Разработка урока по теме "Доли и дроби" 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Разработка урока по математике
Тема: «Доли и дроби. Хлеб блокадного Ленинграда»
Класс: 5
Благовещенский район
п.Тельманский
МБОУ «Тельманская ООШ»
Учитель: Игнатенко О.Ю.
Урок математики в 5 классе.
Тема: Доли и дроби. Хлеб блокадного Ленинграда.
Цель: закрепление понятия доли и дроби, способствовать развитию навыков решения текстовых задач на нахождение дроби от числа, воспитание патриотизма на примере героического прошлого народа, воспитание бережного отношения к хлебу.
Оформление: эпиграф урока «Хлеб - всей жизни голова». Хроника ВОВ, иллюстрации о войне, о хлебе; музыка «Аве Мария», презентация урока
Ход урока.
1. Устный счет.
1) Задача. Когда вы приходите после школы домой, самое приятное, что ждет вас дома?
2) Вычислите устно:
от 54 дней, от 248 лет, от 1800 ночей?
2. Сегодня, 18 января 2015 года, исполняется 72 года со дня прорыва блокады города – героя-Ленинграда, которая продолжалась 900 дней и ночей.
В сентябре 1941 года в итоге жестоких, кровопролитных боев гитлеровцы прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши.
В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой. Запасы в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продук- тов. Норма хлеба была низкой и ничтожно малой: рабочие получали лишь по кг =? г, а служащие, иждивенцы и дети - по кг =? г.
Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было един- ственное питание ленинградцев.
3. 30 лет хранился кусок блокадного хлеба в семье Карпушиных. Надкусив свою последнюю нор- му хлеба, на руках у матери умирает младшая дочь. Несмотря ни на что, мать сохранила этот ку- сок в память о страшных днях блокады. Через 30 лет ее внучка передала его в музей училища, где сама обучалась.
Начертите прямоугольник со сторонами 5 и 8 клеток тетради и закрасьте 1/8 часть. Это доля хлеба ленинградского ребенка.
4. Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах животные инстинкты. Но кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность, их доверие и уважение друг другу.
900 дней в условиях вражеской блокады находился город. Сколько это примерно месяцев и лет? Однажды стала выходить из строя одна из печей, чтоб устранить неисправность, нужно было оста- новить печь. Но главный механик Лабода понимал, чем это грозит ленинградцам, сколько жизней может унести не выпеченный во время хлеб. Он, облившись водой, залез в горячую печь
5. В Ленинграде в 50-е годы на Невском проспекте около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи, за- сигналили машины, остановилось движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина,
вытянув вперед руку. Все ругались, но женщина подобрала что-то и пошла обратно. Подойдя к тол- пе, она протянула кусок изуродованного хлеба. Видимо кто-то, слишком сытый, не переживший блокаду бросил этот кусок хлеба.
6. Героизм школьников Ленинграда в том, что они, несмотря на голод, лютые холода посещали шко- лу. Решите уравнение, и вы узнаете, сколько школ работали в городе. Для этого решите уравне- ние: 2х+х-25=92.
Дневник Тани Савичевой. Таня.
- «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941
- года».
- «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
- «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
- «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
- «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
- «Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
- «Савичевы умерли».
- «Умерли все».
- «Осталась одна Таня».
7. Все подростки-старшеклассники работали на заводах. Рабочий день был равен суток. Сколько это часов? За 900 дней заводами Ленинграда произведено: Более части от 10 000 минометов, миллиарда снарядов и мин, части от 10 000 самолетов.
Узнайте их количество.
8. В Ленинграде во всесоюзном институте растениеводства в жестяных коробках хранятся пакеты с семенами почти всех растений Земли. Во время войны 14 ослабевших от голода сотрудников каж- дый день приходили на работу, чтобы сохранить от мороза, сырости, от крыс десятки тонн сорто- вого зерна и картофеля. От голода погиб профессор, сотрудник. Никто из них не посягнул ни на один пакетик семян. В живых остались только 5 сотрудников. В институте хранились миллио- на образцов только одной пшеницы. Узнайте количество образцов.
9. Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный го- род с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Народ очень точно назвал ее Дорогой жизни. На еще неокрепший лед выходили грузовики, везшие муку.
Вычислите дневную норму хлеба, о которой говорится в этих строках.
2000000: 16 000 =125 (г)
Учитель раздает учащимся кусок черного хлеба - дневную норму ленинградца.
Когда берешь в руки пахучий, прогретый жаром печи - кусок хлеба, нередко испытываешь ка- кое-то затаенное, до конца неосознанное чувство благодарности хлебу. Он дешев и доступен для всех. И заменить нам его ничто не может.
Прошу тебя:
Не оброни, сынок,
Когда лепешку ешь.
Хоть крошку хлеба!
Мы собирали
Каждый колосок,
Когда грозой войны
Гремело небо.
Тот хлеб спасал
Москву и Ленинград,
Жизнь продлевала
Даже хлеба крошка...
Но и сейчас
Оплачена стократ
Трудом нелегким
Каждая лепешка.
Не раз прощал
Тебе я зорство.
Я знаю: детство
Без игры нелепо.
Но не могу простить
Лишь одного-
Хоть крошки
Всуе брошенного хлеба.
Будем помнить народную мудрость «Хлеб - всей жизни голова» и слова пожилого поколения:
«При сытости помни голод».
Домашнее задание: составить задачи на тему ВОВ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.
Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Методическая разработка урока английского языка в 7 классе Тема урока «Известные люди России и англоязычных стран». Форма проведения: урок - дискуссия.
Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков английского языка в 7 классе....
Разработка урока по математике в 5 классе. Урок – изучение нового материала. Тема урока «Треугольник. Виды треугольника»
Цели урока: Образовательная: познакомить учащихся с определением треугольника, его элементов, обозначением; видами треугольников.Развивающая: развивать пространственное воображение учащихся, гео...