Конспект урока по математике на тему: "Уравнения" 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Касаркина Елена Геннадьевна

Конспект урока по математике на тему: "Уравнения" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon uravneniya_5_klass.zip81.29 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 5

Тема  урока: Уравнения

Цели урока:

Образовательные: изучить понятия уравнения и корня уравнения; повторить решение простых уравнений; закрепить навыки решения уравнений, содержащих более одного арифметического действия; закрепить навыки решения задач с помощью уравнений.

Развивающие: развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности учащихся, навыки самоконтроля и взаимоконтроля, развивать творческие способности учащихся; развивать умение обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы; развивать коммуникативные навыки; развивать умение сотрудничать при решении учебных задач.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету воспитывать культуру умственного труда; воспитывать культуру коллективной работы;

воспитывать упорство в достижении цели.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, парная.

I Организация начала урока

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке.

Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Здравствуйте, садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.

Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.

Здравствуйте!  Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. Сегодня мы приступим к изучению новой темы, но прежде повторим все необходимое, что будет способствовать лучшему усвоению и пониманию  новой темы.

II Сообщение темы , цели и задач урока.

        Устная работа.

  1. Назовите компоненты сложения, вычитания.

15+25=40             58 – 18=40

  1. Назовите компоненты сложения и вычитания в следующих выражениях:

 

(52 + а) + b

(37 – x) + (c – 19)

111 – (a + b)

(77 + c) – (d – 55)        

3. Вставьте пропущенное число:

□ + 10 = 90

40 + □ = 100

□ – 7 = 12

□ – 10 = 10

83 - □ = 83

1000 - □ = 750

Теперь, решите несколько примеров, используя свойства сложения и вычитания. Заполните таблицу и вы узнаете тему урока.

- Итак, какая тема сегодняшнего урока?

- Уравнение.

Составим план урока, который будем дополнять по ходу урока.

- повторение (компоненты сложения и вычитания, свойства сложения и вычитания);

- определение уравнения;

- новые понятия, связанные с уравнением;

- корень уравнения; (записывается в течение урока)

- решение уравнения;  (записывается в течение урока)

- правила решения уравнения;

- применение в математике;

- применение в жизни.

III Актуализация знаний учащихся. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.

        Разгадаем кроссворд, который поможет нам в изучении темы «Уравнение»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

         

  1. Орган растения, служащий для укрепления в почве, поглощения воды, минеральных веществ. (корень)
  2. Результат сложения (сумма)
  3. Компонент вычитания (вычитаемое)
  4. Арифметическое действие (сложение)
  5. Сосед вычитаемого (уменьшаемое)
  6. Для чего используют натуральные числа? (счет)
  7. Уменьшаемое без вычитаемого (разность)
  8. Действие, обратное №4 (вычитание)
  9. Компонент сложения (слагаемое)

Назовите «лишнее» слово в кроссворде.

- Корень.

Назовите ключевое слово в кроссворде.

- Равенство.

Как вы думаете, какая связь между этим словом и темой сегодняшнего урока?

- Это однокоренные слова.

Запомните это! Это поможет вам сформулировать определение уравнения.

IV Усвоение новых знаний.

Внимание на доску! Что изображено? (изображение или лабораторные весы0 

- Весы.

Что можно сказать про чаши весов? Вспомните ключевое слово кроссворда.

- Они уравновешены.

Представим, что мы покупаем арбуз.

Что произошло с чашами весов?

- Одна чаша перевешена.

Как узнать вес арбуза?

- Надо поставить гирю на вторую чашу весов.

Ставим гирю 5 кг.

Что произошло?

- Чаши весов снова перевесились. Арбуз легче, чем 5 кг.

Что нужно сделать в этом случае?

- Надо поставить еще одну гирю на чашу с арбузом.

Что произошло?

- Чаши уравновесились.

Как узнать массу арбуза? Решим задачу с помощью уравнения.

Что неизвестно? (масса арбуза)

Обозначим ее за х.

Какое уравнение можно составить?

х + 2 = 5

Сколько весит арбуз?

- 3 кг

х + 2 = 5 – называется уравнением. Вспомните ключевое слово кроссворда и дайте определение уравнения.

- Уравнение – это равенство, содержащее букву.

При определенном значении буквы уравнение становится верным равенством.

Полное определение уравнения – уравнение это равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.

Кстати, обратите внимание как пишется слово урАвнение. Однокоренные слова - равный, равенство, равно…

Рассмотрим форму записи уравнения:

х+2 = 5;

Уравнение – это законченное математическое предложение. В русском языке на конце предложения ставится знак препинания, обозначающий …

- законченность мысли.

В зависимости от цели высказывания это может быть …

- точка, восклицательный или вопросительный знак

А в математическом предложении ставиться точка с запятой.

 х+2 = 5;   - уравнение

Каким математическим действием является выражение, записанное в левой части уравнения (х+2)?

- Суммой.

Какой компонент суммы неизвестен?

- Первое слагаемое.

Как найти первое слагаемое?

- Надо из суммы вычесть второе слагаемое.

Как это записать?

х = 5 – 2;

х = 3.

Мы закончили решать уравнение, поэтому в конце поставим точку.

                Число 3 имеет свое название. Вспомните «лишнее» слово в  кроссворде.

- Корень.

        Число 3 – корень уравнения.

Дайте определение корня уравнения.

- Корень уравнения – это значение буквы, при котором уравнение обращается в верное равенство.

Что означает «решить уравнение»?

        - Найти его корни или показать, что их нет.

V Первичное закрепление знаний

Решите следующие уравнения:

1 вариант

Л

37 – х = 16;

х =_________;

___________.

Ответ: ___________.

Ч

b – 37 = 28;

___________

___________

________________.

О

69 – y = 54;

___________

___________

________________.

О

x – 350 = 210;

___________

___________

________________.

Т

54 + c = 71;

___________

___________

________________.

Н

c – 56 = 87;

___________

___________

________________.

И

a + 39 = 88;

___________

___________

________________.

2 вариант

М

48 – y = 32;

х =_________;

___________.

Ответ: ___________.

Л

78 – x = 52;

___________

___________

________________.

Е

c – 47 = 76;

___________

___________

________________.

О

45 + c = 63;

___________

___________

________________.

Д

b - 26 = 65;

___________

___________

________________.

Ц

x – 210 = 350;

___________

___________

________________.

О

b + 28 = 67;

___________

___________

________________.

Выполните задание         

Расположите корни уравнений из п.5 в порядке возрастания и запишите соответствующие им буквы:

1 вариант

15

17

21

49

65

143

560

О

т

л

И

Ч

н

О

                                             2 вариант

16

18

26

39

91

123

560

м

о

л

о

д

е

ц

Составьте уравнение по следующему условию задачи:

                «Отчего, скажи мне, Петя,

Было шесть конфет в буфете,

А осталась лишь одна?

«Оттого, - ответил Петя, -

Что её я не заметил!»

Вот тебе и на!»

        Не забудьте указать, что вы обозначаете за х.

VI Контроль и самопроверка знаний.

          

        Математический диктант (В.И. Жохов, И.М. Митяева. Математические диктанты. 5 класс):

  1. Из какого числа надо вычесть двадцать, чтобы получить пятнадцать?
  2. Какое число надо прибавить к восемнадцати, чтобы получить двадцать пять?
  3. Какое число надо вычесть из пятидесяти, чтобы получить тридцать?
  4. Запишите уравнение  и решите его: Разность «икс» и пятнадцати равна сорока.
  5. Запишите уравнение  и решите его: Сумма шестидесяти и «игрек» равна восьмидесяти.
  6. Запишите уравнение  и решите его: Разность семидесяти и «икс» равен тридцати пяти.
  7. Верно ли высказывание: Уравнение х + 24 = 18 не имеет корней (среди натуральных чисел)?
  8. Верно ли высказывание: Корень уравнения у – 16 = 0 – число шестнадцать?

  Взаимопроверка.

1-

35

         5

 60 + y = 80;

  y = 20.

2-

 7

         6

 70 – x = 35;

 x = 35.

3-

20

         7

Да

4-                                      

х – 15=40

х=55

         8

Да

  1. Подведение итогов урока.

Подведем итог.

Что вы нового узнали на уроке? Чему научились?

Для чего в математике применяются уравнения?

Нужно ли в жизни умение решать уравнения?

Посчитайте количество баллов (в маршрутном листе), полученных за урок и выставите себе оценку.

  VIII. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

п. 10  №395 (а,в,г), № 397(б) (Н.Я Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика -5, М.2006)

дополнительно: придумать задачу, которая решается с помощью уравнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 5-м классе по теме "Обыкновенные дроби"

Данная тема по программе любого действующего учебника по математике из Федерального комплекта.Тип урока: Урок обобщения и систематизации, проводимый в форме урока – путешествия....

Конспект урока по математике в 6-ом классе "Дробные выражения"

Урок изучения, закрепления и первичной проверки знаний.Цель: - рассмотреть дробные выражения, нахождение значения дробного выражения;- закрепление знаний, умений, навыков решения задач на нахожд...

Конспект урока по математике "Площадь прямоугольника" 5 класс

Урок систематизации и обобщения  заний по теме "Площадь прямоугольника". Урок составлен в соотвествии с требованиями ФГОС....

Конспект урока по математике для учащихся 4 класса на тему "Сравнение чисел в пределах 100"

Предложенный конспект урока предназначен для учащихся с умственной отсталостью легкой степени...

Конспект урока по математике "Геометрические головоломки" (5 класс)

Урок разработан по учебнику "Наглядная геометрия". Урок проводится на дополнительных занятиях по математике для подготовки детей к изучению геометрии в 7 классе. Цели и задачи:познакомить учащихся с и...

Конспект урока по математике "Решение уравнений" 5 класс

Альберт  Эйнштейн  (немецкий физик – теоретик); « Мне приходится делить своё время между политикой и уравнениями. Однако,  уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика сущес...