Разработка урока математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач."
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему
Главная дидактическая цель урока: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы, актуализировать знания учащихся о решении задач на проценты; повторить правила перевода десятичной дроби в проценты и проценты в десятичную дробь; совершенствование практических навыков решения основных задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке; умения ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию; вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; выполнять действия по алгоритму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protsenty._reshenie_zadach_na_protsenty._5_klass.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КИРБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЛАИШЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ
“ПОВТОРЕНИЕ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ПРОЦЕНТЫ”.
УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ ГАБДРАХМАНОВОЙ ФАНЗИИ МУДИРОВНЫ
КИРБИ - 2016
1. | ФИО (полностью) | Габдрахманова Фанзия Мудировна |
Место работы | МБОУ «Кирбинская СОШ» | |
Должность | Учитель математики | |
Предмет | Математика | |
Класс | 5 | |
Тема и номер урока в теме | Повторение. Решение задач на проценты. | |
6 | Цели деятельности учителя | Главная дидактическая цель: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы, актуализировать знания учащихся о решении задач на проценты; повторить правила перевода десятичной дроби в проценты и проценты в десятичную дробь; совершенствование практических навыков решения основных задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач. Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; умения ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию; вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; выполнять действия по алгоритму. |
7 | Планируемые образовательные результаты | предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умения решать основные типы задач на проценты; личностные: умение проявлять интерес к учебному материалу, умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения, осознавать ответственность за общее дело, требовательное отношение к себе и своей работе. метапредметные: регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; умения ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию; выбора обучающимися эффективных путей для достижения целей учебного занятия; навыков контроля и взаимоконтроля, самоконтроля, в процессе достижения цели навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии; вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; выполнять действия по алгоритму. |
8 | Основные понятия | Процент |
9 | Тип урока : | Урок систематизации знаний |
10 | Методы: | словесный, наглядный, практический, проблемный |
11 | Форма работы учащихся | Фронтальная работа, индивидуальная работа |
12 | Организация деятельности учащихся на уроке: | самостоятельно выходят на проблему и решают её; -самостоятельно определяют тему, цели урока; -работают с текстом учебника; -работают с рабочим листом при выполнении заданий; -отвечают на вопросы; -решают самостоятельно задачи; -оценивают себя и друг друга. |
13 | Ресурсы | Учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 21-е изд., стереотипное. – М.: Мнемозина, 2007; Презентация урока; Александрова В.Л. Практикум. Готовимся к ГИА. (учебное пособие) |
14 | Необходимое оборудование | Учебная доска, проектор, ноутбук |
Структура и ход урока
Технологическая карта урока.
№ | Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) | Формируемые УУД | |||
Познаватель- ные | Регулятивные | Коммуникатив-ные | Личностные | ||||||
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | Мотивирова-ние к учебной деятельности | Включение учащихся в учебную деятельность, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Добрый день, ребята! Настроимся на работу. Пожелайте себе мыслить ясно, запоминать крепко и быть внимательными. Напомним девиз урока: Слушать и слышать, смотреть и видеть, думать и рассуждать | Учащиеся слушают учителя, включаются в деловой ритм урока (слайд №2). | 1 | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Организация своей учебной деятельности | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | мотивация учения |
2 | Актуализация и фиксирование индивидуаль-ного затруднения в пробном учебном действии | Создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения. | 1.Устная работа Повторение пройденного на прошлом уроке. Беседа с проблемным вопросом по теме урока. 2.Мотивация (работа в парах) В некотором сказочном государстве жили-были три друга: попугай, удав и мартышка. Решили они побывать на спортивных соревнованиях, но лететь, ползти и прыгать было далеко. Подумав, они решили купить вертолет в игрушечном магазине. Он стоил сто бананов. Послали за покупкой попугая. Пока он летел, цена вертолета увеличилась на 10%. Попугай вернулся без него и сказал, что скоро будут цены снижены. Вскоре они узнали, что новая цена вертолета снизилась на 10%. Теперь попугай прилетел с новеньким вертолетом, и еще в клюве торчал не до конца съеденный банан. -Чего это ты облизываешься? - спросила подозрительно мартышка. -Банан доедаю, - ответил довольный попугай. -Как это банан доедаешь? -Да я и сам не понимаю, как это произошло. Была цена 100 бананов, потом повысилась на 10%, а затем понизилась на 10%. Может вы, ребята объясните? | Решают примеры устного счета (слайд №3-6). Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы (слайд №7) Пытаются ответить на вопрос | 7-8 | Логический анализ объектов с целью выделения признаков. Поиск и выделение необходимой информации. | Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка учебной задачи на основе известного. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог | Развитие познаватель-ных интересов, учебных мотивов Самоопределение |
3 | Постановка целей, задач урока, выявление места и причины затруднения | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока | Историческая справка Постановка цели и задач Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какова цель нашего урока? Сегодня у нас урок систематизации знаний по теме “Проценты”. Нам предстоит вспомнить три основные задачи на проценты, алгоритм решения этих задач. Каждый из вас к концу урока ответит себе на вопрос: “Умею ли я решать задачи на проценты?”. | Отвечают: «Решать задачи на проценты» Отвечают: «Цель урока: отрабатывать навыки решения задач на проценты» Задают себе мысленно вопрос. | 4-5 | Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели. | Целеполага-ние | Постановка вопросов | Самоопределение Учебная мотивация. |
4 | Реализация построенного проекта Физкультми-нутка | Обеспечение восприятия, осмысления и запоминания детьми. | 1.Определение тип задач. 2. Работа по учебнику. Стр.239 №1569, 1576, 1581 3. Дополнительные задачи: 1.В одном городе Канады 70% жителей знают французский язык и 80% - английский язык. Сколько процентов жителей этого города знают оба языка (если учесть, что каждый житель города знает хотя бы один из двух языков)? 2. а)Цены подняли на 50 %. Это во сколько раз? б)Цены подняли на 100 %. Это во сколько раз? в) В России 150 миллионов жителей. 70% всех жителей – городское население. Из них 23% – дети до 16 лет. Сколько детей до 16 лет среди городского населения? Для решения задачи можно привести рисунок. Нужно обсудить с учащимися действия решения задачи. Найти число городского населения из числа всех жителей России. Из числа городских жителей найти число детей до 16 лет. Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Вспоминают виды задач на проценты (слайд №8-9), распознают тип задачи (слайд №10-11), применяют алгоритмы решения Знакомятся с новыми способами решения задач на проценты: алгебраическим,геометрическим, с помощью рисунка (слайд №12-15). =24,15 Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжать работу (слайд №16) | 14-15 2 | Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Построение логической цепи рассуждений. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | Планирова-ние, прогнозирование | Умение слушать и вступать в диалог | Самоопределение. Развитие познаватель-ных интересов. |
5 | Контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний | Создать условия для выполнения учащимися сам. работы на новое знание; проверить умение учащихся реально оценивать уровень своих знаний; организовать выявление места и причины затруднений работу над ошибками. | 1.Самостоятель-ная работа по уч. пособию В.Л.Александрова (готовимся к ГИА) 1)№238 2)№239, 3)№241 4) 1 вариант:Товар стоил 5000 р. Какой станет цена товара, если ее сначала повысить на 10%, а потом понизить на 10%? 2 вариант: Товар стоил 5000 р. Какой станет цена товара, если ее сначала понизить на 10%, а потом повысить на 10%? 2.Проверка и анализ выполнения работы Ответы к заданиям записаны на доске. Обращает внимание на ответы, полученные в 4 задании у 1 и 2 вариантов. 3.Вернемся к мотивационной задаче о трех друзьях: попугае, удаве и мартышке. Откуда появился лишний банан? | Самостоятельно решают задачи. Делают сравнительный анализ ответов задачи третьего уровня каждого варианта. Отвечают на проблемный вопрос. Учащиеся выполняют творческое задание. Делают записи в тетрадь Учащиеся сравнивают свои ответы с правильными, выставляют себе оценки. (слайд № 17) Учащиеся делают вывод: Если число сначала увеличить (уменьшить) на сколько-то %, а затем уменьшить (увеличить) на столько же %, получим одинаковые ответы. | 10-12 | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез Построение логической цепи рассуждений. | Планирова-ние своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуля-ция | Умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем (при необходи-мости) Интегрироваться в группу; Планирование учебного сотрудничества со сверстниками | Ориента- ция в межлично-стных отношениях Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
6 | Рефлексия учебной деятельности на уроке | Зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности | Какую задачу мы ставили на уроке? -Удалось решить нам поставленную задачу? -Что еще нужно сделать? -Где можно применить новое знание? -Что на уроке у вас хорошо получалось? -Над чем еще нужно поработать? -Наш урок подходит к концу. А теперь я попрошу вас ответить на тот вопрос, который звучал вначале урока: “Умею ли я решать задачи на проценты?”. Выставление отметок. -Кто работал на уроке лучше всех? -Кому еще надо стараться? -С каким настроением вы уходите с урока? На следующем уроке мы продолжим решать задачи. И будем готовиться к контрольной работе. Еще раз повторите теоретический материал п.40 стр.236-237 и решите №1604, 1610. Дополнительное задание (по желанию): из сайта «Решу ОГЭ» решить 5 задач на проценты. | Отвечают на поставленные вопросы(слайд № 18), оценивают свою работу и работу одноклассников. Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока Слайд № 19 | 1-2 | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов | Оценка своей деятельности и других людей Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегу-ляция | Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в обсуждении. | Жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучающихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение
1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в т...
Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС
1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...
Урок математики 6 класс по теме "Решение задач с помощью уравнений"
Данный конспект содержит ссылку на сайт, в котором содержится презентация к данному уроку....
Технологическая карта урока математики 6 класс по теме: "Решение задач с помощью уравнений".
Технологическая карта урока математики 6 класс по теме : " Решение задач с помощью уравнений!...
Разработка урока в 8 классе на тему «Решение задач на определение количества информации»
Разработка урока в 8 классе на тему «Решение задач на определение количества информации»...
Технологическая карта урока математики 5 класс по теме " Решение задач на проценты "
Технологическая карта пможет показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни....
Разработка урока для 5 класса по теме "Решение задач на проценты"
Урок разработан к учебнику под редакцией Виленкина Н.Я. Урок обобщения и систематизации знаний....