Разработка урока в 11 классе по теме "Углы в пространстве"
план-конспект занятия по математике (11 класс) по теме
Был проведен открытый урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ugly_v_prostranstve.doc | 75.5 КБ |
ugly_v_prostranstve_.ppt | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок геометрии по теме "Углы в пространстве". 11-й класс
Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала.
Цели и задачи урока:
- Образовательные: рассмотрение всех возможных комбинаций углов в пространстве (угол между двумя прямыми, угол между прямой и плоскостью, угол между двумя плоскостями), решение геометрических задач классическим и координатно-векторным методами; формирование навыков чтения чертежей, умений проводить дополнительные построения и вычисления;
- Развивающие: формирование умения выполнять обобщение и конкретизацию, развитие качества мышления: гибкость, целенаправленность, рациональность, критичность с учетом индивидуальных особенностей;
- Воспитательные: развитие взаимовыручки и взаимопомощи, умение вести культурную дискуссию, умение четко организовывать самостоятельную и индивидуальную работу.
Методы обучения: словесный, наглядный, деятельностный.
Формы обучения: коллективная, индивидуальная, групповая.
Оборудование урока: доска, мел, линейка, раздаточный материал для индивидуальной работы, оценочный лист ученика, числовой веер; компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
«Мастерство – это то, чего можно добиться».
А.С. Макаренко
1. Организационный этап
- Подготовка учащихся к работе на уроке:
Взаимное приветствие, проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, внешний вид), отметить отсутствующих (рапорт командира класса).
- Объявление темы и целей урока:
Тема урока «Углы в пространстве» используется в ЕГЭ при решении задания С2.
На прошлой неделе вы получили список теоретических вопросов, трое учеников (с высоким уровнем подготовленности) подготовили решение задач классическим методом каждой комбинации углов. Сегодня на уроке мы подведем итоги изучения данной темы. Рассмотрим решение задач классическим и координатно-векторным методами на нахождение углов между прямыми, прямой и плоскостью, плоскостями.
- Ознакомление учащихся с планом работы на уроке:
У каждого из вас на столе лежит оценочный лист, который к концу урока должны заполнить и выставить себе оценку за работу на уроке.
- Повторение теоретического материала; (1 балл)
- Решение задач на готовых чертежах; (1 – 2 балла)
- Дискуссия по решению геометрических задач вторым (координатно-векторным) методом; (1 – 2 балла)
- Самостоятельная работа; (1 – 2 балла)
- Решение дополнительных задач. (1 – 2 балла)
2. Закрепление изученного материала
«Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра».
Сенека
- Проверка знаний теоретического материала
В сопровождении слайдов вспомнить:
- Угол между скрещивающимися прямыми (классический и координатно-векторный методы); (слайды 5)
- Нормаль к плоскости; (слайд 10)
- Угол между прямой и плоскостью (классический и координатно-векторный методы); (слайды 6)
- Угол между двумя плоскостями (классический и координатно-векторный методы); (слайды 7)
- Теорема о трех перпендикулярах; (слайд 8)
- Теорема косинусов. (слайд 9)
- Решение задач на готовых чертежах
К доске вызываются два ученика, которые оформляют подготовленные задачи. (слайд 11)
С остальными проводится дискуссия по решению задач на готовых чертежах. (слайды 14 – 17)
После дискуссии весь класс заслушивает учеников, работающих у доски. (слайды 19, 21, 23)
Выставляются баллы ученикам, работающим у доски и активным участникам дискуссии.
3. Решение геометрических задач вторым (координатно-векторным) методом.
«Проще, легче, веселее!»
Станиславский
Проводится дискуссия по решению задач, оформленных на доске, вторым (координатно-векторным) методом. (слайды 20, 22, 24)
Работает весь класс вместе с учителем. Полученные ответы при решении координатно-векторным методом сравниваются с ответами, полученными при решении классическим методом.
Ученики, принявшие участие в дискуссии, получают баллы.
4. Проведение физминутки
Чтобы выполнить всё намеченное, вы должны быть активны и бодры, а для этого сделаем динамическую паузу.
- Двумя пальцами обеих рук помассажируйте виски.
- Сложите ладони, интенсивно потрите их (это упражнение способствует мобилизации энергетического потенциала и работы всех внутренних органов, т.к. на ладонях находится много биологически активных зон).
5. Самостоятельная работа
«Сущность геометрии в ее методе, где строгость вывода соединяется с наглядными представлениями»
А.Д. Александров
Учащимся раздаются индивидуальные листы с заданиями, где предлагается решить три задачи одним из предложенных методов (классический и координатно-векторный). (дидактические материалы, слайд 25)
Время выполнения – 17 минут.
После выполнения заданий ведется проверка. (слайды 26 – 31)
Выставляются баллы за каждое верно выполненное задание по критериям выставления баллов.
6. Решение дополнительных задач
«Геометрия приближает разум к истине»
Платон
Учащимся предлагается разобрать две задачи из вариантов ЕГЭ 2013 классическим методом. (слайды 32 – 34)
Работа ведется фронтально. Учитель корректирует ход решения, направляет действия учеников. Каждый этап решения сопровождается эффектами анимации, решение записывается в тетрадь.
Учащимся с более высоким уровнем подготовленности предложить решить задания вторым методом самостоятельно группой по 2 человека. (дидактические материалы)
Активные учащиеся зарабатывают баллы.
7. Подведение итога урока
Учитель просит учащихся подсчитать количество полученных баллов на оценочных листах и оценить свои знания и умения согласно критериям выставления оценок.
Предлагается ответить на вопросы, помогающие понять степень освоенности материала. (слайд 35)
8. Домашнее задание
Повторить § 12, конспект в тетради; из сборника тренировочных работ ЕГЭ 2014 года (МИОО) выполнить С2: № 6, 7, 11.
Дополнительная задача: (классическим методом)
На шаровой поверхности лежат все вершины треугольника АВС. Точка О – центр шара. Найти угол между прямой АО и плоскостью треугольника, если АВ = АС = 10, ВС = 12, АО = 12,5. (дидактические материалы, слайд 36)
9. Рефлексия
Притча. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
Ребята! Давайте мы попробуем каждый с вами оценить свою работу за урок.
Кто работал так, как первый человек? (поднимите веер с числом 1)
Кто работал добросовестно? (поднимите веер с числом 2)
Кто принимал участие в строительстве храма? (поднимите веер с числом 3) (слайд 37)
Оценочный лист ученика (приложение 1)
Дидактические материалы (приложение 2)
Оценочный лист
ученика (цы) 11 « ____» класса ________________________________________
по теме: «Углы в пространстве»
№ п/п | Содержание урока | Баллы | |
1 | Проверка знаний теоретического материала | ||
Угол между скрещивающимися прямыми | |||
Нормаль к плоскости | |||
Угол между прямой и плоскостью | |||
Угол между плоскостями | |||
Теорема о трех перпендикулярах | |||
Теорема косинусов | |||
2 | Решение задач на готовых чертежах | ||
Задание № 1 | |||
Задание № 2 | |||
Задание № 3 | |||
3 | Решение геометрических задач | ||
Задание № 1 | |||
Задание № 2 | |||
Задание № 3 | |||
4 | Самостоятельная работа | ||
Задание № 1 | |||
Задание № 2 | |||
Задание № 3 | |||
5 | Решение дополнительных задач | ||
Задание № 1 | |||
Задание № 2 | |||
6 | Общее количество баллов | ||
7 | Оценка за работу на уроке | ||
8 | Рефлексия | ||
«Целый день возил проклятые камни» | |||
«Добросовестно выполнял свою работу» | |||
«Принимал участие в строительстве храма!» |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
"Мастерство - это то, чего можно добиться" А.С. Макаренко
Цели и задачи урока: Образовательные : рассмотрение всех возможных комбинаций углов в пространстве (угол между двумя прямыми, угол между прямой и плоскостью, угол между двумя плоскостями), решение геометрических задач классическим и координатно-векторным методами; формирование навыков чтения чертежей, умений проводить дополнительные построения и вычисления; Развивающие: формирование умения выполнять обобщение и конкретизацию, развитие качества мышления: гибкость, целенаправленность, рациональность, критичность с учетом индивидуальных особенностей; Воспитательные: Развитие взаимовыручки и взаимопомощи, умение вести культурную дискуссию, умение четко организовывать самостоятельную и индивидуальную работу.
Теоретический материал 1. Угол между скрещивающимися прямыми. 2. Угол между прямой и плоскостью. 3. Угол между двумя плоскостями. 5. Теорема косинусов 4. Теорема о трех перпендикулярах классический координатно-векторный классический координатно-векторный классический координатно-векторный Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра. Сенека 6. Нормаль к плоскости
Углом между скрещивающимися прямыми называется угол между пересекающимися прямыми, соответственно параллельными данным скрещивающимися. Точку М можно выбрать произвольным образом. В качестве точки М удобно взять любую точку на одной из скрещивающихся прямых. a b a b M m
Углом между прямой и плоскостью , пересе-кающей эту прямую и не перпендикулярной к ней, называется угол между прямой и ее проекцией на плоскость. перпендикуляр наклонная проекция Н М А
Величина двугранного угла измеряется величиной соответствующего линейного угла. О Величиной угла между плоскостями называется величина меньшего двугранного угла.
А В перпендикуляр наклонная проекция TT П С а TT П
а - ? в с Квадрат стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон минус удвоенное произведение этих сторон на косинус угла между ними.
Уравнение плоскости в пространстве: Нормаль к плоскости Для нахождения координат нормали: Направляющие векторы плоскости
Решение геометрических задач 1 Точка Е – середина ребра ВВ 1 куба ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 . Найти угол между прямыми АЕ и СА 1 . координатно-векторный классический 2 3 Основанием прямой призмы АВСА 1 В 1 С 1 является равнобедренный треугольник АВС. АВ = АС = 5, ВС = 8. Высота призмы равна 3. Найти угол между прямой А 1 В и плоскостью ВСС 1 . классический координатно-векторный В правильной четырехугольной призме ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 стороны основания равны 1, а боковые ребра равны 5. На ребре АА 1 отмечена точка Е так, что АЕ : ЕА 1 = 2 : 3. Найти угол между плоскостями АВС и ВЕ D 1 . классический координатно-векторный
B A D C C 1 A 1 D 1 B 1 Е F 1 Дано: ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 – куб, BE = EB 1 . Найти: Решение: 1 Из ∆ ACA 1 найдем СА 1 : Проведем через А 1 прямую А 1 F ll AE. Из ∆ A 1 B 1 F ( ∟B 1 = 90 0 ) найдем А 1 F: Из ∆ CBF ( ∟B = 90 0 ) найдем CF: Из ∆ CA 1 F найдем Ответ:
B A D C C 1 A 1 D 1 B 1 Е 1 x z y Дано: ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 – куб, BE = EB 1 . Найти: Решение: Введем систему координат. Определим координаты точек А, Е, С, А 1 (0;0;0) (1;1;0) (1;0;1/2) (1;1;1) Направляющие векторы прямых: Ответ: 1
2 М С 1 А В С А 1 В 1 Дано: ABCA 1 B 1 C 1 – прямая призма, ∆ АВС – равнобедренный А B = АС = 5, ВС = 8, СС 1 = 3 . Найти: Решение: Из ∆ A 1 В 1 С 1 : ВМ – проекция А 1 В на ( ВСС 1 ) А 1 М ┴ ( ВСС 1 ) Т.к. В 1 М = 4, ВВ 1 = 3, то ВМ = 5 5 3 Из ∆А 1 ВМ: Ответ:
2 С 1 А В С А 1 В 1 z у х Дано: ABCA 1 B 1 C 1 – прямая призма, ∆ АВС – равнобедренный, А B = АС = 5, ВС = 8, СС 1 = 3 . Найти: Решение: Введем систему координат. Определим координаты точек А 1 , B , С, C 1 3 (0;3;3) (4;0;0) (- 4;0;0) (- 4;0;3) Направляющий вектор А 1 В: Направляющие векторы (ВСС 1 ): Найдем координаты нормали Ответ:
3 D D 1 А А 1 В В 1 С С 1 Е F K H 1 5 Дано: ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 – призма, BC = 1, BB 1 = 5, AE : EA 1 = 2:3 Найти: Решение: Проведем ЕН ┴ КВ, тогда АН ┴ КВ (АН – проекция ЕН) Найдем АК: Из ∆ АКВ (∟А=90 0 ) найдем ВК: Найдем высоту АН: Из ∆ АНЕ : Ответ:
3 D D 1 А А 1 В В 1 С С 1 Е F 1 5 z x y Дано: ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 – призма, BC = 1, BB 1 = 5, AE : EA 1 = 2:3 Найти: Решение: Введем систему координат. Определим координаты точек A , B , С, E, D 1 (0;0;0) (0;1;2) (1;1;5) (1;0;0) (0;1;0) Направляющие векторы плоскостей: Найдем координаты нормалей: 1) 2) Таким образом Ответ:
Самостоятельная работа Сущность геометрии в ее методе, где строгость вывода соединяется с наглядными представлениями. А.Д. Александров 1 1 1 А В С D Е F А 1 В 1 С 1 D 1 Е 1 F 1 О О 1 1 2 1 1 1 1 С 1 А В С А 1 В 1 D D 1 А А 1 В В 1 С С 1 4 6 6 3 кл к - в кл кл к - в к - в
Геометрия приближает разум к истине Платон 1. Точка М – середина стороны ВС основания АВС правильной призмы Боковое ребро призмы равно а сторона основания равна 12 .Найти угол между прямой и плоскостью боковой грани В правильной пирамиде с основанием АВС известны ребра и Найти угол, образованный плоскостью основания и прямой АМ, где М – точка пересечения медиан грани 2. Решение Решение Дополнительные задачи
Итог урока: 1) Как определить угол между скрещивающимися прямыми классическим или координатно-векторным методом ? Ответьте на вопросы 2) Как определить угол между прямой и плоскостью классическим или координатно-векторным методом ? 3) Как определить угол между двумя плоскостями классическим или координатно-векторным методом ?
Домашее задание: Дополнительная задача: На шаровой поверхности лежат все вершины треугольника АВС. Точка О – центр шара. Найти угол между прямой АО и плоскостью треугольника, если АВ = АС = 10, ВС = 12, АО = 12,5. Тренировочные работы ЕГЭ 2014 (МИОО) № 6, 7,11
Притча Что ты делал целый день? Первый с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. Второй ответил, что добросовестно выполнял свою работу. Третий ответил, что принимал участие в строительстве храма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...
Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме: «Изображение пространства в пейзаже. Правила построения перспективы»
Изображение пространства в пейзаже. Правила построения перспективы....
Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева
Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...
Разработка урока 6 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Доисторический период»
ТемаУрок межпредметных связей. Доисторический период. (раздел 7)Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме &la...
Разработка урока 7 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Музыка»
ТемаУрок межпредметных связей. Музыка. Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме «Музыка»Зад...