Конспект открытого урока по математике для 6 класса по теме: "В мире дробей"
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему
Конспект урока рассчитан на проведение открытого занятия по математике при изучении предмета по любому УМК. Основная идея урока - познакомить обучающихся с применением дробей в различных сферах жизни. В процессе проведения урока ребята работают в группах, путешествуя по "Островам" и решая авторские тестовые задания. В конце занятия обучающиеся знакомятся с самым необычным применением дробей. К конспекту прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_mire_drobey_6_klass.docx | 61.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок «В мире дробей»
Учебный предмет: математика.
Класс: 6 класс.
УМК: любой традиционный учебник.
Тема урока: «В мире дробей».
Тип урока: урок общеметодологической направленности. Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.
Цели урока:
- деятельностная: формирование у обучащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания;
- образовательная: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
Задачи:
- формировать у обучающихся представления о методах, связывающих понятия различного вида дробей в единую систему;
- формировать у обучающихся представления о методах организации учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие.
Ход урока.
- Приветствие обучающихся. Распределение на группы по признакам делимости только на 2, только на 5, только на 9 и одновременно на 2, 5 и 10 (каждому обучающемуся достается листок с числом, по которому он определяет принадлежность группе).
- Мотивация – нацелевание обучающихся на преодоление препятствий:
Ну что ж, ребята, все мы в сборе
Пора нам в путь пустить фрегат
Нас ждут свершения, и море
Открытий. Каждый будет рад!
Вас попрошу не стушеваться
Пред испытаниями, ведь
Здесь каждый может проявляться
И смелым, быстрым будет впредь.
- Основополагающий вопрос: как вы думаете, зачем стоит изучать дроби? Распределение обязанностей в группах: капитан, штурман. Выбор часовщика в каждой из групп, объяснение его обязанностей.
- Обзор представленной каждой группе карты, по которой будет двигаться каждый фрегат. Объяснение принципа движения по ней – изначальная точка, масштаб карты.
- Итак, сегодня каждый из нас в составе своей команды сможет осуществить морское путешествие в поисках Дробного Сокровища, попутно узнавая информацию о том, где мы можем встретиться с дробями в нашей жизни. Итак, я попрошу вас собраться вокруг карты, принадлежащей вашей команде, и внимательно осмотреть её. Что вы видите? Как вы думаете, что обозначает надпись в правом нижнем углу карты? Как вы думаете, в каких единицах измерения расстояния составлена карта? Откуда мы будем начинать наше морское путешествие? Отлично, молодцы! Итак, старт назначен на время звонка колокольчика! Просьба всем членам команд приготовиться выслушать первое задание!
- Задание №1. Текст о дробях в музыке. На изучение дается 1 минута, далее предлагается задание (тест на 3 вопроса). Выполнившие записывают ответы на доске в своем поле. Смена капитанов.
После ознакомления с текстом каждая команда задает вопрос другой команде для того, чтобы проследить степень ознакомления с информацией (по одному вопросу от каждой команды, выбранный член команды задает вопрос любому из членов другой команды). (Ответы: , 30, )
- Задание №2. Вычислить кол-во миль по карте, которые предстоит пройти командам до острова «Золотое сечение»
- Итак, команды, попрошу вас собираться в дорогу, ведь вам предстоит еще долгое путешествие. Но для того, чтобы отправиться с острова «Длительность звука», вам необходимо проследить по карте путь до острова «Золотое сечение». Вопрос штурманам: в каком направлении и какой длины путь согласно масштабу представленной карты нужно преодолеть вашей команде, чтобы попасть на остров «Золотое сечение»? (Ответ: 3 * 1250 = 3750 миль)
- Задание №3. «Золотое сечение». Команды смотрят видеофрагмент, далее задание (тест на 3 вопроса). Выполнившие записывают ответы на доске в своем поле. Смена капитанов.
- Ну что ж, дорогие капитаны, вы смогли привести вашу команду к новому острову под загадочным названием «Золотое сечение». Чтобы раскрыть тайну острова, вашей команде предстоит познакомиться с жителями этого участка суши – дробями, которые состоят друг с другом в замечательных и определенных отношениях. Попрошу всех членов команд обратить внимание на доску и посмотреть видеоинформацию о туземцах острова.
- Итак, вы посмотрели видеофрагмент о том, кто и когда впервые стал говорить о золотом сечении и в каком ключе. Давайте еще поподробнее разберемся с тем, что же это за математическое понятие, и причем тут дроби (смотрим слайд)
(Ответы: , 16, )
- Задание №4. Вычислить кол-во миль по карте, которые предстоит пройти командам до следующего задания.
- Молодцы!!! Итак, команды, предлагаю вам немного отдохнуть, пока штурманы определят, в каком направлении и какой длины путь согласно масштабу представленной карты нужно преодолеть вашей команде, чтобы попасть на следующий остров «Дробный рецепт»? (Ответ: 3,5*1250 = 4375 миль)
- Задание №5. Дробный рецепт. На изучение текста дается 1 минута, далее предлагается задание (тест на 3 вопроса). Выполнившие записывают ответы на доске в своем поле. Смена капитанов.
(Ответы: 12, 40, )
10. Задание №6. Вычислить кол-во миль по карте, которые предстоит пройти командам до следующего задания.
- Молодцы!!! Итак, команды, вы уже близки к цели и получению сокровищ! Предлагаю вам немного отдохнуть, пока штурманы определят, в каком направлении и какой длины путь согласно масштабу представленной карты нужно преодолеть вашей команде, чтобы попасть на следующий остров-магазин «Дробная цена»? (Ответ: 2,5*1250 = 3125 миль)
- Задание №9. Остров-магазин «Дробная цена». На изучение текста дается 1 минута, далее предлагается задание (тест на 3 вопроса). Выполнившие записывают ответы на доске в своем поле. Смена капитанов.
(Ответы: 11, , 22)
- Задание №10. Вычислить кол-во миль по карте, которые предстоит пройти командам до сундука с сокровищами (Ответ: 3,6 * 1250 = 4500 миль).
- Итог занятия: числовые стихи:
, 30,
, 16,
12, 40,
11, , 22
Рефлексия. Посмотрите, пожалуйста, на слайд и скажите, в чем для вас выражается суть данного высказывания?
Математик, который не является в известной мере поэтом, никогда не будет настоящим математиком. (К. Вейерштрасс)
Приложение 1. Остров «Длительность звука»
В музыке звук, как известно, обозначается знаком, называемым «Нота». Одним из свойств звука является длительность его звучания. Давайте рассмотрим, каким образом нотами обозначаются длительности звуков.
— Называется целая нота. Это самая длинная из наиболее часто употребляемых длительностей.
— Называется половинная нота. Её длительность вдвое короче длительности целой ноты ().
— Называется четвертнáя нота. Её длительность в 2 раза короче половинной ноты и в 4 раза короче целой ноты.
— Называется восьмая нота. Длительность в 2 раза короче четвертнóй и в 8 раз короче целой ноты.
— Называется шестнадцатая нота. В 2 раза короче восьмой и в 16 раз короче целой ноты.
— Называется тридцать вторая нота. В 2 раза короче шестнадцатой и в 32 раза короче целой ноты.
— Называется шестьдесят четвёртая нота. В 2 раза короче тридцать второй и в 64 раза короче целой ноты.
Знаки нотных длительностей определяются их отношением продолжительности звучания друг к другу при одной скорости. Например, целая нота звучит 4 секунды. Если звук целой ноты звучал 4 секунды, то звук половинной — 2 секунды. Следовательно, звук половинной ноты в два раза короче звука целой ноты. Звук четвертной ноты звучит 1 секунду, что вдвое короче половинной ноты (2 секунды) и в четыре раза короче целой ноты (4 секунды). Если звук четвертной ноты звучал 1 секунду, то звук восьмой ноты будет звучать ½ секунды (полсекунды), и так далее.
Тест для отправления от острова «Длительность звука»
Для отправления от острова «Длительность звука» ответьте на три вопроса, подобрав шифровой замок: |
1) Сколько по длительности от целой ноты составляет половинная нота? а) ; б) ; в) 2; г) . |
2) Какова будет длительность звучания одной целой ноты и четырех половинных нот, если целая нота звучит 10 секунд? а) 30 секунд; б) 20 секунд; в) 50 секунд; г) 25 секунд. |
3) Какую часть длительности звучания целой ноты будут составлять одна четвертная нота и три восьмых ноты, звучащих друг за другом? а) ; б) ; в) ; г) . |
Приложение 2. Остров «Золотое сечение»
Прежде чем определить золотое сечение, необходимо вспомнить понятие пропорции. Пропорция (лат. proportio) – это равенство между двумя отношениями четырех величин:
a : b = c : d, причем a, b, c, d ≠ 0.
Золотое сечение – это такое пропорциональное гармоническое деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или, другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему, т.е. с : b = b : a или a : b = b : c (рис. 1)
Рис. 1. Геометрическое изображение деления отрезка в золотом сечении
Считается, что значение золотой пропорции при нахождении отношения большего к меньшему приближенно равно 1,618.
Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик (VI в. до н.э.). Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношения-ми золотого деления при их создании.
В классике изобразительного искусства на протяжении многих веков прослеживается прием построения пропорций, называемый золотым сечением, или золотым числом (этот термин введен Леонардо да Винчи).
Золотое число наблюдается в пропорциях гармонично развитого человека: длина головы делит в золотом сечении расстояние от талии до макушки; коленная чашечка также делит расстояние от талии до подошвы ног; кончик среднего пальца вытянутой вниз руки делит в золотой пропорции весь рост человека; отношение фалангов пальцев — тоже золотое число:
В биологических исследованиях было показано, что, начиная с вирусов и растений и заканчивая организмом человека, всюду выявляется золотая пропорция, характеризующая соразмерность и гармоничность их строения. Золотое сечение признано универсальным законом живых систем. У ящерицы длина ее хвоста так относится к длине остального тела, как длина всего тела к длине ее хвоста:
В произведениях изобразительного искусства художник или скульптор осознанно или подсознательно, доверяя своему тренированному глазу, часто применяет соотношение размеров в золотой пропорции.
После ознакомления с текстом каждая команда задает вопрос другой команде для того, чтобы проследить степень ознакомления с информацией (по одному вопросу от каждой команды, выбранный член команды, не задававший вопрос в прошлом опросе, задает вопрос одному из членов другой команды).
Тест для отправления от острова «Золотое сечение»
Для отправления от острова «Золотое сечение» ответьте на три вопроса, подобрав шифровой замок: |
1) Составьте дробь, пропорциональную дроби : а) ; б) ; в) ; г) . |
2) Из представленных пропорций одна близка к пропорции золотого сечения, т.е. при делении в каждой части равенства получается 1,6. В ответ запишите самое большое число из этого равенства: а) 3 : 2 = 15: 10; б) 8 : 5 = 16 : 10; в) 54 : 27 = 28 : 14; г) 75 : 30 = 15 : 6. |
3) Известно, что тело ящерицы делится в отношении, близком к пропорции золотого сечения, а именно . Определите длину хвоста ящерицы, если длина остального ее тела равна 26,25? а) ; б) 42; в) 67,2; г) 27,85. |
Приложение 3. Остров «Дробный рецепт»
Дроби, как обыкновенные, так и десятичные, имеют широкое распространение в кулинарии: для того, чтобы соблюсти рецептуру блюда, повар должен тщательно соблюдать нужное количество компонентов, часто выраженных в дробных числах, например:
- Тесто для пирога
Ингредиенты:
- 250 г. маргарина или сливочного масла
- 1 стакан молока
- 1 пачка сухих дрожжей
- 2/3 стакана сахара
- 3,5 стакана муки
- 3 яйца
- Шоколадный торт
Ингредиенты
- Масло сливочное несоленое (резаное кубиками) – 200 г
- Мука пшеничная 2 стакана
- Сахар белый - стакана
- Сахар коричневый - стакана
- Какао порошок - стакана
- Сода пищевая – 1 ч.л.
- Яйца – 2 шт.
- Сметана - стакана
- Ванильный сахар – 1 ч.л.
Дроби нашли свое применение и в медицине – фармацевты, назначая лекарство для больного, должны соблюсти дозу необходимого препарата в зависимости от различных критериев пациента (возраста, пола, веса, и т.д.)
Тест для отправления от острова «Дробный рецепт»
Для отправления от острова «Дробный рецепт» ответьте на три вопроса, подобрав шифровой замок: |
1) Для приготовления пекарского порошка повар отмеряет пищевую соду с помощью чайной ложки. Какова масса добавленной соды, если 1 чайная ложка соды весит 8 граммов, а повар добавил в пекарский порошок 1,5 чайных ложки? а) 4 грамма; б) 6 граммов; в) 10 граммов; г) 12 граммов. |
2) Для приготовления блюда шеф-повар добавляет в тесто мерного стакана коричневого сахара. Сколько грамм коричневого сахара требовал рецепт блюда, если целый мерный стакан – это 60 грамм? а) 80 грамм; б) 40 грамм; в) 90 грамм; г) 120 грамм. |
3) Терапевт выписал пациенту рецепт, согласно которому ему ежедневно необходимо принимать 150 мг действующего вещества для облегчения симптомов болезни. В аптеке не оказалось нужного лекарства с дозой 150 мг в одной таблетке, поэтому фармацевт продал больному аналогичное лекарство, каждая таблетка которого содержит 100 мг действующего вещества. Сколько частей таблетки массой в 100 мг должен принимать пациент в день, чтобы соблюсти прописанную врачом дозу в 150 мг? а) ; б) 2; в) ; г) . |
Приложение 4. Остров-магазин «Дробная цена»
Дроби применяются и наиболее распространены в любого вида магазинах, так как они иллюстрируют стратегию ведения бизнеса в плане распродаж товара. Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался со скидками, то есть снижением цен на какие-либо товары – будь то цена на продукты питания, одежду, обувь, стройматериалы и т.д. Рассмотрим примеры.
Пример 1. Магазин для каждого постоянного покупателя в честь дня рождения за неделю до и в течение недели после делает скидку 30% на любые товары. Какую стоимость заплатит покупатель, если общая сумма счета составляет 2780 руб., а покупка осуществлена 21 мая, тогда как день рождения покупателя приходится на 19 мая?
Решение. Как видно, дата покупки товара совпадает с акцией для постоянных покупателей, а значит, скидка действует. Для того, чтобы рассчитать, какую стоимость заплатит покупатель, достаточно умножить общую сумму покупки на процент, который покупатель заплатит в итоге, т.е. если скидка 30%, то процент оплаты – 70%, и тогда:
2780 руб. ∙ 0,7 = 1946 руб.
Ответ: 1946 рублей.
Пример 2. Школьник приобрел канцтовары в ближайшем магазине на сумму 525 руб., учитывая скидку в 25%, предоставляемую покупателям в среду днем. Какую сумму заплатил бы школьник, если бы его покупка была совершена в пятницу вечером?
Решение. Очевидно, что школьник заплатил 75% от той цены, которую должен был заплатить при условии совершения покупки в любой другой день, а значит, чтобы подсчитать полную сумму покупки, нужно затраченную сумму разделить на процент оплаты, выраженный в десятичной дроби:
525 руб. : 0,75 = 700 руб.
Ответ: 700 рублей.
Тест для отправления от острова «Дробная цена»
Для отправления от острова «Дробная цена» ответьте на три вопроса, подобрав шифровой замок: |
1) Кружки в магазине стоят 40 рублей. Для постоянных покупателей стоимость кружки уменьшается на размер скидки. Каков размер предоставленной скидки, если покупатель приобретает 10 кружек со скидкой и получает сдачу 144 рубля с суммы 500 рублей? а) 10%; б) 11%; в) 89%; г) 8,5%. |
2) Рассчитайте, какую часть от первоначальной цены заплатил покупатель, если сумма покупки составляет 675 рублей, а заплатить нужно было 337,5 рублей? а) ; б) 50; в) 0,2; г) 2. |
3) Каков размер скидки на альбом для рисования (в процентах) в магазине канцтоваров, если нужный товар стоит 65 рублей, а покупатель заплатил 50,7 рубля? а) ; б) 72%; в) 78%; г) 22%. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по математике 5 класс по теме :"Десятичные дроби"
Основная цель: 1)сформировать способность к чтению и записи десятичных дробей, определению поразрядного значения цифр десятичной дроби, представлению десятичной дро...
Модульная технология: разработка урока по математике 6 класс по теме "Умножение обыкновенных дробей".
Урок по математике в 6 классе по теме "Умножение обыкновенных дробей" (УМК по математике Виленкин) разработан с применением элементов модульной технологии. Данный урок представлен в виде п...
Презентация урока по математике 6 класс по теме "Умножение обыкновенных дробей" (УМК Н.Я.Виленкин)
Презентация урока по математике в 6 классе по теме "Умножение обыкновенных дробей" ( УМК Н.Я.Виленкин). Данный урок разработан с применением модульной технологии....
открытый урок по математике 6 класс по теме: "Умножение дробей"
План-конспект урока..Презентация...Самоанализ урока....
Конспект открытого урока по математике 5 класса "Умножение десятичных дробей на натуральное число" (ФГОС)
Урок открытия новых знаний по теме "Умножение десятичных дробей на натуральное число". Для достижения образовательных целей урок проведен в соответствии с требованиями системно-деятельностно...
Технологическая карта урока по математике 5 класс на тему "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"
Технологическая карта урока математики...
План-конспект открытого урока по математике (6 класс) на тему: «Правило вычисления алгебраической суммы двух чисел»
Урок составлен в соотвествие с ФГОС...