Интерактивные методы обучения на уроках математики в малокомплектных классах.
методическая разработка по алгебре на тему
В методической разработке рассмотрены особенности применения интерактивных методов обучения на уроках математики в малокомплектных классах. Представлены авторские интерактивные игры "светофор" и журавль в небе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnye_metody_obucheniya.docx | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивные методы обучения на уроках математики в малокомплектных классах.
Актуальной задачей современной школы является формирование ключевых компетентностей, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков. Данной задачи невозможно добиться без внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить личностно-деятельный подход к обучению, развивать самостоятельность учащихся.
Продуктивный урок должен формировать не только глубокие и прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем. Наилучшие результаты при решении этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции учащихся в учебном процессе.
Интерактивные методы вполне отвечают заявленным требованиям.
Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Этот подход оказался для меня наиболее реальным путем обеспечения положительной мотивации учащихся к изучению математики, формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету, повышения качества знаний, создания педагогических условий для развития способностей учащихся.
Плюсы интерактивных технологий:
- дают возможность обучающимся в учебно-игровом поле примерить различные роли, включиться в изучаемую ситуацию;
- освоение различных моделей человеческого взаимодействия: работа в команде, терпимость к другим точкам зрения
- ученик максимально приближен к условиям учебного материала:
- самостоятельный поиск вариантов решения поставленных задач
- Также, интерактивные технологии побуждают обучающихся к активным действиям, позволяют пережить состояние успеха, что как следствие повышает мотивацию к учебе и повышает эффективное усвоение материала.
Работая в малокомплектной школе я столкнулась с такой проблемой, что большинство интерактивных методик, таких как работу в группах, методы карусели и иногда даже обычную работу в парах очень сложно реализовать при малом количестве учеников. Теряется весь смысл проводимого мероприятия.
Мной были разработаны несколько интерактивных игр, которые могут быть применены в малокомплектных классах, а при некоторой адаптации и в классах с большим количеством обучающихся.
Описание двух из них «светофор» и «журавль в небе» приведено ниже.
Игра «Светофор»
Данную игру можно использовать для закрепления нового материала, отработки навыков устного счета.
Материалы: игральный кубик - «светофор» с гранями раскрашенными в красный, желтый и зеленый цвета.
Карточки с заданиями на бумаге соответствующих цветов, разделенные по темам:
Зеленый - устный счет.
Желтый - теоретическая часть (определения, правила и тд.)
Красный - задания на текущую тему (уравнения).
Ученики по кругу кидают кубик и выбирают наугад карточку соответствующего цвета.
Правильный ответ оценивается в 3 балла. За неправильный – штраф в 2 балла. Эти 2 балла получает ученик, исправивший ошибку.
Игра ведется до определенного числа очков, устанавливаемого учителем, в зависимости от количества учеников и планируемого времени.
Игра «Журавль в небе»
Этот метод вовлекает всех учащихся в образовательную деятельность, даёт возможность коллективного поиска решения задач, обмена идеями, информацией, математическими знаниями, учит приходить к единому мнению.
Формат игры – ученики против учителя.
Ученики объединяются в группу. В начале игрыгруппе выдается «главный приз» – количество баллов, равное 5 * количество учеников, который нужно сохранить до окончания игры.
Игра проводится в три этапа. На каждом учитель выдает блок заданий, в котором количество заданий равно числу учеников.
Блоки заданий могут быть как на одну тему с постепенным повышением сложности, так и насколько тем.
Задача команды – совместно найти решение задач и защитить его перед учителем, причем решение демонстрируют все члены группы по очереди. Таким образом, в игровом процессе оказываются задействованы все ученики, включая самых слабых.
За неправильное решение команда штрафуется на 1 балл.
После окончания последнего тура, в ходе рефлексии команда должна сама распределить между собой оставшееся количество баллов, исходя из эффективности работы каждого ученика в группе.
Из широко известных интерактивных методик, которое можно применить в малокомплектных школах я также использую :
- лекция с заранее запланированными ошибками.
- метод групповых и индивидуальных проектов.
Лекция с заранее запланированными ошибками.
В рассматриваемый материал (теоретический материал или решение конкретной задачи) специально закладывается определенное количество ошибок. Логические, в расчетах и тд. Цель обучающихся их заметить и исправить. Данная методика развивает у обучающихся внимание, учит оперативно анализировать ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.
Метод групповых и индивидуальных проектов.
Метод предполагает самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является достижение целей обучения, развитие коммуникативных умений и навыков. Оно помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках...
Интерактивные методы обучения на уроках математики
Основной задачей модернизации российского образования является обеспечение нового качества школьного образования, соответствующего требованиям изменившейся системы общественных отношений и ценно...
Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания.
Мастер-класс на тему: Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания....
Из опыта работы. Применение активных методов обучения на уроках математики в 5 классе.
Из опыта работыПрименение активных методов обучения на уроках математики в 5 классе. «Скажи мне, и я забуду.Покажи мне, и я запомню.Позволь м...
«Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка: возможности интерактивной доски» (из опыта работы)
Одной из главных задач на уроке остаётся формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Её решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать традиционные и...
Статья. Интерактивные методы обучения на уроках математики
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов....
Использование интерактивных методов обучения на уроках математики
В статье анализируются интерактивные методы обучения, применяемые на уроках математики....