Урок математики "Старинные меры",5класс
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Постникова Ольга Николаевна

Урок содержит много информационного материала, театрализации, подобраны интересные задания по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_matematiki_v_5_klasse.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       МКОУ СОШ с.Новоселовка Екатериновского района Саратовской области

                                    Конспект урока математики в 5 классе.

                  Тема: «Старинные русские меры ».    

                             

                  Учитель 1 категории Постникова Ольга Николаевна

                                   Цели урока:

Образовательная: 

- познакомить детей со старинными русскими мерами длины, веса;

- научить пользоваться этими мерами при решении задач;

- научить считать старинными деньгами;

- научить переводить старинные меры в метрическую  систему единиц.

Развивающая: 

- развитие интереса учащихся к предмету «Математика» и расширение кругозора; 

- развитие логического мышления, памяти, внимания учащихся;

- развитие умения применять свои знания в нестандартных задачах.

Воспитывающая: 

- воспитание чувства коллективизма, культуры общения, умения выслушивать других;

- воспитание уважения к истории своей страны.

Оборудование: мультимедиапроектор; компьютер; музыкальный центр ; презентация о старинных русских мерах длины, веса,  деньгах; доска; раздаточный справочный материал, костюмы и реквизиты к сценкам,ребусы.

                                                  Ход   урока

№ п/п

Деятельность учителя

  Время

 Деятельность

 учеников

    I.

1 слайд

2 слайд

3слайд

4слайд

5-6

Слайды

Слайд 7

Слайд 8

Слайд9

Слайд

10

Слайд 11

Организационно-подготовительный этап

Звучит музыка дети заходят в класс садятся на свои места.

Учитель: Здравствуйте ребята.Сегодня у нас необычный урок, и прозвучавшая музыка подскажет вам что же нас с вами ждет на уроке.Как вы думаете?

Правильно: ярмарка!. Сегодня мы с вами побываем на ярмарке.А что же такое ярмарка?В переводе на русский язык- ежегодный рынок,т.е. торговля, а для этого нам понадобятся-… Конечно деньги, и ,конечно. Чтобы нас не обманули, нам нужно хорошо считать. Итак, подготовимся к ярмарке , проверим как мы считаем, может быть нам не стоит идти на ярмарку.

Устный счет.

Игра «Хлопушка» Хлопок на неправильную дробь.Какая дробь неправильная,правильная?.

7/100,13/10,20/21,1/8,4/19,3/3

Усложняю задачу .Игра «Руки вверх»

Если дробь меньше!, поднимаем Правую руку, больше1-левую,=1 –поднимаем обе руки.

5/6,6/5,19/30,19/119,19/18,100/100

А какая дробь больше,меньше,=1?

Игра «Числовой цветок»

Вычисли дроби: 3/11+8/11,2 5/11-5/11, 4+5/11, 4-5/11,

1 3/11+5/11,6 5/11+ 8/11

Или реши задачу

1.Торт разрезали на 8 кусков.Оля съела 3 из них ,какую

Часть торта Оля съела?

2.Сколько:

-граммов в ½ кг; 7/10кг;

-минут в 1/2часа, в5/10 часа?

Итак, мы готовы идти на ярмарку?

ЯРМАРКА

Звучит музыка, выходят лотошники, купец раскладывает товар на прилавок.

  1. Внимание, внимание!
    Открывается веселое гуляние!
    Торопись, честной народ,
    Тебя ярмарка зовет!
  2. Продается зоосад: два цыпленка,5 гуся.Цыпленок-3 пятиалтынных.Гусенок полтина с алтыном.
  3. В нашем краю, словно в раю: рябину,грибы корзиной бери,кладу на весы 2 фунта еды. Покупай грибы.За фунт плати полтину.
  4. Подходите, подходите,
    На товары поглядите.
    Вот привез издалека                                  Я и ситцы, и шелка,

   Стоят недорого за аршин, беру полтину,за локоть-алтын!                                           Выходит современно одетый мужчина.  

Купец:Добрый товар,хороший товар у меня.Выбирай,не скупись.

Мужчина.Хорошо! Я куплю вашу ткань,она очень красивая и прочная.                          Купец:Очень хорошо.Сколько ткани вам надо? Мужчина:6 метров.                                                               Купец: Футы-нуты 6 чего?                                                                       Муж. Ну или  600 сантиметров,это одно и тоже                Купец:Ну если это одно и тоже, то вот тебе 8 аршин ткани.Бери не ошибешься.Берешь?                           Мужчина: 8?  Я не знаю, что такое аршин Думаю,8-это много.                                Купчиха:Ой, ткань хороша! Отрежь мне купец на юбку 4 аршина.                                             Мужчина. О! Маленькая юбка, короткая. Купчиха. Ой, насмешил ! Конечно, длинная , да широкая.                                                         Учитель.Но простите, уважаемые лотошники, как же добры молодцы и красны девицы будут покупать товар? Они не знают ни мер длины, ни мер веса, ни денежных единиц.

-И я, прежде чем пригласить ребят на ярмарку, дала им задание разузнать о старинных мерах веса, мерах длины и старинных деньгах.

- И теперь, я думаю все ребята догадываются, какая тема урока у нас сегодня. Давайте запишем в тетрадях тему урока «Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги».

Цель:

   Если вы посмотрите в учебник, то не найдете такой параграф, но эта тема не придумана мною, она закономерно подошла  и сложилась из исторических справок , которые даны на страницах нашего учебника. С некоторыми мерами мы уже познакомились на предыдущих уроках, прочитав исторические справки в наших учебниках. Тема нас заинтересовала, поэтому сегодня мы проведем урок без учебника, но решая задачи, подобранные из различных источников

   1 мин.

4мин

Можно оценить работу дать деньги!

     Слушают

Отвечают

слушают

отвечают

понимают руки

отвечают

Да

Слушают

Записывают в тетрадях

Музыка №1 Ярмарка

Слайд №1 Картина Ярмарка

Слайд№2 Игра «Хлопушка»

Слайд №3 Игра «Руки вверх»

Слайд№4 Игра «Числовой цветок»

Слайды 5-6,картинки «Ярмарка»

Звучит музыка «Ярмарка»

Слайд 7 с задачей

Слайд 8 с задачей

Слайд 9  картина «Ярмарка»

Слайд 10 Заставка с темой урока

Слайд 11 Цель урока

   

  II.

12-13 слайд

   

14 слайд

 

Проверка домашнего задания.

    - Дома каждый из вас к сегодняшнему уроку проделал определенную поисковую, исследовательскую, творческую работы.

Но прежде давайте вспомним что такое мера, и какие они бывают   Мера-

   Система старинных русских мер

Длины

Веса

Объема

Площад

Деньги

 

 С древности, мерой длины и веса всегда был человек, его части тела: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д. Это был самый легкий способ измерить ткань, расстояние или что-нибудь еще.

Представитель каждой группы вешает плакат на доску и рассказывает о старинных мерах веса, длины и старинных деньгах.

 И сейчас мы заслушаем вас.

С.13 Пядь №45

С.21 Сажень №107

С.41Меры             веса фунт,золотник,пуд,берковец

С.102 Меры длины  фут,ДЮЙМ,ЯРД,верста,аршин,

С.117 Мера площади Десятина

С.129Меры объема  №839 ведро,штоф

С.172 Деньги  пятак,грош,алтын

- Давайте вспомним меры длины, с которыми вы работали:

- Что такое пядь? Покажите пядь.

- Что такое аршин? Покажите аршин.

   Купцы, продавая товар, как правило,

мерили его своим аршином (линейкой) или по-быстрому – отмеряя 'от плеча'. Недаром хитрые купцы выбирали короткоруких приказчиков.

Чтобы исключить обмер, властями был введён, в качестве эталона – “казенный аршин” (72 см), представляющий собой деревянную линейку, на концах которой клепались металлические наконечники с государственным клеймом.

- Что такое локоть? Покажите локоть.

Локоть, как меру длины, применяли в крестьянском хозяйстве, когда нужно было измерить длину, изготовленной в домашних условиях, шерстяной пряжи или пеньковой верёвки. Такую продукцию наматывали на локоть.

- Вы прекрасно справились с заданием по заполнению таблицы. Молодцы!

- Предлагаю вашему вниманию работу …

-

- Можете ли вы сказать про пядь, аршин и локоть, что это точные меры длины? Почему?

- Так почему отказались от этих мер длины?

- Как вы думаете, удобна ли была старинная система мер?

- Вот поэтому за последние два столетия система мер изменилась и стала более удобной для использования, но устаревшие слова остались в словарях, старинных книгах и русских сказках.

Давайте посмотрим мультфильм.

Затем решаем задачу из мультфильма.

 

презентация

-  Это расстояние между конца-ми большого и указательного пальцев. (Показывают).

 -  Аршин – это длина руки от плеча до конца среднего пальца. (Показывают).

-   Локоть  –  это расстояние от конца среднего пальца до лок-тевого сгиба. (Показывают).

Сравнивают значения по таблицам.

- Они разные.

- Нет.

- Получилось, что у всех размер рук разный,  и поэтому мы не можем указать определенное значение пяди, аршина и локтя.

-  Нет.

Слайд 12 Мера-что это такое.

Слайд13 Какие меры мы будем изучать сегодня.

   

 III.

     1.

6,7,8

Слайды

   

  2.

8 слайд

9 слайд

10 слайд

11 слайд

Этап изучения нового материала.

      – Ребята! Сейчас мы  продолжим знакомиться со старинными мерами. В этом нам помогут таблицы  перевода старинных единиц мер в современную метрическую систему мер. У каждого из вас на парте лежат памятки, которые прошу вклеить в справочник. Сегодня мы будем работать, опираясь на таблицы-подсказки.

Памятка №1 «Меры длины»:

-  Чему равна косая сажень?

-  Кто изобразит косую сажень?

-  Чему равен вершок?

Памятка № 2 «Меры веса»:

- Чему равен берковец? А пуд? Золотник?

Памятка №3 «Денежные единицы»:

- Чему равен алтын?

- Полушка? А что же означает название магазина «Полушка»?

           Устная работа

(первичное закрепление): №1.

- Восстановив цепочку вычислений, мы узнаем, одну старинную меру длины, можно пользоваться памятками.

-Итак, какая старинная мера длины приблизительно равна 30 см?

- Давайте устно решим следующие задачи.

Выполните задания № 2, № 3, № 4

Просматривают таблицы

«Меры длины», «Меры массы», «Денежные единицы».

Отвечают, пользуясь памяткой.

Смотрят презентацию.

Вычисляют.

Ответ: 30.

- фут

 

- 60 см

-  9 см

-2 м 13 см

IV.

Слайд задачи про зоосад

12 слайд

13 слайд

14 слайд

15 слайд

Этап закрепление пройденного.

-  А теперь подтвердим слова, что теория без практики мертва. Решим задачи ,которые услышали на ярмарке.

Задание 1. Продается зоосад — 2 цыпленка, 5 гусят. 1цыпленок стоит 3 пятиалтынных, а один гусенок стоит полтину с алтыном. Сколько стоит зоосад?

Задача 2. В нашем краю, словно в раю: рябину,грибы корзиной бери,кладу на весы 2 фунта еды. Покупай грибы.За фунт плати полтину.

                    Задание № 1.

Сравните версту и 1 километр.

Запишите неравенство.  Выразите длину версты в метрах.

                          Задача № 2

Братья сеяли пшеницу да возили в град-столицу; знать, столица та была верст 15 от села.    

На каком расстоянии была столица от села? Выразите в метрах и километрах.

                          Задача №3.

                Модный жилет с поношенным пиджаком стоит полтора рубля с пятиалтынным. Пиджак стоит рубль с пятиалтынным. Сколько стоит жилет?

                       Физминутка. 

-   Сейчас мы с вами  поиграем.

Игра называется "Верста – аршин- локоть -пядь". Делать надо то, что говорю, а не то, что показываю.

Услышав слово верста - руки поднимаете вверх, а слово аршин - складываете их крестиком  перед собой "обнимая плечи", слово локоть – поднимаем и опускаем локоть, руки меняем, слово пядь – кисти рук в разные стороны и показываем пядь (расстояние между большим и указа-тельным пальцами).

     

                 

                       Задача № 4.

              В бочонке 32 фунта огурцов. Полбочонка продали по 4 гривенника за фунт, а другую половину – по полтине за фунт. Сколько заплатили за весь бочонок?

                              Задача № 5.

        Дневной рацион для поросенка: картофель – 10 фунтов, свекла – 2 фунта. Хозяин должен закупить овощей на три дня. Сколько денег  ему потребуется заплатить, если два фунта картофеля стоят гривенник, а фунт свеклы – алтын?

                        Задача № 6.

              Пришел купец на ярмарку за 10 фунтами сукна. Продавец ему и говорит: «1 дюйм сукна стоит гривенник да 4 полушки». Сколько же денег заплатил купец за сукно? Сколько метров сукна  он купил?  

                   

                         Задача №7.

           Для того чтобы сделать кормушку, взяли дощечку прямоугольной формы. Длина дощечки 3 пяди, а ширина 2 пяди. Узнайте периметр кормушки. Выразите в метрах и сантиметрах.                              

- Что такое периметр?

-  В чем он будет измеряться?

Закрепление

игра «Ключи от форта Боярда»

-разделимся на две команды

Правила игры: Команды пройдут испытания, в которых надо проявить все свои знании по математике. За каждый успешно и быстро пройденный этап команды получают ключи..Чем больше ключей заработает команда, тем больше букв сможет открыть в записанных здесь словах, и отгадать само слово.

1.Разминка.игра «Хлопушка»

Правила :хлопок на неправильную дробь

7/10,13,10,20/21,1/8,4,19,3/100,3/3,5/6,6/5,19/119,19/18

2. Мы попали в тир

Нужно метнуть дротик,попасть  в один из секторов и получить задачу.

ЗАДАЧИ

А пока ребята решают, задача учителям: Кто окажется тяжелее после ужина: первый людоед, который до ужина весил  4 пуда, и на ужин съел второго людоеда, или второй людоед. Который весил до ужина 5,5 пудов и на ужин съел первого?

3.В клетке с пресмыкающимися

Игра «Убить Дракона»

Каждая группа должна убить дракона своего цвета.Чтобы дракон был убит, надо назвать его точную координату.Координату надо назвать двумя способами.Если  три названных координаты являются верными, то дракон убит

@       @     @           @      @           @

,___,____,____,___,___,___,___,___,___Х

 0                                1

4.  Физминутка. 

-   Сейчас мы с вами  поиграем.

Игра называется "Верста – аршин- локоть -пядь". Делать надо то, что говорю, а не то, что показываю.

Услышав слово верста - руки поднимаете вверх, а слово аршин - складываете их крестиком  перед собой "обнимая плечи", слово локоть – поднимаем и опускаем локоть, руки меняем, слово пядь – кисти рук в разные стороны и показываем пядь (расстояние между большим и указа-тельным пальцами).

5.Последнее препятствие на пути в форт, к разгадке слов

Сейчас по одному человеку от команды выступят в роли рыбаков.Они будут обновременно ловить удочками шарады. Вытянули одну, и всей командой разгадывают.Победит и заработает ключ та команда, которая выловит и отгадает ребусов больше(за 1 минуту или 2 минуты)

6. старец

Назвать пословицы и поговорки про меры

На 22 минуте

                     

             

                 

                  № 1.

ВЕРСТА = 1км 100м

1 верста  >  1км

1 верста = 1100м

                  № 2.

15 * 1100 = 16500 (м)

16500 м =16 км 50 см

ответ: 16 км 50 м

                         

№3.

  Решение:

1 рубль = 100 коп., пятиалтынный = 15 коп.,

1) 100 +15 = 115 (коп.)- стоит пиджак,

2) 165 – 115 = 50 (коп.)

 Ответ: 50 копеек стоит жилет.

                   

Выполняют  упражнения.

                № 4.

Решение: полбочонка – 16 фунтов огурцов.

40 *16 = 640 (коп.) – стоит полбочонка по 4 гривенника,

50 *16  = 800 (коп.) – вторая половина,

 800 + 640 = 1440 (коп.)

Ответ: 14 р. 40 коп.

 №5.

Решение:

1) 10 : 2 = 5 (коп.) – стоит 1 фунт картошки,

2) 5 * 10 = 50 (коп.)- 10 фунтов картофеля,

3) 3 * 2 = 6 (коп.)- 2 фунта свеклы,

4) 50 + 6 = 56 (коп.) - на один день,

5) 56 * 3 = 168 (коп.)                                                     Ответ: 168 копеек

              № 6.

  Решение:

1 фут = 12 дюймам = 30 см,

1 гривенник  = 10 коп.,

4 полушки = копейка,

1) 10 +1 = 11 (коп.)- стоит 1дюйм,

2) 10*12 = 120 (дюймов) – сукна надо купить,

3) 120*11 = 1320 (коп.)

1320 коп. = 13 р.20 коп.

10 футов = 300 см = 3м

     Ответ: 13 р. 20 коп., 3м

   

                       

 - Сумма длин всех сторон прямоугольника.

- В пядях. (в см)

(Периметр прямоугольника равен удвоенному произведению суммы длин его сторон)

       

             

 № 7.

  Решение:

 (3 + 2) *2 = 10 (пядей)

10 пядей = 190 см = 1м 90 см

Ответ: 10 пядей, 1 м 90 см

Слайд   задача про зоосад.

     V.

16 слайд

   

                      Итог урока.

- Назовите меры длины, которые вы запомнили.

- Назовите меры веса, которые вы запомнили.

- Назовите  старинные денежные единицы, которые вы запомнили.

- ЗАЧЕМ ИХ НАДО ЗНАТЬ?

            -Действительно,  за последние двести лет  система мер изменилась и стала более удобной для использования, но устаревшие слова остались в словарях, старинных книгах и русских сказках.

Зачитываю пословицы.

        -  Начертите в тетради  друг под другом два отрезка, первый пусть покажет ваши знания по теме в начале урока, а второй - в конце. Поднимите руку те, у кого второй отрезок длиннее первого. А почему? Молодцы, вы (многие?) хорошо работали (оценка ответов).

 

Отвечают.

Слушают.

Выполняют задание.

VI.

17, 18 слайд

Домашнее задание.

- № 107, № 241. Решение примеров и задачи по теме урока.

-    Поощрительное задание для ребят, желающих получить пятерку: выучить наизусть пословицы, в которых встречаются старинные русские меры, подумайте

Спасибо, за урок!  Все молодцы!

Записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ИЗО в 5классе "Япония"

Презентация к уроку изобразительного искусства по теме "Япония" в 4 классе. Включает в себя: 1. Флаг Японии 2.Императорская печать Японии 3.Карту 3.Пагода 4.Написание китайского иероглифа 好 («хо...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5классе

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе; Примерной прог...

Урок математики в 5классе на тему:"Умножение и деление натуральных чисел"

Урок построен в виде сказки. Иванушка - дурачек превращается в Иван - царевича, преодалевая три  препятствия.......

Разработка урока по природоведению-5класс

Тема урока:"Как питаются разные животные" по учебнику Суховой Т.С.,Строганова В.И. в виде заочной экскурсии предполагает активизацию познавательной деятельности учащихся,при которой учебный матер...

УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 5класс

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме «Пейзаж в живописи»...

Урок английского языка 5класса по теме "Мир вокруг нас".

Данный урок - урок вертуальное путешествие по страницам "Красной книги"....

Рабочие материалы к уроку по теме "Замена крупных мер мелкими мерами" 5класс ,VIII вида

Данный материал можно использовать в качестве рабочей тетради на уроке для самостоятельной работы учащихся....