Статья "Психологические основы школьного математического проекта"
статья по математике (7 класс) на тему

В статье рассматриваются интеллектуальные операции, которые позволяют учащимся успешно справляться с каждым этапом работы над проектом. А также соответствующие им формы и методы работы педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_popova_o.n.docx30.78 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

ПОПОВА О.Н.

учитель математики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1, Россия, г. Липецк

В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества. А всесторонне реализовать этот подход позволяет проектная деятельность. Ведь люди постоянно решают проектные задачи, связанные с самыми разными аспектами человеческой жизни. И не зря, устные экзамены в 9-х и 11-х классах, в соответствии с ФГОС,  предполагают защиту проекта, как один из видов итоговой аттестации. Проектная деятельность требует особого педагогического мастерства. И, на мой взгляд, педагогу в работе с учащимися над проектами  необходимо опираться на  знания психологии.

Рассмотрим некоторые интеллектуальные операции, которые позволяют учащимся успешно справляться с каждым этапом проекта. А также соответствующие им формы и методы работы педагога.

1.Осведомленность – широкие знания, оперирование фактами из самых разнообразных сфер; практический интеллект (здравый смысл, рассудительность, умение выделять в информации практически значимую сторону, практически важные детали); способность запоминать и усваивать факты, сведения, целостные образы.

Для этого учителю необходимо повышать культурный уровень учащихся, расширять их кругозор, учить практическому ориентированию в жизни, учить обсуждать все новое, что они видят и узнают, учить систематизировать информацию. Для этого можно использовать: подготовку докладов, сообщений,

проведение дискуссий, использование наглядности и самостоятельных работ.

2.Интуитивное понятийное мышление – умение видеть и выделять основное, значимое, главное; умение понимать внутренний смысл высказываний, сообщений; умение отделять существенное от второстепенного.

Для этого учителю необходимо развивать у учащихся умения понимать смысл сказанного, прочитанного, учить рассуждать, выделять главное, используя для этого составление опорных конспектов, объяснение ключевых понятий.

3.Критическое мышление тесно связано с пространственным воображением, умением представить в уме (вообразить) какие-то предметы, явления. При планировании работы, выбор таких действий, чтобы они были наиболее разумными, рациональными и безошибочными. Способность догадываться, на основе этих умственных действий, угадывать заранее результат (то есть предвидеть), способность разумно икать правильный путь в самых запутанных условиях и ситуациях. Критичность мышления – это его способность использовать обобщённые знания, позволяющие исключить изучение и рассмотрение лишнего материала, путём прогнозирования результативных ходов, для скорейшего достижения конечной цели.

Для этого учителем могут быть использованы: математическое моделирование; решение математических софизмов; решение задач с недостающими или лишними данными; рассмотрение рационального решения примера.

4.Понятийное логическое мышление – умение выделять объективные закономерности; умение видеть связи между явлениями окружающего мира; умение определять последовательность событий, понимать алгоритм действий; формирует способность к теоретическому моделированию.

Учитель учит осмысливать материал, видеть сквозную логику, развивает у учащихся умения обобщать и применять собственные знания в различных ситуациях; учит делать логические связки при недостатке информации; помогает искать причинно-следственные связи, выделять логическую последовательность в изложении информации, используя для этого уроки обобщающего характера, составление логических схем, обобщающих таблиц.

5.Математическая интуиция – умение использовать стандартные алгоритмы, сразу видеть тип задачи и определять метод решения; применение адекватных приемов и операций; проведение в уме быстрых примерных расчетов, контролирование «прикидкой» правильности получаемых результатов.

Для этого учитель развивает  у учащихся умения «свертывать» математические алгоритмы, обучает применению адекватного стандартного приема и операции, используя различные способы решения задач разных типов.

6.Формально-логическое мышление – умение оперировать отношениями, зависимостями, безотносительно к качественному содержанию информации. Формально-логическое мышление поднимает функционирование интеллекта в целом на качественно более высокий уровень, при этом резко возрастают возможности учащегося в освоении любых наук и сфер деятельности, в решении жизненных задач.[1]

I этап – подготовка проекта.

Определение темы и целей проекта. Создание рабочей группы. При этом учащиеся обсуждают тему проекта.

Интеллектуальные операции: осведомленность, интуитивное понятийное мышление.

II этап – планирование.

Определение источников необходимой информации. Определение способов сбора и анализа информации, представления результатов. Распределение обязанностей между членами группы. При этом учащиеся формулируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают свои критерии успеха проекта.

Интеллектуальные операции: интуитивное понятийное мышление, критическое мышление, понятийное логическое мышление, математическая интуиция.

III этап – исследование.

Сбор и уточнение информации (интервью, опрос, наблюдения, эксперименты). Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Выбор оптимального варианта хода проекта. При этом учащиеся поэтапно выполняют задачи проекта.

Интеллектуальные операции: критическое мышление, понятийное логическое мышление, математическая интуиция, логическое мышление.

IV этап – выводы, V этап – защита проекта и оценка его результатов.

Предполагается использование всех ранее перечисленных интеллектуальных операций: осведомленность, интуитивное понятийное мышление, пространственное мышление, критическое мышление, образный синтез, логическое мышление.

Без соответствующей работы учителя над развитием и совершенствованием этих интеллектуальных операций у детей, говорить об успешном применении метода проектов в школе невозможно.

 Список литературы

  1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. - М.: Владос, 2004. - 208 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Логика в школьном математическом образовании»

Одна из приоритетных ценностей образования — интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является развитие словесно-логического мышления....

Социальная адаптация школьников с ослабленным здоровьем в школьной математической среде

Выступление на педагогическом Совете содержит опыт вовлечения школьников с ослабленным здоровьем, обучающихся на дому в школьную математическую среду....

Школьная математическая олимпиада, 7 класс

Данная школьная математическая олимпиада предлагается школьникам 7 класса надомного отделения. Текст олимпиадной работы  составлен из двух частей: теста и творческой части....

Школьная математическая газета

Даанная газета, посвящена 185- летию со дня рождения Л.Н.Толстого...

Проект: "Школьная математическая Wiki-газета"

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации личности....