Урок в 9 классе "Нахождение суммы n-первых членов арифметической прогрессии"
план-конспект урока по математике (9 класс) на тему
Разработка урока математики в 9 классе к учебнику Алгебра 9 Макарычев Ю. Н. и др по теме "Нахождение суммы n-первых членов арифметической прогрессии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nahozhdenie_summy_n-pervyh_chlenov.docx | 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
НАХОЖДЕНИЕ СУММЫ ПЕРВЫХ п ЧЛЕНОВ
АРИФМЕТИЧЕСКОЙ ПРОГРЕССИИ
Цели: вывести формулу суммы первых п членов арифметической прогрессии; формировать умение применять эту формулу при решении задач.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
У с т н о:
1. Сформулируйте определение арифметической прогрессии.
2. Приведите пример арифметической прогрессии.
3. Сформулируйте определение разности арифметической прогрессии.
4. Назовите формулу п-го члена арифметической прогрессии.
П и с ь м е н н о:
В а р и а н т 1. № 578 (а). | В а р и а н т 2. № 578 (б). |
III. Объяснение нового материала.
1. Создание проблемной ситуации.
З а д а ч а. Ученик мастера изготовил в первую неделю работы 15 гончарных изделий, а в каждую следующую неделю изготовлял на 5 изделий больше, чем в предыдущую. Сколько изделий ученик изготовил за восьмую неделю? Сколько изделий ученик изготовил всего в течение десяти недель?
Ответ на первый вопрос ученики знают, как получить, такие задачи решались ими на прошлых занятиях. Количество изготовленных изделий в первую, вторую и т. д. недели можно обозначить а1, а2,… ап, …, причем (ап) – арифметическая прогрессия с разностью d = 5 и первым членом а1 = 15. За восьмую неделю ученик изготовил гончарных изделий:
а8 = 15 + 5 (8 – 1) = 50.
Для ответа на второй вопрос ученики могут предложить только такой способ решения: подсчитать количество изделий, выполненных за 2-ю, 3-ю, …, 10-ю неделю, и сложить. Это очень долго. А если в задаче нужно будет найти сумму ста членов арифметической прогрессии, тысячи? Возникает проблема – нужна общая формула.
2. Пример из истории математики. Выступление учащегося.(Презентация)
С формулой суммы п первых членов арифметической прогрессии связан эпизод из жизни немецкого математика Карла Гаусса (1777–1855). Маленькому Карлу было 9 лет, когда учитель, занятый проверкой работ учеников, предложил классу сложить все натуральные числа от 1 до 100, рассчитывая надолго занять детей. Каково же было удивление преподавателя, когда через несколько минут Гаусс подошел к нему с верным ответом! Он подошел к решению творчески, заметив, что можно складывать числа не подряд, а парами: 1 + 100, 2 + 99, 3 + 98 … и т. д. Легко увидеть, что сумма чисел в каждой паре равна 101, а таких пар 50, значит общая сумма равна 101 · 50 = 5050.
А можно ли с помощью рассуждений, аналогичных тем, что проводил маленький Гаусс, найти сумму первых п членов любой арифметической прогрессии?
3. Вывод формулы.
Пусть (ап) – арифметическая прогрессия.
Обозначим Sn сумму п первых членов арифметической прогрессии.
Sn = а1 + а2 + а3 + а4 + … + ап – 1 + ап (1)
Sn = ап + ап – 1 + ап – 2 + ап – 3 + … + а2 + а1 (2)
Докажем, что сумма каждой пары членов прогрессии, расположенных друг под другом, равна а1 + ап.
a2 + an – 1 = (a1 + d) + (an – d) = a1 + an;
a3 + an – 2 = (a2 + d) + (an – 1 – d) = a2 + an – 1 = a1 + an;
a4 + an – 3 = (a3 + d) + (an – 2 – d) = a3 + an – 2 = a1 + an и т. д.
Число таких пар равно п. Складываем почленно (1) и (2) и получаем
2Sn = (a1 + an) · n.
| – формула суммы п первых членов арифметической прогрессии. |
Обычно арифметическая прогрессия задается первым членом и разностью, поэтому удобно иметь еще формулу суммы п первых членов, выраженную через а1 и d арифметической прогрессии.
Sn = · n, ап = а1 + d (п – 1);
Sn = · n;
| – формула суммы п первых членов арифметической прогрессии. |
4. Пример.
Вернемся к задаче про ученика мастера. В течение 10 недель ученик мастера изготовил
S10 = · 10 = 375 изделий.
IV. Формирование умений и навыков.
Так как формул суммы п первых членов арифметической прогрессии две, то необходимо сперва выяснить, в заданиях какого вида лучше использовать каждую из них, а затем при решении упражнений анализировать условие и выбирать формулу.
Упражнения:
1) Найти сумму первых тридцати членов арифметической прогрессии 4; 5,5; …
Р е ш е н и е
а1 = 4, d = 1,5, значит, по формуле II:
а30 = · 30 = 772,5.
2) Найти сумму первых сорока членов последовательности (ап), заданной формулой ап = 5 · п – 4.
Последовательность (ап) задана формулой вида ап = kn + b, где k = 5 и b = –4, значит, (ап) – арифметическая прогрессия. Если применять формулу II, то для этого сперва надо найти а1, а2 , затем d как разность а1 – а2. Это неудобно, проще сразу найти а1, а40 и подставить в формулу I.
а1 = 5 · 1 – 4 = 1; а4 = 5 · 40 – 4 = 196;
S40 = = 3940.
3) № 603, № 604. На «прямое» применение формул I и II. Самостоятельное решение с последующей проверкой.
№ 606.
№ 608 (а). У доски с объяснением. Здесь необходимо «увидеть», что последовательность слагаемых – арифметическая прогрессия, где а1 = 2, d = 2 и количество слагаемых равно п, можно применить формулу II. А можно задать эту прогрессию формулой ап = 2п и применить формулу I.
V. Итоги урока.
– Назовите формулу суммы первых п членов арифметической прогрессии (2 вида).
– В каких случаях удобнее применять формулу I, II?
Домашнее задание: № 605, № 607, № 608 (б), № 621 (а).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии ( урок алгебры в 9 классе))
Этапы урока:Актуализация знаний.Мотивация и сообщение темы урока.Применение знаний в стандартной ситуации.Коррекция.Применение знаний в нестандартной ситуации.Подведение итогов урока. Задание на...
Урок по алгебре 9 класс «Формулы суммы n первых членов арифметической прогрессии"
Урок изучения нового материала по алгебре 9 класс " Формулы n первых членов арифметической прогресси" ...
Урок - разработка "Сумма n- первых членов арифметической прогрессии"
Формирование навыков решения компетентностных задач на примере использования формул суммы n- первых членов арифметической прогрессии подготовительного характера к итоговой аттестации....
Арифметическая прогрессия. Сумма N первых членов арифметической прогрессии.
Презентация используется для обобщения изученного. В ней представлены задачи разного типа по данной теме. Есть задания для подготовки к ГИА....
Интегрированный урок информатики и алгебры "Нахождение n-ого члена и суммы n первых членов арифметической прогрессии по формулам в среде программирования QBASIC"
по алгебре: повторение формул n-го члена арифметической прогрессии, суммы n первых членов арифметической прогрессии;по информатике: закрепление навыков программирования в среде языка QBasic;общеучебны...
Конспект урока по теме: "Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена и суммы n первых членов арифметической прогрессии"
Цель урока: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Арифметическая прогрессия». Подготовка к ГИА по математике.Задачи урока: Обучающий аспект: обобщить и систематизи...
Урок и презентация к уроку по теме: Сумма п-первых членов арифметической прогрессии
Урок, презентация и анализ урока в 9 классе по теме " Сумма п-первых члекнов арифметической прогрессии"...