Урок - разработка "Сумма n- первых членов арифметической прогрессии"
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме
Формирование навыков решения компетентностных задач на примере использования формул суммы n- первых членов арифметической прогрессии подготовительного характера к итоговой аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_arif._progr.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель математики Васильева Наталья Владимировна
Урок алгебры, 9 класс
Тема: Сумма n – первых членов арифметической прогрессии. Решение задач.
Цель урока: Формирование навыков решения компетентностных задач на примере использования формул суммы n- первых членов арифметической прогрессии подготовительного характера к итоговой аттестации.
Задачи урока:
- Определить степень значимости таких задач в итоговой аттестации;
- Формировать коммуникативные качества у обучающихся ( умение принимать чужую точку зрения, договариваться, находить пути решения, выбирать не только верный, но и рациональный способ решения задачи)
Оборудование: слайд- презентация, фломастеры, листы А4, магниты.
Ход урока:
I этап. Организация учебной деятельности:
Постановка цели и задачи урока обучающимися.
Для постановки цели и задач обучающимся даётся текст с рядом задач. На основании анализа текста ученики самостоятельно формулируют цели и задачи к данному уроку.
- Дана арифметическая прогрессия: -6,2; -1,2; 3,8…Найдите сумму первых пяти её членов.
- Арифметическая прогрессия(аn) задана условием: аn = 2n -7. Найдите сумму первых десяти членов прогрессии.
- В арифметической прогрессии (аn) а1= 3, а сумма первых семи её членов равна 0. Найдите разность арифметической прогрессии.
- Школьная бригада красит забор длиной 240 метров, ежедневно увеличивая норму покраски на одно и тоже число метров. Известно, что за первый и последний день в сумме бригада покрасила60 метров забора. Определите, сколько дней школьная бригада красила весь забор.
- Часы с кукушкой настроены так, что кукушка кукует по 1 разу каждые полчаса и каждый час столько раз сколько времени показывают часы от 1 до 12 ч. Сколько раз прокукует кукушка за сутки?
II этап.
Задание для обучающихся в виде игры «Верно или неверно»
1.Числовая последовательность а1,а2, а3,…..аn… называется арифметической прогрессией, если для всех натуральных n выполняется равенство
d =аn – аn+1, (d = d4 – d5)
2. an = a1 – nd
3. a1 = an + (n -1)d
4. an = a1 + (n – 1)d
5. Sn =( (n – 1)d + 2a1/2)*n
6. Sn =( a1 + ann)/ 2
Физ-минутка.
III этап
Работа на листках (задания по вариантам)
I вариант
1. Дана арифметическая прогрессия: -6,2; -1,2; 3,8;…Найдите сумму первых пяти её членов.
2.Арифметическая прогрессия (аn) задана условием: аn = 2n – 7. Найдите сумму первых десяти членов прогрессии.
3. В арифметической прогрессии (аn) а1 = 3, а сумма первых семи её членов равно 0. Найдите разность арифметической прогрессии.
II вариант
1. Дана арифметическая прогрессия: 13,9;5;…Найдите сумму первых шести её членов.
2. Арифметическая прогрессия (аn) задана условием: аn = 9 - 3n . Найдите сумму первых восьми членов прогрессии.
3. В арифметической прогрессии (аn) а1 = - 4, а сумма первых девяти её членов равно 72. Найдите разность арифметической прогрессии.
IV этап. Задачи для команды.
Команде будет предложено задачи трёх уровней. Задачи первого уровня оцениваются в 1балл, 2 уровня – 2балла, 3 уровня – 3 уровня. Максимальное количество, которое может заработать команда – 12 баллов.
1 уровень:
1. Успешный предприниматель решил отгородить бассейн на даче фигурной стеной. Позвав строителей, начал объяснять: В нижний ряд укладывается 19 блоков, на него кладётся 17 блоков, затем 15 и так далее. Всего 8 рядов. «Арифметическая прогрессия какая-то получается», - произнес бригадир. Прав бригадир?. Придумайте вопрос к задаче?
2. Рабочий выложил плитку следующим образом: в первом ряду - 3 плитки, во втором - 5 плиток и т.д., увеличивая каждый ряд на 2 плитки. Сколько потребуется рабочему плиток, чтобы выложить 6 рядов?
3. В конкурсе экологических проектов предусмотрено 9 денежных премий. Сколько средств может заработать инициативная группа школы, побеждая в каждом конкурсе, если первая премия 70 тысяч рублей. Каждая последующая на 5 тысяч меньше.
2 уровень:
1. Группа археологов обнаружила пещеру, вход в которую напоминал колодец. Для спуска нужно было определить длину верёвки. Было принято оригинальное решение. Монета, брошенная в колодец упала на дно через 5 секунд. Какую минимальную длину должна иметь верёвка, чтобы можно было спуститься на дно колодца.
2. Школьная бригада красит забор длиной 240 метров, ежедневно увеличивая норму покраски на одно и тоже число метров. Известно, что за первый и последний день в сумме бригада покрасила 60 метров забора. Определите, сколько дней бригада красила весь забор.
3. Свободно падающее тело в первую секунду пролетает 4 метра, а каждую следующую секунду на 9,8 метра больше. Найти глубину шахты, если тело достигло дна шахты через 5 секунд после начала падения.
3 уровень:
1.Часы с кукушкой настроены так, что кукушка кукует по 1 разу каждые полчаса и каждый час столько раз сколько времени показывают часы от 1 до 12 часов. Сколько раз прокукует кукушка за сутки?
2. Задача о заключении трудового договора.
Между работником и работодателем должен быть заключен трудовой договор. Предлагаются три варианта оплаты труда:
(1) работнику в первый день работы выплачивается 4 р., во второй – 5 р., в третий – 6 р. и т. д.;
(2) по второму варианту работник получает в первый день работы 2 р., во второй – 4 р., в третий – 6 р., в четвертый – 8 р. и т. д.;
(3) по третьему варианту работодатель выплачивает в первый день 2 к., а в каждый следующий день удваивает оплату за предыдущий день (т. е. во второй день – 4 к., в третий – 8 к., в четвертый – 16 к. и т. д.).
На какие условия выгодно согласиться работнику, а на какие – работодателю?
Каков вопрос задачи? Как это связано с действительностью? Возникли ли у Вас другие вопросы? Какие сведения, по Вашему мнению, отсутствуют? Что еще нужно знать, чтобы в этом разобраться?
В процессе решения задачи о заключении трудового договора предлагаем Вам заполнить следующую таблицу (кроме ее последнего столбца, который будет заполнен позже).
«Я решаю задачу»:
Я делаю предположение | Я решаю | Я спрашиваю | Я узнал(а) |
Я думаю, что для рабочего выгоднее вариант оплаты … | Сначала я математически запишу условия предлагаемых вариантов оплаты (условие задачи) ... | Не является ли подвохом то, что заработная плата, выплачиваемая по варианту оплаты (3), выражена не в рублях, а в копейках? … |
и ответить на вопрос:
Какие знания (математический аппарат, понятия, способы записи условия и способы решения задачи, приемы вычислений и т. п.) Вы использовали для решения задачи о заключении трудового договора
Обсудите с ребятами:
возникшие в процессе решения проблемные вопросы и неожиданные ситуации.
Сделайте, по необходимости, дополнительные записи в таблице «Я решаю задачу».
Задание 1. Может быть, в процессе решения задачи о заключении трудового договора у Вас возникли подобные таблица и вопросы:
«Таблица соответствий»
(соответствий между количеством проработанных дней и денежными суммами, причитающимися за выполненную работу по договору, по вариантам оплаты (1)(3))
Дни Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | … | n | ||
(1) руб. | a | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | … | a(n)= | |
S | 4 | 9 | 15 | 22 | 30 | 49 | 60 | 72 | 85 | 99 | 114 | 130 | 147 | … | Sn= | ||
(2) руб. | a | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24 | 26 | 28 | … | a(n)= | ||
S | 2 | 6 | 12 | 20 | 30 | 42 | 72 | 90 | 110 | 132 | 156 | 182 | 210 | … | Sn= | ||
(3) коп. | a | 2 | 4 | 8 | 16 | 32 | 64 | 256 | 512 | 1024 | 2048 | 4096 | 8192 | 16384 | … | a(n)= | |
S | 2 | 6 | 14 | 30 | 62 | 126 | 510 | 1022 | 2046 | 4094 | 8190 | 16382 | 32766 | … | Sn= |
Как бы Вы ответили на данные вопросы?
Какой из вариантов оплаты труда дает возможность, например в течение 5 дней (в течение рабочей недели), заработать больше денег, при этом, как быстро нарастают суммы денежных выплат по каждому варианту оплаты? _________________________
__________________________________________________________________________
За какое минимальное количество проработанных дней рабочий получит более, например 40 рублей, по каждому варианту оплаты?________________________________
__________________________________________________________________________
Не является ли подвохом то, что, во-первых, не указаны сроки заключения договора, во-вторых, заработная плата, выплачиваемая по третьему варианту оплаты, выражена не в рублях, а в копейках?______________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Может быть, удастся вспомнить какие-то исторические факты, математические легенды, приемы, свойства, связанные с наборами чисел (a) и их суммами (S), выражающими денежные вознаграждения по каждому из вариантов оплаты по договору, и найти правильное решение (может быть, на уровне интуиции)? ___________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Каков размер денежного вознаграждения а(n), причитающегося, например за 30-й (n=30) день работы, по каждому варианту оплаты?______________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Какие способы отыскания сумм большого количества слагаемых (сумм, состоящих более чем из 2-х слагаемых) Вам известны? Например?__________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Каким образом, не прибегая к заполнению длинных таблиц, не прибегая к непосредственному суммированию ежедневно выплачиваемых денежных сумм (a) по каждому из вариантов оплаты, вычислить общую денежную сумму (S), причитающуюся по договору работнику, например за 15 отработанных дней, и ответить на вопрос, какие условия договора выгоднее работнику, а какие – работодателю?
V этап. Рефлексия.
Рефлексию можно провести в такой форме.
Я-
МЫ-
ДЕЛО-
Домашнее задание.
Задачи из сборника. Нестандартные задачи.
а) Найти сумму всех натуральных чисел, кратных 4 и не превосходящих 37.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии ( урок алгебры в 9 классе))
Этапы урока:Актуализация знаний.Мотивация и сообщение темы урока.Применение знаний в стандартной ситуации.Коррекция.Применение знаний в нестандартной ситуации.Подведение итогов урока. Задание на...
Урок по алгебре 9 класс «Формулы суммы n первых членов арифметической прогрессии"
Урок изучения нового материала по алгебре 9 класс " Формулы n первых членов арифметической прогресси" ...
Арифметическая прогрессия. Сумма N первых членов арифметической прогрессии.
Презентация используется для обобщения изученного. В ней представлены задачи разного типа по данной теме. Есть задания для подготовки к ГИА....
Интегрированный урок информатики и алгебры "Нахождение n-ого члена и суммы n первых членов арифметической прогрессии по формулам в среде программирования QBASIC"
по алгебре: повторение формул n-го члена арифметической прогрессии, суммы n первых членов арифметической прогрессии;по информатике: закрепление навыков программирования в среде языка QBasic;общеучебны...
презентация к уроку сумма n-первых членов арифметической прогрессии
презентация к уроку сумма n-первых членов арифметической прогрессии...
Технологическая карта к уроку "Сумма n первых членов арифметической прогрессии
Технологическая карта урока по теме "Сумма n первых членов арифметической прогрессии " составлена для урока обобщения по теме "Арифметическая прогрессия " в 9 классе по учебн...
Конспект урока по теме: "Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена и суммы n первых членов арифметической прогрессии"
Цель урока: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Арифметическая прогрессия». Подготовка к ГИА по математике.Задачи урока: Обучающий аспект: обобщить и систематизи...