Конспект урока Сложение и вычитание смешанных чисел 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс) по теме
Конспект урока Сложение и вычитание смешанных чисел 5 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Сложение и вычитание смешанных чисел» в 5 классе.
Предмет: математика
Учитель: Мурзалиева Т.А.
Школа: МБОУ «Борская СОШ»
Класс: 5
Тип урока: усвоение новых знаний.
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные.
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа.
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию.
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование:
- презентация, компьютер, экран, мультимедийный проектор;
- таблица «Алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел»;
- карточки с примерами для работы в парах;
- фигуры для составления моделей примеров; сигнальные карты;
- рабочий лист;
- рабочие тетради /к учебнику Н.Я.Виленкина и др. «Математика». 5 класс»/, авт. Т.М.Ерина.
Ресурсы:
- основные: УМК: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 30-е изд., исправленное. – М.: Мнемозина, 2012
Дополнительные: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fc5b52ae-7e58-47aa-a3cc-135eee6e57df
Технологическая карта
Тема № урока | Сложение и вычитание смешанных чисел. №97 |
Цель | Сформировать умение складывать и вычитать смешанные числа, основываясь на свойствах сложения и вычитания. |
Задачи |
2. Развивающие: развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; 3. Воспитательные: слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения. |
Формируемые УУД | Личностные: независимость и критичность мышления; воля и настойчивость в достижении цели. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно. Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить логически обоснованное рассуждение; использовать доказательную математическую речь. Коммуникативные: самостоятельно организовывать работу в паре; отстаивать свою точку зрения; приводить аргументы, подтверждая их фактами. |
Основные понятия | Смешанные числа, свойства сложения и вычитания. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
« Без знания дробей никто не может признаваться знающим математику!» Цицерон. | Предметные | УУД | |||
I. Организационный момент Цель. Настроить учащихся на плодотворную работу | Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. | Подготовка к работе, настрой на доброжелательное сотрудничество Включаются в деловой ритм урока | Прозвенел уже звонок, /слайд 2/ Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Дневник, учебник и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку пять! | Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу. Прогнозирование своей деятельности; Умение выделять нравственный аспект поведения. | |
II. Актуализация знаний Цель. Актуализация опорных знаний и способов действий Повторение изученного материала, необходимого для «изучения нового знания» | Проводит параллель с раннее изученным материалом. | Дети предлагают свои задания. Например: сложить или вычесть эти дроби. – Найдите сумму (разность) этих дробей. Дети проговаривают вслух. Выявляют закономерность, составляют примеры. | Сравните дроби /Слайд 3/ ; ; ; ; . – Сформулируйте правила сравнения дробей. – Какое еще можно выполнить задание с этими дробями? Проговорите алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. 2. Математический диктант. /Слайд 4, 5/ Выполните действия и запишите только ответы: == =1
=1 == /Слайд 8/ – Прочитайте ответы примеров (если дети допускают ошибки, то требуется проговорить алгоритм). | Уметь сравнивать дроби. Знать алгоритм сложения и вычитания дробей Чтение дробных чисел. | Регулятивные: Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата Анализ материала для выявления общих признаков |
III. Постановка цели и задачи урока | Задает вопросы, приводящие к формулировке новой темы урока открывает слайд запись темы урока | Дети отвечают на вопросы, формулируют тему урока | - Какое значение вы получили в последних двух примерах? (При решении этих примеров дети испытывают затруднения.) – Почему у вас возникли затруднения? (Не умеем складывать смешанные числа.) – Какова же тема нашего урока? /Слайд 6/ Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел. /Слайд 6/ Цели урока: /слайд 7/ Сегодня на уроке я хочу Узнать правила сложения и вычитания смешанных чисел Научиться складывать и вычитать смешанные числа | ||
IV.Открытие нового знания | Проводит параллель с раннее изученным материалом | Дети выдвигают свои гипотезы: «Надо найти сумму целых частей, а потом дробных частей». Ученики выкладывают модели при меров с помощью фигур на партах. Предположения детей: «Надо вы честь отдельно их целые и дробные части». Выкладывается модель примера с помощью фигур. Выдвигают гипотезы. | – Как найти сумму смешанных чисел? - Какие есть идеи? - У кого еще есть предложения? – Давайте проверим вашу гипотезу. учитель демонстрирует на магнитной доске:
(так как 3 + 2 = 5, ) А теперь давайте вспомним, как мы рассуждали и вырабатываем алгоритм сложения смешанных чисел. На экране открывается алгоритм: 1 Сложить целые части. 2. Сложить дробные части. /Слайд 9/ – Ребята, а как мы будем вычитать смешанные числа? Давайте проверим. Выкладывается модель примера с помощью фигур: (прямоугольники их части)
(так как 3 – 2 = 1, ) – Какой алгоритм вычитания смешанных чисел вы предлагаете? На доске открывается алгоритм: 1. Вычесть целые части. 2. Вычесть дробные части. /Слайд 9/ – Проверим свой вывод по учебнику. (Работа с правилом на стр. 32.) | Знать свойства сложения (переместительное и сочетательное свойства) | Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Анализ материала для выявления общих признаков Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других. |
V. Первичное усвоение новых знаний Цель. Формирование теоретических знаний | Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний | Работают со справочным материалом, текстом учебника, анализируют полученные результаты и делают вывод. | Исследование /Слайд 10/ На парты каждой группы раздается задание и справочный материал. Для решения задания нужно выбрать соответствующее правило. Задание 1. Выполнить сложение Задание 2. Выполнить сложение
Задание 3. Выполнить вычитание
Задание 4. Выполнить вычитание Справка
2. К целой части прибавить целую часть.
3. Из целой части вычесть целую часть.
4. Если дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого.
стр. 174. Самостоятельное чтение правил сложения и вычитания смешанных чисел Совпадает наш вывод с правилом в учебнике? Действительно, учебник подтвердил правильность ваших предположений. | Свойства сложения и вычитания смешанных чисел | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке Уметь выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других |
VI. Первичная проверка понимания Цель. Формирование системы знаний по теме | Координирует деятельность учащихся | Решают примеры |
а) б) в) г) д) е)
длина белой ленты. | формирование навыков сложения и вычитания смешанных чисел | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания |
VI. Физкультминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. | Важно научить ребят заботиться о сохранении зрения, правильной осанке, снятии напряжения с «позных» мышц.
| ||
VII. Первичное закрепление новых знаний Цель: Выявление пробелов в знаниях учащихся. | Контролирует работу с рабочими тетрадями | Самостоятельно решают примеры. | Рабочая тетрадь П.28, Стр. 91. № 1, 2 / Слайд12 Карточка № 1
* Карточка № 2
* Задания по вариантам: 1й вариант – записать ответы выписанных примеров в порядке возрастания; 2й вариант – записать ответы примеров в порядке убывания. ___________________________________ /дополнительно Рабочая тетрадь, стр.93 - 94, п.29, № 3, 5./ | Уметь использовать правила сложения и вычитания смешанных чисел. | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других Уметь выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения |
VIII. Информация о д/з | Задает д/з, объясняет его выполнение | Записывают в дневник домашнее задание. | № 1136, 1137, стр.178. | ||
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель. -зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности. | Отвечают на вопросы, рассказывают, что узнали. Осуществляют самооценку. | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные:
«5» - 4 «4» - 9 «3» - 6 |
М5 Рабочий лист
Фамилия ______________________________ Имя ___________________________
- Математический диктант.
Выполните действия и запишите только ответы:
2. Задание 1. Выполните сложение
Задание 2. Выполните сложение
Задание 3. Выполните вычитание
Задание 4. Выполните вычитание
3.стр. 174. Самостоятельное чтение правил сложения и вычитания смешанных чисел
- Учебник, стр. 175, Задание№1117(а-е), .Решение задач №1115, №1116
№1117(а-е)
__а)_____________________________________г)_______________________________________
__б)____________________________________ д)_______________________________________
__в)_____________________________________е)_______________________________________
№ 1115_____________________________________________________________
______________________________________________________________№_1116_______________________________________________
______________________________________________________
5. Рабочая тетрадь П.28, Стр. 91. № 1, 2
6. Карточка N 1 Задания по вариантам:
*
1й вариант
– записать ответы выписанных примеров в порядке возрастания.
________________________________________________________________________________
Карточка N 2
*
2й вариант
– записать ответы примеров в порядке убывания.
___________________________________________________________________________________
/Дополнительно: рабочая тетрадь, стр.93-94, п.29, № 3,5/
______________________________________________________________
7. Дома: п.29, № 1136, 1137, стр.178.
Справка 1.
- К целой части прибавить целую часть.
- К полученной целой части прибавить дробную часть.
- Сформулировать правило сложения смешанного числа с натуральным числом.
Справка 2.
- К целой части прибавить целую часть.
- К дробной части прибавить дробную часть
- К полученной целой части прибавить полученную дробную часть.
- Сформулировать правило сложения смешанных чисел
Справка 3.
- Из целой части вычесть целую часть.
- Из дробной части вычесть дробную часть
- К оставшейся целой части прибавить оставшуюся дробную часть.
- Сформулировать правило вычитания
Справка 4.
- Если дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого.
- Занимаем у целой части уменьшаемого единицу и представляем ее в виде неправильной дроби.
- Полученную дробь складываем с дробной частью уменьшаемого.
- Вычитаем отдельно целые части и дробные части.
- К оставшейся целой части прибавляем оставшуюся дробную часть
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Без знания дробей никто не может признаваться знающим математику!» Цицерон .
Прозвенел уже звонок, Начинается урок! Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Дневник, учебник и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку пять !
и 1 1 и и и и = > < Сравните дроби
. Математический диктант.
=1 =1
Тема урока: «Сложение и вычитание смешанных чисел»
Цели урока: Сегодня на уроке я хочу правила сложения и вычитания смешанных чисел. применять правила при сложении и вычитании смешанных чисел. УЗНАТЬ: научиться:
= =
1. Сложить целые части. 1. Вычесть целые части. 2. Сложить дробные части. 2. Вычесть дробные части. К оставшейся целой части прибавить оставшуюся дробную часть. 3 .
Исследование. Задание 1 . Выполнить сложение Задание 2 . Выполнить сложение Задание 3 . Выполнить сложение Задание 4 . Выполнить сложение =
Учебник, стр.175, №1117. Задача №1115, Задача №1116. а) б ) в ) г ) д ) е ) длина белой ленты
Рабочая тетрадь, п.28, стр.91, №1, 2. 1 вариант. Карточка №1. 1 вариант. Карточка №2.
Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться!
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Сложение и вычитание смешанных чисел".
В работе используются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) на уроке математики в 6 классе....
Конспект урока "Сложение и вычитание смешанных чисел" 6 класс
Конспект урока "Сложение и вычитание смешанных чисел". 6 класс, второй урок по теме...
конспект урока "Сложение и вычитание смешанных чисел"
Без знания дробей никто не можетпризнаваться знающим математику./Цицерон/...
Конспект урока «Сложение и вычитание смешанных чисел»
«Сложение и вычитание смешанных чисел».Цели урока: 1) Образовательная – предполагает формирование у учащегося новых знаний (понятий) и способов действия:научить учащегося сложению и вычитанию смешанны...
Конспект урока " Сложение и вычитание смешанных чисел"
Совершенствовать умения выполнять сложение и вычитание смешанных чисел:- сложение смешанных чисел, если в дробной части получается неправиль...
Конспект урока " Сложение и вычитание смешанных чисел". 5 класс. Урок изучения нового материала. автор учебника Н.И. Виленкин, В.И. Жохов и др
Цель урока способствовать развитию умению узнавать. сравнивать смешанные числа; совершенствовать основные поняти по данной теме. Развивать умение анализирова и обощать изучаемый материал....
Конспект урока "Сложение и вычитание смешанных чисел. Решение задач". Математика, 5 класс.
Систематизация уровня знаний и сформированности умений и навыков по решению задач и примеров со смешанными числами....