Разработка урока по теме "Доли и дроби" 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Интегрированный урок математики и истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integ._urok.docx50.67 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по математике

      Тема: «Доли и дроби. Хлеб блокадного Ленинграда»

                                                    Класс: 5

                                         Благовещенский район

                                               п.Тельманский

                                    МБОУ «Тельманская ООШ»

                                      Учитель: Игнатенко О.Ю.

           

Урок математики в 5 классе.

Тема: Доли и дроби. Хлеб блокадного Ленинграда.

Цель: закрепление понятия доли и дроби, способствовать развитию навыков решения текстовых задач на нахождение дроби от числа, воспитание патриотизма на примере героического прошлого народа, воспитание бережного отношения к хлебу.

Оформление: эпиграф урока «Хлеб - всей жизни голова». Хроника ВОВ, иллюстрации о войне, о хлебе; музыка «Аве Мария», презентация урока  

                                                                        Ход урока.

1. Устный счет.

   1) Задача. Когда вы приходите после школы домой, самое приятное, что ждет вас дома?

   2) Вычислите устно:

 от 54 дней,  от 248 лет,   от 1800 ночей?

2. Сегодня, 18 января 2015 года, исполняется 72 года со дня прорыва блокады города – героя-Ленинграда, которая продолжалась 900 дней и ночей.

     В сентябре 1941 года в итоге жестоких, кровопролитных боев гитлеровцы прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши.

     В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой. Запасы в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продук- тов.  Норма хлеба была низкой и ничтожно малой: рабочие получали лишь по кг =? г, а служащие, иждивенцы и дети - по   кг =? г.

     Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было един- ственное питание ленинградцев.

3. 30 лет хранился кусок блокадного хлеба в семье Карпушиных. Надкусив свою последнюю нор- му хлеба, на руках у матери умирает младшая дочь. Несмотря ни на что, мать сохранила этот ку- сок в память о страшных днях блокады. Через 30 лет ее внучка передала его в музей училища, где сама обучалась.

     Начертите прямоугольник со сторонами 5 и 8 клеток тетради и закрасьте 1/8 часть. Это доля  хлеба ленинградского ребенка.

4. Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах животные инстинкты. Но кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность, их доверие и уважение друг другу.

     900 дней в условиях вражеской блокады находился город. Сколько это примерно месяцев и лет? Однажды стала выходить из строя одна из печей, чтоб устранить неисправность, нужно было оста- новить печь. Но главный механик Лабода понимал, чем это грозит ленинградцам, сколько жизней может унести не выпеченный во время хлеб. Он, облившись водой, залез в горячую печь

5. В Ленинграде в 50-е годы на Невском проспекте около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи, за- сигналили машины, остановилось движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина,

вытянув вперед руку. Все ругались, но женщина подобрала что-то и пошла обратно. Подойдя к тол- пе, она протянула кусок изуродованного хлеба. Видимо кто-то, слишком сытый, не переживший блокаду бросил этот кусок хлеба.

6. Героизм школьников Ленинграда в том, что они, несмотря на голод, лютые холода посещали шко- лу. Решите уравнение, и вы узнаете, сколько школ работали в городе. Для этого решите уравне- ние: 2х+х-25=92.  

                   

           блокада4                                           ТАНЯ САВИЧЕВА. Фото с сайта www.wikipedia.org

         Дневник Тани Савичевой.                                                            Таня.

  • «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941
  • года».
  • «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
  • «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
  • «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
  • «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
  • «Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
  • «Савичевы умерли».
  • «Умерли все».
  • «Осталась одна Таня».

7. Все подростки-старшеклассники работали на заводах. Рабочий день был равен  суток. Сколько это часов?  За 900 дней заводами Ленинграда произведено: Более части от 10 000 минометов,  миллиарда снарядов и мин, части от 10 000 самолетов.

     Узнайте их количество.

8. В Ленинграде во всесоюзном институте растениеводства в жестяных коробках хранятся пакеты с семенами почти всех растений Земли. Во время войны 14 ослабевших от голода сотрудников каж- дый день приходили на работу, чтобы сохранить от мороза, сырости, от крыс десятки тонн сорто- вого зерна и картофеля. От голода погиб профессор, сотрудник. Никто из них не посягнул ни на один пакетик семян. В живых остались только 5 сотрудников. В институте хранились   миллио- на образцов только одной пшеницы. Узнайте количество образцов.

9. Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный го- род с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Народ очень точно назвал ее Дорогой жизни. На еще неокрепший лед выходили грузовики, везшие муку.

     Вычислите дневную норму хлеба, о которой говорится в этих строках.

2000000: 16 000 =125 (г)

55b

     Учитель раздает учащимся кусок черного хлеба - дневную норму ленинградца.

     Когда берешь в руки пахучий, прогретый жаром печи - кусок хлеба, нередко испытываешь ка- кое-то затаенное, до конца неосознанное чувство благодарности хлебу. Он дешев и доступен для всех. И заменить нам его ничто не может.

Прошу тебя:

Не оброни, сынок,

Когда лепешку ешь.

Хоть крошку хлеба!

Мы собирали

Каждый колосок,

Когда грозой войны

Гремело небо.

Тот хлеб спасал

Москву и Ленинград,

Жизнь продлевала

Даже хлеба крошка...

Но и сейчас

Оплачена стократ

Трудом нелегким

Каждая лепешка.

Не раз прощал

Тебе я зорство.    

Я знаю: детство

Без игры нелепо.

Но не могу простить

Лишь одного-

Хоть крошки

Всуе брошенного хлеба.

Будем помнить народную мудрость «Хлеб - всей жизни голова» и слова пожилого поколения:

«При сытости помни голод».

Домашнее задание: составить задачи на тему ВОВ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Методическая разработка урока английского языка в 7 классе Тема урока «Известные люди России и англоязычных стран». Форма проведения: урок - дискуссия.

Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков английского языка в 7 классе....

Разработка урока по математике в 5 классе. Урок – изучение нового материала. Тема урока «Треугольник. Виды треугольника»

Цели урока:  Образовательная: познакомить учащихся с определением треугольника, его элементов, обозначением; видами треугольников.Развивающая: развивать пространственное воображение учащихся, гео...