Статья "Психологические основы школьного математического проекта"
статья по математике (7 класс) на тему
В статье рассматриваются интеллектуальные операции, которые позволяют учащимся успешно справляться с каждым этапом работы над проектом. А также соответствующие им формы и методы работы педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_popova_o.n.docx | 30.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
ПОПОВА О.Н.
учитель математики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1, Россия, г. Липецк
В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества. А всесторонне реализовать этот подход позволяет проектная деятельность. Ведь люди постоянно решают проектные задачи, связанные с самыми разными аспектами человеческой жизни. И не зря, устные экзамены в 9-х и 11-х классах, в соответствии с ФГОС, предполагают защиту проекта, как один из видов итоговой аттестации. Проектная деятельность требует особого педагогического мастерства. И, на мой взгляд, педагогу в работе с учащимися над проектами необходимо опираться на знания психологии.
Рассмотрим некоторые интеллектуальные операции, которые позволяют учащимся успешно справляться с каждым этапом проекта. А также соответствующие им формы и методы работы педагога.
1.Осведомленность – широкие знания, оперирование фактами из самых разнообразных сфер; практический интеллект (здравый смысл, рассудительность, умение выделять в информации практически значимую сторону, практически важные детали); способность запоминать и усваивать факты, сведения, целостные образы.
Для этого учителю необходимо повышать культурный уровень учащихся, расширять их кругозор, учить практическому ориентированию в жизни, учить обсуждать все новое, что они видят и узнают, учить систематизировать информацию. Для этого можно использовать: подготовку докладов, сообщений,
проведение дискуссий, использование наглядности и самостоятельных работ.
2.Интуитивное понятийное мышление – умение видеть и выделять основное, значимое, главное; умение понимать внутренний смысл высказываний, сообщений; умение отделять существенное от второстепенного.
Для этого учителю необходимо развивать у учащихся умения понимать смысл сказанного, прочитанного, учить рассуждать, выделять главное, используя для этого составление опорных конспектов, объяснение ключевых понятий.
3.Критическое мышление тесно связано с пространственным воображением, умением представить в уме (вообразить) какие-то предметы, явления. При планировании работы, выбор таких действий, чтобы они были наиболее разумными, рациональными и безошибочными. Способность догадываться, на основе этих умственных действий, угадывать заранее результат (то есть предвидеть), способность разумно икать правильный путь в самых запутанных условиях и ситуациях. Критичность мышления – это его способность использовать обобщённые знания, позволяющие исключить изучение и рассмотрение лишнего материала, путём прогнозирования результативных ходов, для скорейшего достижения конечной цели.
Для этого учителем могут быть использованы: математическое моделирование; решение математических софизмов; решение задач с недостающими или лишними данными; рассмотрение рационального решения примера.
4.Понятийное логическое мышление – умение выделять объективные закономерности; умение видеть связи между явлениями окружающего мира; умение определять последовательность событий, понимать алгоритм действий; формирует способность к теоретическому моделированию.
Учитель учит осмысливать материал, видеть сквозную логику, развивает у учащихся умения обобщать и применять собственные знания в различных ситуациях; учит делать логические связки при недостатке информации; помогает искать причинно-следственные связи, выделять логическую последовательность в изложении информации, используя для этого уроки обобщающего характера, составление логических схем, обобщающих таблиц.
5.Математическая интуиция – умение использовать стандартные алгоритмы, сразу видеть тип задачи и определять метод решения; применение адекватных приемов и операций; проведение в уме быстрых примерных расчетов, контролирование «прикидкой» правильности получаемых результатов.
Для этого учитель развивает у учащихся умения «свертывать» математические алгоритмы, обучает применению адекватного стандартного приема и операции, используя различные способы решения задач разных типов.
6.Формально-логическое мышление – умение оперировать отношениями, зависимостями, безотносительно к качественному содержанию информации. Формально-логическое мышление поднимает функционирование интеллекта в целом на качественно более высокий уровень, при этом резко возрастают возможности учащегося в освоении любых наук и сфер деятельности, в решении жизненных задач.[1]
I этап – подготовка проекта.
Определение темы и целей проекта. Создание рабочей группы. При этом учащиеся обсуждают тему проекта.
Интеллектуальные операции: осведомленность, интуитивное понятийное мышление.
II этап – планирование.
Определение источников необходимой информации. Определение способов сбора и анализа информации, представления результатов. Распределение обязанностей между членами группы. При этом учащиеся формулируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают свои критерии успеха проекта.
Интеллектуальные операции: интуитивное понятийное мышление, критическое мышление, понятийное логическое мышление, математическая интуиция.
III этап – исследование.
Сбор и уточнение информации (интервью, опрос, наблюдения, эксперименты). Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Выбор оптимального варианта хода проекта. При этом учащиеся поэтапно выполняют задачи проекта.
Интеллектуальные операции: критическое мышление, понятийное логическое мышление, математическая интуиция, логическое мышление.
IV этап – выводы, V этап – защита проекта и оценка его результатов.
Предполагается использование всех ранее перечисленных интеллектуальных операций: осведомленность, интуитивное понятийное мышление, пространственное мышление, критическое мышление, образный синтез, логическое мышление.
Без соответствующей работы учителя над развитием и совершенствованием этих интеллектуальных операций у детей, говорить об успешном применении метода проектов в школе невозможно.
Список литературы
- Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. - М.: Владос, 2004. - 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Логика в школьном математическом образовании»
Одна из приоритетных ценностей образования — интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является развитие словесно-логического мышления....
Социальная адаптация школьников с ослабленным здоровьем в школьной математической среде
Выступление на педагогическом Совете содержит опыт вовлечения школьников с ослабленным здоровьем, обучающихся на дому в школьную математическую среду....
Школьная математическая олимпиада, 7 класс
Данная школьная математическая олимпиада предлагается школьникам 7 класса надомного отделения. Текст олимпиадной работы составлен из двух частей: теста и творческой части....
Школьная математическая газета
Даанная газета, посвящена 185- летию со дня рождения Л.Н.Толстого...
Проект: "Школьная математическая Wiki-газета"
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации личности....
Метод проектов, как основа развития творческих проектов
Презентация...
Реализация концепции математического образования в Российской Федерации. Проблемы массового школьного математического образования.
доклад о проблемах современного математического образования...