Современные педагогические технологии, их роль в реализации ФГОС по математике
статья по математике на тему

Митяева  Ирина  Васильевна

Использование  современных  образовательных  технологий  можно  рассматривать как  ключевое  условие  повышения  качества  образования, снижения нагрузки  учащихся,  более  эффективного  использования  урочного  времени...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья для публикации19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии, их роль в реализации ФГОС по математике

Современный урок- это такая форма организации труда учителя и учащихся, при которой основная часть времени отводится активной(практической, мыслительной) деятельности учащихся. Роль учителя в этом процессе заключается в умении направить эту деятельность в нужное русло, развить интерес к самостоятельному приобретению знаний.

Каждый урок начинается с определения его целей и задач, затем подбираются средства и способы для их достижения. Мастерство учителя заключается в умении владеть методикой обучения, умении применять новые технологии.

В настоящее время наиболее эффективными являются технологии личностно-ориентированного обучения. К их числу относятся технология развивающего, проблемного, разноуровневого обучения, коллективную и групповую систему обучения, проектные методы, информационные технологии.

Использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

Чаще всего используется прием деления учащихся на группы с разным уровнем усвоения материала : с низким, средним и высоким уровнем усвоения. В первой подгруппе дается задание базового уровня сложности, в средней подгруппе дается задание того же базового уровня, но с добавлением творческого задания, требующего от учащихся логического мышления, умения рассуждать при выборе ответа. В подгруппе с высоким уровнем усвоения даются задания как базового уровня, так и заданий повышенной сложности, что позволяет готовить таких учащихся к сдаче профильной аттестации.

Также часто применяется технология взаимообучения, когда класс делится на группы по 4 человека и каждому участнику группы дается часть общего задания, например свойства равнобедренного треугольника можно разделить на части: определение равнобедренного треугольника ,свойство углов равнобедренного треугольника, свойство высоты треугольника, свойство медианы треугольника. После изучения своей части работы, учащийся рассказывает ее трем остальным ученикам по очереди, причем каждый раз менять логику изложения, стиль, а затем выслушивает их части работы. В результате каждый участник группы усваивает четыре порции материала. Такая технология интересна еще тем, что ученики слышат друг друга, учатся дискутировать, доказывать свою точку зрения. Роль учителя заключается в анализе взаимодействия участников групп и направлении их деятельности.

Технологии проблемного обучения также широко применяется при обучении математике.

Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует ее и решает. К таким проблемам можно, например, отнести самостоятельное выведение математической формулы, способа доказательства геометрической теоремы и т.д. Проблемное обучение включает такие этапы:

  • осознание общей проблемной ситуации;
  • ее анализ, формулировку конкретной проблемы;
  • решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную проверку их);
  • проверку правильности решения.

Не всякий вопрос, на который ученик не знает ответа, создает подлинную проблемную ситуацию. Не является проблемой для ученика задача (например, вычислить площадь треугольника, если он знает, как это делать).

При этом надо соблюдать правила создания проблемных ситуаций.

1. Перед учащимися ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладения новыми умениями.

2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.

3. Проблемное задание дается до объяснения нового материала.

4. Такими заданиями могут быть: формулировка вопроса, практические действия.

Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

В проблемном обучении главным является исследовательский метод — такая организация учебной работы, при которой учащиеся знакомятся с научными методиками добывания знаний, осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и открывать новую для себя зависимость или закономерность. Так при изучении вопроса « Площадь треугольника» можно дать возможность учащимся вычислить площадь через площади других плоских тел: прямоугольника, трапеции, параллелограмма.

В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.

Результат урока зависит от умения учителя учесть все его составляющие: подготовленность класса, уровень восприятия и индивидуальные особенности каждого ученика. Необходимо добиваться того, чтобы каждый ученик почувствовал уверенность в своих знаниях. Даже маленькая «победа» способна возбудить интерес к изучению предмета. Для этого задания надо подбирать так, чтобы они были посильны для каждого ученика, чтобы базисный уровень предмета был достигнут каждым учащимся, чтобы у ребенка присутствовал эффект «успеха», рождающий любопытство и интерес к изучению предмета.

В подготовке к уроку важную роль играют информационно-коммуникативные технологии. Возможность использования презентаций, аудио и видеофайлов, интерактивной доски облегчает, делает разнообразнее, объемнее материал урока. Задания с проявляющимися элементами построений, выбором ответов мотивируют работу учеников, экономят время урока. Самостоятельное создание презентаций позволяет проявить творческие способности ребенка, развивает интерес к изучению предмета.

Главное чему следует учить детей в настоящих условиях- это правильный самостоятельный выбор нужной информации, умение верно ее использовать для решения учебной задачи. Поэтому в задач учителя входит конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке, продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников, предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.

Проектная деятельность на уроке- еще один способ мотивации учащихся, при котором он может проявить свой потенциал, творчество, смекалку. Проект предполагает самостоятельную постановку задачи, выбор средств для ее решения, решение и анализ деятельности. Такой процесс позволяет учащимся глубже познать суть вопроса, учебной задачи, запомнить выводы и заключения, учиться на собственных ошибках и приобретать опыт самостоятельной деятельности.

При обучении в современных условиях качество и объем выполненной учеником работы должн оцениваться с точки зрения субъективных возможностей ученика.

В заключении стоит сказать, что урок представляет собой целостный процесс взаимодействия, взаимодоверия, взаимопонимания между учителем и учеником. Поэтому всегда будет требовать от учителя большой ответственности, повышения уровня мастерства и компетентности.

Список литературы:

Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема педагогического проекта: «Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики»

Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математичес...

Педагогический проект "Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики"

Проект описывает систему работы учителя математики по повышению положительной мотивации к преедмету. В проекте описаны используемые технологии, результаты педпроекта....

IX Региональная научно-методическая конференция «Школьное математическое образование: концептуальные подходы и стратегические пути развития» Секция: «Современные педагогические технологии, их роль в реализации концепции ФГОС ООО»

Федеральный государственный образовательный стандарт ФГОС ООО четко обозначил требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Молодому человеку, вступающему в самостоятел...

Современные педагогические технологии, наиболее эффективные для реализации требований ФГОС основного общего образования

Одним из принципиальных вопросов реализации  ФГОС НОО является предъявление требований  Стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной прог...

Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики

Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики...

Выступление по теме "Современные педагогические технологии - залог успешного развития ученика на уроке математики”

Выступление по теме "Современные педагогические технологии - залог успешного развития ученика на уроке  математики” для использования в методических советах...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...