добиться, совершенствуя систему образования.

И первый, кто поддается влиянию, испытывает на себе все новые веяния, - это учитель. Его роль в современной школе не ограничивается рамками урока и умением устанавливать контакт  с коллегами и администрацией. Он тот, кто учит, кто сам постоянно совершенствуется, пытаясь все больше познать с той целью, чтобы воспитать учеников, способных превзойти своего учителя.

Позиция такого учителя ясна: Уважаю, Чту, Увлекаю.

        

         Учебный процесс представляет собой сложную динамическую систему, в которой в органическом единстве осуществляется взаимосвязанная деятельность учителя (преподавание) и ученика (учение). В этой системе под руководством учителя происходит овладение учеником основами наук, способами деятельности, его развитие. Каждый из субъектов (учитель и ученик) имеет свои функции в этой взаимосвязанной деятельности. Задача учителя состоит не только в том, чтобы сообщать знания, но и управлять процессом усвоения знаний и способов деятельности. Задача ученика – овладеть системой знаний, способами их получения, переработки, хранение и применение, воспитывая в себе необходимые качества личности.

Решение указанных задач учителем и учеником протекает во время образовательно-воспитательной деятельности. С  учетом демократизации образовательного процесса постепенно меняется роль учителя. Школа отходит от понятия  «учитель – основной источник информации», выбирая позицию  «учитель – консультант». В таком амплуа учитель только направляет деятельность учащихся, не принимая в ней активного участия.  

Активен ученик, который в ходе самостоятельной деятельности при помощи эвристического или исследовательского метода добывает информацию, которая таким образом будет более понятной и надолго им усвоенной.

Еще недавно учитель брал на себя ведущую роль на уроке: информация поступала от него (лекция, историческая справка и т.д.), виды деятельности, формы работы. Времена изменились: современный мир требует энергичных, инициативных, творчески – активных людей. Уже в школе должны быть заложены виды активной деятельности ученика, чтобы он вырос  современной «востребованной» личностью. Он должен многое уметь:

- добывать информацию;

- красиво и грамотно ее преподносить;

- использовать полученную информацию;

- быть коммуникабельным.

 Все эти характеристики ученик приобретает уже в начальной школе. В средней и старшей школе вместе с основной задачей (обучение) ребята активно вовлекаются в образовательный процесс посредствам активных форм обучения.

Самостоятельная  работа учащихся  как способ активизации познавательной деятельности.

Знание только тогда знание,

Когда оно приобретено

Усилиями своей мысли,

А не памятью.                                                                                                  

                                                                     Л.Н.Толстой.

В современной школе процесс обучении все больше формирует в учениках необходимые личностные качества:

- самосовершенствование,

-стремление к поставленной цели,

-оценивать себя и свою деятельность,

-анализировать победы и поражения,

-всегда быть готовым помочь,

-уметь отстаивать свою точку зрения.

Одним из способов формирования этих качеств в процессе познавательной деятельности является самостоятельная работа учащихся на уроке, то есть «выполнение учащимися заданий без всякой помощи, но под наблюдением учителя».     (Микельсон Р.М).Однако нельзя отождествлять самостоятельность учащихся как черту личности с самостоятельной работой как условием воспитания этой черты. Домашние работы, которые являются «повторением пройденного в классе», не классифицируются как формы самостоятельной деятельности.

Выделяются следующие признаки  самостоятельной работы:

  1. учащийся ведет ее сам, без посторонней прямой помощи,
  2. при выполнении задания опирается на собственные знания, умения, убеждения, жизненный опыт, мировоззрение, выражая личное отношение, высказывая собственную аргументацию, проявляя собственную инициативу, творческое начало,
  3. содержание работы вызывает напряжение и развитие мышления, проявляя максимум активности.

Самостоятельная работа учащихся выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время. Учащиеся сознательно стремятся достичь поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в результатах умственных сил. Чтобы самостоятельная работа стала средством вовлечения учащихся в управляемую познавательную деятельность, в ней должны быть четко сформулированы задачи. Только тогда самостоятельная работа учащихся становится видом учебной деятельности, при которой учащиеся под руководством учителя выполняют индивидуальные, групповые или фронтальные учебные задания, прилагая при этом необходимые умственные и физические усилия.

Необходимым условием эффективности процесса  самостоятельной деятельности является саморегуляция. Наиболее характерным и ценным ее проявлением становится самоконтроль. В широком смысле этого слова самоконтроль – это свойство человека, заключающееся в стремлении и  умении регулировать свою деятельность и поведение. Оно проявляется в способности ученика своевременно устранять негативные стороны деятельности, замечать или не допускать ошибки в работе.

Постоянная «включенность» самоконтроля в процессе выполнения заданий оказывает влияние на коррекцию собственного отношения к деятельности (мобилизация усилий, самонастрой, усиление ответственности).

Представление о самоконтроле у школьников складывается в большинстве случаев стихийно. Поэтому так важно среди множества бесед, лекций, классных часов найти место для разговора с подростком об этом свойстве человеческой психики, теснейшим образом связанном с мышлением, памятью, волевыми процессами, с активностью личности.

О слабой, эпизодической  «включенности» самоконтроля в учебный труд учащихся свидетельствуют ответы на вопросы: «Проверяете ли вы себя при выполнении самостоятельной работы?». И лишь 18% процентов подростков и 26% старшеклассников от общего числа опрошенных ответили утвердительно, хотя больше половины из них проводит самоконтроль нерегулярно. Главная причина этого – ограниченность общих и специальных умений, необходимых для проведения самопроверки. Способы самопроверки учащихся  элементарны и однообразны. Выполняя письменные задания по русскому языку, учащиеся чаще всего в целях самопроверки перечитывают написанное. Далее отмечается проверка по словарю, повторение правила, на которое выполнялось упражнение. Основными способами самоконтроля, которые применяются при выполнении устных заданий, являются:

- пересказ прочитанного текста,

-выделение главных мыслей в тексте,

-ответы на вопросы учебника,

-воспроизведение конспекта.

Следовательно, пытаясь модернизировать процесс школьного обучения, необходимо применять   систему средств активизации обучения, к которым и относятся умение школьников планировать свою деятельность и осуществлять в ходе ее самоконтроль. Оценка результатов своего труда, осознание своих возможностей – важнейшие элементы формирующейся самостоятельной личности. И в процессе активизации школьного обучения наиболее подходящими становятся нетрадиционные типы уроков, экспериментальные виды деятельности учащихся. Таким образом, современная школа стремительно переходит к использованию активных форм обучения.

Классификация  активных форм обучения.

Стремление вовлечь современного школьника в управляемую познавательную деятельность привело к частичному отказу от традиционных форм уроков, где активным (а порой и единственно активным) субъектом учебного процесса оказывался учитель. В ходе проведения таких уроков у школьников нередко формировался иждивенческий, потребительский характер  деятельности на протяжении всего обучения.

Нетрадиционные типы уроков с использованием активных форм обучения стремятся заинтересовать школьника, вовлечь его в процесс обучения, преодолевая такие недостатки, как перегрузка однотипной работой, утомляемость и раздражительность, отсутствие дифференциации и индивидуализации в обучении.

Применяемые активные формы обучения позволяют ребятам учиться по способностям, достигать высоких для себя результатов, ежедневно приобретать навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи. Удается создать условия для усвоения опыта творческой деятельности.

В данной работе представлена одна из классификаций активных форм обучения с последующим их описанием и рекомендациями к применению. Во многом построение этой классификации определяется целями и задачами, положенными в основу процесса активизации познавательной деятельности школьника.

КЛАССИФИКАЦИЯ  АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ.

  1. По  типу  урока:

Рабочие уроки:

  1. семинар,
  2. практикум,
  3. лабораторные работы

Уроки – эксперименты:

-лекция (самостоятельная деятельность учащихся),

-доклад,

-реферат,

-сообщение

Контрольные уроки:

-зачет,

-урок-контроль

  1. По  форме проведения  занятий:

- индивидуальная,  

- групповая,

          -фронтальная.

3.По  виду  заданий:

- использование  дополнительной литературы (справочники, энциклопедии, словари, научные пособия и т.д.)

-использование дидактического материала (карточки для ребят с разным уровнем подготовки, перфокарты, взаимодиктанты, выборочное списывание, творческие диктанты, тесты открытые  и закрытые, составленные учителем или детьми)

-опорные конспекты(выполненные в цвете на ватмане О.К. в течение нескольких уроков (по ходу изучения темы) переносятся учащимися в специальные тетради («океи»).

Нетрадиционные типы уроков сокращают долю объяснительно – иллюстративного обучения и повышают долю индивидуально – проблемного. Признаками самостоятельной работы учащихся становятся следующие факторы:

- ведение работы самостоятельно, без посторонней помощи;

- опора на собственные знания, умения при высказывании владеть собственной аргументацией;

- образовательно – воспитательное содержание работы .

Таким образом, ученик в учебном процессе свободен, он может проявлять все свои умения, навыки, не опасаясь категоричной оценки учителя.

Самостоятельная работа учащихся является средством вовлечения их в самостоятельно – познавательную деятельность. Формируемая в каждом конкретном  виде самостоятельной работы задача позволяет включить учащихся в управляемую познавательную деятельность, то есть вызывает у них   определенную умственную активность разной структуры.

Индивидуальные, групповые, фронтальные учебные задания самостоятельной работы учащиеся выполняют под руководством учителя, который является “дирижером” творческих начинаний юных талантов.

Описание некоторых активных форм обучения, применяемых в современной школе.

В первой  части классификации говорится об использовании вузовских форм обучения (практикум, семинар, лабораторные работы) в школе. Это обусловлено изменением позиций учителя и ученика в учебном процессе.

Важно дать почувствовать ребенку всю важность, ответственность возлагаемой на него роли в учебном процессе.

При проведении  урока – практикума огромное значение имеет внешняя сторона мероприятия :

-форма проведения (особая расстановка столов),

-внешний вид участников (эксперты мастерят дома отличительные знаки и визитные карточки с указанием своей темы),

-фон (может быть использована музыка).

Экспертам учитель заранее определяет круг вопросов или проверяет их домашние заготовки вопросов. Класс делится на группы. Учащиеся, используя для работы справочники, словари, начинают работать в своей группе под руководством эксперта. Роль учителя  в  уроке-практикуме минимальна. Он не оказывает прямой помощи, а лишь выполняет роль стороннего наблюдателя. Это снимает у ребят психологический барьер (они не боятся высказываться, предлагать свои версии, спорить, отстаивать свою точку зрения), и дает учителю возможность сделать ряд выводов о сформированных у ребят умениях и навыках, а также увидеть работу экспертов, которые с удовольствием осваивают некоторые функции учителя. Самостоятельность учеников в этом случае предполагается в связи с выполнением индивидуальных заданий, подготовкой развернутого ответа, подбором примеров, собственных высказываний.

Тип урока-практикума построен на самостоятельной познавательной деятельности учащихся, интенсивной тренировке их умений  и навыков, способности самостоятельно организовать учебную деятельность, оценить себя и товарища.

Вузовские формы уроков необходимы в сложной динамической системы учебного процесса. Это развивает в ребятах самостоятельность, ответственность, навыки самоконтроля, приобщает к дальнейшей, новой форме обучения. Целесообразно проводить такие уроки в конце изученной темы, чтобы выявить уровень усвоения знаний и способов деятельности.

Урок-практикум

Использование вузовских форм (практикума, семинара, лабораторных занятий) в школе обусловлено изменением позиций учителя и ученика в учебном процессе. Важно дать почувствовать ребенку всю важность, ответственность возлагаемой на него роли. При проведении урока – практикума большое значение имеет и форма проведения мероприятия (особая расстановка столов), внешний вид участников (эксперты дома мастерят отличительные знаки (шапочки, вывески)) и фон (может быть использована музыка). Экспертам учитель заранее определяет круг вопросов. Класс делится на группы. Учащиеся, используя  справочники и словари, работают в группах во главе с экспертом. Роль учителя сведена до минимума. В конце занятия эксперты оглашают полученные группой оценки, комментируя их и делая выводы на основе проведенной работы.

         Самостоятельность детей в этом случае предполагается в связи с выполнением индивидуальных заданий, подготовкой развернутого ответа, подбором примеров. Эксперты осваивают некоторые функции учителя.

         Этот тип урока – практикума предполагает максимальную самостоятельность ребят, интенсивную тренировку учащихся, приобретение навыка подготовки таких занятий. Школьники активизируют навыки и умения, полученные на предыдущих уроках изученной темы.

Составление ряда вопросов к прочитанной информации в учебнике.                  

Роль учебника в обучении особая. Это настольная книга учащихся, важнейший источник знаний. Учебник отражает современный уровень научных  знаний , трансформированных в учебные программы. В тоже время учитывает познавательные возможности отдельных возрастных групп.

На уроках литературы  в 5 – 6 классах  мною практикуется работа с учебником по вариантам. После изучения художественного текста  1 варианту предлагается задать 10 вопросов к тексту, в это время 2 вариант пишет краткий  киносценарий, а 3 вариант составляет описание героев (“Угадай-ка!”). Грамотно разработанный учебник становится помощником при интерпретации художественного текста.

Индивидуальная работа по карточкам.

Использование на уроках дополнительного материала (карточек, перфокарт и др.) позволяет за короткое время проверить большой объем материала, определив             уровень освоенности  его в классе.  Карточки готовятся двух видов: средний  и  повышенный уровень сложности. Это позволяет ребенку преодолеть психологический барьер перед контролем и, если он справится с выбранной карточкой, попытаться сделать более трудное задание, проверяя свои знания. Параллельно с закреплением  полученного нового материала с помощью карточек можно повторить ранее изученный (правописание орфограмм, умение выделять главные члены предложения, определять части речи и т.д.). Данная форма активизации обучения дает широкие возможности систематизировать знания учащихся, поставить максимальное количество оценок, проверить уровень освоенности материала.

 Тестирование.

Эту форму активного обучения целесообразно применять на уроках литературы с целью проверки внимательности ученика при чтении художественного текста. Используются не только готовые тесты, но и предлагается ребятам самим поучаствовать в  их составлении. Составленные учениками тесты по 2 – 3 можно использовать на уроках, активизируя знания по изученному тексту.

Это развивает умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, активизировать память, вспоминая необходимый отрывок текста, зрительную память (термины), проверять навыки и умения учащихся на уровне узнавания, увеличивая число учащихся, охваченных контролем.

В работе были описаны лишь некоторые формы активного обучения, применяемые мною в школьной практике. В Приложении  содержится дополнительный материал, используемый на уроках, разработки уроков, опорные конспекты, варианты карточек, перфокарт, тестов.

Весомый вклад в разработку темы “Активные формы обучения” привносит проведение мною занятий научного общества по русскому языку и литературе “Инициативная группа”. В НОУ я занимаюсь с ребятами уже третий год. За это время они многому научились, что позволяет мне привлекать их к разработке своей теории активных форм обучения. Ребята сами придумывают варианты заданий, обсуждают эффективность достижения поставленных задач, а ведь им всего по 14 лет!

         Весь накопленный опыт работы хранится в методическом кабинете школы (№ 37). Создан каталог, где  любой учитель, использующий активные формы обучения на своих уроках, может воспользоваться его данными.

2. РАБОТА В ГРУППАХ.

Данная форма активного обучения широко применяется в старших классах на уроках литературы, когда учителю необходимо закрепить анализа лирического текста, работы с дополнительными материалами, умение отвечать на вопросы.

Группы могут формироваться по следующим признакам.

1. по уровню подготовки учащихся,

2.по теме исследования с последующими выступлениями от каждой группы,

3.с целью проверки знаний (урок - зачет).

При создании группы по уровню подготовки основным фактором является особенность каждой из них.

К первой группе относятся учащиеся, обладающими глубокими знаниями, способностями, готовностью к самостоятельной работе, высоким темпом работы. Их характеризует действенный интерес к предмету. Тем не менее, при выполнении самостоятельных работ учащиеся этой группы испытывают затруднения из-за слабых навыков самопроверки, невнимательности при выполнении письменного задания.

Учащиеся второй группы отличаются старательностью и добросовестностью. Они хорошо знают изучаемый программный материал, легко справляются с однотипными заданиями, проявляют интерес к предмету. Но, в отличие от первой группы, эти ребята не обнаруживают творческого подхода при выполнении заданий. Они встречают затруднения из-за недостаточно сформированных  навыков, а также из-за неумения проверить себя.

Учащиеся третьей группы неглубоко знают теоретический материал. Интерес к предмету у них не выражен. Затруднений при выполнении самостоятельной работы у них гораздо больше, чем у первых двух групп. Они слабо владеют навыком применения теоретических знаний на практике.

Учащиеся четвертой группы обнаруживают незнание теоретического материала, у них отсутствуют навыки самостоятельной работы. Поэтому с заданиями на начальном этапе они фактически не справляются, так как не всегда способны понять их суть.

При организации самостоятельной работы с этими группами учитель не только учитывает индивидуально-типические особенности учащихся, но и стремиться развивать положительные стороны их деятельности, преодолевая характерные для них затруднения. Так, для учащихся первой группы важно предусмотреть использование заданий повышенной трудности, приемов самопроверки. Для второй группы необходимо наряду с заданиями репродуктивного типа разрабатывать и творческие задания, больше использовать навык конспектирования, усилить инструктаж. С учащимися  третьей группы целесообразно повторять основные теоретические вопросы, которые являются опорными для выполнения задания. Учащиеся этой группы нуждаются в более полном инструктаже и в непрерывном контроле. Но главное внимание обращается на подбор таких заданий, которые были бы посильными для выполнения. Это укрепляет уверенность учащихся этой группы в своих силах.

Во втором варианте групповой работы по темам учителю необходимо заранее познакомить ребят с темами и вопросами планируемого урока. На самом уроке использоваться может только художественный текст, а всю дополнительную информацию ребята держат в голове. В зависимости от количества групп и сложности используемого материала учитель вводит ограничения по времени на обсуждение и выступление от каждой группы. Примером такой работы может стать урок-практикум, завершающий изучение творчества Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Важно так сформулировать вопросы для групп учащихся, чтобы анализ лирического текста накладывался на полученные знания о творчестве и биографии изученных писателей. На уроке должны проверяться не только умения владеть приемами анализа лирического текста, но и сравнительного анализа, и следственного эксперимента. И, следовательно, все черновые записи с урока, выступления, предположения должны быть зафиксированы и сданы в фонд научного общества литераторов школы.

Третий вариант подбора групп тщательно контролируется учителем. В составе каждой группы учитель назначает своего консультанта (одного из более способных и объективно оценивающих учеников или такого ученика, который слабо знает тему, но сможет подготовиться и оправдать надежды учителя (воспитательный момент). Учитель как «дирижер концерта» может пойти демократическим путем: задания к уроку – зачеты могут быть составлены самими консультантами и одобрены учителем. Задания отвечают различным уровням сложности. Ученик, активно осмысливая задания, соизмеряя их с личным опытом, умениями, выбирая то из них, которое считает для себя посильным и значимым. Учитывая в дальнейшем свои возможности, он пробует для себя затем более сложные виды работ. «Свободный выбор заданий развивает и желание добиться большего» (Прим. – Заливадный В.). Главная роль в группе отводится консультантам, которые следят за выполнением задания (устным или письменным), самостоятельно оценивают своих товарищей и в конце урока подводят итоги.

В групповой форме работы важную стимулирующую роль играет оценка результатов труда. В зависимости от уровня сложности выбранного задания, от качества ответа, каждый ученик получает оценку, которая свидетельствует от уровня освоенности материала и реализации поставленной перед собой цели.

3. Использование материалов учебника.

Роль учебника в проектировании развития деятельности учащихся особая. Это – настольная книга учащихся, важнейший источник знаний. Хороший учебник стимулирует познавательный интерес и является средством воспитания подрастающего человека. Научность и доступность изложения материала, богатство фактов и строгость общения, эмоциональность и нравственность, прекрасный язык – вот далеко не все критерии «хорошего» учебника.

Учебник должен стимулировать интерес к учению и самостоятельной деятельности ученика. Сегодня учебник не является единственным источником информации. Огромное влияние на учащихся оказывают средства массовой информации, научно-популярная литература и периодические издания. Вместе с тем заметно и другое: чем больший поток информации обрушивается на учащихся, тем труднее им выделять главное, видеть основные ориентиры, усваивать опорные знания в определенной системе. Поэтому роль школьного учебника в условиях научно-технического прогресса возрастает. Освоение содержания образования невозможно без учебника, отражающего современный уровень научных знаний. Многие учебники из-за чрезмерной усложненности материала оказались для учащихся непонятными и тем более недоступными для самостоятельного изучения. Задача учителя – стать посредником между учащимися и учебником, создать такие формы работы, когда ребятам интересно общение с книгой, появляется желание узнать больше.

В школьной практике часто используются следующие виды работ с учебником:

  1. полный или краткий конспект статьи;
  2. тезисный план;
  3. ответы на вопросы;
  4. постановка вопросов к статье;
  5. выписывание ключевых (опорных) слов.

В процессе работы в группах или в парах созданные ребятами задания или вопросы могут быть предложены классу или отдельным ученикам в качестве задания, возможна работа в парах и тройках с целью проверки усвоения научного материала. Примером такой работы может стать урок по творчеству А.С. Грибоедова в 9 классе. После знакомства с его биографией и творчеством предлагается ряд ключевых фактов учениками.

1. Детские годы. Семейная трагедия.

2. Годы учебы. Интересные знакомства.

3.Либеральные взгляды, круг политических интересов.

4. Кавказ  и  Персия. Мечты и  реальность.

5. Бессмертный труд  А.С.Грибоедова. История создания комедии.

6. «Победитель  или  побежденный?».

В современной школе учебник играет вспомогательную роль. Это начало формирования в ребенке способности анализировать, сравнивать, доказывать, аргументировать, привлекая дополнительные материалы, высказывая свою точку зрения.

 Фрагмент урока-практикума по теме :

 «Поэзия  Ирины  Кнорринг».

Все тихо, просто было в ней.

                          А.С.Пушкин.

Зачем меня девочкой глупой

От страшной родимой земли,

От голода, тюрем и трупов

В двадцатом году увезли?

Так писала о своем вынужденном отъезде-бегстве из России русская поэтесса-эмигрантка Ирина Николаевна Кнорринг (1906-1943г.г.). Еще одно «забытое» и по существу пока не «возвращенное» имя. Нелегкая человеческая и поэтическая судьба, долголетняя неизлечимая болезнь, нищее эмигрантское житье, смерть на больничной койке в оккупированном фашистами Париже и несбывшаяся мечта  о возвращении на Родину.

1 группа: анализ стихотворений (на выбор 2-3)

                  «Я верю в Россию, пройдут года…» (1924),

                   «Россия – плетень да крапива,

                     Ромашка и клевер душистый…»(1924),

«Ты мечтаешь: «Вот вернусь домой,

Будет чай с малиновым вареньем…» (1925),

«Глупый друг, ты упустил одно:

Что не будет главного – России» (1930),

«Россия! Чужая Россия!

Когда ж она стала чужой?» (…),

«Туда – никогда не поеду,

А жить без нее не могу…» (1933).

                    *          *         *

Я верю в Россию. Пройдут года,

Быть может, совсем немного,

И я, озираясь, вернусь туда

Далекой, ночной дорогой.

Я верю в Россию. Там жизнь идет,

Там бьются скрытые силы.

А здесь у нас темных дней хоровод,

Влекущий запах могилы.

Я верю в Россию. Не нам, не нам

Готовить ей дни иные.

Ведь все, что вершится, так только там

В далекой Святой России.

2 группа: А на родину вернулись родные поэтессы – отец, муж и сын, привезли  ее стихи и просьбу умиравшей напечатать их в России.

Я – человек второго сорта,

Без широты и глубины.

И для чего, какого черта,

Такие люди рождены?

Зачем? Чтоб нищенкой унылой

Топтаться на чужом пути?

От колыбели до могилы

Себе приюта не найти?

Всегда никчемной и забитой

Всего бояться, все терпеть,

Чтоб у разбитого корыта

Последней дурой умереть…

Стихи И. Кнорринг – лирический дневник, запечатлевший обыденную жизнь, приземленную, с беспощадным самоанализом.

«Уже не девочка – жена и мать» ( 1931 ),

«Давно не говорим – « Спокойной ночи» ( 1932) .

3 группа: В поэтическом плане И. Кнорринг ближе всех оказалась А.А.Ахматова (сравнительный анализ):

А.А.Ахматова

И. Кнорринг

« Он любил…»  

«Как он спокоен, говорит и шутит…»

« Песня последней встречи»

«Можно все друг другу рассказать »

« Последний тост»

«Я пью вино. Густеет вечер»

4 группа: Но как редки в поэзии Кнорринг радостные, светлые настроения. Жизнь ей представляется бесцветной, годы – ненужными, день – обезумевшим, дом – холодным, а стихи – бестолковыми и никудышными.

                                 

Значение применения  активных форм обучения в современной школе.

Методика стимулирования самостоятельности учащихся меняет позицию ученика в учебном процессе. Ребята не только активно осваивают знания, постигают необходимые умения, но и приобщаются к опыту творческой деятельности, пользуются ею, развивают в себе эмоционально – оценочное (личностное) отношение к этой деятельности. В новых условиях подросток овладевает не только типичными функциями ученика, но и приобретает умения, свойственные учителю: умение планировать свою деятельность, разрабатывать взаимозадания, помогать другому, контролировать, то есть приобретает умение не только учиться, но и учить.

   

           Опыт работы, о котором шла речь, конструируется в обычных условиях общеобразовательной школы, где не проводится специальный отбор учащихся, дополнительное финансирование и оснащение учебного процесса. Однако активизация учебного процесса требуется везде: и при работе с одаренными детьми, и в спецклассах, особенно с трудными подростками и неуспевающими. Это обеспечивает систему огранизации самостоятельности учащихся, возможность осуществлять индивидуально – дифференцированный подход, реализуется идея сотрудничества участников учебного процесса (снимается психологический барьер), ускоряется процесс образования комплекса умений, в котором важную роль играет саморегуляция учащихся.

Отметим главные достоинства применения активных форм обучения:

  1. обеспечивается система организации самостоятельности учащихся, охватывающая все этапы процесса обучения,
  2. предусматривается всесторонняя диагностика учебной деятельности, что дает возможность осуществлять индивидуально – дифференцированный подход к учащимся при отборе задания, коррекции действий и оценке результатов,
  3. реализуется идея сотрудничества участников учебного процесса, гуманизация их деловых и межличностных отношений,
  4. способствует формированию устойчивых мотивов самостоятельной деятельности школьников,
  5. ускоряется процесс образования комплекса умений, в котором важную роль играет саморегуляция учащихся, а целенаправленное проведение взаимоконтроля и самоконтроля не только активизирует учение, но и стимулирует ответственность учащихся.

Важно отметить, что активные формы обучения во многом готовят ребят к взрослой жизни: умение контролировать и  анализировать  свои поступки, вести самостоятельную работу. Наличие творческой стимуляции развивает ребенка, активизирует мышление, память, речь. Оканчивая школу, ребенок приобретает основные умения общения: уважение других, свобода, правдивость, умение избегать конфликтов.

Попадая в современный мир, где активная деятельность – залог успеха, ребенок чувствует себя свободно и уверенно, так как в игровой форме школа познакомит его с моделью мира, с обязанностями и правами, умениями и навыками.

   

Список используемой литературы.

  1. Есипов Б.П.

« Самостоятельная работа учащихся на уроках».- М,1991        

  1. Заливадный В. « Уроки учителя. Н.П. Гузика»

/Учительская газета/-1993-17 июня.

  1. Микельсон Р.М.  

«О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения».  –М,1996 г.

  1. Нильсон  О.А.

« Теория и практика самостоятельной работы».-Таллин,-1996г.

Самостоятельная работа учащихся как способ обобщения и закрепления полученных знаний.

        Знание только тогда знание,

Когда оно приобретено

Усилиями своей мысли,

А не памятью.                                                                                                  

                                                                     Л.Н.Толстой.

         В учебном процессе под руководством учителя происходит овладение учеником знаниями, умениями, навыками. Каждый из субъектов (учитель и ученик) имеет свои функции в этой взаимосвязанной деятельности. Задача учителя состоит не только в том, чтобы сообщать знания, но и управлять процессом усвоения знаний и способов деятельности, выбирая позицию «учитель – консультант».

 

Выделяются следующие признаки  самостоятельной работы:

  1. учащийся ведет ее сам, без посторонней прямой помощи,
  2. при выполнении задания опирается на собственные знания, умения, убеждения, жизненный опыт, мировоззрение, выражая личное отношение, высказывая собственную аргументацию, проявляя собственную инициативу, творческое начало,

-содержание работы вызывает напряжение и развитие мышления, проявляя максимум активности

КЛАССИФИКАЦИЯ  АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ.

1.По  типу  урока:

Рабочие уроки:

  1. семинар,
  2. практикум,
  3. лабораторные работы

Уроки – эксперименты:

-лекция (самостоятельная деятельность учащихся),

-доклад,

-реферат,

-сообщение

Контрольные уроки:

-зачет,

-урок-контроль

2.По  форме проведения  занятий:

- индивидуальная,  

- групповая,

          -фронтальная.

3.По  виду  заданий:

- использование  дополнительной литературы (справочники, энциклопедии, словари, научные пособия и т.д.)

-использование дидактического материала (карточки для ребят с разным уровнем подготовки, перфокарты, взаимодиктанты, выборочное списывание, творческие диктанты, тесты открытые  и закрытые, составленные учителем или детьми)

-опорные конспекты(выполненные в цвете на ватмане О.К. в течение нескольких уроков (по ходу изучения темы) переносятся учащимися в специальные тетради («океи»).

Урок-практикум

  При проведении урока – практикума большое значение имеет и форма проведения мероприятия (особая расстановка столов), внешний вид участников (эксперты дома мастерят отличительные знаки (шапочки, вывески)) и фон (может быть использована музыка). Экспертам учитель заранее определяет круг вопросов. Класс делится на группы. Учащиеся, используя  справочники и словари, работают в группах во главе с экспертом. Роль учителя сведена до минимума. В конце занятия эксперты озвучивают и комментируют полученные группой оценки.

Индивидуальная работа по карточкам.

Использование на уроках дополнительного материала (карточек, перфокарт и др.) позволяет за короткое время проверить объем  и уровень освоенности  изученного материала.  Карточки готовятся двух видов: средний  и  повышенный уровень сложности. Это позволяет ребенку преодолеть психологический барьер перед контролем и, если он справится с выбранной карточкой, попытаться сделать более трудное задание, проверяя свои знания.

Тестирование.

  Используются не только готовые тесты, но и предлагается ребятам самим поучаствовать в  их составлении. Составленные учениками тесты по 2 – 3 можно использовать на уроках, активизируя знания по изученному материалу.

РАБОТА В ГРУППАХ.

Группы могут формироваться по следующим признакам.

1. по уровню подготовки учащихся,

2.по теме исследования с последующими выступлениями от каждой группы,

3.с целью проверки знаний (урок - зачет).

При организации самостоятельной работы с этими группами учитель не только учитывает индивидуально-типические особенности учащихся, но и стремиться развивать положительные стороны их деятельности,

Использование в процессе обучения форм самостоятельной деятельности как способа обобщения и закрепления полученных знаний призвано заинтересовать школьника, вовлечь его в процесс обучения, преодолевая такие недостатки, как перегрузка однотипной работой, утомляемость и раздражительность, отсутствие дифференциации и индивидуализации в обучении.  

Основные достоинства применения самостоятельной работы учащихся в качестве обобщения и закрепления полученного материала

  1. обеспечивается система организации самостоятельности учащихся, охватывающая все этапы процесса обучения,
  2. предусматривается всесторонняя диагностика учебной деятельности, что дает возможность осуществлять индивидуально – дифференцированный подход к учащимся при отборе задания, коррекции действий и оценке результатов,
  3. реализуется идея сотрудничества участников учебного процесса
  4. способствует формированию устойчивых мотивов самостоятельной деятельности школьников,
  5. ускоряется процесс образования комплекса знаний,умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательными потребностями,...

Самостоятельная работа - как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Необходимо выработать у учащихся навыки самостоятельной творческой работы.Это должен учитывать и учитель русского языка, потому что без владения языком, без умения точно и ясно излагать свои мысли дея...

Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся

Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся      Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Этот метод развивает со...

Самостоятельная работа как способ активизации познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Одна из задач школы в современных условиях развития общества – формирование навыков самостоятельного приобретения знаний.Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее у...

"Проектная методика как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. Из опыта работы".

Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на прак...

Самостоятельная работа как средство активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся — одна из актуальных задач современного образования, а привитие им навыков самостоятельной работы с  учебным материалом являе...

Современные способы активизации познавательной деятельности учащихся в условиях математической школы

Активизация познавательной деятельности может проходить на уроках и во внеурочное время. Позволяет повысить  познавательный интерес к предмету, росту уровня знаний, умений и навыков, у детей появ...