статья "Интерактивные методы обучения математике"
статья по математике

Ольга Карбуевна Чунарёва

описание опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty_interaktivnoe_obuchenie_matematike.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель математики ФКОУ СОШ УФСИН

России по Томской области Чунарёва О.К.-

описание опыта работы по теме:

«Интерактивное обучение математике в условиях ресоциализации несовершеннолетних, находящихся в изоляции»

В воспитательные колонии почти все несовершеннолетние осужденные прибывают без  среднего общего образования, поэтому их обучение и воспитание являются стратегическими задачами средней общеобразовательной школы при воспитательной колонии, направленными на позитивную трансформацию негативно заряженных сценариев жизни и выработку подростком нового видения себя и своей жизненной перспективы. Важнейшей особенностью школ при воспитательных колониях является не только обучение и воспитание обучающихся, но и содействие исправлению и ресоциализации несовершеннолетнего преступника в условиях изоляции. 3

При таких условиях обучения каждый учитель должен знать общепедагогические и специфические методы работы с несовершеннолетними осужденными в процессе обучения и воспитания в условиях ресоциализации подростков в возрасте от 14 до 18 лет , совершивших  уголовно наказуемые деяния. Поэтому у многих из них проявлены эгоцентрические мотивы и неустойчивая психика. Многие из них не имеют базовых знаний по всем предметам, из-за многочисленных пропусков занятий или же после начального общего образования почти не обучались. Но каковыми они ни были, задачей педагогического сообщества является равноправное обучение и воспитание несовершеннолетних, которые должны стать достойными гражданами своей страны.

Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин, а также качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. 1

 Но по анализу и оценке многих учителей, учащиеся не хотят учить математику, ссылаясь на отсутствие математических способностей. Что очень характерно для детей, которые не хотят самостоятельно заниматься заучиванием математических терминов и формул. В особенности те, кто не выполняют домашние задания и (или) пропускают уроки, серьёзно не занимаются, а находят время для других дел. Поэтому при отсутствии теоретической основы объектов изучения математики и связи их со свойствами, знание и понимание сущности науки математики бывают очень затруднительными.

Одним из проблем мотивационного характера является низкая учебная мотивация школьников связанная с общественной недооценкой значимости математического образования. Кроме того, конечно, есть проблема содержательного характера – это отсутствие преемственности между уровнями образования. Но тем не менее, есть и положительные тенденции развития математического образования в целом, в связи с широким использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании. Развиваются интерактивные методы обучения математике.1 

Основными задачами для каждого современного учителя в условиях ресоциализации несовершеннолетних, находящихся в изоляции должны быть:

-Обеспечение благоприятных психолого-педагогических условий для адаптации воспитанников, находящихся в изоляции;

-Формирование информационной компетентности, умения пользоваться ресурсами Интернет в целях самообразования и саморазвития.

Поэтому, для работы с детьми, не имеющими высокой мотивации в обучении математике, мною была определена методическая тема: «Применение интерактивных методов обучения для конструирования уроков математики в контексте требований ФГОС», так как согласно федеральному закону №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии.

Интерактивный метод («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Цель интерактивного обучения– общее развитие школьников, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении и развитии, в расширении возможностей самоопределения и самореализации.  Основная идея интерактивных методов обучения: сделать ученика активным субъектом образовательного процесса. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений, результативности. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленного взаимодействия  и организации педагогической среды, т.е. применения педагогической технологии (системы работы учителя). Под интерактивными методами понимается система правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающая педагогически эффективное познавательное общение.2

Интерактивное обучение решает одновременно три задачи:

конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;

коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;

социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе. Организация интерактивного обучения осуществляется на любом этапе изучения темы. При изучении нового материала, для формирования теоретических знаний чаще используют проблемно-поисковые методы. Для формирования фактических знаний – репродуктивные методы, так как для организации работы необходимы базовые знания по теме. На этапе формирования знаний, умений и навыков - частично поисковые, так как необходимо формирование умений учащихся использовать полученные знания в нестандартной, измененной ситуации. На этапе обобщения и систематизации знаний и умений используют проблемные и исследовательские методы.4 

К интерактивным методам обучения можно отнести следующие: 

1. Групповая работа как форма коллективной учебной деятельности есть способ организации совместных усилий учащихся, по решению поставленной на уроке учебно-познавательной задачи. При организации групповой работы можно придерживаться следующих этапов, рекомендуемых Г.К.Селевко. Подготовка к выполнению группового задания (постановка познавательной задачи; инструктаж о последовательности работы; раздача дидактического материала по группам).

Групповая работа (знакомство  с материалом, планирование работы в группе; распределение заданий внутри группы; индивидуальное выполнение задания; обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; обсуждение общего задания; подведение итогов группового задания, выводы). Заключительная часть (презентация группового решения поставленной задачи; анализ познавательной задачи; рефлексия; общий вывод о работе в группе и достижении поставленной задачи). Этот метод применяли с обучающимися 10 класса на уроках геометрии при решении задач с многогранниками.

2.Мозговой штурм. Это метод продуцирования идей и решений. Состоит из двух этапов: 

первый – генерирование идей (количество идей не ограничивается, не требуется их обоснование, запрещена любая критика, приветствуется развитие идеи партнера);

второй – анализ (разработка критериев оценки идей, группировка их по степени значимости). Данный метод применяли на уроках и практикумах 9-11 классов при решении задач теории вероятностей, где требуется понимание и различие событий и вероятности их наступления.

3.Творческие задания. Под творческими заданиями понимают такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества. Творческое задание придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Учитель должен найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям: не имеет однозначного ответа или решения; является практическим и полезным для учащихся; связано с жизнью учащихся; вызывает интерес у учащихся; максимально служит целям обучения. Например, после изучения тем «Площадь поверхности цилиндра», «Площадь поверхности конуса (усечённого конуса)» в 11 классе можно предложить учащимся творческую работу. Ученики придумывают пространственное тело, площадь поверхности которого можно вычислить, разбив его на части, формулы площадей поверхности которых известны; вычисляют его площадь поверхности; все расчеты оформляют в виде таблицы; готовят контур своего пространственного тела для работы в классе.

4. Работа в малых группах. Это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся возможность участвовать в работе. Одна из самых распространенных форм взаимодействия учащихся на уроке - работа в паре, где один исполняет роль Учителя, а другой - Ученика. Такая пара уместна при индивидуальной отработке понятий. Например: ученики при усвоении основных понятий готовят опорные сигналы. Это карточки, где на одной стороне написан термин, а на другой разъяснение этого термина. Работая в паре ученики друг другу по очереди показывают карточки с терминами и дают определение того или иного понятия, тем самым очень эффективно проходит усвоение теоретического материала. Учащиеся с удовольствием работают с опорными сигналами (формулами). В ходе такой работы каждый ученик проговаривает изучаемый материал; идет индивидуальный контроль, коррекция знаний. Данный метод применяли почти на каждом уроке алгебры в 10 и 11 классах.

5.Компьютерные технологии. Сейчас в школах появляются интерактивные доски, мультимедийное оборудование. Это оборудование, которое способно оказать большую помощь в организации процесса обучения, при проведении учебных занятий. Но, к сожалению, в кабинете математики нет интерактивной доски и интернета, так как учреждение закрытого типа. Но на уроках часто использовали цифровые образовательные ресурсы. Например, на уроках алгебры в 9 классе при изучении графического метода решения систем уравнений, в 10 классе при построении графиков функций в процессе исследования функции, в 11 классе при изучении тем «Показательная функция, её свойства и график» и «Логарифмическая функция, её свойства и график». В условиях самоизоляции при распространении пандемии короновируса, коллективом школы под чутким руководством администрации школы, было организовано дистанционное обучение и онлайн-консультации по скайпу для выпускников 9 и 11 классов. По началу были некоторые трудности с подключением скайпа, так как была слабая интернет-связь и отсутствие опыта работы по скайпу. Были трудности и в объяснении наглядных примеров решения задач. Но со временем были найдены способы продуктивного проведения консультаций. С дисциплиной учащихся не было проблем, так как за ними наблюдал инспектор. Учащиеся самостоятельно решали примеры и вслух диктовали ход решения задач. Также при решении задач учителем давались разные способы решения. Например, при решении задач по планиметрии давался способ решения из сайта «Решу ЕГЭ», а учитель давал более простой и понятный способ решения данных задач, которые писались на файле, открытом на экране компьютера. То есть учитель одновременно печатал и объяснял решения. Кроме этого, давались образцы решённых задач, на примере которых учащиеся решали задания. Таким образом, первый опыт проведения онлайн-консультаций считаю был очень интересным не только для учителя, но и для учащихся.

 Использование в работе интерактивных методов обучения дает ученику:  осознание включенности  в общую работу; становление активной позиции в учебной деятельности; развитие навыков общения; принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;  повышение познавательной активности; 

классу: формирование класса как групповой общности; повышение познавательного интереса; развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии; 

учителю: нестандартное отношение к организации образовательного процесса; формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.4

Мы знаем, что уроки уроками, но основная цель работы учителя - подготовить всех учащихся к успешной сдаче единого государственного экзамена (далее ЕГЭ) с хорошим качеством.

Для этого необходимо:

  • Учителю  обладать необходимыми компетенциями.
  • Совершенствовать структуру и содержание учебного материала в ходе подготовки к ЕГЭ.
  • Систематизировать  повторение программного материала.
  • Отработать тестовые технологии в ходе работы с контрольно-измерительными материалами через личностно-ориентированный подход.

Кроме этого, параллельно, должна быть методическая подготовка учителя к ЕГЭ:

   - Знакомиться с нормативными документами по проведению ЕГЭ через администрацию школы;

   - Повышать свой уровень профессиональной грамотности (развивать свои способности при решении заданий).

-совершенствование методики обучения и технологии своего опыта.

Должна проводиться диагностика и анализ качества ЗУН учащихся по материалам ЕГЭ:

   - Входное диагностирование учащихся 11 класс (федеральный пробный ЕГЭ, декабрь);

   - Тематическое тестирование по КИМам;

   - Констатирующие работы по алгебре и началам анализа и геометрии в течение учебного года;

   - Выходное диагностирование учащихся 11 класс (федеральный пробный ЕГЭ, март);

         Должна быть систематизация дидактических материалов, то есть создание банка тестовых заданий:

   - Разработка тестов по основным темам курса основного и среднего общего образования;

   - Тренировочные тесты;

   - Тесты прошлых лет;

   - Тесты пробных экзаменов в формате ЕГЭ.

Должны проводиться дополнительные занятия: кружки, индивидуальные занятия и консультации по математике. По организации данных занятий в текущем учебном году администрацией школы оказана большая поддержка. Был выделен 1 час на кружок «Алгебра плюс», в расписание внесены дополнительные занятия и консультации, были выделены по 1 часу в 10 и 11 классах часы факультатива «Практикум по математике», где были запланированы темы для подготовки к сдаче государственных экзаменов. И наконец, подготовка к экзаменам сопровождается индивидуальной поддержкой психологической службой воспитательной колонии, в результате которой особенных затруднений в поведении или во взаимоотношениях с выпускниками не имеются. И тревожности выпускников перед экзаменами не выявлено.

Ученики из года в год становятся взрослее. Они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Благодаря технологии сотрудничества они становятся самостоятельней, активнее, общительнее и способны работать на более высоком уровне. Учащиеся учатся применять свои знания в новых ситуациях, учатся их использовать на практике и самостоятельно добывать их. Они учатся общаться, дружить, быть милосердными, внимательными друг к другу – это тоже результат учебного сотрудничества. Интерактивное обучение  помогает ребенку не только учиться, но и жить.

Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики.

Литература:

1. Концепции развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р).

2. Колмогорова С. Интерактивные формы и методы работы – Педагогическая техника № 2, 2007 г. – стр. 18 – 24.

3.Н.Ф. Яковлева, В.А. Карапчук, Н.М. Харламова. РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ: Опыт Канской воспитательной колонии 2-е издание, стереотипное Москва. Издательство «ФЛИНТА», 2014.

4.Шевченко Н. Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника – Учитель № 5, 2004 г. – стр. 12 – 17 2. Тамарин М. И. Интерактивные формы обучения математике в профильном физико-математическом классе – Одаренный ребенок № 3, 2005 г. – стр. 111 – 114.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов, как метод формирования у учащихся УУД.

Тем , кому интересна пректная деятельность учащихся, будет полезна данная публикация и ее приложения. В других разделах я размещу разработки учебных проектов с их содержанием и презентациями. Буд...

Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»

Методическая разработка на тему:«Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»...

Коммуникативный метод – средство обучения говорению Исходные положения и понятия коммуникативного метода.

Основными признаками коммуникативного  метода обучения, на наш взгляд, являются следующие.1) Дифференцированность метода, проявляющегося в том, что каждый метод служит средством достижения ...

Метод критического мышления и метод эмпатии

Методытехнологии развития критического мышленияи метод эмпатии(эвристический метод)...

"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.

Описание системы работы учителяМешковой Марины Анатольевны,учителя русского языка и литературы...

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...