Статья. Интерактивные методы обучения на уроках математики
статья по математике (5, 6 класс) на тему

Михайлова Вера Ивановна

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья. Интерактивные методы обучения на уроках математики

Михайлова Вера Ивановна

учитель математики
ЧОУ «Школа экономики и права»

 г. С-Петербург Красносельский район.

Чем занимаются математики?

«Лишь не математики считают, что математики считают»

Математики думают…

Что значит «думать»?

Это значит задавать себе вопрос и пытаться найти на него ответ…

Где на уроках математики в чистом виде встречается «вопрос»?

Конечно же в текстовой задаче!

Огромное значение для активизации познавательной деятельности имеют познавательные задачи. Если ученик воспринимает задачу как проблему и самостоятельно ее решает, то это и есть главное условие развития его мыслительных способностей. Итак, мы начинаем работать над задачей…

Во-первых, идет работа с текстовой информацией и здесь, весьма кстати, пригодится технология «смыслового чтения». Нужно понять, «кто» участники задачи и «каковы» связи между ними. А это значит необходимо провести анализ текста.

Во-вторых, чтобы решить задачу зачастую информацию из задачи надо представить в виде схемы или таблицы. А также сделать записи с использованием специальных символов и знаков. Это значит, что на уроке используется семиотический подход.

В-третьих, для решения задачи создается «модель» - уравнение, решение которого требует уже исключительно предметных знаний.

В-четвертых, полученный результат должен быть интерпретирован согласно условию задачи или жизненного опыта.

Работа с текстовыми задачами меня всегда интересовала, и я постоянно видела, что не все мои ученики могут их решать. Конечно, и теперь не все мои ученики любят и с легкостью решают текстовые задачи, но я нашла для себя оптимальный способ работы с задачами, который помог мне легче их решать и этим способом я делюсь со своими учениками.

  1. Задачи с практическим содержанием

Тема «Объем прямоугольного параллелепипеда».

Длина плавательного бассейна 200 м, а ширина 50 м. В бассейн налили 2 000 000 л  

воды. Как вы полагаете, можно ли плыть в этом бассейне?  

Типология задач.

  1.  Задачи с несформулированным вопросом.

Пример. Шоколад стоит 15 руб., коробка конфет 30 руб. Задайте все возможные вопросы по условию данной задачи.

  1. Задачи с излишними данными.

Масса 11 ящиков яблок 4 ц 62 кг, а масса 18 ящиков груш 6 ц 12 кг. В магазин привезли 22 ящика яблок и 6 ящиков груш. На сколько килограммов масса одного ящика яблок больше массы одного ящика груш.

  1.  Задачи с несколькими решениями.

Пример. За три дня в магазине продано 1280 кг яблок. В первый день продали 25% всех яблок, а во второй день – 45% всех яблок. Сколько килограммов яблок продали в третий день? Решите задачу несколькими способами. Какой из них наиболее простой.

  1.  Дивергентные задачи.

Пример.  Из двух пунктов вышли одновременно два пешехода. Скорость одного пешехода равна 7 км/ч, а скорость другого – на 1 км/ч больше. Какое расстояние будет между пешеходами через 2 часа?

Учащимся задаются вопросы:

Какой  ответ на вопрос задачи вы можете предложить?

Чего не хватает?

Что нужно добавить?

Докажи, что теперь задачу точно можно будет решить?

А можно ли что-нибудь извлечь даже из имеющихся данных?

Какое заключение можно сделать из анализа того, что дано?

При работе с текстовой задачей у моих учеников формируются как предметные, так и метапредметные компетенции. Для того чтобы найти ответ на вопрос задачи зачастую требуется применить свой жизненный опыт и хорошие знания по математике. Но с помощью каких методов, технологий можно добиться определённых результатов? В своей работе я использую интерактивный метод обучения.

Понятие «интерактивный». Что это - новое наименование для хорошо забытого старого или нечто принципиально новое? В переводе с английского inter – взаимный, toact – действовать, т.е. действовать вместе, на равных, взаимно необходимо. Интерактивный – включенный в действие, взаимодействующий, находящийся в состоянии (режиме) беседы, диалога с чем-либо (компьютером) или кем-либо. Таким образом, интерактивное обучение – это диалоговое обучение.

Разрешите вам напомнить, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов. Ученик не потребитель, а искатель, он чувствует свою интеллектуальную состоятельность и необходимость. Занятие организуется так, что практически все учащиеся вовлекаются в процесс познания, они имеют возможность думать, понимать и рефлектировать.

Совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен знаниями, идеями, способами действия. Каждый свободен высказывать свое, наработанное личным опытом, соотносить со знанием товарищей, происходит взаимообогащение и коррекция собственной позиции (ненавязчивая, без ссор, упреков и обид, т.к. надо из правд каждого найти общую – истину): от взаимопонимания - через взаимодействие – к взаимообогащению.

Интерактивые формы, которые я использую в своей педагогической деятельности, в частности, при решении текстовых задач, нацелены на:

  • стимулирование учебно-познавательной мотивации;
  • развитие самостоятельности и активности;
  • воспитание аналитического и критического мышления;
  • формирование коммуникативных навыков;
  • саморазвитие учащихся.

 В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя комфортнее.

Таким образом, налицо признаки системно-деятельностного подхода.

Осуществляя обучение в режиме интерактива я использую специальные упражнения, приемы, в разных модификациях и вариантах, с разными названиями, для работы индивидуально, в парах, группами, коллективно.

«Два, четыре – вместе»

Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обсуждение вопроса.

  «Микрофон»

Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

«Синтез идей»

Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая – второе и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников.

Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы.

«Мозговой штурм»

Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ и обсуждение.

«Обучая – учусь»

Материал урока делится на отдельные блоки по количеству учащихся в классе. Учащиеся отрабатывают и обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего происходит коллективное обсуждение и закрепление учебного материала.

Таким образом, применение интерактивных методов и приёмов обучения на уроках математики создают атмосферу повышенного интереса, ситуацию диалога, ученик оценивается по процессу деятельности и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения на уроках математики

Основной задачей модернизации российского образования является обеспечение нового качества школьного образования, соответствующего требованиям изменившейся системы общественных отношений и ценно...

Статья "Использование интерактивных форм обучения на уроках математики при изучении теории вероятности"

Статья "Использование интерактивных форм обучения на уроках математики при изучении теории вероятности"...

статья"Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания"

Интерактивность обретает в наши дни особое значение. Появились интерактивные опросы, программы на радио и телевидении, сценарии которых во многом диктуются открытыми беседами со зрителями и слушателям...

Интерактивные методы обучения на уроках математики в малокомплектных классах.

В методической разработке рассмотрены особенности применения интерактивных методов обучения на уроках математики в малокомплектных классах. Представлены авторские интерактивные игры "светофор" и...

Статья "Интерактивные методы обучения на уроках английского языка" (из личного опыта)

Включение интерактивных игр в уроки английского языка способствуетразвитию коммуникативных компетенций у учащихся, развивает познавательную мотивацию....

Использование интерактивных методов обучения на уроках математики

В статье анализируются интерактивные методы обучения, применяемые на уроках математики....