Рабочая программа по математике 5 класс
календарно-тематическое планирование по математике (5 класс) на тему

Иванова Наталья Николаевна

Настоящая рабочая программа разработана применительно к авторской программе «Математика» С. М. Никольского и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_5_klass.doc346.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Настоящая рабочая программа разработана применительно к авторской программе «Математика» С. М. Никольского и др. (М.: Просвещение, 2015) и ориентирована на использование  учебно-методического комплекта:

1. Математика. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. – М. : Просвещение, 2016.

2. Математика. 5 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. – М. : Просвещение, 2016.

Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цели обучения математике: 

 формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики;

 развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;

 овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

 воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.

Основой целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки школьников в системе естественно-математического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» к «метапредметным результатам». Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о математике будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления математических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

На ступени основной школы задачи учебных занятий определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.

При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными математическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии.

Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение универсальных учебных действий:

•  создание условий для развития умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;

•  формирование умений использовать различные языки математики, свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства, интегрирования в личный опыт новой, в том числе самостоятельно полученной, информации;

•  создание условий для плодотворного участия в работе группы; умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для  исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач с использованием при необходимости справочников и вычислительных устройств.

На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы.

Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается простейшее использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

С учетом возрастных особенностей классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты). Требования к результатам обучения конкретизированы, даны в деятельной формулировке и в последовательности их изложения. Конкретно сформулированные требования позволяют спланировать виды учебной деятельности, что обеспечит усвоение учебного материала на уровне требований государственного стандарта. В планировании приведены примерные измерители достижения требований к уровню подготовки. Планируется использование новых педагогических технологий в преподавании предмета.

В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

•  развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений; развить вычислительную культуру;

•  овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их при решении математических и нематематических задач;

•  изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

•  развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

•  получить представление о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

•  развить логическое мышление и речь – умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

•  сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Согласно Федеральному базисному учебному плану данная рабочая программа предусматривает в 5 классе обучение в объеме 170 часов, 5 часов в неделю.

В соответствии с этим реализуется типовая  программа «Математика. 5–6 классы» для общеобразовательных учреждений (авторы С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин).

Содержание учебного предмета, курса

В 5 классе рассматриваются следующие темы:

1. Натуральные числа и нуль (55 ч).

Ряд натуральных чисел. Десятичная запись, сравнение, сложение и вычитание натуральных чисел. Законы сложения. Умножение, законы умножения. Степень с натуральным показателем. Деление нацело, деление с остатком. Числовые выражения. Решение текстовых задач арифметическими методами.

Основные цели – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, об их сравнении, сложении и вычитании, умножении и делении; добиться осознанного овладения приемами вычислений с применением законов сложения и умножения; развивать навыки вычислений с натуральными числами.

При изучении данной темы вычисления выполняются сначала устно с опорой на законы сложения и умножения, на свойство вычитания, а потом столбиком. Большое внимание уделяется переместительному и сочетательному законам умножения и распределительному закону, их использованию для обоснования вычислений столбиком (на простых примерах), для рационализации вычислений. Тем самым закладывается основа осознанного овладения приемами вычислений. Вместе с тем достаточное внимание уделяется закреплению навыков вычисления столбиком, особенно в сложных случаях (нули в записи множителей или частного). Вводится понятие степени с натуральным показателем. При изучении числовых выражений закрепляются правила порядка действий.

С первых уроков начинается систематическая работа по развитию у учащихся умения решать текстовые задачи арифметическими способами. Решение задач требует понимания отношений «больше на…», «меньше на…», «больше в…», «меньше в…» и их связи с арифметическими действиями с натуральными числами, а также понимания стандартных ситуаций, в которых используются слова «всего», «осталось» и т. п. Типовые задачи на части, на нахождение двух чисел по их сумме и разности рассматриваются в отдельных пунктах. Работа с арифметическими способами решения задач, нацеленная на развитие мышления и речи учащихся, продолжится при изучении следующих тем. При наличии учебных часов рассматривается тема «Вычисления с помощью калькулятора».

2. Измерение величин (36 ч).

Прямая, луч, отрезок. Измерение отрезков и метрические единицы длины. Представление натуральных чисел на координатном луче. Окружность и круг, сфера и шар. Углы, измерение углов. Треугольники и четырехугольники. Прямоугольный параллелепипед. Площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы площади, объема, массы, времени. Решение текстовых задач арифметическими методами.

Основные цели – систематизировать знания учащихся о геометрических фигурах и единицах измерения величин; продолжить их ознакомление с геометрическими фигурами и с соответствующей терминологией.

При изучении данной темы учащиеся измеряют отрезки, изображают натуральные числа на координатном луче. Это начальный этап освоения ими идеи числа как длины отрезка, точнее – как координаты точки на координатной прямой. Здесь же они вычисляют площадь прямоугольника и объем прямоугольного параллелепипеда, измерения которых – натуральные числа.

Здесь вводятся единицы измерения длины, площади и объема, устанавливаются соотношения между единицами длины, единицами площади, единицами объема, изучаются единицы массы и времени.

Введение градусной меры угла сопровождается заданиями на измерение углов и построение углов с заданной градусной мерой.

При изучении данной темы решаются задачи на движение.

При наличии учебных часов рассматривается тема «Многоугольники».

3. Делимость натуральных чисел (23 ч).

Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Делители натурального числа. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное.

Основные цели – завершить изучение натуральных чисел рассмотрением свойств и признаков делимости; сформировать у учащихся простейшие доказательные умения.

При изучении данной темы значительное внимание уделяется формированию у учащихся простейших доказательных умений. Доказательства свойств и признаков делимости проводятся на характерных числовых примерах, но методы доказательства могут быть распространены на общий случай. При этом учащиеся получают первый опыт доказательства теоретических положений с ссылкой на другие теоретические положения.

Понятия наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного вводятся традиционно, но следует учесть, что в дальнейшем не всегда требуется сокращать дробь на наибольший общий делитель ее числителя и знаменателя или приводить дроби обязательно к наименьшему общему знаменателю.

При наличии учебных часов рассматривается тема «Использование четности при решении задач».

4. Обыкновенные дроби (56 ч).

Понятие дроби, равенство дробей (основное свойство дроби). Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей. Законы сложения. Умножение дробей, законы умножения. Деление дробей. Смешанные дроби и действия с ними. Представление дробей на координатном луче. Решение текстовых задач арифметическими методами.

Основная цель – сформировать у учащихся умения сравнивать, складывать, вычитать, умножать и делить обыкновенные и смешанные дроби, вычислять значения выражений, содержащих обыкновенные и смешанные дроби, решать задачи на сложение и вычитание, на умножение и деление дробей, задачи на дроби, на совместную работу арифметическими методами.

Формирование понятия «дроби» сопровождается обучением решению простейших задач на нахождение части числа и числа по его части, а также задач, готовящих учащихся к решению задач на совместную работу. При вычислениях с дробями допускается сокращение дроби на любой общий делитель ее числителя и знаменателя (не обязательно наибольший), а также приведение дробей к любому общему знаменателю (не обязательно наименьшему). Но в том и в другом случаях разъясняется, когда вычисления будут наиболее экономными.

При изучении данной темы решаются задачи на сложение и вычитание дробей, основные задачи на дроби.

Операция умножения дробей вводится по определению, из которого получается правило умножения натурального числа на обыкновенную дробь. Особое внимание уделяется доказательствам законов сложения и умножения для дробей. Они проводятся на характерных числовых примерах с опорой на соответствующие законы для натуральных чисел, но методы доказательства могут быть распространены на общий случай.

Деление дробей вводится как операция, обратная умножению. Смешанная дробь рассматривается как другая запись обыкновенной неправильной дроби. Отдельно изучаются вычисления со смешанными дробями. На характерных числовых примерах показывается, что площадь прямоугольника и объем прямоугольного параллелепипеда, измерения которых выражены рациональными числами, вычисляются по тем же правилам, что и для натуральных чисел.

Работу с неотрицательными рациональными числами завершает их изображение на координатном луче.

Здесь решаются задачи на умножение и деление дробей, показывается, что рассмотренные ранее задачи на дроби можно решать с помощью умножения и деления на дробь. Задачи на совместную работу выделены в отдельный пункт.

При наличии учебных часов рассматривается тема «Сложные задачи на движение по реке».

При организации текущего и итогового повторения используются задания из раздела «Задания для повторения» и другие материалы.

В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.

Рабочая программа предусматривает следующие варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса: наглядные пособия для курса математики, модели геометрических тел, таблицы, чертежные принадлежности и инструменты; для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса используются: компьютер, сканер, интерактивная доска; презентации, проекты учащихся и учителей; программно-педагогические средства, а также рабочая программа, справочная литература, учебники (26 шт.), разноуровневые тесты, тексты самостоятельных и контрольных работ, задания для проектной деятельности.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

    Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.

Личностные:

        у учащихся будут сформированы:

  1. ответственное отношение к учению;
  2. готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  3. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  4. начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
  5. экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
  6. формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
  7. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

у учащихся могут быть сформированы:

  1. первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  2. коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  3. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  4. креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.

Метапредметные:

  • регулятивные

        учащиеся научатся:

  1. формулировать и удерживать учебную задачу;
  2. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;
  3. планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  4. предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
  5. составлять план и последовательность действий;
  6. осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
  7. адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  8. сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

        учащиеся получат возможность научиться:

  1. определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
  2. предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
  3. осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
  4. выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
  5. концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

  • познавательные

        учащиеся научатся:

  1. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  2. использовать общие приёмы решения задач;
  3. применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
  4. осуществлять смысловое чтение;
  5. создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
  6. самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  7. понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать и соответствии с предложенным алгоритмом;
  8. понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  9. находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решит, в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

        учащиеся получат возможность научиться:

  1. устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
  2. формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКГ-компетентности);
  3. видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  4. выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  5. планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  6. выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
  7. интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст
    в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
  8. оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
  9. устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

        

  • коммуникативные

        учащиеся научатся:

  1. организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
  2. взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  3. прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
  4. разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  5. координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
  6. аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные:

учащиеся научатся:

  1. работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
  2. владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность);
  3. выполнять арифметические преобразования, применять их для решения учебных математических задач;
  4. пользоваться изученными математическими формулами;
  5. самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
  6. пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочником дни
    ' нахождения информации;
  7. знать основные способы представления и анализа статистических данных, уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;

        учащиеся получат возможность научиться:

  1. выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для
    решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных
    предметах;
  2. применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
  3. самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Условные обозначения уровней обучения:

Р – репродуктивный;

П – продуктивный;

ТВ – творческий;

И – исследовательский.

Календарно-тематическое планирование

Название темы урока

Кол-во

часов

Вид деятельности учащихся

Примечание

Дата

Планир.

Факт.

Повторение (3 часа)

1

 Порядок выполнения действий.

1

Описывать свойства натурального ряда. Верно использовать в речи термины цифра, число, называть классы и разряды в записи натуральных чисел. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их, грамматически правильно читать встречающиеся математические  выражения.  

2

Решение текстовых задач

1

Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулиров.

условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов.

3

Самостоятельная работа

1

Анализировать и осмысливать текст задачи, пе-реформулиров.

условие, извле-кать необходи-мую информа-цию, моделиро-вать условие с помощью схем, рисун-ков, реаль-ных предметов.

Натуральные числа и нуль (40 часов)

4

Вводный урок.

Ряд натуральных чисел.

1

Описывают свойства натурального ряда чисел, читают и записывают натуральные числа; сравнивают, упорядочивают; выполняют вычисления, формулируют свойства, делают выводы, записывают с помощью выражений

5

Десятичная система записи натурального числа

1

Определяют разряд числа, записывают и читают многозначные числа; записывают числа в виде разрядных слагаемых

6

Сравнение натуральных чисел

1

Читают и записывают неравенства, определяют их истинность

7

Сложение

1

Формулируют и записывают законы сложении, выполняют сложение цепочкой

8

Законы сложения

1

Складывают числа, применяют законы сложения; упрощение выражений

9

Вычитание

1

Знают компоненты разности, выполняют действия цепочкой

10

Решение текстовых задач с помощью сложения

1

Решают задачи на нахождение суммы или разности; грамотно оформляют решение задачи

11

Решение текстовых задач с помощью сложения

1

Решают задачи на нахождение суммы и разности чисел

12

Решение текстовых задач с помощью вычитания

1

Решают задачи на нахождение суммы или разности; грамотно оформляют решение задачи

13

Решение текстовых задач

1

Решают задачи на нахождение суммы или разности; грамотно оформляют решение задачи

14

 Решение текстовых задач

1

Решают задачи на сложение и вычитание чисел, составляют уравнения и решают их; упрощают выражения

15

Умножение

1

Называют компоненты умножения, записывают сумму одинаковых слагаемых в виде произведения

Применяют законы умножения для упрощения выражений, записывают сумму одинаковых слагаемых в виде произведения

16

Умножение. Законы умножения

1

Называют компоненты умножения, записывают сумму одинаковых слагаемых в виде произведения

Применяют законы умножения для упрощения выражений, записывают сумму одинаковых слагаемых в виде произведения

17

Законы умножения

1

Формулируют и записывают  переместительный и сочетательный законы умножения; применяют законы умножения для упрощения выражений

18

Распределительный закон

1

Формулируют и записывают распределительный закон умножения относительно сложения и вычитания, применяют распределительный закон умножения для упрощения выражений

19

Распределительный закон

1

Записывают распределительный закон умножения относительно сложения и вычитания, применяют распределительный закон умножения для упрощения выражений

20

Распределительный закон

1

Применяют распределительный закон умножения для упрощения выражений, умеют выносить общий множитель за скобки

21

Распределительный закон. Подготовка к контрольной работе.

1

Применяют полученные знания к решению задач, применяя рациональный способ решения

22

Контрольная работа №1 по теме: «Натуральные числа и нуль»

Применяют полученные знания к решению задач, применяя рациональный способ решения

23

Анализ контрольной работы. Умножение чисел столбиком

1

Применяют устный счет, правила умножения на 10 и 11

24

Умножение чисел столбиком многозначных чисел

1

Записывают умножение столбиком поразрядно, находят неизвестное число из равенства

25

Степень числа

1

Заменяют умножение одинаковых чисел степенью, вычисляют степень, составляют таблицу квадратов и кубов чисел от 0 до 10 и других двузначных чисел

26

Степень с натуральным показателем

1

Заменяют умножение одинаковых чисел степенью, вычисляют степень, составляют таблицу квадратов и кубов чисел от 0 до 10 и других двузначных чисел

27

Степень с натуральным показателем

1

Вычисляют степень числа, определяют основание или показатель в равенстве

28

Деление

1

Применяют правило умножения при проверки деления, находят делимое, делитель, частное

29

Деление нацело

1

Выполняют деление натуральных чисел, многозначных; грамотно оформляют решение задачи, применяя все арифметические действия

30

Решение текстовых задач

1

Выполняют деление натуральных чисел, многозначных; грамотно оформляют решение задачи, применяя все арифметические действия

31

Решение текстовых задач

1

Грамотно оформляют работу, решают текстовые задачи, уравнения, определяют алгоритм решения задач

32

Занимательные задачи на деление

1

Грамотно оформляют работу, решают текстовые задачи, уравнения, определяют алгоритм решения задач

33

Задачи на части

1

Находят части некоторой величины или величину, зная её часть; грамотно оформляют решение

34

Задачи на части

1

Находят части некоторой величины или величину, зная её часть; грамотно оформляют решение

35

Деление с остатком

1

Приводят пример деления с остатком, называют компоненты деления с остатком, выполняют деление

36

Деление с остатком

1

Выполняют деление с остатком, объясняют порядок деления

37

Деление с остатком

1

Решают текстовые задачи на деление с остатком

38

Числовые выражения

1

Определяют порядок действий, упрощают числовые выражения, применяя правила и законы арифметических действий, приводят свои примеры

39

Числовые выражения

1

Определяют порядок действий, упрощают числовые выражения, применяя правила и законы арифметических действий, приводят свои примеры

40

Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности

1

Грамотно оформляют работу над задачей, решают текстовые задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности

41

Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности

1

Грамотно оформляют работу над задачей, решают текстовые задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности

42

Подготовка к контрольной работе

1

Решают текстовые задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности, задачи на части, на применение всех арифметический действий, применяя законы упрощения, вычисляют степень числа

43

Контрольная работа  №2 «Натуральные числа и нуль»

1

Решают текстовые задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности, задачи на части, на применение всех арифметический действий, применяя законы упрощения, вычисляют степень числа

Измерение величин (33 часа)

44

Анализ контрольной работы. Прямая, луч, отрезок

1

Строят прямую, луч, отрезок по двум точкам, строят равные отрезки, сравнивают отрезки

45

Прямая, луч, отрезок

1

Строят прямую, луч, отрезок по двум точкам, строят равные отрезки, сравнивают отрезки

46

Измерение отрезков

1

Строят отрезки равной длины и различной с помощью циркуля, линейки, определяют расстояние между двумя точками, приводят примеры из жизни, проводят сравнительный анализ понятий; откладывают на луче отрезки заданной величины

48

Измерение отрезков. Решение задач

1

Строят отрезки заданной длины, откладывают отрезки на луче, находят неизвестные части отрезка, объясняют как измерить длину отрезка с недостатком, с избытком

49

Метрические единицы длины

1

Называют основные единицы измерения, выполняют преобразования по образцу, переводят величины из одной единицы в другую

50

Представление натуральных чисел на координатном луче

1

Дают определение единичного отрезка, сравнивают натуральные числа при помощи координатного луча, определяют координаты точки

51

Координаты

точки

1

Сравнивают числа с помощью координатного луча, определяют координаты точек, отмечают точки на луче с заданным единичным отрезком

52

Координаты

точки

1

Сравнивают числа с помощью координатного луча, определяют координаты точек, отмечают точки на луче с заданным единичным отрезком

53

Окружность и круг.

1

Различают окружность, круг, дают определение, приводят примеры

54

Сфера и шар

1

Приводят примеры предметов из жизни, имеющих форму шара и сферы, дают определение радиуса и диаметра; строят точки, принадлежащие и не принадлежащие шару, сфере, окружности

55

Углы. Измерение углов

1

Дают определение элементам угла, биссектрисе,  на чертежах находят острые, прямые и тупые углы, строят углы с помощью транспортира, выполняют сложение и вычитание углов по образцу

56

Измерение углов

1

Дают определение элементам угла, биссектрисе,  на чертежах находят острые, прямые и тупые углы, строят углы с помощью транспортира, выполняют сложение и вычитание углов по образцу

57

Измерение углов

1

Строят прямые, лучи, отрезки, углы, находят величины отрезков, углов

58

Треугольники

1

Определяют виды треугольников, находят периметр треугольника, строят треугольники разных видов

59

Виды треугольников

1

Определяют виды треугольников, находят периметр треугольника, строят треугольники разных видов, измеряют углы и находят сумму углов треугольника

60

Четырехугольник

1

Находят и строят равные четырехугольники, периметр четырехугольника

61

Прямоугольник Квадрат

1

Строят прямоугольники, квадраты находят периметр, площадь по формулам

62

Площадь прямоугольника

1

Определяют площадь прямоугольника и квадрата

63

Единицы измерения площади

1

Определяют площадь прямоугольника и квадрата, находят сумму именованных величин

64

Прямоугольный параллелепипед

1

Определяют у прямоугольного параллелепипеда грани, ребра, вершины, находят площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда и куба

65

Прямоугольный параллелепипед

1

Определяют у прямоугольного параллелепипеда грани, ребра, вершины, находят площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда и куба

66

Прямоугольный параллелепипед

1

Различают и строят треугольники, четырехугольники, находят их элементы, площади

67

Объем прямоугольного параллелепипеда

1

Формулируют определение куба, параллелепипеда, правило нахождения объема и площади

68

Объем прямоугольного параллелепипеда

1

Работают с формулой объема, находят измерения параллелепипеда, куба; решают текстовые задачи

69

Единицы массы

1

Устанавливают взаимосвязь между единицами массы; выполняют сложение и вычитание именованных чисел

70

Единицы времени

1

Устанавливают взаимосвязь между единицами времени; выполняют сложение и вычитание именованных чисел

71

Задачи на движение

1

Формулируют понятие скорости удаления, грамотно оформляют решение

72

Задачи на движение

1

Формулируют понятие скорости сближения, грамотно оформляют решение

73

 Задачи на движе-ние

1

Находят скорость движения по течению и против течения реки; грамотно оформляют решение задачи

74

Решение задач на движение

1

Находят скорость сближения и скорость удаления, среднюю скорость, грамотно оформляют решение

75

Подготовка к контрольной работе

1

Решают текстовые задачи на движение, устанавливают взаимосвязь между единицами измерения; находят площадь и объем фигур, устанавливают порядок действий; выполняют арифметические действия над именованными величинами

76

Контрольная работа  №3 «Измерение величин»

1

Решают текстовые задачи на движение, устанавливают взаи-мосвязь между единицами изме-рения; находят площадь и объем фигур, устанавливают порядок действий; выполняют арифмети-ческие действия над именованными величинами

Делимость натуральных чисел (20 часов)

77

Свойства

делимости

1

Формулируют свойство делимости, записывают числа в виде произведения двух и более множителей, определяют верность утверждения

78

Свойства

делимости

1

Записывают числа в виде произведения нескольких множителей, определяют верность утверждения, объясняют причины делимости на число, вычисляют по образцу

79

Признаки делимости на 2 и 5; 25

1

Формулируют признаки делимости на 10, 2, 5 и 25, определяют делимость чисел, не выполняя вычислений

80

Признаки делимости на 2 и 5; 25

1

Формулируют признаки делимости на 10, 2, 5 и 25, определяют делимость чисел, не выполняя вычислений

81

Признаки делимости на 3 и 9, на 4

1

Формулируют признаки делимости на 3, 4 и 9, определяют делимость чисел, не выполняя вычислений

82

Простые и

составные числа

1

Дают определение простым и составным числам, используя признаки делимости и таблицу простых чисел

83

Разложение

 числа на простые множители

1

Дают определение простым и составным числам, используя признаки делимости и таблицу простых чисел; определяют простым или составным является число

84

Разложение

 числа на простые множители

1

Дают определение простым и составным числам, используя признаки делимости и таблицу простых чисел; определяют простым или составным является число

85

Делители

 натурального числа

1

Формулируют правило разложения числа на простые множители, раскладываю число, находят все делители

86

Делители

натурального числа

1

Формулируют правило разложения числа на простые множители, раскладываю число, находят все делители

87

Делители

натурального числа

1

Формулируют правило разложения числа на простые множители, раскладываю число, находят все делители

88

Наибольший

общий делитель

1

Формулируют определение взаимно простых чисел, приводят примеры взаимно простых чисел, находят наименьший общий делитель двух чисел

89

Наибольший

 общий делитель

1

Формулируют определение взаимно простых чисел, приводят примеры взаимно простых чисел, находят наименьший общий делитель двух чисел

90

НОД двух и более чисел

1

Формулируют определение взаимно простых чисел, приводят примеры взаимно простых чисел, находят наименьший общий делитель двух и более чисел

91

Наименьшее

общее кратное

1

Раскладывают числа на простые множители, находят наименьшее общее кратное двух чисел

92

Наименьшее

общее кратное

1

Раскладывают числа на простые множители, находят наименьшее общее кратное двух чисел

93

НОК двух и более чисел

1

Раскладывают числа на простые множители, находят наименьшее общее кратное двух и более чисел, наибольший общий делитель

94

НОК двух и более чисел

1

Формулируют признаки делимости, определяют делимость чисел не выполняя вычислений, определяют делимость выражения, раскладывают два и более числа на простые множители, дают определение простых и составных чисел, находят НОД и НОК, наименьший общий знаменатель двух дробей

95

Подготовка к контрольной работе

1

Общие делители, НОД, общие кратные, НОК, простые и составные числа, взаимно простые числа, дробь, общий знаменатель, признаки делимости

96

. Контрольная работа  №4 «Делимость чисел»

1

Общие делители, НОД, общие кратные, НОК, простые и составные числа, взаимно простые числа, дробь, общий знаменатель, признаки делимости

Обыкновенные дроби (63 часа)

97

Понятие дроби

1

Устанавливают взаимосвязь целого и частей в именованных числах, закрашивают заданную часть фигуры

98

Понятие дроби

1

Делят единичный отрезок на необходимое количество частей, решают текстовые задачи

99

Равенство дробей

1

Формулируют основное свойство дроби, приводят примеры, проверяют справедливость равенства

100

Равенство дробей

1

Формулируют основное свойство дроби, приводят примеры, проверяют справедливость равенства

101

Основное свойство дроби

1

Формулируют основное свойство дроби, сокращают дроби по образцу, заменяют переменную числом, чтобы равенство стало верным

102

Основное свойство дроби

1

Сокращают дроби по образцу, заменяют переменную числом, чтобы равенство стало верным, определяют сократимость дробей

103

Задачи на дроби

1

Находят часть числа и число по его дроби, грамотно оформляют решение задачи

104

Задачи на дроби

1

Находят часть числа и число по его дроби, грамотно оформляют решение задачи

105

Нахождение числа по его дроби

1

Находят часть числа и число по его дроби, грамотно оформляют решение задачи

106

 Нахождение числа по его дроби

1

Находят часть числа и число по его дроби, грамотно оформляют решение задачи

107

Приведение дробей к общему знаменателю

1

Заменяют дроби равными им дробями с заданными числителями или знаменателями

108

Приведение дробей к общему знаменателю

1

Заменяют дроби равными им дробями с заданными числителями или знаменателями, приводят дроби к общему знаменателю

109

Приведение дробей к общему знаменателю

1

Заменяют дроби равными им дробями с заданными числителями или знаменателями, приводят дроби к общему знаменателю, определяют равенство дробей

110

Сравнение дробей

1

Формулируют правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями, сравнивают в общем виде с единицей правильную и неправильную дробь

111

Сравнение дробей

1

Формулируют правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями, сравнивают правильную и неправильную дробь, сравнивают дроби и записывают результат с помощью знаков

112

Сравнение дробей

1

Сравнивают в общем виде с единицей правильную и неправильную дробь, сравнивают дроби и записывают результат с помощью знаков

113

Сравнение дробей

1

Устанавливают взаимосвязь целого и частей в именованных числах, находят часть от числа и число по его части, грамотно оформляют решение задачи, приводят дроби к общему знаменателю, сравнивают дроби и записывают результат с помощью знаков

114

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями

1

Формулируют правило сложения дробей с одинаковыми и разными  знаменателями, выполняют сложение именованных чисел, представляют дробь в виде суммы двух других дробей, решают текстовые задачи

115

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями

1

Формулируют правило сложения дробей с одинаковыми и разными  знаменателями, выполняют сложение именованных чисел, представляют дробь в виде суммы двух других дробей, решают текстовые задачи

116

Сложение дробей с разными знаменателями

1

Формулируют правило сложения дробей с одинаковыми и разными  знаменателями, выполняют сложение именованных чисел

117

Сложение дробей с разными знаменателями

1

Формулируют правило сложения дробей с одинаковыми и разными  знаменателями, выполняют сложение именованных чисел

118

Сложение дробей

1

Формулируют правило сложения дробей с одинаковыми и разными  знаменателями, выполняют сложение именованных чисел, представляют дробь в виде суммы двух других дробей, решают текстовые задачи

119

Законы сложения

1

Формулируют переместительный и сочетательный законы сложения, находят значение выражения рациональным способом, используя законы сложения

120

Законы сложения

1

Применяют законы сложения к решению задач, упрощению выражений, решению уравнений относительно дроби

121

Вычитание

дробей

1

Формулируют правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, выполняют вычитание дробей

122

Вычитание

дробей

1

Формулируют правило вычитания дробей с разными знаменателями, выполняют вычитание дробей, находят общий знаменатель, дополнительные множители к дробям

123

Вычитание

дробей

1

Выполняют вычитание дробей, решают текстовые задачи

124

Вычитание

дробей

1

Формулируют правило вычитания дробей с одинаковыми и разными знаменателями, упрощают выражения, решают уравнения

125

Подготовка к контрольной работе

1

Формулируют правило вычита-ния дробей с оди-наковыми и раз-ными знаменате-лями, упрощают выражения, ре-шают уравнения

126

Контрольная работа по теме №5 «Обыкновенные дроби»

1

Формулируют правило вычита-ния дробей с оди-наковыми и раз-ными знаменате-лями, упрощают выражения, ре-шают уравнения

127

Анализ контрольной работы. Умножение дроби на натуральное число

1

Формулируют правило умножения дроби на число, приводят примеры, умножают дробь на число

128

Умножение дроби на натуральное число

1

Формулируют правило умножения дроби на число, приводят примеры, умножают дробь на число

129

Умножение

дробей

1

Формулируют правило умножения дробей, приводят примеры, умножают дроби

130

Умножение

дробей

1

Записывают числитель и знаменатель дроби в виде произведения натуральных чисел с последующим сокращением, записывают сумму в виде произведения и наоборот, решают уравнения, текстовые задачи

131

Умножение

дробей

1

Записывают числитель и знаменатель дроби в виде произведения натуральных чисел с последующим сокращением, записывают сумму в виде произведения и наоборот, решают уравнения, текстовые задачи

132

Законы умножения

1

Формулируют переместительный и сочетательный закон умножения, умножают дроби относительно этих

 законов

133

Закон умножения

1

Формулируют распределительный закон относительно сложения и вычитания, находят значение выражения, используя закон умножения

134

Деление дробей

1

Формулируют правило деления дробей, находят значение частного и проверяют ответ умножением

135

Деление дробей

1

Формулируют правило деления дробей, находят значение частного

136

Деление дробей

1

Находят значение частного, решают текстовые задачи

137

Нахождение части целого и целого по его части

1

Находят часть целого и целое по его части, грамотно оформляют решение задачи

138

Нахождение части целого и целого по его части

1

Находят часть целого и целое по его части, грамотно оформляют решение задачи

139

Нахождение части целого и целого по его части

1

Выполняют все действия над дробями, находят значение выражения удобным способом, используя законы умножения, находят часть от целого и целое по его части

140

Подготовка контрольной работе.

1

Выполняют все действия над дробями, находят значение выражения удобным способом, используя законы умножения, находят часть от целого и целое по его части

141

Контрольная работа по теме №6 «Обыкновенные дроби»

1

Выполняют все действия над дробями, находят значение выражения удобным способом, используя законы умножения, находят часть от целого и целое по его части

142

Анализ контрольной работы. Задачи на совместную работу

1

Определяют, какая величина принята за объем работы, а какая за единицу работы, выполняют деление на  число, грамотно оформляют решение задачи

143

Задачи на совместную работу

1

Определяют, какая величина принята за объем работы, а какая за единицу работы, выполняют деление на  число, грамотно оформляют решение задачи

144

Задачи  на совместную  работу

1

Определяют, какая величина принята за объем работы, а какая за единицу работы, выполняют деление на  число, грамотно оформляют решение задачи

145

Понятие смешанной дроби

1

Приводят примеры смешанных дробей, переводят смешанную дробь в неправильную и наоборот, записывают натуральные числа в виде дроби с заданным знаменателем

146

Понятие смешанной дроби

1

Приводят примеры смешанных дробей, переводят смешанную дробь в неправильную и наоборот, записывают натуральные числа в виде дроби с заданным знаменателем

147

Сложение смешанных дробей

1

Формулируют правило сложения смешанных дробей и приводят примеры, записывают неправильную дробь в виде смешанной дроби

148

Сложение смешанных дробей

1

Формулируют правило сложения смешанных дробей и приводят примеры, записывают неправильную дробь в виде смешанной дроби

149

Вычитание смешанных дробей с одинаковыми знаменателями

1

Выполняют вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, вычитают дробь из натурального числа и натуральное число из смешанной дроби

150

Вычитание смешанных чисел с разными знаменателями

1

Выполняют вычитание дробей с разными знаменателями, вычитают дробь из натурального числа и наоборот

151

Вычитание смешанных чисел с разными знаменателями

1

Выполняют вычитание дробей с разными знаменателями, вычитают дробь из натурального числа и наоборот

152

Умножение смешанных дробей

1

Формулируют правило умножения смешанных дробей, переводят смешанную дробь в неправильную

153

Умножение смешанных дробей

1

Формулируют правило умножения смешанных дробей, переводят смешанную дробь в неправильную, находят значение выражения, решают уравнения, задачи

154

Деление смешанных дробей

1

Формулируют правило деления смешанных дробей, находят значение выражения

155

Деление смешанных дробей

1

Формулируют правило деления смешанных дробей, находят значение выражения

156

Подготовка к контрольной работе

1

Выполняют действия над дробями, над смешанными числами, переводят смешанное число в неправильную дробь и наоборот, сравнивают дроби, сокращают, решают уравнения и текстовые задачи; исправляют ошибки, контролируют действия партнера

157

Контрольная работа  №7 «Обыкновенные  дроби»

1

Выполняют действия над дробями, над смешанными числами, переводят смешанное число в неправильную дробь и наоборот, сравнивают дроби, сокращают, решают уравнения и текстовые задачи; исправляют ошибки, контролируют действия партнера

158

Занимательные задачи

1

Решают тестовые задания по данной теме, логические задачи и задачи повышенной сложности

159

Занимательные задачи

1

Решают тестовые задания по данной теме, логические задачи и задачи повышенной сложности

Повторение (11 часов)

160

Площади фигур

1

Решают текстовые задачи на вычисление площади геометрических фигур, находят их недостающие элементы, вычисляют объем прямоугольного параллелепипеда и его площадь, площади граней

161

Десятичная система записи натурального числа

1

Определяют разряд числа, записывают и читают многозначные числа; записывают числа в виде разрядных слагаемых; составляют многозначные числа, используя необходимые цифры

 162

Решение текстовых задач

1

Решают задачи на нахождение суммы или разности; грамотно оформляют решение задачи

163

Степень с натуральным показателем

1

Заменяют умножение одинаковых чисел степенью, вычисляют степень, составляют таблицу квадратов и кубов чисел от 0 до 10 и других двузначных чисел

 164

 

Задачи на части

Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности

1

Находят части некоторой величины или величину, зная её часть; грамотно оформляют решение

Грамотно оформляют работу над задачей, решают текстовые задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности

 165

Задачи на движение

1

Формулируют понятие скорости удаления, грамотно оформляют решение

166

Признаки делимости  

1

Формулируют признаки делимости пределяют делимость чисел, не выполняя вычислений

167

НОД и НОК двух и более чисел

1

Формулируют признаки делимости, определяют делимость чисел не выполняя вычислений, определяют делимость выражения, раскладывают два и более числа на простые множители, дают определение простых и составных чисел, находят НОД и НОК, наименьший общий знаменатель двух дробей

168

Действия с обыкновенными дробями

Задачи на дроби

1

Формулируют правила сложения, вычитания, умножения, деления  

Находят часть числа и число по его дроби, грамотно оформляют решение задачи

169

Подготовка к контрольной работе

1

Формулируют правила сложения, вычитания, умножения, деления  

170

Итоговая контрольная работа №8

1

Формулируют правила сложения, вычитания, умножения, деления  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...