Конспект урока по математике на тему: "Уравнения" 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Конспект урока по математике на тему: "Уравнения" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uravneniya_5_klass.zip | 81.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 5
Тема урока: Уравнения
Цели урока:
Образовательные: изучить понятия уравнения и корня уравнения; повторить решение простых уравнений; закрепить навыки решения уравнений, содержащих более одного арифметического действия; закрепить навыки решения задач с помощью уравнений.
Развивающие: развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности учащихся, навыки самоконтроля и взаимоконтроля, развивать творческие способности учащихся; развивать умение обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы; развивать коммуникативные навыки; развивать умение сотрудничать при решении учебных задач.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету воспитывать культуру умственного труда; воспитывать культуру коллективной работы;
воспитывать упорство в достижении цели.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, парная.
I Организация начала урока
Цель: подготовить учащихся к работе на уроке.
Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Здравствуйте, садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.
Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.
Здравствуйте! Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. Сегодня мы приступим к изучению новой темы, но прежде повторим все необходимое, что будет способствовать лучшему усвоению и пониманию новой темы.
II Сообщение темы , цели и задач урока.
Устная работа.
- Назовите компоненты сложения, вычитания.
15+25=40 58 – 18=40
- Назовите компоненты сложения и вычитания в следующих выражениях:
(52 + а) + b
(37 – x) + (c – 19)
111 – (a + b)
(77 + c) – (d – 55)
3. Вставьте пропущенное число:
□ + 10 = 90
40 + □ = 100
□ – 7 = 12
□ – 10 = 10
83 - □ = 83
1000 - □ = 750
Теперь, решите несколько примеров, используя свойства сложения и вычитания. Заполните таблицу и вы узнаете тему урока.
- Итак, какая тема сегодняшнего урока?
- Уравнение.
Составим план урока, который будем дополнять по ходу урока.
- повторение (компоненты сложения и вычитания, свойства сложения и вычитания);
- определение уравнения;
- новые понятия, связанные с уравнением;
- корень уравнения; (записывается в течение урока)
- решение уравнения; (записывается в течение урока)
- правила решения уравнения;
- применение в математике;
- применение в жизни.
III Актуализация знаний учащихся. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.
Разгадаем кроссворд, который поможет нам в изучении темы «Уравнение»
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||
9 |
- Орган растения, служащий для укрепления в почве, поглощения воды, минеральных веществ. (корень)
- Результат сложения (сумма)
- Компонент вычитания (вычитаемое)
- Арифметическое действие (сложение)
- Сосед вычитаемого (уменьшаемое)
- Для чего используют натуральные числа? (счет)
- Уменьшаемое без вычитаемого (разность)
- Действие, обратное №4 (вычитание)
- Компонент сложения (слагаемое)
Назовите «лишнее» слово в кроссворде.
- Корень.
Назовите ключевое слово в кроссворде.
- Равенство.
Как вы думаете, какая связь между этим словом и темой сегодняшнего урока?
- Это однокоренные слова.
Запомните это! Это поможет вам сформулировать определение уравнения.
IV Усвоение новых знаний.
Внимание на доску! Что изображено? (изображение или лабораторные весы0
- Весы.
Что можно сказать про чаши весов? Вспомните ключевое слово кроссворда.
- Они уравновешены.
Представим, что мы покупаем арбуз.
Что произошло с чашами весов?
- Одна чаша перевешена.
Как узнать вес арбуза?
- Надо поставить гирю на вторую чашу весов.
Ставим гирю 5 кг.
Что произошло?
- Чаши весов снова перевесились. Арбуз легче, чем 5 кг.
Что нужно сделать в этом случае?
- Надо поставить еще одну гирю на чашу с арбузом.
Что произошло?
- Чаши уравновесились.
Как узнать массу арбуза? Решим задачу с помощью уравнения.
Что неизвестно? (масса арбуза)
Обозначим ее за х.
Какое уравнение можно составить?
х + 2 = 5
Сколько весит арбуз?
- 3 кг
х + 2 = 5 – называется уравнением. Вспомните ключевое слово кроссворда и дайте определение уравнения.
- Уравнение – это равенство, содержащее букву.
При определенном значении буквы уравнение становится верным равенством.
Полное определение уравнения – уравнение это равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.
Кстати, обратите внимание как пишется слово урАвнение. Однокоренные слова - равный, равенство, равно…
Рассмотрим форму записи уравнения:
х+2 = 5;
Уравнение – это законченное математическое предложение. В русском языке на конце предложения ставится знак препинания, обозначающий …
- законченность мысли.
В зависимости от цели высказывания это может быть …
- точка, восклицательный или вопросительный знак
А в математическом предложении ставиться точка с запятой.
х+2 = 5; - уравнение
Каким математическим действием является выражение, записанное в левой части уравнения (х+2)?
- Суммой.
Какой компонент суммы неизвестен?
- Первое слагаемое.
Как найти первое слагаемое?
- Надо из суммы вычесть второе слагаемое.
Как это записать?
х = 5 – 2;
х = 3.
Мы закончили решать уравнение, поэтому в конце поставим точку.
Число 3 имеет свое название. Вспомните «лишнее» слово в кроссворде.
- Корень.
Число 3 – корень уравнения.
Дайте определение корня уравнения.
- Корень уравнения – это значение буквы, при котором уравнение обращается в верное равенство.
Что означает «решить уравнение»?
- Найти его корни или показать, что их нет.
V Первичное закрепление знаний
Решите следующие уравнения:
Выполните задание
Расположите корни уравнений из п.5 в порядке возрастания и запишите соответствующие им буквы: | |||||||||||||||||||||||||||||
1 вариант
| 2 вариант
|
Составьте уравнение по следующему условию задачи:
«Отчего, скажи мне, Петя,
Было шесть конфет в буфете,
А осталась лишь одна?
«Оттого, - ответил Петя, -
Что её я не заметил!»
Вот тебе и на!»
Не забудьте указать, что вы обозначаете за х.
VI Контроль и самопроверка знаний.
Математический диктант (В.И. Жохов, И.М. Митяева. Математические диктанты. 5 класс):
- Из какого числа надо вычесть двадцать, чтобы получить пятнадцать?
- Какое число надо прибавить к восемнадцати, чтобы получить двадцать пять?
- Какое число надо вычесть из пятидесяти, чтобы получить тридцать?
- Запишите уравнение и решите его: Разность «икс» и пятнадцати равна сорока.
- Запишите уравнение и решите его: Сумма шестидесяти и «игрек» равна восьмидесяти.
- Запишите уравнение и решите его: Разность семидесяти и «икс» равен тридцати пяти.
- Верно ли высказывание: Уравнение х + 24 = 18 не имеет корней (среди натуральных чисел)?
- Верно ли высказывание: Корень уравнения у – 16 = 0 – число шестнадцать?
Взаимопроверка.
1- | 35 | 5 | 60 + y = 80; y = 20. |
2- | 7 | 6 | 70 – x = 35; x = 35. |
3- | 20 | 7 | Да |
4- | х – 15=40 х=55 | 8 | Да |
- Подведение итогов урока.
Подведем итог.
Что вы нового узнали на уроке? Чему научились?
Для чего в математике применяются уравнения?
Нужно ли в жизни умение решать уравнения?
Посчитайте количество баллов (в маршрутном листе), полученных за урок и выставите себе оценку.
VIII. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
п. 10 №395 (а,в,г), № 397(б) (Н.Я Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика -5, М.2006)
дополнительно: придумать задачу, которая решается с помощью уравнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике в 5-м классе по теме "Обыкновенные дроби"
Данная тема по программе любого действующего учебника по математике из Федерального комплекта.Тип урока: Урок обобщения и систематизации, проводимый в форме урока – путешествия....
Конспект урока по математике в 6-ом классе "Дробные выражения"
Урок изучения, закрепления и первичной проверки знаний.Цель: - рассмотреть дробные выражения, нахождение значения дробного выражения;- закрепление знаний, умений, навыков решения задач на нахожд...
Конспект урока по математике "Площадь прямоугольника" 5 класс
Урок систематизации и обобщения заний по теме "Площадь прямоугольника". Урок составлен в соотвествии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по математике для учащихся 4 класса на тему "Сравнение чисел в пределах 100"
Предложенный конспект урока предназначен для учащихся с умственной отсталостью легкой степени...
Конспект урока по математике "Геометрические головоломки" (5 класс)
Урок разработан по учебнику "Наглядная геометрия". Урок проводится на дополнительных занятиях по математике для подготовки детей к изучению геометрии в 7 классе. Цели и задачи:познакомить учащихся с и...
Конспект урока по математике в 10-м классе "Применение производной к исследованию функции"
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний....
Конспект урока по математике "Решение уравнений" 5 класс
Альберт Эйнштейн (немецкий физик – теоретик); « Мне приходится делить своё время между политикой и уравнениями. Однако, уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика сущес...