Урок математики в 5 классе по теме "Правильные и неправильные дроби"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Данный урок был подготовлен c целью демонстрации возможностей интерактивной доски. Урок проводился в форме игры «Что? Где? Когда?» по теме: «Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби». Урок связан с предыдущей темой и опирается на теоретический материал, вследствие чего учащимся дается возможность «построить» надежную платформу для изучения следующих тем и разделов математики. Специфика урока – обобщение теоретического и практического материала по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 60.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по математике в 5 классе учитель математики Васильев Евгений Анатольевич
Урок математики в 5-м классе. Повторение по теме "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби"
Цели:
- закрепление умения распознавать, понимать и объяснять правильные и неправильные дроби;
- обобщение и систематизирование знаний учащихся по сравнению обыкновенных дробей;
-формирование умения решать задачи на нахождение части от числа и нахождение числа по его части;
- подготовка к контрольной работе;
- совершенствование вычислительных навыков;
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- развитие операций мышления, памяти, внимания, воображения, речи;
- воспитание аккуратности, трудолюбия, чувства коллективизма.
Оборудование:
компьютер, интерактивная доска,
имитация табло для показа счета игры;
индивидуальные карточки для выполнения теста;
“чёрный ящик”;
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Звучит музыка Штрауса (начало игры «Что? Где? Когда?»)
- Здравствуйте уважаемые знатоки. Я прошу вас садится.
УЧИТЕЛЬ:
– Сегодня на уроке мы проведем игру “Что? Где? Когда?”А вы будете Знатоками. (Слайд 1)
УЧИТЕЛЬ:
– Но чтобы получить такое высокое звание, надо много знать, быть очень внимательными, дружными и старательными. Роль ведущего исполнять буду я. Задания для вас прислали сказочные персонажи.
2. Сообщение темы урока.
Стадия Вызова: Крутится волчок: 1 письмо, 1 вопрос от Змея Горыныча. Читается сказка.
Жили-были в одном городе числа. Однажды решили они организовать свой кружок по тяжелой атлетике. Стали числа выполнять упражнения: большие числа поднимали над головой на перекладине меньшие числа. Такое упражнение судьи называли правильным. Когда же меньшие числа поднимали большие над головой, то судьи называли такое упражнение неправильным.
Так появились правильные и неправильные дроби. Разделились они на две команды: одна команда правильных дробей, а другая команда неправильных. Только неправильные дроби почему то всегда выигрывали у правильных.
Ребята, а как вы думаете почему?
(Ответы учеников)
УЧИТЕЛЬ:
– Итак, уважаемые Знатоки, сейчас вам предстоит определить тему нашей игры.
– Испытание вы выдержали достойно. 1– 0 в вашу пользу! (Счёт устанавливается на табло.)
Первое задание от Бабы-Яги. (Слайд 2)
– Расположив дроби в порядке возрастания, вы сможете прочитать цель нашего урока.
(«Повторение»)
УЧИТЕЛЬ:
– Правильно. Сегодня на уроке мы повторяем темы “Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби”.
Но для достижения нашей цели урока попробуйте сформулировать задачи урока. Что мы должны сегодня сделать?
(Ответы учеников)
– Назовите среди дробей ту, которая обозначает половину целого.
– На какие две группы можно разделить эти дроби?
– Прочитайте неправильные дроби.
– Какая дробь называется неправильной, правильной?
Крутится волчок:
- Следующий вопрос от Колобка : Помогите ему навести порядок.
УЧИТЕЛЬ:
- Вопрос От Белоснежки: Определите группы дробей.
- Устно: вопрос от Незнайки. Помогите ему разобраться!
- назовите правильные дроби. Проверим.
- назовите неправильные дроби. Проверим
3. Работа в тетради.
На интерактивной доске составлена презентация в Smart Board (Слайд)
УЧИТЕЛЬ:
– Работаем в тетради.
– Какие натуральные числа можно подставить вместо буквы “а”, чтобы неравенство было верным?
< <
- Запишите дроби (задание на доске)
– Для I варианта. – Записать три правильные дроби со знаменателем 9 и три неправильные дроби с тем же знаменателем. | – Для II варианта. – Записать три правильные дроби с числителем 12 и три неправильные дроби с этим же числителем. |
– Проверяем. Докажите, что задания выполнены верно.
УЧИТЕЛЬ:
– Молодцы! Счёт 6–0 в пользу Знатоков.
(выбирается следующий вопрос, крутится волчок)
УЧИТЕЛЬ: (Слайд)
- Это письмо вам прислал Соловей Разбойник. Даны дроби, их нужно сравнить.
Устная проверка.
УЧИТЕЛЬ:
– Счёт 7–0 в пользу Знатоков!
4. Физкультминутка
УЧИТЕЛЬ:
– За такой ударный труд вы заслужили музыкальную паузу.
(Включается презентация с музыкальным сопровождением. Дети танцуют под музыку.)
5. Решение задачи
УЧИТЕЛЬ:
– Выбираем следующее письмо. Оно от Красной Шапочки. (Слайд 5)
ВНИМАНИЕ! Чёрный ящик!
– Предлог стоит в моем начале
В конце же – загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски, и за столом.
– Да, ребята, это задача. (Слайд 6)
В лесной школе 32 ученика. Отличники составляют 1/4 всех учащихся школы, а ½ остальных учатся на “4” и “5”. Сколько учащихся лесной школы учатся на “4” и “5”.
УЧИТЕЛЬ:
– Прочитайте задачу.
– Сколько учащихся в школе?
– Что сказано про отличников? Как вы это понимаете?
– Что значит 1/2 остальных учащихся?
– Составьте план решения задачи. Решите. Прочитайте ответ.
УЧИТЕЛЬ:
– 8–0 в пользу Знатоков!
6. Самостоятельная работа.
УЧИТЕЛЬ:
– Раунд 9.
(Выбор вопроса.)
– Это послание от Чипполино.
– Записать 5 дробей: которые больше 3/4 - девочкам, а мальчикам, которые меньше 3/4 .
– Счёт 9–0 в пользу Знатоков.
7. Тест.
Раунд 10.
(Выбор вопроса.)
УЧИТЕЛЬ:
– Емеля желает проверить, как вы решаете задачи с дробями и предлагает вам тест.
ТЕСТ
Вариант 1
2. Правильная дробь: А) равна 1 В) меньше 1 С) больше 1 3. Дробь будет неправильной, если: А) а = 5 В) а = 4 С) а = 8. 4. Дробь будет правильной, если: А) b= 5 В) b = 11 С) b = 6. 5. Чему равна координата точки М? О 1 М
А) В) С) | Вариант 2
А) правильной В)неправильной С) другой ответ 2. Дробь : А) меньше 1 В) больше 1 С) равна 1 3. Дробь будет неправильной, если: А) с = 5 В) с = 7 С) с = 9. 4. Дробь будет правильной, если: А) п = 5 В) п = 9 С) п = 12. 5. Чему равна координата точки К? О 1 К
А) В) С) |
Проверка
8. Рефлексия деятельности (2-3 мин)
Ребята, посмотрите на цепочку из слогов и букв.
МО ЛОК К ДЕР Р Ц
Сейчас вы расставите между слогами и буквами знаки + и -, отвечая на вопросы теста. Если вы согласны с утверждением, то ставите между слогами +,если не согласны то –
- Правильная дробь не может быть больше 1. ( +)
- 7/7 – это правильная дробь. (–)
- Неправильная дробь больше или равна 1. ( +)
- 5/8 – это неправильная дробь. (–)
- Неправильная дробь всегда больше правильной. ( +)
МО + ЛОК – К + ДЕР – Р + Ц
Выполните действия со слогами и буквами в соответствии со знаками. У кого получилось слово «Молодец», тот отлично трудился на уроке.
8. Итог урока. (Слайд 9)
УЧИТЕЛЬ:
– Молодцы! Наша игра подошла к концу. Со счётом 10–0 победила команда Знатоков!
– Все наши ученики награждаются медалями с изображением мудрой Совы.
Наиболее активные участники команды получают по 5 баллов в журнал.
Самоанализ урока математики в 5 А классе
учитель математики
Васильев Евгений Анатольевич
Тема: «Правильные и неправильные дроби».
Данный урок был подготовлен c целью демонстрации возможностей интерактивной доски. Урок проводился в форме игры «Что? Где? Когда?» по теме: «Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби».
Урок связан с предыдущим и опирается на теоретический материал, вследствие чего учащимся дается возможность «построить» надежную платформу для изучения следующих тем и разделов математики. Специфика урока – обобщение теоретического и практического материала по данной теме.
Главной образовательной целью урока является: выработать умения сравнивать, понимать и объяснять правильные и неправильные дроби, и формировать умения решать задачи на нахождение части из целого и на нахождение целого по его части.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) Образовательные: актуализация опорных знаний;
2) Воспитательные: воспитание глубокого и устойчивого интереса к изучению математики через применение интерактивной доски на уроке;
3) Развивающие: развитие грамотной математической речи.
Цели и задачи урока были определены с учетом особенностей психического развития школьников 11-12 лет, где ведущей деятельностью являются общение, стремление найти место среди одноклассников, особенностей класса (активность, увлеченность) и способности каждого ученика.
Для постановки цели я использовал прием «Перетаскивание» (Расположить в порядке возрастания дроби, тем самым получается слово «ПОВТОРИТЬ»). Для достижения поставленной цели учащиеся сформулировали следующие задачи урока: повторить тему «Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби», рассмотреть сравнение обыкновенных дробей, решить задачи на нахождение части из целого и на нахождение целого по его части.
Были использованы следующие формы организации познавательной деятельности: фронтальная (контроль за пониманием и усвоением материала, который был проведен с помощью интерактивной доски, парная работа.
Оживил урок и помог поддержать высокую активность и устойчивое внимание учащихся веселая музыкальная физкультминутка.
Были созданы все условия для проведения данного урока:
- учебно – материальные (интерактивная доска, презентация в программе Smart Board, карточки для самостоятельно работы);
- морально – психологические (на каждом этапе урока звучала музыка, что создавало интерес к уроку и приятный психологический климат);
- гигиенические (музыкальная физкультминутка);
- эстетические;
- временные (использование интерактивной доски способствовало экономии времени).
Каждый учитель стремится к тому, чтобы ответы учащихся были грамотны, четки и ясны, но не все учащиеся могут так отвечать, а порой и сам учитель путается в своих словах, поэтому я старался следить за своей речью и речью детей.
Но были и некоторые отклонения в ходе урока. Из – за натянутости в начале урока, и может быть из-за моего волнения, не хватило времени на самостоятельную работу с последующей проверкой, которая бы явно показала уровень усвоения материала.
По моему мнению цель и задачи урока была достигнута в полной мере. Показателем этого может служить хорошая эмоциональная атмосфера на уроке. Поэтому я делаю вывод о правильности выбора целей и задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока математики 6 класс по теме "Умножение десятичных дробей"
Презентация урока математики 6 класс по теме "Умножение десятичных дробей"...
презентация урока математики 5 класс по теме "Основное свойство дроби" по учебнику Зубаревой
Папка содержит музыкальную презентацию и конспект урока математики в 5 классе по теме "Основное свойство дроби". Урок-обобщение....
Урок математики 5 класс "Все действия с обыкновенными дробями"
К учебнику Г.В. Дорофеева...
Урок математики 5 класс «Сложение и вычитение обыкновенных дробей»
Филиал МОУ « Ерышовская сош» в селе Каменка.Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитение обыкновенных дробей» Подготовила и провела:учитель математики II категорииНебоженко Л.Г....
Разработка урока математики 6 класс "Две основные задачи на дроби"
Использованный тип урока позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся....
Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей
Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей...
Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изучения ...