Сценарий урока математики в 5 классе "Деление с остатком"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Новосёлова Лидия Евгеньевна

Сценарий урока математики в 5 классе по теме "Деление с остатком" по УМК Мордковича А.Г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока математики в 5 классе

по теме  «Деление с остатком»

Цели урока: изучение нового материала по теме «Деление с остатком» и первичное закрепление изученного.

Задачи, направленные на развитие:

  • в личностном направлении (воспитательные): развивать умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
  • в метапредметном направлении (развивающие): развивать внимание, логическое мышление, математическую речь
  • в предметном направлении (общеобразовательные): повторить деление с остатком, формировать навыки деления с остатком.

Тип урока: комбинированный урок (изучения нового материала и первичного закрепления изученного).

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран,  2 ноутбука, ножницы, линейка кусок ленты

                                                                        длиной 21 см.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I этап.  Организационный  (2 минуты)

Приветствие учителя.

- Здравствуйте, садитесь!

Посмотрите все ль в порядке

Ручки, книжки и тетрадки

Все ль готовы вычитать,

И делить, и умножать?

Все готовы?  Ребята какая сегодня дата?

Как вы думаете, кто сегодня родился?

Верно, сегодня родился немецкий математик Август МЕБИУС ( рассказываю о его биографии, о его научном открытие, затем показываю лист мебиуса, как на видео, в конце делаем вывод,что математику нужно изучать, что она бывает очень интересной)

Ученики стоя приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

17 ноября

Какой-нибудь математик.

II этап. Устные упражнения (10 минут) или этап подготовки к усвоению нового материала.

- Ребята, мы сейчас с вами будем решать устные упражнения, а двое из вас будут выполнять тесты.

- Итак, начнем. Ответьте на вопросы:

  • Как  называются  числа  при  делении?
  • Как  называются  числа  при  умножении?
  • Как  найти  неизвестное  делимое?
  • Как  найти  неизвестный  делитель?
  • Как  найти  неизвестный  множитель?
  • Как  проверить  деление  умножением?

- Молодцы, ребята! Теперь решим примеры на деление.

45 : 9

0 : 67

234 : 1

567 : 567

34 :17

а : а

с:1

x:x

0:а

13 : 2

24 : 5

26 : 7

  • 2 учащихся решают тестовые задания  с последующим выставлением отметок
  • Остальные учащиеся отвечают на вопросы
  • Делимое, делитель, частное
  • Первый множитель, второй множитель, произведение
  •  Частное надо умножить на делитель
  • Делимое надо разделить на частное
  • Произведение надо разделить на известный множитель
  • Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель

Дети решают примеры, при этом проверяя предыдущий ответ.

III. Этап  сообщения новой темы (3 минуты)

А   теперь,  ребята, мы  с  вами  побываем  на  лесной  полянке  и  попробуем  решить  такую  задачу (Слайд 10):

«Сошлись  на  полянке  17  зайчат,

Парами  прыгать  они  захотят.

Сколько  мы  в  паре  увидим  зайчат?

       Сколько  уныло  в  сторонке  сидят?»

- Сколько  было  зайчат?

- «Парами» - это значит по сколько?  

- Сколько  зайчат будут  в  танце?  

- А в сторонке  сколько?  

- Сколько    пар?

- Как записать? Запишите на доске, остальные в тетради.    

 - 17 – какой компонент действия?

- 2?

- 8?

- 1

- Как  вы  думаете, какая тема нашего урока сегодня? (Слайд 11)

(добиться  сообщения  темы урока от учащихся)

- В начальных классах мы знакомились с этой темой?

- Какие цели мы перед собой поставим на этот урок?

- 17

- по 2

- 16

-  1

-  8

Запись  на  доске  учащимся   17 : 2 = 8 (ост.1)

делимое

делитель

неполное частное

остаток

- Тема сегодняшнего урока – деление с остатком.

- Да, мы изучали в 4 классе.

- Углубить знания по теме «Деление с остатком»

IV Изучение нового материала (10 минут)

 -  Не всегда одно натуральное число делится на другое число. Но всегда можно выполнить деление с остатком. Что значит разделить с остатком? Чтобы ответить на этот вопрос, сделаем практическую работу. Для этого мы будем работать в парах. Для работы нам нужны: кусок ленты длиной 21 см, линейка и ножницы. Все готовы?

 - Разделите ленту на кусочки по 4 см.

- Что у вас получилось?

- Запишем это решение.

 - Назовите делимое

- Назовите делитель

- 5 – это какой компонент действия?

- Ребята, так как мы решили пример на деление с остатком, то это число будем называть на частным, а неполным частным.

- Назовите остаток.

- Делаем запись в тетради: 21:4 = 5 (ост.1)

                21 – делимое

                 4 – делитель

  • неполное частное

            1 – остаток

- Скажите, какой длины останется кусок, если длина ленты 22 см?

- 23 см?

- 24 см?

- 25 см?

- 26 см?

- Какой вывод можно сделать из этого?

 - Ребята, подумайте и решите как найти делимое 21, зная делитель, неполное частное и остаток.

- Молодцы! Давайте сформулируем правило как найти делимое, если известен делитель, неполное частное и остаток.

- Давайте напишем формулу для нахождения делимого, если обозначим:

а – делимое

b  – делитель

n – неполное частное

r - остаток

 Дети выполняют практическую работу под руководством учителя.

- Получилось 5 кусочков ленты по 4 см  и остался 1 кусочек длиной 1 см.

 Из каждой пары к доске выходит один ученик и записывает решение. После этого сравниваем полученные выражения.

              21:4=5 (ост.1)

 - 21

- 4

- частное

- 1.

 - 2 см

- 3 см

- 6 кусочков  по 4 см, а остатка нет

- 6 кусочков по 4 см  и остаток в 1 см.

- 2 см

- Остаток не может быть больше делителя.

-    21=5*4+1

 - Чтобы найти делимое, надо неполное частное умножить на делитель и прибавить остаток.

Записывают в тетради

  а= b*n +r

V. Физкультминутка. (3 минуты) (Слайд 15-22)

VI этап. Проверка понимания усвоения (3 минуты)

Заполним таблицу, решая устно:

Делимое

Делитель

Неполное частное

Остаток

647

81

397

10

84

25

11

Устное решение.

VII этап. Закрепление (10 минут)

- Откроем учебники на стр. 83, решим № 93.

- Решаем № 286 самостоятельно, потом меняемся тетрадями с соседом по парте и проверяем. Выборочно обсуждаем ошибки

1 ученик решает на обратной стороне доски, остальные самостоятельно в тетради. Потом открываем доску и проверяем, обсуждая решение.

Проверяющие комментируют ошибки проверяемых.

VII этап. Рефлексия.(2 минуты)

- Какую цель мы ставили в начале урока?

Как вы думаете, добились мы цели?

- Прошу вас дать самооценку своей работы на уроке.

Выдается лицо, ребятам необходимо нарисовать рот.

VIII. Домашнее задание.(2 минуты)

Дома, ребята, решите №290, 292 (разъясняет решение учитель), каждому на следующий урок придумать по 2 примера на устный счет по данной теме.

Записывают домашнее задание, задают вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий урока математики в 5 классе "Язык геометрии"

урок был разработан для конкурса "Мой лучший урок"...

сценарий урока математики в 5 классе

как включить каждого ученика в продуктивную деятельность на уроке. Вот один из способов.....

сценарий урока математики в 6 классе по теме "Комбинаторика"

Требования к современному уроку предполагают метапредметность, данный урок разработан с приёмами по использованию и демонстрации учителем различных источников информации для получения необходимых знан...

Сценарий урока математики в 6 классе на тему Пропорция

Урок-обобщение материала по теме "Пропорция" в 6 классе.Тип урока - закрепление пройденного материалаФорма проведения - комбинированный урок с элемантами игры лото и групповой работыВ целях повышения ...

Сценарий урока математики в 6 классе по теме "Деление обыкновенных дробей"

Сценарий урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). Составлен на основе УМК Н.Я. Виленкина. Сопровождается презентациями. Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ОО....

Сценарий урока математики в 5 классе по теме: "Сравнение обыкновенных дробей" (учебник И. И. Зубарева)

Урок составлен, учитывая технологию деятельностного метода, в рамках ФГОС нового поколения....

сценарий урока математики 5 класс

тема урока "Умножение и деление десятичных дробей на 10,100, 1000 и тд"...