сценарий урока математики 5 класс
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Скоркина Нина Павловна

тема урока "Умножение и деление десятичных дробей на 10,100, 1000 и тд"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_5_klass.docx246.89 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Любимовская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

Сценарий урока

Умножение и деление

десятичных дробей на

10, 100, 1000 и т.д.

 

                                                                    Выполнила

                                                                                     учитель математики

                                                                                              Скоркина Нина Павловна

                             

Цели урока:

Образовательные:

  • создать условия для формирования  умения свободно умножать и делить десятичные дроби на 10,100,1000;
  • обработка и первичное закрепление  умений и навыков выполнения подобных заданий;
  • выявление закономерностей и обобщение учебного материала.

Воспитательные:

  • создать условия для активизации мыслительной деятельности в процессе выполнения заданий;
  • воспитание чувства ответственности, самоконтроля,
  • воспитание познавательной активности.

Развивающие:

  • создать условия для формирования потребности в приобретении новых знаний;
  • создать условия для формирования логического мышления;
  • создать условия для развития умения систематизировать и применять полученные знания.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: мультимедийная установка, учебник, карточка с заданием для каждого обучающегося.

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

Посмотрите, все ль в порядке

Книжка, ручки и тетрадки.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинается урок.

  1. Постановка учебной задачи

Здравствуйте ребята. Я хочу вам предложить задачу.

Задача.(слайд 1)  В книге дан рецепт вкусных пудингов. Из одной порции получается 4 штуки. К вам в гости придет много гостей и вам нужно увеличить рецепт в 10 раз.

 Задача.

Рецепт: мука -  0,2 кг

               молоко – 0,2 кг

               сахар   -  0,1 кг

               яйцо   -1 шт.

Учитель: Что нужно сделать?

(ответы: надо все умножить на10 )

Учитель: как вы можете это сделать?

(сначала кг переведем в граммы, а затем умножим полученные числа на 10)

 

Решение (комментирование)

0,2 кг=200г

200 *10 =2000г=2кг (муки и молока)

0.1кг = 100г

100*10=1000г=1кг (сахара)

1*10= 10 шт.  (яиц)

Учитель: как вы думаете это решение рациональное?

( Нет . Оно занимает много времени.)

- Мы можем научиться  делать  все гораздо быстрее.

- ребята, кто уже догадался, чем мы будем сегодня заниматься.

( умножать десятичные дроби на 10)

 

Учитель: Сегодня мы с вами будем работать над проблемой – как умножить и разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000. Давайте подумаем, нужны ли нам эти знания в жизни или мы сможем прожить без них?

Решённая задача показала, что такие знания часто проходится использовать в повседневной жизни.

Учитель: Значит, мы должны уметь выполнять такие действия?

(да )

  1. Открытие нового знания.

Учитель: Дети, давайте проверим ваше домашнее задание. (слайд 2)

Прочитайте числа, указанные в таблице, и запишите их

в виде десятичных дробей.

сотни

десятки

единицы

десятые

сотые

тысячные

3

5

8

2

3

5

8

2

3

5

8

2

 

3,582                    35,82                      358,2

Учитель: чем отличаются дроби в д/з?

( каждая дробь больше предыдущей)

Учитель: как изменяется значимость цифры при перемещении её на 1 разряд влево?             (цифра переходит в более старший разряд. )

Учитель: Как меняется число, если все его цифры сдвигаются на 1 разряд влево?            (Это число увеличивается в 10 раз. )

Учитель: Какому арифметическому действию соответствует увеличение числа в 10 раз?                 (умножению на 10.)

Учитель: Учитель: Ребята, давайте сделаем вывод. Как умножить десятичную дробь на 10?

(В этой дроби нужно переместить запятую на 1 цифру вправо, так чтобы эта дробь увеличилась в 10 раз.)

Задание (слайд 3)

Прочитайте числа, указанные в таблице, и запишите их

в виде десятичных дробей.

сотни

десятки

единицы

десятые

сотые

тысячные

1

7

6

2

1

7

6

2

1

7

6

2

 

 

Ответ: (слайд 4)

176,2                               17,62                                 1,762                        

Учитель: Посмотрите, чем отличаются эти дроби ?

(в этих дробях перемещалась запятая. Каждая предыдущая дробь - больше следующей.)

Учитель:  как изменяется значимость цифры при перемещении её на 1 разряд вправо?

(цифра переходит в более младший разряд.)

Учитель: Как меняется число, если все его цифры сдвигаются на 1 разряд вправо?

(Это число уменьшается в 10 раз.)

Учитель:  Какому арифметическому действию соответствует уменьшение числа в 10 раз?

(делению на 10.)

Учитель:  Ребята, давайте сделаем вывод. Как разделить десятичную дробь на 10?

(В этой дроби нужно переместить запятую на 1 цифру влево, так чтобы эта дробь уменьшилась в 10 раз. )

Учитель: А если мы будем переносить запятую не на 1, а на 2, 3 и т.д. знаков

вправо, то что будет происходить с дробями?

(эти дроби уменьшаться в 100 раз, в 1000 раз и т.д.)

Учитель: Какому арифметическому действию это соответствует?

(это уменьшение -деление на 100, 1000.)

Учитель: Давайте обратимся к нашему учебнику и посмотрим, что же там написано. (работа с учебником стр. 188, правила умножения и деления на 10, 100, 1000)

№ 657.(с комментированием)

 №659(в парах). Выполнить умножение и деление десятичных дробей с помощью таблицы классов и разрядов.

  1. Физкультминутка.

Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.

Игра.

Я могу угадать твой день рождения. Учитель просит вспомнить каждого дату своего рождения и число, указывающую число умножить на 100, к полученному произведению прибавить число, указывающее месяц в котором вы родились. Полученную сумму умножить на 10000. К вновь получившемуся числу прибавить год своего рождения. Например:

(1400+10)* 10000+1971=14101971. Значит, вы родились 14 октября  1971 года.

Учитель угадывает дни рождения у нескольких ребят и просит их разгадать секрет фокуса. Если ребятам не удаётся этого сделать, то рассказывает его сам и просит провести такую игру со своими друзьями из других классов.

  1. Первичное закрепление.

 

Работа с учебником.

Решение заданий № 663, №667.

Ребята по желанию выходят к доске, решают примеры с объяснением и комментариями. Тем, кому трудно предлагается выполнять задания с помощью таблицы классов и разрядов, которая проецируется на экран.

(слайд 5)

Работа с учебником

№663

сотни

десятки

единицы

десятые

сотые

тысячные

3

6

2

6

3

2

5

0

0

9

0

0

0

8

8

6

4

0

0

2

№667

сотни

десятки

единицы

десятые

сотые

тысячные

десятитысячные

2

5

5

8

6

7

0

0

0

4

5

0

3

4

7

2

0

3

9

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Обучающимся раздаются карточки с заданиями. Обучающиеся 5-7 минут выполняют задания, затем берут в руки карандаши, меняются листочками и выполняют взаимопроверку. Критерий оценки и правильные ответы проецируются на экран.(слайд 6)

         Дети сразу выставляют друг другу оценки и сдают учителю на дополнительный контроль

 

Слайд 6

Критерии оценок

«5» - верно выполнены 5 заданий;

«4» - допущены 1-3 ошибки;

«3» - допущены 4-6 ошибок;

«2» - допущены 6-9 ошибок;

«1» - допущено более 9 ошибок.

Выставление оценок за работу на уроке.

  1. Домашнее задание

Домашнее задание обучающиеся получают двухуровневое и выполняют его в рабочих тетрадях на печатной основе. Уровни дети выбирают сами.

1 уровень (для сильных) № 39.2 (а,б,в)

2 уровень (для слабых) № 39.1 (1-5).

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Лист рефлексии на слайде 7

Лист рефлексии

Сегодня на уроке:

  • Я научился______________________
  • Мне было интересно_________________
  • Мне было трудно____________________
  • Полученные знания

          мне пригодятся_______________________

Спасибо за работу!   Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий урока математики в 5 классе "Язык геометрии"

урок был разработан для конкурса "Мой лучший урок"...

сценарий урока математики в 5 классе

как включить каждого ученика в продуктивную деятельность на уроке. Вот один из способов.....

сценарий урока математики в 6 классе по теме "Комбинаторика"

Требования к современному уроку предполагают метапредметность, данный урок разработан с приёмами по использованию и демонстрации учителем различных источников информации для получения необходимых знан...

Сценарий урока математики в 6 классе на тему Пропорция

Урок-обобщение материала по теме "Пропорция" в 6 классе.Тип урока - закрепление пройденного материалаФорма проведения - комбинированный урок с элемантами игры лото и групповой работыВ целях повышения ...

Сценарий урока математики в 6 классе по теме "Деление обыкновенных дробей"

Сценарий урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). Составлен на основе УМК Н.Я. Виленкина. Сопровождается презентациями. Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ОО....

Сценарий урока математики в 5 классе по теме: "Сравнение обыкновенных дробей" (учебник И. И. Зубарева)

Урок составлен, учитывая технологию деятельностного метода, в рамках ФГОС нового поколения....

Сценарий урока математики в 5 классе по теме «Правильные и неправильные дроби»

Важнейшим достоинством урока является его направленность на самостоятельное добывание обучающимися знаний на основе минимальной косвенной помощи учителя....