образовательная программа: "От увлечения к мастерству"
рабочая программа на тему
Столетия назад на островах Индонезии родился оригинальный способ росписи ткани- батик. Из Индонезии, а затем Бирмы и Индии батик распространился во многие страны, стал популярным видом искусства во всем мире.
В технике ручной росписи ткани есть свои секреты. Раскрываются они не сразу, лишь в увлекательном процессе выполнения первых пробных работ и при создании индивидуальных творческих композиций.
Данная образовательная программа предусматривает эстетическое, нравственное развитие личности, приобщение детей к творчеству и создание условий для самореализации личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дворец детского (юношеского) творчества
муниципального района Мелеузовский район
Республики Башкортостан
Образовательная программа
«От увлечения к мастерству»
Срок обучения: 1 год
Возраст учащихся: 10-12 лет
Автор программы:
педагог дополнительного
образования
Мустакимова Нафиса
Фанилевна
Мелеуз – 2011
Пояснительная записка
Столетия назад на островах Индонезии родился оригинальный способ росписи ткани – батик. Из Индонезии, а затем Бирмы и Индии батик распространился во многие страны. Искусство росписи ткани принесло миру кимоно Японии, сари Индии, сарафаны России.
В Европе батик стал известен в 19 веке, а получил распространение с изобретением анилиновых красителей, которые заменили природные и позволили ускорить процесс изготовления изделий.
В настоящее время батик становится всё более популярным видом искусства во всем мире, в том числе и в России, так как с помощью техники батика можно создавать уникальные работы и вещи, существующие в единичном экземпляре. В данной технике можно расписать шарфы, галстуки, платки, сарафаны, платья и многое другое.
В технике ручной росписи по ткани есть свои секреты. Раскрываются они перед детьми не сразу, а в интересном и увлекательном процессе выполнения первых пробных работ и в создании дальнейших творческих композиций. Наряду с обучением детей способам ручной росписи ткани, считаю важным элементом развития творческих способностей детей – обучение основам изобразительной грамоты. Учащиеся должны иметь представления о правилах построения предметов с натуры, о перспективе, композиции, знать основы цветоведения. Знание основ изобразительной грамоты на практике позволяет детям смело и уверенно решать те или иные задачи в ходе выполнения работ.
В настоящее время словом «батик» обозначают практически все виды ручной росписи тканей. В данную образовательную программу я включила четыре вида росписи по ткани: 1) узелковый батик; 2) холодный батик; 3) свободную роспись; 4) горячий батик и «кракле». Программа включает ознакомление с декоративно – прикладным искусством башкирского народа, богатым и самобытным по своему содержанию. Традиционные мотивы и цветовые сочетания орнамента башкирского народа, как правило, близки детям, узнаваемы и интересны. Приобщение к истокам народного искусства позволит детям уважать и ценить традиции, культуру родного края, тем самым обогатит душевный мир детей нравственными и общечеловеческими ценностями.
Актуальность и целесообразность изучаемого курса не вызывают сомнений, так как данная образовательная программа предусматривает эстетическое, нравственное развитие личности, приобщение детей к творчеству и создание условий для самореализации личности ребенка. Кроме того, занятия в учебной группе направлены на воспитание в детях терпения, аккуратности, трудолюбия, умения общаться в коллективе, что необходимо в дальнейшей жизни и трудовой деятельности. Считаю, что занятия декоративно – прикладным искусством обеспечивают эмоциональное благополучие детей, дают возможность самовыражения через творчество и получения удовлетворения результатами своего труда.
В образовательной программе «от увлечения – к мастерству» я наметила следующие цели и задачи:
обучающие:
- обучить детей способам выполнения ручной росписи ткани;
- дать понятие о материалах и их свойствах, инструментах, приспособлениях и безопасной работе с ними;
- обучить основам рисунка, живописи, композиции и применению полученных знаний на практике
воспитывающие:
- воспитать у детей интерес и любовь к творчеству; аккуратность, трудолюбие и терпение;
- умение общаться в коллективе и уважать друг друга;
привить бережное отношение к результатам своего труда и труду
других людей
развивающие:
- развить в учащихся воображение и фантазию;
- художественный вкус;
- умение творчески мыслить
Данная образовательная программа с поставленными перед ней целями и задачами разработана для детей 10- 12 лет с учетом их возрастных особенностей.
Режим занятий:
1 группа (6 час/неделю) – по 3 часа 2 раза в неделю
45 минут – занятие
15 минут – перемена
Продолжительность реализации составленной мной образовательной программы 1 год.
Курс обучения позволяет детям освоить технику «батик» от простого к сложному, от простых упражнений до создания сложных творческих композиций.
Курс включает:
- понятие о технике и способах ручной росписи ткани;
- ознакомление с материалами и их свойствами, инструментами и приспособлениями;
- обучение цветоведению и правилам построения простых по форме предметов;
- выполнение практических упражнений по изученным способам росписи ткани;
- выполнения творческих проектов и коллективных работ;
- участие в конкурсах и выставках.
Ожидаемые результаты реализации образовательной программы.
Обучение детей любому виду искусства и, в частности, искусству батика, умению творить увлеченно, на радость себе и другим, приносит огромное удовлетворение. Данная образовательная программа настроена на раскрытие творческих способностей детей, воспитание художественного вкуса.
Думаю, что соприкосновение с искусством даст возможность самореализации личности ребенка, а в дальнейшей жизни полученные знания и умения будут востребованы.
№ | Тема: Основные темы программы | Общее кол-во часов | в том числе | Планируемый результат | Время проведения (месяц) | |
теор. | практ. | |||||
| Вводное занятие | 1 | 1 |
| заинтересованность учащихся техникой "батик", приобщение к творчеству | IX |
1 | Ознакомление с техникой "батик", материалы и оборудование: а. виды батика б. оборудование в. свойства материала | 5 | 2 | 3 | IX | |
2 | Узелковый батик. Виды узлов. Эксперименты и фантазия. Практические упражнения. | 20 | 4 | 16 | увлечение чудесными свойствами узелкового батика | IX-X |
3 | Холодный батик. Состав резерва и его свойства. Практические упражнения. | 18 | 6 | 12 | выполнение нескольких грамотных по технике исполнения упражнений | X-XI |
4 | Орнамент. Основы цветоведения. Роль цвета в передаче настроения работ учащихся. Выполнение эскиза орнамента и роспись салфетки, платка в холодных или теплых цветовых сочетаниях. | 36 | 9 | 27 | освоение учащимися изобразительной грамоты, развитие пространственного мышления, воображения, умения мыслить и грамотно изображать задуманное в своих работах | XI-XII |
5 | Основы рисунка, композиции, построение предметов с натуры: а. симметрия б. компоновка на листе в. линейная перспектива. Зарисовки простых по форме предметов. Натюрморт в технике холодный батик. | 24 | 6 | 18 | XII | |
6 | Свободная роспись. Подготовка ткани к работе в данной технике. Работа учащихся по нескольким предложенным темам. | 18 | 3 | 15 | Освоение учащимися техники выполнения свободной росписи, использование новых возможностей в своих работах | I |
7 | Беседа о декоративно-прикладном искусстве башкирского народа. Изучение национальных особенностей орнамента и цветовых сочетаний. Выполнение полотенца в резервно-масляной технике по мотивам башкирских орнаментов. | 24 | 6 | 18 | Ознакомление учащихся с богатыми традициями башкирского народа в декоративно-прикладном искусстве, привитие уважения к творчеству и культуре башкирского народа | I-II |
8 | Горячий батик. Материалы и оборудование, технология выполнения. Тематические композиции. | 36 | 9 | 27 | Освоение учащимися приемов горячего батика; правильного и безопасного использования электрооборудования в процессе выполнения работ | III-IV |
9 | Способ выполнения метода "кракле". Практические упражнения. | 12 | 3 | 9 | Ознакомление учащихся с новыми возможностями горячего батика | IV |
10 | Итоговые работы учащихся по нескольким предложенным темам в произвольной технике исполнения. | 22 | 3 | 22 | Закрепление полученных знаний, возможность максимально проявить свою фантазию | V |
| Всего учебных часов | 216 | 49 | 167 |
|
|
Содержание изучаемого курса
Вводное занятие.
Беседа о декоративно–прикладном искусстве и его видах: резьбе и росписи по дереву, ткачестве, вышивке, керамике, бисероплетению, соломке, коллаже и аппликации, лаковой миниатюре и т.д. Показ фотографий и иллюстраций, произведений декоративно - прикладного искусства.
Тема 1
Ознакомление с техникой «батик».
Материалы и оборудование.
История возникновения техники ручной росписи ткани.
Виды батика. Красители и свойства материалов. Приспособления
и оборудование, безопасное обращение с ними.
Практическая работа: Смешение цветов красителей на ткани, получение
новых цветов и оттенков.
Тема 2
Узелковый батик
Изучение богатого разнообразия видов узлов: «маки», «розетки», «солнечные вспышки», «полосы», «фантазия». Подготовка красителей, оборудования для выполнения узелкового батика.
Эксперименты и фантазия учащихся в создании новых видов узлов и в способах нанесения различных цветовых сочетаний.
Практическая работа: На ткани (20х20 см; 30х30 см) выполнить различные виды узлов, выбрать цветовые сочетания и окрасить ткань, оформить салфетку.
Тема 3
Холодный батик.
Состав резерва и его свойства.
Изучение особенностей выполнения холодного батика, способов закрепления изображения на ткани.
Свойства и применение резервирующего состава. Технология изготовления резерва в домашних условиях, соблюдение правил техники безопасности.
Практическая работа: Натягивание ткани на пяльцы или небольшой подрамник.
Выполнение 2-3 работ по нескольким предложенным темам.
Тема 4
Орнамент. Основы цветоведения.
Роль цвета в передаче настроения работ.
Изучение видов орнамента. Понятие о симметрии, динамике и статике орнаментальной композиции.
Понятие о цветовом круге. Изучение основных цветов, способов их смешения с целью получения других цветов и оттенков.
Использование хроматических и ахроматических, теплых и холодных цветов с целью передачи того или иного эмоционального настроя в работе.
Практическая работа: Выполнение эскиза орнамента салфетки, платка и
роспись в холодных или теплых цветовых сочетаниях.
Тема 5
Основы рисунка, композиции.
Правила построения предметов с натуры.
Изучение основ изобразительной грамоты.
Понятие о компоновке предметов на листе, симметрии, методе визирования.
Применение знаний о линейной и воздушной перспективе в набросках и зарисовках предметов с натуры.
Практическая работа: Выполнение натюрморта на ткани в технике
холодного батика.
Тема 6
Свободная роспись.
Подготовка ткани к работе в данной технике.
Упражнения в технике свободной росписи ткани клеевым и соленым способами.
Практическая работа: Выполнение работы на ткани в технике свободной
росписи по одной из предложенных тем.
Тема 7
Беседа о декоративно–прикладном искусстве
башкирского народа.
Изучение национальных особенностей декоративно – прикладного искусства башкирского народа.
Многообразие видов народного искусства, отражение в них традиций и культуры.
Беседа о характерных цветовых сочетаниях в орнаментальных композициях.
Практическая работа: Роспись полотенца в резервно–масляной технике
исполнения по мотивам башкирских орнаментов.
Тема 8
Горячий батик. Материалы и оборудование.
Технология выполнения.
Ознакомление с материалами и оборудованием.
Изучение способа поэтапности выполнения изображений в технике горячего батика, от светлых пятен – к темным.
Закрепление полученных знаний на примере простых упражнений.
Практическая работа: Натягивание ткани на подрамник.
Выполнение тематической композиции.
Тема 9
Метод «кракле».
Способ выполнения. Применение метода «кракле» в декорировании работы и как основного элемента в задуманном сюжете. Практические упражнения.
Тема 10
Итоговые работы учащихся в произвольной технике исполнения.
Демонстрация завершенных работ на выставке.
Подведение итогов учебного года.
В процессе обучения детей использую следующие формы занятий:
беседы вводные, сообщающие, закрепляющие;
экскурсии в музеи с целью изучения экспонатов декоративно –
прикладного искусства, отражающих
традиции и культуру различных народов;
экскурсии на природу с целью привития детям бережного отношения и
любви к природе, развития наблюдательности и
умения видеть, ценить красоту окружающего мира;
практические работы с целью применения теоретических знаний на практике
при выполнении упражнений и творческих композиций;
конкурсы и выставки с целью появления у детей заинтересованности,
создание атмосферы радостного ожидания оценки
результатов своего труда;
с целью подведения итогов одного или
нескольких занятий.
В ходе проведения занятий в учебной группе использую следующие методы и приемы организации учебно–воспитательного процесса:
- словесный метод–рассказ, объяснение беседа;
- метод иллюстрации и работы с наглядными пособиями, таблицами.
Обучая детей искусству батика, особое внимание уделяю практическим работам и упражнениям, как индивидуальным по исполнению, так и коллективным. В интересном процессе создания сюжета и выполнения работы на ткани, учащиеся приобретают первоначальные навыки и опыт. С освоением изобразительной грамоты и развитием художественного вкуса, воображения и фантазии, перед детьми раскрываются новые творческие возможности в увлекательной технике.
Надеюсь, что со временем, при терпеливом подходе к обучению, увлечение детей искусством ручной росписи ткани перерастет в истинное мастерство, будет приносить радость себе и окружающим.
Список использованной литературы:
Величко Н.К. Роспись: техники, приемы, изделия.
Москва, 1999.
Газарян С. Прекрасное своими руками.
Москва, «Детская литература», 1989.
Гильман Р.А. Художественная роспись тканей.
Москва, «Владос», 2003.
Дворкина И.А. Батик: горячий, холодный, узелковый.
Москва, «Радуга», 2000.
Молчева А.В. Народное декоративно – прикладное искусство
Башкортостана – дошкольникам.
Уфа, «Китап», 1995.
Соколова Л.С. Народные умельцы. Уфа, «Башкнигоиздат».
Синеглазова М.А. Распишем ткань сами.
Москва, «Профиздат», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»
Программа написана для работы с детьми, занимающимися вокальным искусством. В нее входят: пояснительная записка, цели и задачи, методические рекомендации, учебно-тематический план, содержание каждого ...
«Разработка фрагмента индивидуальной образовательной программы в рамках работы по профилактике возникновения и развития нездоровых интересов и увлечений воспитанников 5-6 классов»
На современном этапе развития педагогической науки обострились проблемы теоретического и практического характера, необходимость научного решения которых детерминируется особенностями социокульту...
Дополнительная образовательная программа обучения английскому языку «Английский с увлечением» для 2 класса
Дополнительная образовательная программа...
Дополнительная образовательная программа обучения английскому языку «Английский с увлечением» для 5 класса
Дополнительная образовательная программа...
Дополнительная образовательная программа обучения английскому языку «Английский с увлечением» для 6 класса
Дополнительная образовательная программа...
Образовательная программа по французскому языку ( Французский с увлечением)
Возраст обучающихся 11-12 лет. Срок реализации 1 год...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Сувенир: от увлечения к мастерству»
Дополнительная общеобразовательная программа «Сувенир: от увлечения к мастерству» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству. Программа объединяет ...