Сценарий урока математики в 5 классе по теме: "Сравнение обыкновенных дробей" (учебник И. И. Зубарева)
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Урок составлен, учитывая технологию деятельностного метода, в рамках ФГОС нового поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Математика 5 класс
Тема: Сравнение обыкновенных дробей.
Цели:
- сформировать представление о построении и использовании способа сравнения обыкновенных дробей;
- ввести алгоритм сравнения дробей с разными знаменателями и разными числителями;
- научить использовать приобретённые знания и умения при решении текстовых задач на сравнение обыкновенных дробей.
Планируемый результат
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения |
- проявление позитивного отношения к процессу сравнения обыкновенных дробей. | Познавательные: - умение применять способ сравнения дробей и объяснять его суть; - умение использовать приобретённые знания в задачах практического содержания. Регулятивные: - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; - умение соотносить учебные действия с известным алгоритмом; - умение оценивать результат учебной деятельности. Коммуникативные: - умение формулировать высказывание; - адекватно взаимодействовать в рамках учебного сотрудничества; - представлять результат деятельности. | - умение сравнивать дроби с разными знаменателями и разными числителями. |
Технология изучения темы.
1 этап. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Ребята, с множеством каких чисел мы с вами начали работать?
Ученики: С множеством обыкновенных дробей.
Учитель: Какие операции с дробями мы уже научились делать?
Ученики: Сокращать дроби, приводить их к новому знаменателю, находить дробь от числа и число по его дроби.
Учитель: А какие ещё операции над дробями можно выполнять?
Ученики: Сравнивать дроби, выполнять арифметические действия с ними: складывать, вычитать, умножать, делить.
Учитель: Где это может понадобиться?
Ученики: Дроби выражают значения величин, а при решении практических задач величины приходится сравнивать, находить их сумму, разность, произведение, частное.
Учитель: Сегодня мы остановимся на сравнении дробей. Вы уже учились сравнивать дроби в начальной школе?
Ученики: Да.
Учитель: Сегодня мы уточним правила сравнения дробей. Запишите тему урока. Я уверена, что сегодня мы с вами будем работать так же дружно и успешно, как и всегда. Для этого вспомним, чему мы научились на прошлых уроках.
2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Учащиеся работают в тетрадях.
Задание 1: Представьте данные дроби в виде дробей со знаменателем 3: ; .
Учитель: Какое преобразование надо выполнить во всех этих дробях?
Ученики: Сократить эти дроби.
Учитель: На чем основано сокращение дробей?
Ученики: На основном свойстве дроби: .
Учитель: Какие дроби получили?
Ученики: .
Задание 2: Представьте данные дроби в виде дробей со знаменателем 24:
Учитель: Какое преобразование надо выполнить теперь?
Ученики: Привести к новому знаменателю дроби.
Учитель: На чём основано это действие?
Ученики: На основном свойстве дроби:
Учитель: Какие дроби получились?
Ученики: .
Задание 3: Сравните дроби: а) и ; б) и ; в) и .
Учащиеся выполняют самостоятельно в течении нескольких секунд. Затем выполняется проверка с проговариванием соответствующих правил:
а) правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями;
б) правило сравнения дробей с одинаковыми числителями;
в) этот случай у большинства учащихся вызовет затруднение, которое фиксируется ими в речи.
Учитель: Кто поставил знак «больше»? Кто поставил знак «меньше»? Кто увидел, что здесь встретился новый случай сравнения дробей?
3 этап. Выявление места и причины затруднения.
Учитель: Чем этот случай сравнения дробей отличается от предыдущих?
Ученики: В предыдущих случаях дроби были с одинаковыми знаменателями или одинаковыми числителями, а здесь и знаменатели, и числители разные.
Учитель: Значит, какая задача встаёт перед нами?
Ученики: Надо научиться сравнивать дроби, у которых разные знаменатели и разные числители.
Учитель: Вы определили учебную задачу. Повторите ещё раз, какую учебную задачу мы будем решать?
Ученики повторяют.
Учитель: Что нам нужно сформулировать?
Ученики: Правило, алгоритм сравнения дробей с разными знаменателями и разными числителями.
Учитель: Уточните тему урока.
Ученики: Сравнение дробей с разными знаменателями и разными числителями.
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.
Учащимся предлагается поработать в парах и построить алгоритм сравнения дробей с разными знаменателями и разными числителями.
Учащиеся в течении нескольких минут обсуждают, затем выдвигают свои гипотезы.
Класс выслушивает все гипотезы, обсуждает и формулирует правило сравнения дробей с разными знаменателями и разными числителями:
Чтобы сравнить две дроби с разными знаменателями (числителями) можно:
- привести дроби к общему знаменателю (числителю);
- сравнить дроби с одинаковыми знаменателями (числителями);
- сделать вывод о сравнении исходных дробей.
5 этап. Реализация построенного проекта.
Выполняется сравнение дробей с проговариванием алгоритма и фиксированием на доске:
1 способ ; >, значит >.
2 способ ; ; >, значит >.
Затем учащиеся ещё раз проговаривают алгоритм и полученный результат сравнивают с текстом учебника на странице 102. Делают вывод о том, что построенный способ сравнения дробей совпадает со способом, который приведён в учебнике.
6 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Учащиеся решают с комментированием:
1) у доски №358(а;в) Сравните дроби: а) и ; б) и .
2) в парах №359(а;б) Сравните дроби: а) и ; б) и .
7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Задание: Сравните дроби: а) и ; б) и .
Учащиеся выполняют самостоятельно в тетрадях. Через несколько минут они проверяют работу по готовому образцу, сопоставляя решение с полученным алгоритмом, исправляют допущенные ошибки.
Образец: а) ; <, значит < или ; <, значит <.
б) ; >, значит > или ; >, значит >.
Если задание выполнено верно, учащиеся выставляют себе «+».
В завершение, проговариваются причины ошибок и фиксируется, что новый способ сравнения дробей освоен.
Те, кому нужно доработать новый материал, могут это сделать на следующем этапе урока.
8 этап. Включение в систему знаний и повторение.
Учащиеся, допустившие ошибки в самостоятельной работе, выполняют №358(б) и № 359(в) на сравнение дробей с разными знаменателями и разными числителями.
После самопроверки задания с положительным результатом они включаются в решение задач, а если ошибка допущена опять- могут продолжить отработку нового материала, выполнив аналогичное задание на карточке. В случае необходимости, можно использовать консультантов.
В это время, все остальные учащиеся работают в группах- задача №361:
Во время международного хоккейного матча между сборными командами России и Канады было забито 10 шайб. Российские хоккеисты забили , а канадские- общего количества шайб. Кто стал победителем этого матча и с каким счётом он закончился?
Через несколько минут учащиеся представляют свои решения у доски.
Обсуждение и запись всех способов решения.
9 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учитель: Какую учебную задачу сегодня решали?
Ученики: Сравнение дробей с разными знаменателями и разными числителями.
Учитель: Каким способом мы получили новый алгоритм?
Ученики: Дополнили известные алгоритмы ещё одним шагом- «привести дроби к общему знаменателю или числителю.
Учитель: Вставьте нужные слова:
Я оцениваю свою работу по теме на ----------------- (отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что ------------------.
Домашнее задание: алгоритм сравнения дробей; №358(г), №359(г), №362, дополнительно №369.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 5 классе по теме "Сравнение обыкновенных дробей"
Урок закрепления изученного, проводится с использованием активных методов обучения.Форма работы-групповая. В результате учащиеся закрепляют навыки использование пяти способов сравнения обыкновенных др...
Презентация по математике 5 класса по теме: "Сравнение десятичных дробей".
Данная презентация содержит обучающий и закрепляющий материал с элементами самоконтроля. Наглядно обучает школьников сравнению десяичных дробей....
Урок математики 5 класс "Все действия с обыкновенными дробями"
К учебнику Г.В. Дорофеева...
Урок математики 5 класс «Сложение и вычитение обыкновенных дробей»
Филиал МОУ « Ерышовская сош» в селе Каменка.Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитение обыкновенных дробей» Подготовила и провела:учитель математики II категорииНебоженко Л.Г....
Самостоятельная работа по математике 5 класс по теме "Сравнение и округление десятичных дробей"
Самостоятельна работа состоит из трех уровней сложности....
Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изучения ...
Урок математики в 5 классе "Сложение и вычитание обыкновенных дробей". Учебник И.И.Зубарева и др.
Данная публикация включает конспект урока (по ФГОС) и презентацию к уроку....