«Математика учит питаться»
статья по математике (8 класс) по теме

Здоровый образ жизни – это концепция жизнедеятельности человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья с раннего возраста с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек. При осуществлении проектной деятельности («Математика питания») учащиеся знакомятся с культурой питания на основе овладения навыками работы с информацией на этикетках, являющихся непременным атрибутом продуктов питания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon «Математика питания»93 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Математика питания»

Обоснование

Здоровый образ жизни – это концепция жизнедеятельности человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья с раннего возраста с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

При осуществлении проектной деятельности («Математика питания») учащиеся знакомятся с культурой питания на основе овладения навыками работы с информацией на этикетках, являющихся непременным атрибутом продуктов питания.

Цель:

Способствовать развитию культуры здоровья школьников через освоение новых знаний и умений, связанных с культурой питания человека.

Задачи:

  1. Обогащать эмоциональную сферу учащихся, развивать ценностные представления о человеческой жизни и о жизни на Земле — как величайшем феномене.
  2. Стимулировать познавательную активность учащихся на основании представления современной информации о проблемах и последствиях нерационального питания, путях обеспечения здорового питания.
  3. Развивать исследовательские умения на основе активизации поисковой деятельности в процессе целеполагания, планирования, выполнения исследовательской частей проекта, направленные на установление связи между качеством питания и состоянием здоровья человеческого организма.
  4. Развивать организационно-коммуникативные умения учащихся при совместном выполнении проекта с соблюдением этических норм общения.

Условия выполнения проекта

  1. Консультационно-методическое содействие исследовательской активности учащихся в проекте (учитель; родители учащихся)
  2. Использование современной научной и научно-популярной литературы
  3. Владение учащихся навыками работы с Интернет-источниками

Ожидаемые результаты

  1. Устойчивая мотивация школьников в отношении культуры питания
  2. Развитый интерес к участию в проектной деятельности и сформированные умения по этапам проектной деятельности
  3. Привлечение родителей к проектной деятельности

Формы представления результатов проекта

  1. Выпуск газет:

а) «Пищевые вещества и их энергетическая ценность»

б) «Витамины - залог здоровья»

  1. Представление результатов проекта в ходе семинара: «Что значит культура питания?».


Технологическая карта проектной деятельности

Название этапов проекта, организационные мероприятия и технологические приемы

Исполнители

мероприятий

Методы, приемы, организационные мероприятия

Ожидаемые результаты

Личностные качества, умения, навыки

Универсальные учебные действия (УУД)

Подготовительный этап

  1. Выделение ведущих тем проектирования, постановка проблемы
  2. Обоснование выбора темы проекта
  3. Постановка педагогических целей и задач с учетом условий, обеспечивающих реализацию проекта
  4. Формулирование перечня вопросов и их дифференциация
  5. Подготовка исходных данных и материалов для проектирования: литература, таблицы, демонстрационные средства (этикетки с продуктов питания)

Руководитель проекта (учитель)

Введение в проектную деятельность

1. Мотивация, формулировка проблемы:

  • Что понимается под культурой потребления пищи (умение питаться или правило хорошего тона за столом)?
  • Какую информацию несут этикетки на продуктах питания?
  • Как распоряжаться информацией на этикетках (фиксировать, обрабатывать и хранить)?

2. Организация условий для синтеза идей, вычленения аспектов проблемы, обеспечивающих ее эффективное решение.

3. Планирование проектной деятельности. Стимулирование учащихся к планированию и участию в организации хода деятельности. Выбор учащимися предложенных заданий.

Учащиеся 9 класса,

руководитель проекта (учитель)

Беседа, рассказ, объяснение, вопросы, мозговой штурм

  • Познавательная активность учащихся в процессе планирования проекта на основе обеспечения современной информацией о проблемах и последствиях нерационального питания
  • Исследовательские и организационно-коммуникативные навыки

Познавательные

  • Поиск противоречий и обнаружение и постановка проблемы, аргументирование ее актуальности
  • Видение новой проблемы в знакомой ситуации
  • Формулирование проблемы
  • Альтернативное, разностороннее видение объекта (проблемы), т.е. видение возможных способов ее решения
  • Ориентировка на разнообразие способов решения задач, выбор наиболее эффективных способов их решения в зависимости от конкретных условий
  • Построение логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей
  • Построение принципиально нового способа решения в отличие от других известных
  • Самостоятельное создание моделей, алгоритмов и схем деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Регулятивные

  • Обнаружение и формулирование учебной проблемы, выбор темы проекта
  • Постановка новой учебной цели и задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, преобразование практической задачи в познавательную
  • Анализ условий достижения цели, выдвижение версии решения проблемы
  • Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • Составление плана решения проблемы (выполнения проекта): определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
  • Выбор из предложенных и самостоятельный поиск альтернативных способов и средств достижения цели, выделение наиболее эффективных

Коммуникативные УУД

  • Планирование и организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия
  • Представление информации, сообщение ее в письменной и устной форме
  • Вступление в диалог, а также участие в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений
  • Постановка вопросов, необходимых для организации собственной деятельности и осуществления инициативного сотрудничества с партнером в поиске, сборе и анализе информации
  • Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
  • Использование адекватных языковых средств для отображения своих мыслей, мотивов и потребностей, аргументации своей позиции, выражение с достаточной полнотой и точностью своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации
  • Координирование собственного мнения и позиции с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Личностные УУД

  • Формирование устойчивого познавательного интереса, становление смыслообразующей функции познавательного мотива
  • Установление равноправных отношений и взаимного уважения

Диагностика «экологического сознания» учащихся

(Модифицированная методика Дерябо и Ясвина ЭЗОП)

Руководитель проекта (учитель)

Анкетирование

Эмотивные, когнитивные эстетические, этические компоненты экологического сознания (восприятия природы)

Выполнение проекта

1. Организация работы с источниками информации:

а) сбор этикеток с продуктов питания

б) изучение добавок в пищевых продуктах (эмульгаторы, консерванты, разрыхлители, красители) с помощью представленных таблиц

в) сбор статистических данных о потреблении пищевых добавок и построение графика

2. Консультирование с руководителем проекта (уточняющие вопросы, структурирование обзора и т.д.)

3. Создание условий для самостоятельного выполнения отчетного задания:

а) составление и оформление дневника питания:

  • фиксация недельного употребления пищи
  • составление суточного пищевого рациона (подсчет в нем количества белков, жиров, углеводов, калорийность и сравнение с нормой потребления для детей данного возраста)
  • составление примерного меню для данного возраста учащихся на основе учета химического состава и калорийности;

б) составление таблицы, отражающей:

  • содержание питательных веществ в продуктах
  • физиологические нормы питания
  • потребность в энергетических и пищевых веществах при высокой и умеренной интенсивности физического труда в детско-юношеском возрасте.
  1. Создание условий для подготовки к презентации продуктов творческой деятельности на семинаре, редактирование записей и т. д.

Учащиеся 9 класса, руководитель проекта (учитель)

Технология организации учебно-исследовательской деятельности: организация самостоятельного поиска материала по выбранной теме. Консультирование

  • Исследовательские и организационно-коммуникативные навыки учащихся в процессе проектной деятельности.
  • Осознание этических норм взаимоотношений учащихся при совместном выполнении проекта основе равноправных отношений и взаимного уважения

Познавательные

  • Осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
  • Осуществление подведения под понятие; формулирование определения понятиям, выведение следствий из определенных понятий
  • Структурирование знания, понимание и схематизация условий, моделирование объекта задачи (создание схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта), конструирование способов ее решения
  • Подтверждение гипотез на основе изученной информации
  • Построение логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей
  • Объяснение явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе выполнения проекта
  • Построение принципиально нового способа решения в отличие от других известных
  • Выведение следствий, формулирование умозаключений и выводов на основе аргументации

Регулятивные

  • Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
  • Контролирование своего времени и управление им
  • Осуществление констатирующего и предвосхищающего контроля по результату и способу действия, актуального контроля на уровне произвольного внимания
  • Адекватное оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в исполнение по ходу и в конце действия
  • Саморегуляция в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей, включающая умение прилагать волевые усилия преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей
  • Саморегуляция эмоциональных состояний как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта)

Коммуникативные

  • Постановка вопросов, необходимых для организации собственной деятельности и осуществления инициативного сотрудничества с партнером в поиске, сборе и анализе информации
  • Использование адекватных языковых средств для отображения своих мыслей, мотивов и потребностей, аргументации своей позиции, выражение с достаточной полнотой и точностью своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации
  • Координирование собственного мнения и позиции с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
  • Полная и последовательная передача партнеру в процессе коммуникации необходимой информации как ориентира для построения действия
  • Предоставление ее участникам возможности проявлять собственную инициативу для достижения этих целей
  • Участие в эффективных групповых обсуждениях и обеспечение обмена знаниями между членами группы для принятия совместных решений
  • Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, осуществление поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

Личностные

  • Готовность к самообразованию и самовоспитанию
  • Становление устойчивого познавательного интереса и смыслообразующей функции познавательного мотива
  • Соотнесение поступков и событий с принятыми этическими принципами
  • Эмпатия как осознанное понимание и сопереживание чувствам других
  • Осознание и принятие общеустановленных моральных норм и ценностей, смыслов и ориентиров, что способствует определению своей жизненной позиции и своего места в мире
  • Установление диалоговых отношений

1.Диагностика социальных отношений учащихся.

2.Диагностика учебной мотивации

Психологическая служба школы

Анкетирование

  • Степень сплоченности и уровень конфликтности учащихся 9 класса.
  • Интенсивность учебной мотивации

Защита проекта

  1. Организация презентации и защиты проекта на основе выдвинутых критериев:

а) выпуск газет «Пищевые вещества и их энергетическая ценность», «Витамины – залог здоровья»;

б) организация и проведение диспута по теме «Что значит культура питания?»;

в) анализ дневников питания

Учащиеся 9 класса,

руководитель проекта (учитель)

Семинар

  • Обогащение эмоциональной сферы учащихся, развитие ценностных представлений о человеческой жизни и о жизни на Земле.
  • Развитие умений анализировать стадии проектной деятельности.
  • Развитие критического мышления на основе приобретения навыков оценивания проектной деятельности и самооценивания

Познавательные

  • Построение рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей
  • Преобразование информации из одного вида в другой (таблицу, текст и т.п.)
  • Приведение примеров и контрпримеров в качестве доказательства выдвигаемых понятий
  • Подтверждение гипотез на основе изученной информации
  • Объяснение явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе выполнения задания или самостоятельной работы, проекта и т.д.
  • Осуществление осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме

Регулятивные

  • Адекватное оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в исполнение по ходу и в конце реализации проекта
  • Саморегуляция в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей включающая умение прилагать волевые усилия преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей
  • Саморегуляция эмоциональных состояний как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию

Коммуникативные

  • Представление информации, сообщение ее в письменной и устной форме
  • Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
  • Использование адекватных языковых средств для отображения своих мыслей, мотивов и потребностей, аргументации своей позиции, выражение с достаточной полнотой и точностью своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации
  • Участие в эффективных групповых обсуждениях и обеспечение обмена знаниями между членами группы для принятия совместных решений по результатам проектной деятельности
  • Понимание относительности мнений и подходов к решению проблемы
  • Установление и сравнение различных точек зрения прежде принятия решения и формулирования выводов
  • Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, оказывать партнерам помощь и поддержку в процессе достижения общей цели

Личностные

  • Наличие и реализация потребности в самовыражении, самореализации, социальном признании
  • Соотнесение поступков и событий с принятыми этическими принципами
  • Ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей
  • Эмпатия как осознанное понимание и сопереживание чувствам других

Обратная связь

  1. Рефлексия проекта учащимися результатов проектирования

а) организация анализа и понимания учащимися логики проектной деятельности;

б) организация самоотчета о приобретенных знаниях и умениях

в) организация условий для оценивания проекта и анализа успехов и неудач

  1. Организация планирования направлений перспективного проектирования

Учащиеся 9 класса,

руководитель проекта (учитель)

Беседа, консультации, работа в группах, семинар

  • Рефлексивные, аналитические умения
  • Инициативное целеполагание

Познавательные

  • Осуществление рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результата деятельности
  • Замещение, кодирование, декодирование, перекодирование информации (работа с метафорами и др.) и перенесение ее в новые условия

Регулятивные

  • Осуществление рефлексии способов деятельности и ее результата, адекватная оценка своих возможностей достижения цели определенной сложности в области проектной деятельности

Коммуникативные

  • Понимание относительности мнений и подходов к решению проблемы
  • Осуществление коммуникативной рефлексии как осознание оснований собственных действий и действий партнера

Личностные

  • Оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья
  • Формирование адекватной позитивной самооценки и Я-концепции
  • Умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое внеклассное мероприятие для учащихся 4 классов «Питаться кубанскими продуктами – питаться правильно»

Его цели:1) продолжить просветительскую работу по правильному питанию.2) познакомить учащихся с качественными продуктами  кубанских  производителей; 3) познакомить детей с краевой прог...

Элективный курс по математике "Учимся решать сложные задачи"

Рабочая программа элективного курса по математике для подготовки к ГИА в 9 классе....

Буклет "Математика учит экономить"

В буклете содержится материал по внеклассной работе,в котором содержатся убедительные факты, которые говорят о том, что, если будешь нерадивым, то это приведёт к большим потерям хлеба, зерна, пресной ...

Статья "Зачем математику учить следует?"

Сейчас современная школа взяла курс прежде всего на воспитание гражданина, труженика, человека, который живет среди людей, а не просто специалиста с определенным багажом знания и умения. Професси...

«Финансовая математика. Учимся считать проценты по депозиту».

Практическое факультативное занятие по решению задач на простые и сложные проценты (проценты по депозиту)....

• Сертификат издательских домов «Просвещение», «Российский учебник», «Бином» об участии в вебинаре «Непрерывный курс математики: учись учиться. Развитие математической теории. Теория множеств», 30.03.2021г,

Сертификат издательских домов «Просвещение», «Российский учебник», «Бином» об участии в вебинаре «Непрерывный курс математики: учись учиться. Развитие математ...

Рабочая программа элективного курса по математике "Учимся решать" 7 класс

Данная рабочая программа курса для 7 класса рассчитана на 34 учебных часа. Содержание программы направлено на обобщение и систематизацию знаний, умений и навыков по математике, проверку которых целесо...