Социальная адаптация школьников с ослабленным здоровьем в школьной математической среде
материал по теме

Тарасова Ольга Константиновна

Выступление на педагогическом Совете содержит опыт вовлечения школьников с ослабленным здоровьем, обучающихся на дому в школьную математическую среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_socializaciya.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:  

Способствовать  успешной  социализации  учащихся  через  повышение  мотивации  к  изучению  математики, накопление, усвоение  и  активное  воспроизводство  математических  знаний, включение  учащихся  в  творческий  процесс.

    Учитель – агент  первичной  социализации, поэтому  мы  начали  игру  «Математический  марафон» с  подробного  разъяснения  учащимся  правил  игры, порядка  и  сроков  ее  проведения, критериев  оценки  работ, вопросов  подведения  итогов  и  награждения  победителей  и  участников. Учителя  рассказали  школьникам, что  все  их  результаты  деятельности  будут  заноситься  на  экран  соревнования, что  каждый  ребенок  может  проявить  себя  как  лично, так  и  во  взаимодействии  с  коллекти-   вом  класса, ибо  итоги  будут  подводиться  в  личном  первенстве  и  в  первенстве  классных  коллективов, что  особенно  важно  в  нашей  школе.

С  самого  начала  игры  была  сформирована  как  личная  моти- вация, так  и  мотивация  личности  ребенка  как  субъекта  классного  коллектива, так  как  каждый  ребенок  может  внести  свою  посильную  лепту  в  победу  своего  класса  даже  не  присутствуя  лично  в  школе, а  используя  свои  знания  и  способности.

Каждый  месяц  участникам  игры  предлагалось  решить  две  задачи  различной  трудности: одна  задача  оценивалась  в  2  балла, вторая- в  3  балла. В случае  неверного  решения  задач  участник  получал  утешительный  1  балл  за  участие.

Естественно, что  участие  в  игре  было  делом  добровольным.

И  еще: учащийся  мог  начать  играть  в  любом  месяце, ведь  игра  проходила  в  течение  всего  учебного  года.

Как  же  проходил  процесс  социализации  наших  школьников ?

                                                                                        Таблица 1.

КЛАСС

Количество  учащихся  в  классе  по  списку

Количество  участников  на  старте  игры

Количество  участников  на  финише  игры

5 класс

10  чел.

60 %

40 %

6 класс

11 чел.

100 %

45 %

7 класс

19 чел.

58 %

53 %

8 класс

25 чел.

60 %

45 %

10 класс

14 чел.

79 %

64 %

    Итак, в  начале  игры  была  мотивация  детей  активным интересом  ( см. графу «Количество  участников  на  старте  игры»);

Опосредованный  интерес, т.е. к  результатам  деятельности  проявили  учащиеся (см. графу « Количество  участников  на  финише  игры»);

Непосредственный  интерес (к  самому  процессу  деятельности,- процессу  познания, труда, творчества), проявили  победители, призеры  и  активные  участники  игры

                                                                                           Таблица 2.

КЛАСС

Количество  учащихся  в  классе  по  списку

Количество  участников

игры

Победители, призеры  и

активные  участники  игры

5  класс

10  чел.

9 чел.

4  чел.    (44 %)

6  класс

11 чел.

11 чел.

3  чел.   (27 %)

7  класс

19 чел.

13 чел.

5  чел.  (38 %)

8  класс

25 чел.

16 чел.

6  чел.  (38 %)

10  класс

14 чел.

11 чел.

4  чел.  (36 %)

Личностная  мотивация  кроется  в  глубинах  индивидуальности.

Социализация  как  процесс  рассматривает    развитие  личности  в  зависимости  от  характера  взаимодействия  ребенка  со  средой, его  адаптацию  к  ней  с  учетом  индивидуальных  особенностей.

В  среде  математической  игры  пытались  адаптироваться учащиеся

                                                                                         Таблица 3

КЛАСС

Количество  участников

игры

Количество  участников  на  старте  игры

5  класс

9 чел.

60 %

6  класс

11 чел.

100 %

7  класс

13 чел.

58 %

8  класс

16 чел.

60 %

10  класс

11 чел.

79 %

 Социализация  как  условие  - наличие  того  социума, который  необходим  ребенку  для  развития  как  личности.

Поиграв 1-2  месяца,  некоторые  школьники  не  стали  больше  соревноваться  в  «Математическом  марафоне»,

                                                                                  Таблица 4.

КЛАСС

Количество  участников  игры  сошедших  с  дистанции  «Математического  марафона»

5  класс

4  чел. (44 %)

6  класс

5  чел. (45 %)

7  класс

4  чел. (31 %)

8  класс

6  чел. (38 %)

10  класс

 4  чел.  (36 %)

Это  означает  либо  то, что  мотивация  была  стихийной, т.е.имел  место  социально-психологический  механизм  социализации

подражание- следование  примеру  или

идентификация – процесс  неосознаваемого  отождествления  себя

с  другим;

либо была  переоценка  собственных  возможностей ( т.е. социализация  произошла  через  рефлексию  ребенка- внутренний  диалог, оценка  ценностей, осознание  себя  и  своих  возможностей);

Социализация  как  проявление – это  социальная  реакция  ребенка  с  учетом  его  возраста  и  развития.

                                                                                              Таблица 5.

КЛАСС

Количество  учащихся  в  классе  по  списку

Количество  школьников  не  участвующих  в  игре «Математический  марафон»

5  класс

10  чел.

1  чел. (10 %)

6  класс

11 чел.

                       0  чел. (0 %)

7  класс

19 чел.

6  чел. (32 %)

8  класс

25 чел.

8  чел. (32 %)

10  класс

14 чел.

 4  чел.  (29 %)

Эти  цифры  означают либо  то, что  данные  школьники  не  имеют  мотивации  к  математической  среде, либо  их  интересы  к  математике  находятся  строго  в  рамках  программы  учебного  предмета «математика».

Социализация  как  результат – характеризует  социальный  статус  ребенка  по  отношению  к  его  сверстникам.

В  течение  всего  прошлого  учебного  года  мы  наблюдали  факт  разного  реагирования  учащихся  на  результаты  своей  деятельности  в  игре  «Математический  марафон».

Кто-то  видел  успехи  своих  одноклассников  и  включался  в  игру, кто – то,  оценив  свои  результаты, отказывался  от  соревнования, кто-то  проболев 2  месяца, вновь  включался  в  игру  и  достигал  запланированных  им  ранее  результатов, кто-то  уже  при  подведении  итогов  игры  и  вручении  наград  планировал  на  будущий  год  обязательно  поучаствовать  в  марафоне.

Т.о. игра  «Математический  марафон» проявляет  себя  как  социализирующий  трехсторонний  процесс, включающий  в  себя  усвоение  опыта, процесс  активного  воспроизводства  школьником  системы  связей  за  счет  его  активной  деятельности, активного  включения  в  математическую  среду, процесс  творчества. Игра  способствует  успешной  социализации- эффективной  адаптации  ребенка  в  среде, развитию  способности  противостоять  коллизиям, которые  мешают  его  саморазвитию  и  самореализации.

                Мотивация  детей  активным интересом  ( см. графу «Количество  участников  на  старте  игры»);

                                                                               Таблица 1

КЛАСС

Количество  учащихся  в  классе  по  списку

Количество  участников  на  старте  игры

Количество  участников  на  финише  игры

5 класс

10  чел.

60 %

40 %

6 класс

11 чел.

100 %

45 %

7 класс

19 чел.

58 %

53 %

8 класс

25 чел.

60 %

45 %

10 класс

14 чел.

79 %

64 %

Опосредованный  интерес (см. графу « Количество  участников  на  финише  игры»);

Непосредственный  интерес

                                                                                           Таблица 2.

КЛАСС

Количество  учащихся  в  классе  по  списку

Количество  участников

игры

Победители, призеры  и

активные  участники  игры

5  класс

10  чел.

9 чел.

4  чел.    (44 %)

6  класс

11 чел.

11 чел.

3  чел.   (27 %)

7  класс

19 чел.

13 чел.

5  чел.  (38 %)

8  класс

25 чел.

16 чел.

6  чел.  (38 %)

10  класс

14 чел.

11 чел.

4  чел.  (36 %)

В  среде  математической  игры  пытались  адаптироваться учащиеся

                                                                           

                                                                                                Таблица 3

КЛАСС

Количество  участников

игры

Количество  участников  на  старте  игры

5  класс

9 чел.

60 %

6  класс

11 чел.

100 %

7  класс

13 чел.

58 %

8  класс

16 чел.

60 %

10  класс

11 чел.

79 %

                                                                                  Таблица 4.

КЛАСС

Количество  учащихся  в  классе  по  списку

Количество  школьников  не  участвующих  в  игре «Математический  марафон»

5  класс

10  чел.

1  чел. (10 %)

6  класс

11 чел.

                       0  чел. (0 %)

7  класс

19 чел.

6  чел. (32 %)

8  класс

25 чел.

8  чел. (32 %)

10  класс

14 чел.

 4  чел.  (29 %)

                                                                                              Таблица 5.

КЛАСС

Количество  учащихся  в  классе  по  списку

Количество  школьников  не  участвующих  в  игре «Математический  марафон»

5  класс

10  чел.

1  чел. (10 %)

6  класс

11 чел.

                       0  чел. (0 %)

7  класс

19 чел.

6  чел. (32 %)

8  класс

25 чел.

8  чел. (32 %)

10  класс

14 чел.

 4  чел.  (29 %)

Игра  «Математический  марафон» проявляет  себя  как  социализирующий  трехсторонний  процесс, включающий  в  себя  усвоение  опыта, процесс активного  включения  в  математическую  среду, процесс  творчества.

 Игра  способствует  успешной  социализации - эффективной  адаптации  ребенка  в  среде, развитию  способности  противостоять  коллизиям, которые  мешают  его  саморазвитию  и  самореализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентация как средство социальной адаптации школьников

Выступление и презентационное сопровождение выступления по теме....

Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в

Выступление  на  методическом  объеденении  учителей  профессионально - трудового  обучения .  Для  специальной (коррекционной)  школы - интерната  VI...

Роль детского морского клуба в профессиональной ориентации и социальной адаптации школьников

О роли детского морского клуба в современном воспитании школьника....

РЕДАКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И ОРГАН САМОУПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ

РЕДАКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И ОРГАН САМОУПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕАлексей Геннадьевич Пшеничный, руководитель проекта «Школьная газета «Страница 372», педагог дополни...

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ...

«Организация физического воспитания школьников с ослабленным здоровьем»

1.Творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учётом возрастных индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихс...

«Толерантность как обязательное условие успешности развития школьников с ослабленным здоровьем на уроках физкультуры»

laquo;Толерантность как обязательное условие успешности развития школьников с ослабленным здоровьем на уроках физкультуры»...