Конспект урока по математике "Решение уравнений" 5 класс
методическая разработка по математике (5 класс) на тему

Альберт  Эйнштейн  (немецкий физик – теоретик); « Мне приходится делить своё время между политикой и уравнениями. Однако,  уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме: ( с помощью  проектора)

 « Решение уравнений» (5 класс), 2-3 уроки (слайд 1)

Альберт  Эйнштейн  (немецкий физик – теоретик); « Мне приходится делить своё время между политикой и уравнениями. Однако,  уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно». (слайд 2)

Цели урока: (слайд 4)

  1. Повторить всё, что мы уже знаем об уравнении;
  2. Понять и научиться решать более сложные уравнения ( содержащие несколько действий, со скобками);
  3. Научиться решать задачи с  помощью уравнения.

Задачи урока: ( слайд 5)

обучающие: знать, что такое уравнение, что значит решить уравнение, что называется                                             корнем уравнения;

развивающие:  уметь определять компоненты в уравнении, находить неизвестные компоненты, уметь решать  уравнения, составлять уравнение по условию задачи, выполнять действия сложения и вычитания натуральных чисел,  развивать навык самостоятельной работы;

воспитывающие: развивать логическое мышление, внимание, точность в ответах, воспитывать  у учащихся дружелюбное отношение  друг к другу,  умение  работать в коллективе, слушать и уважать мнение других, развивать  культуру математической речи.

Тип урока: урок  открытия новых  знаний.

Оборудование урока:  учебник В.Я. Виленкина, « Математика  5 класс «, компьютер,  мультимедийный проектор, экран; карточки для самостоятельной работы.

Ход урока:

  1. Организационный этап
  2. Постановка целей и задач урока..

  Сообщение целей урока.

     Девиз  урока:  « Расскажи мне и я забуду.

                             Покажи мне и я запомню.

                             Дай мне попробовать и я научусь».

                        ( китайская  мудрость )  ( слайд 6)

3. Актуализация прежних знаний.

Работа  устно : ( слайд 7)

  1. Дать определение уравнения.
  2. Дать определение корня уравнения.
  3. Что значит решить уравнение?
  4. Решить следующие уравнения:

а)   35 + х = 80;

б)  75 – у = 50;

в)   m – 16 = 44.

    5.  Упростите выражения, назовите свойства:

          а) 42 – (15 + а );

          б)  ( 874 + х ) – 74;

          в)  52 + с + 12;

          г)  n – 25 – 35.

4.  Первичное усвоение новых  знаний,  умений и навыков. ( слайд 8 )

     На  примере разобрать два способа решения уравнений вида :

      а)  42 – (15 + а) = 10;

      б)  (874 + х ) – 74 = 1000;

      в)  52 + с + 12 = 90.

     1)  Используя, компоненты при вычитании находим:     15 + а  = 42 – 10:

                                                                                                    15 + а = 32 ;  

                                                                                                     а = 32 – 15;    

                                                                                                      а = 17.  

                                                                                   Ответ: 17- корень уравнения.

    2). Используя, свойства сложения и вычитания:  42 – 15 – а = 10;

                                                                                        27 – а = 10;

                                                                                         а = 27 – 10;

                                                                                          а = 17.

                                                        Ответ: 17- корень уравнения.

                              Физминутка: ( слайд 9 )

Потрудились – отдохнём,

Встанем – глубоко вздохнём.

Руки в стороны,  вперёд,

Влево – вправо поворот.

Два наклона, прямо встать,

Руки вниз, затем поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбку подарили.

  1.  Первичная проверка понимания.

            Ребятам предлагается решить уравнения б) и в) одним из способов:

                 (индивидуальная работа с учащимися).

  1. Первичное закрепление. ( слайд 10 )

Решить в классе :  а)  ( х – 98 ) + 14 = 169;

                                б)  ( 85 – у ) – 15 = 31.

         Проверь  себя : ( слайд 11)

            а)  Ответ: 253 – корень уравнения;

            б)  Ответ:  39 – корень уравнения.

    7.   Правило оформления задачи, решаемой уравнением:

   В корзине было несколько грибов. Через некоторое время в корзину положили 11 грибов, а потом ещё 20, после чего в корзине стало 43 гриба.  Сколько грибов было  первоначально в корзине?     (12 слайд)  

                     Решить самостоятельно  задачу  с последующей проверкой решения

  ( слайды  13, 14 )

           В пакете  было 60 конфет. Маше отдали несколько конфет, 24 конфеты отдали Пете, после чего в пакете осталось 19 . Сколько конфет дали  Маше?

  1.   Найти ошибку : ( слайд 15 )

( х – 12 ) + 10 = 32;

 х- 12 = 32 – 10;

 х – 12 = 22;

 х = 22 – 12;

 х = 10.

  1. Самостоятельная работа: ( слайд 16)

1 вариант

2 вариант

№ 1. Решите уравнение:

а ) ( а + 25) + 34 = 152,

б)  67 +( m – 24 ) = 235.

№ 2. Решите задачу уравнением:

а)  В классе было несколько учеников. После того как 7 учеников вошли и 9 вышли, в классе стало 31. Сколько учеников было первоначально в классе?

№1. решите уравнение:

а) ( х + 34) – 18 = 68,

б) 89+ (15 + к ) = 219.

№2. Решите задачу уравнением:

а) В автоколонне было несколько машин. После того как получили 35 новых машин и 12 машин списали, в автоколонне стало 93 машины. Сколько машин было в колонне?

Проверь себя (самопроверка): (слайд 17)

1 вариант

2 вариант

№ 1.

а)  93 – корень уравнения;

б) 192 – корень  уравнения.

№ 2.

а) Ответ: 33 ученика было в классе первоначально.

№1.

 а) 52 – корень уравнения;

 б) 115 – корень уравнения.

№ 2 .

а)  Ответ: 70 машин было в колонне.

  1. Математический  фокус. ( слайд 18 )

          Загадайте число. Прибавьте к нему 12, затем отнимите 7 и прибавьте 8.  Какое число у вас получилось?  ( учитель отгадывает задуманное число , ключ :

( х + 12 ) – 7 + 8 = х + 13 )

  1. Домашнее задание: ( слайд 19 )
  1. п.10, №396. 397 в;
  2. Решить уравнение:  86 – 49 : ( 2х – 5 ) = 79;
  3. Составить  кроссворд  из 10 слов по теме « Уравнения ».

  1.   Рефлексия ( подведение итогов урока) ( слайд 20, 21 )

                 Продолжите фразу:

                  На уроке я узнал . . .

                 На уроке я научился . . .

       Пожелание:  когда у тебя, получается, помоги другому. Протяни  руку ближнему!

Методика использования компьютера: компьютер в данном уроке используется как инструмент для демонстраций и подразумевает использование мультимедиапроектора.

                            Решить уравнения для желающих ( слайд 21 ):

  1. ( х – 20 ) – 64 = 16;
  2. 78 – ( х + 20 ) = 48;
  3. (98 – у ) + 33 = 80;
  4. 15 + ( а – 83 ) = 105;
  5. ( 16 + в ) – 22 = 50.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение уравнений (урок открытия новых знаний) Составила Подшивалова Светлана Сергеевна , учитель математики МОУ СШ № 1 г. Богородицк, Тульская область

Слайд 2

Альберт Эйнштейн: «Мне приходится делить своё время между политикой и уравнениями. Однако, уравнения, по моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента , а уравнения будут существовать вечно.»

Слайд 3

План урока: 1. Оргмомент. 2. Цели и задачи урока. 3. Работа устно. 4. Новый материал. 5. Физминутка. 6. Закрепление нового (решение уравнений и задач). 7. Самостоятельная работа. 8. Рефлексия. 9. Задание на дом.

Слайд 4

Цель урока: Повторить всё , что мы уже знаем об уравнении; Понять и научиться решать более сложные уравнения (со скобками ; содержащие несколько действий).

Слайд 5

Задачи урока Обучающие: Знать, что такое уравнение, что значит решить уравнение, что называется корнем уравнения, как называются компоненты в уравнении. Развивающие: Уметь определять компоненты, уметь находить неизвестные компоненты в уравнении, уметь решать уравнения, составлять уравнения по условию задачи, выполнять действия сложения и вычитании натуральных чисел. Воспитывающие: Развивать логическое мышление, внимание, точность в ответах.

Слайд 6

Девиз урока: Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне попробовать и я научусь. ( китайская мудрость)

Слайд 7

Работа устно: Дать определение уравнения. Дать определение корня уравнения. Что значит решить уравнение? Решить следующие уравнения: а) 35+х = 80; б) 75 – у = 50; в) m – 16 = 44; Упростите выражения, назовите свойства: а) 42 – (15 + а ); б) (874 + х) – 74; в) 52 + с + 12 ; г) n – 25 – 35.

Слайд 8

Решим уравнения: 1) 42 - (15 +а) = 10; 2) ( 874 + х) - 74 = 1000; 3) 52 + с + 12 = 90; 4) n – 25 – 35 = 40.

Слайд 9

Физминутка: Потрудились – отдохнём. Встанем– глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево – вправо поворот. Два наклона, прямо встать Руки вниз, затем поднять. Руки плавно опустили Всем улыбку подарили.

Слайд 10

Решить в классе: а) ( x - 98) + 14 = 169 б) ( 85 - у) – 15 = 31

Слайд 11

а) Ответ: 253 – корень уравнения; б) Ответ: 39 – корень уравнения. Проверь себя:

Слайд 12

Решение: х (гр.) – было в корзине. (х + 11) - 20 = 43, х + 11 = 43 + 20, х + 11 = 63, х = 63 – 11, х = 52(гр.) – было в корзине. Ответ: 52 гриба. В корзине было несколько грибов. После того как в нее положили еще 11, а потом выложили 20 грибов, их стало 43. Сколько грибов было первоначально в корзине?

Слайд 13

Решите задачу с помощью уравнения: В пакете было 60 конфет. Маше дали несколько конфет, Пете дали 24 конфеты, после чего в пакете осталось 19 конфет. Сколько конфет дали Маше?

Слайд 14

Решение задачи: х (конф.) – дали Маше. (60 – х) – 24 = 19, 60 – х = 19+24, 60 – х = 43, х = 60 -43, х = 17 (конф.) – дали Маше. Ответ: 17 конфет.

Слайд 15

Найти ошибку: ( х – 12 ) + 10 = 32, Х – 12 = 32 – 10, Х – 12 = 22, Х = 22 – 12, х = 10.

Слайд 16

Выполните самостоятельно: 1 вариант 2 вариант № 1. Решите уравнение: а ) ( а + 25) + 34 = 152, б) 67 +( m – 24 ) = 235. № 2. Решите задачу уравнением: В классе было несколько учеников. После того как 7 учеников вошли и 9 вышли, в классе их стало 31. Сколько учеников было первоначально в классе? № 1. решите уравнение: а) ( 34 + х) – 18 = 68, б) 89+ (15 + к ) = 219. № 2. Решите задачу уравнением: В автоколонне было несколько машин. После того как получили 35 новых машин и 12машин списали, в автоколонне стало 93 машины. Сколько машин было в колонне первоначально?.

Слайд 17

Проверь себя: 1 вариант 2 вариант № 1. а) 93 – корень уравнения; б) 192 – корень уравнения. № 2. Ответ: 33 ученика было в классе первоначально. № 1. а) 52 – корень уравнения; б) 115 – корень уравнения. № 2 . Ответ: 70 машин было в колонне.

Слайд 18

Математический фокус: Загадайте число, к нему прибавьте 12, затем отнимите 7 и прибавьте 8. Какое число у вас получилось?

Слайд 19

Домашнее задание: п.10, №396, 397 в; 2. Решите уравнение: 86 – 49: ( 2 ·х – 5 ) = 79; 3. До 25 октября составить кроссворд из 10 слов по теме « Уравнения».

Слайд 20

Итог урока Продолжите фразу: На уроке я узнал. . . На уроке я научился . . . Пожелание: когда у тебя получается, помоги другому. Протяни руку ближнему!

Слайд 22

Решить уравнения: (х – 20) – 64 = 16; 78 – (х + 20) = 48; (98 – х) +33 = 80; 15 + (а – 83) = 105; (16 + у) – 22 = 50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока по математике "Решение квадратных уравнений по формулам" для 8 класса

Ислледование  количества  корней квадратного уравнения в зависимости от знака дискриминанта D  и  нахождение их с помощью формул....

Конспект урока по математике для 6 класса по теме: "Решение уравнений"

Конспект урока по математике для  6 класса по теме: "Решение уравнений"...

конспект урока по математике в 5 классе по теме "Решение задач на проценты" + презентация

Тип урока: комбинированный.Цели урока: закрепление изученного материала, отработка навыков решения задач на процентв разного типа, формирование умения различать задачи на проценты разного типа друг от...

Конспект урока по математике для 4 класса "Решение примеров с нулём"

Данный урок предназначен для закрепления решения примеров с нулем в 4 классе коррекционной школы....

Конспект урока по математике в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений"

Предлагается конспект урока для 8 класса по теме "Решение квадратного уравнения"...

План-конспект урока по математике в 5 классе "Решение задач на движение"

Урок выполнен в виде технологической карты по новым стандартам. Прописаны цели,задачи,планируемы результаты,формируемые УУД....

конспект урока по математике в 9 классе" Решение систем второй степени"

Урок по теме " Решение систем второй степени" разработан с целью  изучении нового материала по математике 9 класса. При разработке урока показаны разные методы и формы изучения материала....