Социальная адаптация школьников с ослабленным здоровьем в школьной математической среде
материал по теме
Выступление на педагогическом Совете содержит опыт вовлечения школьников с ослабленным здоровьем, обучающихся на дому в школьную математическую среду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_socializaciya.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
Способствовать успешной социализации учащихся через повышение мотивации к изучению математики, накопление, усвоение и активное воспроизводство математических знаний, включение учащихся в творческий процесс.
Учитель – агент первичной социализации, поэтому мы начали игру «Математический марафон» с подробного разъяснения учащимся правил игры, порядка и сроков ее проведения, критериев оценки работ, вопросов подведения итогов и награждения победителей и участников. Учителя рассказали школьникам, что все их результаты деятельности будут заноситься на экран соревнования, что каждый ребенок может проявить себя как лично, так и во взаимодействии с коллекти- вом класса, ибо итоги будут подводиться в личном первенстве и в первенстве классных коллективов, что особенно важно в нашей школе.
С самого начала игры была сформирована как личная моти- вация, так и мотивация личности ребенка как субъекта классного коллектива, так как каждый ребенок может внести свою посильную лепту в победу своего класса даже не присутствуя лично в школе, а используя свои знания и способности.
Каждый месяц участникам игры предлагалось решить две задачи различной трудности: одна задача оценивалась в 2 балла, вторая- в 3 балла. В случае неверного решения задач участник получал утешительный 1 балл за участие.
Естественно, что участие в игре было делом добровольным.
И еще: учащийся мог начать играть в любом месяце, ведь игра проходила в течение всего учебного года.
Как же проходил процесс социализации наших школьников ?
Таблица 1.
КЛАСС | Количество учащихся в классе по списку | Количество участников на старте игры | Количество участников на финише игры |
5 класс | 10 чел. | 60 % | 40 % |
6 класс | 11 чел. | 100 % | 45 % |
7 класс | 19 чел. | 58 % | 53 % |
8 класс | 25 чел. | 60 % | 45 % |
10 класс | 14 чел. | 79 % | 64 % |
Итак, в начале игры была мотивация детей активным интересом ( см. графу «Количество участников на старте игры»);
Опосредованный интерес, т.е. к результатам деятельности проявили учащиеся (см. графу « Количество участников на финише игры»);
Непосредственный интерес (к самому процессу деятельности,- процессу познания, труда, творчества), проявили победители, призеры и активные участники игры
Таблица 2.
КЛАСС | Количество учащихся в классе по списку | Количество участников игры | Победители, призеры и активные участники игры |
5 класс | 10 чел. | 9 чел. | 4 чел. (44 %) |
6 класс | 11 чел. | 11 чел. | 3 чел. (27 %) |
7 класс | 19 чел. | 13 чел. | 5 чел. (38 %) |
8 класс | 25 чел. | 16 чел. | 6 чел. (38 %) |
10 класс | 14 чел. | 11 чел. | 4 чел. (36 %) |
Личностная мотивация кроется в глубинах индивидуальности.
Социализация как процесс рассматривает развитие личности в зависимости от характера взаимодействия ребенка со средой, его адаптацию к ней с учетом индивидуальных особенностей.
В среде математической игры пытались адаптироваться учащиеся
Таблица 3
КЛАСС | Количество участников игры | Количество участников на старте игры |
5 класс | 9 чел. | 60 % |
6 класс | 11 чел. | 100 % |
7 класс | 13 чел. | 58 % |
8 класс | 16 чел. | 60 % |
10 класс | 11 чел. | 79 % |
Социализация как условие - наличие того социума, который необходим ребенку для развития как личности.
Поиграв 1-2 месяца, некоторые школьники не стали больше соревноваться в «Математическом марафоне»,
Таблица 4.
КЛАСС | Количество участников игры сошедших с дистанции «Математического марафона» |
5 класс | 4 чел. (44 %) |
6 класс | 5 чел. (45 %) |
7 класс | 4 чел. (31 %) |
8 класс | 6 чел. (38 %) |
10 класс | 4 чел. (36 %) |
Это означает либо то, что мотивация была стихийной, т.е.имел место социально-психологический механизм социализации
подражание- следование примеру или
идентификация – процесс неосознаваемого отождествления себя
с другим;
либо была переоценка собственных возможностей ( т.е. социализация произошла через рефлексию ребенка- внутренний диалог, оценка ценностей, осознание себя и своих возможностей);
Социализация как проявление – это социальная реакция ребенка с учетом его возраста и развития.
Таблица 5.
КЛАСС | Количество учащихся в классе по списку | Количество школьников не участвующих в игре «Математический марафон» |
5 класс | 10 чел. | 1 чел. (10 %) |
6 класс | 11 чел. | 0 чел. (0 %) |
7 класс | 19 чел. | 6 чел. (32 %) |
8 класс | 25 чел. | 8 чел. (32 %) |
10 класс | 14 чел. | 4 чел. (29 %) |
Эти цифры означают либо то, что данные школьники не имеют мотивации к математической среде, либо их интересы к математике находятся строго в рамках программы учебного предмета «математика».
Социализация как результат – характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.
В течение всего прошлого учебного года мы наблюдали факт разного реагирования учащихся на результаты своей деятельности в игре «Математический марафон».
Кто-то видел успехи своих одноклассников и включался в игру, кто – то, оценив свои результаты, отказывался от соревнования, кто-то проболев 2 месяца, вновь включался в игру и достигал запланированных им ранее результатов, кто-то уже при подведении итогов игры и вручении наград планировал на будущий год обязательно поучаствовать в марафоне.
Т.о. игра «Математический марафон» проявляет себя как социализирующий трехсторонний процесс, включающий в себя усвоение опыта, процесс активного воспроизводства школьником системы связей за счет его активной деятельности, активного включения в математическую среду, процесс творчества. Игра способствует успешной социализации- эффективной адаптации ребенка в среде, развитию способности противостоять коллизиям, которые мешают его саморазвитию и самореализации.
Мотивация детей активным интересом ( см. графу «Количество участников на старте игры»);
Таблица 1
КЛАСС | Количество учащихся в классе по списку | Количество участников на старте игры | Количество участников на финише игры |
5 класс | 10 чел. | 60 % | 40 % |
6 класс | 11 чел. | 100 % | 45 % |
7 класс | 19 чел. | 58 % | 53 % |
8 класс | 25 чел. | 60 % | 45 % |
10 класс | 14 чел. | 79 % | 64 % |
Опосредованный интерес (см. графу « Количество участников на финише игры»);
Непосредственный интерес
Таблица 2.
КЛАСС | Количество учащихся в классе по списку | Количество участников игры | Победители, призеры и активные участники игры |
5 класс | 10 чел. | 9 чел. | 4 чел. (44 %) |
6 класс | 11 чел. | 11 чел. | 3 чел. (27 %) |
7 класс | 19 чел. | 13 чел. | 5 чел. (38 %) |
8 класс | 25 чел. | 16 чел. | 6 чел. (38 %) |
10 класс | 14 чел. | 11 чел. | 4 чел. (36 %) |
В среде математической игры пытались адаптироваться учащиеся
Таблица 3
КЛАСС | Количество участников игры | Количество участников на старте игры |
5 класс | 9 чел. | 60 % |
6 класс | 11 чел. | 100 % |
7 класс | 13 чел. | 58 % |
8 класс | 16 чел. | 60 % |
10 класс | 11 чел. | 79 % |
Таблица 4.
КЛАСС | Количество учащихся в классе по списку | Количество школьников не участвующих в игре «Математический марафон» |
5 класс | 10 чел. | 1 чел. (10 %) |
6 класс | 11 чел. | 0 чел. (0 %) |
7 класс | 19 чел. | 6 чел. (32 %) |
8 класс | 25 чел. | 8 чел. (32 %) |
10 класс | 14 чел. | 4 чел. (29 %) |
Таблица 5.
КЛАСС | Количество учащихся в классе по списку | Количество школьников не участвующих в игре «Математический марафон» |
5 класс | 10 чел. | 1 чел. (10 %) |
6 класс | 11 чел. | 0 чел. (0 %) |
7 класс | 19 чел. | 6 чел. (32 %) |
8 класс | 25 чел. | 8 чел. (32 %) |
10 класс | 14 чел. | 4 чел. (29 %) |
Игра «Математический марафон» проявляет себя как социализирующий трехсторонний процесс, включающий в себя усвоение опыта, процесс активного включения в математическую среду, процесс творчества.
Игра способствует успешной социализации - эффективной адаптации ребенка в среде, развитию способности противостоять коллизиям, которые мешают его саморазвитию и самореализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профориентация как средство социальной адаптации школьников
Выступление и презентационное сопровождение выступления по теме....
Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в
Выступление на методическом объеденении учителей профессионально - трудового обучения . Для специальной (коррекционной) школы - интерната VI...
Роль детского морского клуба в профессиональной ориентации и социальной адаптации школьников
О роли детского морского клуба в современном воспитании школьника....
РЕДАКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И ОРГАН САМОУПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
РЕДАКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И ОРГАН САМОУПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕАлексей Геннадьевич Пшеничный, руководитель проекта «Школьная газета «Страница 372», педагог дополни...
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ...
«Организация физического воспитания школьников с ослабленным здоровьем»
1.Творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учётом возрастных индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихс...
«Толерантность как обязательное условие успешности развития школьников с ослабленным здоровьем на уроках физкультуры»
laquo;Толерантность как обязательное условие успешности развития школьников с ослабленным здоровьем на уроках физкультуры»...