Разработка урока математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач."
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Габдрахманова Ф.М.

Главная дидактическая цель урока: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы, актуализировать знания учащихся о решении задач на проценты; повторить правила перевода десятичной дроби в проценты и проценты в десятичную дробь; совершенствование практических навыков решения основных задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе  критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке; умения ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию; вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; выполнять действия по алгоритму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon protsenty._reshenie_zadach_na_protsenty._5_klass.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КИРБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЛАИШЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ

“ПОВТОРЕНИЕ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ПРОЦЕНТЫ”.

УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ  ГАБДРАХМАНОВОЙ ФАНЗИИ МУДИРОВНЫ

КИРБИ  -  2016

 

1.

ФИО (полностью)

Габдрахманова Фанзия Мудировна

Место работы

МБОУ «Кирбинская СОШ»

Должность

Учитель математики

Предмет

Математика

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Повторение. Решение задач на проценты.

6

Цели деятельности учителя

Главная дидактическая цель: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы, актуализировать знания учащихся о решении задач на проценты; повторить правила перевода десятичной дроби в проценты и проценты в десятичную дробь; совершенствование практических навыков решения основных задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе  критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке; умения ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию; вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; выполнять действия по алгоритму.

7

Планируемые образовательные результаты

предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умения решать основные типы задач на проценты;                                                         личностные: умение проявлять интерес к учебному материалу, умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения, осознавать ответственность за общее дело, требовательное отношение к себе и своей работе.             метапредметные:                                                                                                                               регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; умения ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию; выбора обучающимися эффективных путей для достижения целей учебного занятия; навыков контроля и взаимоконтроля, самоконтроля, в процессе достижения цели навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии; вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; коммуникативные:  уметь оформлять свои мысли в устной и письменной  форме; слушать и понимать речь других; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; познавательные:  уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; выполнять действия по алгоритму.

  8  

Основные понятия

Процент

  9

Тип урока :

Урок систематизации знаний

10

Методы:

словесный, наглядный, практический, проблемный

11

Форма работы учащихся

Фронтальная работа, индивидуальная работа

12

Организация деятельности учащихся на уроке:

самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-работают с текстом учебника;

-работают с рабочим листом при выполнении заданий;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга.

13

Ресурсы

Учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 21-е изд., стереотипное. – М.: Мнемозина, 2007;

Презентация урока;

Александрова В.Л. Практикум. Готовимся  к ГИА. (учебное пособие)

14

Необходимое оборудование

Учебная доска, проектор, ноутбук

                                                                   

  Структура и ход  урока

Технологическая карта урока.

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-ные

Личностные

1

2

3

5

6

7

8

9

10

1

Мотивирова-ние к  учебной деятельности

 Включение учащихся в учебную деятельность,  создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Добрый день, ребята! Настроимся на работу.   Пожелайте себе мыслить ясно, запоминать крепко и быть внимательными.   Напомним девиз урока: Слушать и слышать, смотреть и видеть, думать и рассуждать    

Учащиеся слушают учителя, включаются в деловой ритм урока (слайд №2).

1

Осознанное  и произвольное построение речевого высказывания

Организация своей учебной деятельности

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

мотивация учения

2

Актуализация и фиксирование индивидуаль-ного затруднения в пробном учебном действии

Создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

1.Устная работа

Повторение пройденного на прошлом уроке.

Беседа с проблемным вопросом  по теме урока.

2.Мотивация (работа в парах)

В некотором сказочном государстве жили-были три друга: попугай, удав и мартышка. Решили они побывать на спортивных соревнованиях, но лететь, ползти и прыгать было далеко. Подумав, они решили купить вертолет в игрушечном магазине. Он стоил сто бананов. Послали за покупкой попугая. Пока он летел, цена вертолета увеличилась на 10%. Попугай вернулся без него и сказал, что скоро будут цены снижены. Вскоре они узнали, что новая цена вертолета снизилась на 10%. Теперь попугай прилетел с новеньким вертолетом, и еще в клюве торчал не до конца съеденный банан.

-Чего это ты облизываешься? - спросила подозрительно мартышка.

-Банан доедаю, - ответил довольный попугай.

-Как это банан доедаешь?

-Да я и сам не понимаю, как это произошло. Была цена 100 бананов, потом повысилась на 10%, а затем понизилась на 10%. Может вы, ребята объясните?

Решают примеры устного счета (слайд      №3-6).

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы (слайд №7)

Пытаются ответить на вопрос

7-8

Логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Поиск и выделение необходимой информации.

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка учебной задачи на основе известного.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Развитие познаватель-ных интересов, учебных мотивов

Самоопределение

3

Постановка целей, задач урока,  выявление места и причины затруднения

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

Историческая справка  Постановка цели и задач

Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Какова цель нашего урока?

Сегодня у нас  урок систематизации знаний  по теме “Проценты”. Нам предстоит вспомнить три основные задачи на проценты, алгоритм решения этих задач. Каждый из вас к концу урока ответит себе на вопрос: “Умею ли я решать задачи на проценты?”.

Отвечают: «Решать задачи на проценты»

Отвечают: «Цель урока: отрабатывать навыки решения задач на проценты»

Задают себе мысленно вопрос.

4-5

Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

Целеполага-ние

Постановка вопросов

Самоопределение  Учебная мотивация.

4

Реализация построенного проекта

Физкультми-нутка

Обеспечение восприятия, осмысления и запоминания детьми.

1.Определение  тип задач.

2. Работа по учебнику. Стр.239 №1569, 1576, 1581

3. Дополнительные задачи:

1.В одном городе Канады 70% жителей знают французский язык и 80% - английский язык. Сколько процентов жителей этого города знают оба языка (если учесть, что каждый житель города знает хотя бы один из двух языков)?

2. а)Цены подняли на 50 %. Это во сколько раз?

б)Цены подняли на 100 %. Это во сколько раз?

в) В России 150 миллионов жителей. 70% всех жителей – городское население. Из них 23% – дети до 16 лет. Сколько детей до 16 лет среди городского населения?

Для решения задачи можно привести рисунок. Нужно обсудить с учащимися действия решения задачи.

Найти число городского населения из числа всех жителей России.

Из числа городских жителей найти число детей до 16 лет.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Вспоминают виды задач на проценты (слайд №8-9), распознают тип задачи (слайд №10-11), применяют алгоритмы решения

Знакомятся с новыми способами решения задач на проценты:  алгебраическим,геометрическим, с помощью рисунка (слайд №12-15).

=24,15

Учащиеся сменили вид деятельности  и готовы продолжать работу (слайд №16)

14-15

2

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний.

Построение логической цепи рассуждений. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Планирова-ние, прогнозирование

Умение слушать и вступать в диалог

Самоопределение.  Развитие познаватель-ных интересов.

5

Контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний

Создать условия для выполнения учащимися сам. работы на новое знание; проверить умение учащихся реально оценивать уровень своих знаний; организовать выявление места и причины затруднений работу над ошибками.

1.Самостоятель-ная работа по уч. пособию В.Л.Александрова

(готовимся к ГИА)

1)№238

2)№239,

3)№241

4) 1 вариант:Товар стоил 5000 р. Какой станет цена товара,  если ее сначала повысить на 10%, а потом понизить на 10%? 2 вариант: Товар стоил 5000 р. Какой станет цена товара,  если ее сначала понизить на 10%, а потом повысить на 10%?

2.Проверка  и анализ выполнения работы

Ответы к заданиям записаны на доске.

Обращает внимание на ответы, полученные в 4 задании у 1 и 2 вариантов.

3.Вернемся к мотивационной задаче о трех друзьях: попугае, удаве и мартышке.  Откуда появился лишний банан?

Самостоятельно решают задачи.  

Делают сравнительный анализ ответов задачи третьего уровня каждого варианта.

Отвечают на проблемный вопрос. Учащиеся выполняют творческое задание. Делают записи в тетрадь

 Учащиеся сравнивают свои ответы с правильными, выставляют себе оценки. (слайд № 17)

Учащиеся делают вывод: Если число сначала увеличить (уменьшить) на сколько-то %, а затем уменьшить (увеличить) на столько же %, получим одинаковые ответы.

10-12

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез

Построение логической цепи рассуждений.

Планирова-ние своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуля-ция

Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем (при необходи-мости) Интегрироваться в группу; Планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Ориента-

ция в межлично-стных отношениях Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

6

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности

Какую задачу мы ставили на уроке?

-Удалось решить нам поставленную задачу?

-Что еще нужно сделать?

-Где можно применить новое знание?

-Что на уроке у вас хорошо получалось?

-Над чем еще нужно поработать?

-Наш урок подходит к концу.

А теперь я попрошу вас ответить на тот вопрос, который звучал вначале урока: “Умею ли я решать задачи на проценты?”.

Выставление отметок.

-Кто работал на уроке лучше всех?

-Кому еще надо стараться?

-С каким настроением

вы уходите с урока?

На следующем уроке мы продолжим решать  задачи. И будем готовиться к контрольной работе. Еще раз повторите теоретический материал п.40 стр.236-237 и решите №1604, 1610.

Дополнительное задание (по желанию): из сайта «Решу ОГЭ»  решить  5 задач на проценты.

Отвечают на поставленные вопросы(слайд № 18),

оценивают свою работу и работу одноклассников.

  Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

Слайд № 19

1-2

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Оценка своей деятельности и других людей

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегу-ляция

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в обсуждении.

Жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучающихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение

1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в т...

Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС

1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...

Урок математики 6 класс по теме "Решение задач с помощью уравнений"

Данный конспект содержит ссылку на сайт, в котором содержится презентация к данному уроку....

Технологическая карта урока математики 6 класс по теме: "Решение задач с помощью уравнений".

Технологическая карта урока математики 6 класс по теме : " Решение задач с помощью уравнений!...

Разработка урока в 8 классе на тему «Решение задач на определение количества информации»

Разработка урока в 8 классе на тему «Решение задач на определение количества информации»...

Технологическая карта урока математики 5 класс по теме " Решение задач на проценты "

Технологическая карта пможет показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни....

Разработка урока для 5 класса по теме "Решение задач на проценты"

Урок разработан к учебнику под редакцией Виленкина Н.Я. Урок обобщения и систематизации знаний....