Конспект урока " Сложение и вычитание смешанных чисел"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Совершенствовать умения выполнять сложение и вычитание смешанных чисел:

-          сложение смешанных чисел, если в дробной части  получается неправильная дробь;

-                      вычитание смешанного числа из натурального;

-          вычитание смешанных чисел, если дробная часть   уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_5_kl_slozhenie_i_vychitanie_smeshannyh_chisel.doc517 КБ

Предварительный просмотр:

«Сложение и вычитание смешанных чисел»

  1. Сафронова Алевтина Владимировна – учитель математики МБОУ «Средняя школа № 5» ЕМР РТ
  2. Математика
  3. 5 класс
  4. Второй урок в теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»
  5. Учебник Математика. 5класс/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд  
  6. Цель урока:

  Совершенствовать умения выполнять сложение и вычитание смешанных чисел:

  •  сложение смешанных чисел, если в дробной части  получается неправильная дробь;
  •  вычитание смешанного числа из натурального;
  •  вычитание смешанных чисел, если дробная часть   уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого.
  1. Учебные задачи, направленные на достижение:

Личностного развития:

  • продолжать развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
  • развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических  задач

Метапредметного развития:

  • расширять кругозор, прививать умение  совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда); развивать способность видеть математическую задачу в окружающей жизни, в других дисциплинах

Предметного развития:

  • формировать  умение грамотно читать смешанные числа,
  • формировать умение применять изученные правила сложения и вычитания смешанных чисел при решении задач.
  1. Тип урока: урок закрепления изученного материала
  2. Формы работы учащихся:
  • индивидуальная;
  • фронтальная;
  • работа в парах;
  • тестовый контроль.
  1. Необходимое оборудование:
  • Проектор и экран.
  • Презентация “Сложение и вычитание смешанных чисел”.
  • Индивидуальный лист с тестом  каждому учащемуся.
  • Карточки с заданиями.

Структура урока:  1. Организационный момент. 1мин

                            2. Сообщение темы урока, постановка целей урока. 2 мин

                             3. Актуализация ЗУН  5 мин

  1. Тренировочные задания.   15 мин
  2. Самостоятельная работа. 5 мин
  3. Рефлексия (самооценка)  2 мин
  4. Итоги урока. Домашнее задание.

Ход урока.

Организационный момент. Формулирование темы и цели урока.

Здравствуйте. (представление) Я  рада встрече с вами. Надеюсь, что сегодня мы узнаем с вами много нового. Начинаем наш урок. 

Раскрытие общей цели урока.

 Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Сложение и вычитание смешанных чисел»; наша задача – научиться правильно и быстро складывать и вычитать  смешанные числа, применяя изученные вами правила сложения и вычитания смешанных чисел.

Актуализация знаний.

Изучая смешанные числа, вы уже многое про них узнали.  Какие действия вы научились с ними выполнять ?

( выделять целую часть, представлять смешанное число в виде неправильной дроби)

Устный счет:

1) выделить целую часть из дробей:

 2)Выделите целую часть из дробной части числа:

           

3) Представить смешанное число в виде неправильной дроби:  

4) Представить натуральное число 1  в виде неправильной дроби со знаменателем

5; 12; 34

5) Представьте в виде неправильной дроби дробную часть чисел, взяв единицу из целой части:

             

6)  Вычислить   2 2/9 + 3 5/9

Какое правило необходимо применить для решения этого примера?

( формулируют правило сложения смешанных чисел)

   Вычислить    2 4/9 + 3 5/9   (изменить одно число в примере)

Как изменился ответ? (дробная часть –неправильная дробь, равная 1). Как поступить в этом случае? (прибавить 1 к имеющейся целой части)

Вычислить      2 6/9 + 3 5/9      (изменить одно число в примере)

Как изменился ответ? (дробная часть –неправильная дробь, большая 1). Как поступить в этом случае? ( выделить целую часть и прибавить её к имеющейся целой части)

7)  Вычислить      

Какое правило необходимо применить для решения этого примера? ( формулируют правило вычитания смешанных чисел)

Вычислить               (изменить одно число в примере)

Как вычесть смешанное число,  если дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого?

Как вычесть дробь из натурального числа?    

Письменная работа (тренировочные упражнения).

В тетрадях записываем число, классная работа.

Тема урока: «Сложение и вычитание смешанных чисел».

Сегодня у нас не совсем обычный урок, а какой именно вы узнаете, разгадав слово, зашифрованное в первом задании.

Под каждое смешанное число надо записать соответствующую ему букву.

Решая пример, прошу сопровождать свой ответ правилом, поскольку сегодня это цель нашего урока. (ученики по одному выходят к доске)

№1 

1) К:  15  7/9 – (7  1/9 + 4  5/9)

2) З:   (2  5/7 + 8  2/7) – 4  7/8

3) С:  (4  2/5 + 3  4/5) – (12 – 8  1/5)

4) А:  12  6/11 – (5  4/11 + 6  9/11 – 2  3/11)

           4  2/5       4  1/9        2  7/11      6  1/8          4  1/9        2  7/11

               С             К              А              З                К               А

Значит, сегодня на уроке мы встретимся  со сказкой. Скажите, а где ещё вы встречались со сказкой? (на литературе, музыке, рисовании)  Назовите героев русских народных сказок.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Иван-царевич и Василиса Премудрая. Но пришла, откуда ни возьмись беда: унес Кощей Бессмертный Василису Премудрую за тридевять земель, в тридесятое царство. Иван-царевич погоревал, поклонился на четыре стороны и пошел, куда глаза глядят – искать Василису Премудрую.

№2

И может он добраться до Кощеева царства по трем дорогам. Длина второй дороги 4  3/5 км, первая дорога на 3  2/5 км длиннее второй, а третья дорога короче первой на 5  1/5 км. Поможем Ивану-царевичу выбрать самую короткую дорогу до Кощеева царства.

Составьте план действий для решения задачи.

Решение.

1) 4  3/5 +  3  2/5 = 7   5/5 = 8 (км) – длина  первой дороги

2) 8 – 5 1/5 = 7 5/5 – 5  1/5 =  2  4/5 (км) – длина третьей дороги

Ответ:  самая короткая дорога третья.

Физкультминутка.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Отдохнем немного, пока Иван-царевич в дороге.

  • Раз - подняться, потянуться.
  • Два - согнуться и присесть.
  • Три - в ладоши три хлопка,
  • Головою три кивка
  • На четыре руки шире,
  • Пять - руками помахать
  • Шесть - за парту тихо сесть.          

С вашей помощью добрался Иван-царевич до Кощеева царства, кинулся на Кощея Бессмертного с мечом, а Кощей смеется: меня меч не сечет и никакая сила не берет.

Смерть моя находится на конце иглы, игла – в яйце, яйцо – в ларце. Чтобы открыть мой ларец надо ключ от него найти, а ключ – меньший из корней двух уравнений.  Вот тебе Иван-царевич моя задача.

Поможем Ивану-царевичу решить эти уравнения и победить Кощея.

№3

Решите уравнения:

1) х + 5 1/11 = 8 3/11(Ответ: 3  2/11 )

 Где находится неизвестное число?

- Как найти слагаемое?

  1. (у – 3  7/13) + 2  5/13 =  8   4/13   (Ответ:  9  6/13)

- Что теперь неизвестное?

- Как найти уменьшаемое?

Меньший корень у первого уравнения.

Как только сказал это Иван-царевич, грянул гром, и Кощей был побежден, а Василиса Премудрая освобождена.

Тут и сказке конец, а кто решал задачи – молодец!

Сегодня на уроке мы закрепили правила сложения и вычитания смешанных чисел. Сейчас каждый проверит сам себя, насколько он понял правила сложения и вычитания смешанных чисел и может их применить.

Проведем конкурс «555»У вас на столах карточки с тестом. Выполните их. Кто закончит, поднимите руку, вы получите коды ответов для самопроверки и оцените себя.

Тест. Выбери правильный ответ

Вариант 1.
Выполните действия:
1) 
http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/113/112119/112119_html_m28027bb6.gif =

2) 
http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/113/112119/112119_html_m66472d40.gif =

3) 
http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/113/112119/112119_html_m3a049cee.gif =

4) 
http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/113/112119/112119_html_m2266d828.gif =

5) 7 - 
http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/113/112119/112119_html_m13d35ee9.gif =

Вариант 2.
Выполните действия:
1) 
http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/113/112119/112119_html_m9c369aa.gif =

2) 
http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/113/112119/112119_html_3020ccb9.gif =

3) 
http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/113/112119/112119_html_10f06713.gif =

4) 
http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/113/112119/112119_html_mc9a710f.gif =

5) 
http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/113/112119/112119_html_3be92743.gif =

ОТВЕТЫ: 1вариант: http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/113/112119/112119_html_m3a895d7.gifhttp://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/113/112119/112119_html_m7a83fcd7.gifhttp://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/113/112119/112119_html_ma791d7f.gifhttp://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/113/112119/112119_html_m4b5ca36d.gifhttp://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/113/112119/112119_html_206c1b2b.gif  2вариант: http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/113/112119/112119_html_114eb080.gifhttp://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/113/112119/112119_html_m53d8b71c.gifhttp://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/113/112119/112119_html_m33512591.gifhttp://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/113/112119/112119_html_m414605c7.gifhttp://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/113/112119/112119_html_3547185c.gif

    (учащиеся проверяют  свои ответы,  отмечают правильно решенные примеры, выставляют оценки, исправляют допущенные ошибки)

Подведение итогов урока, выставление оценок.

-

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Достигли ли мы с вами поставленной нами цели урока?

– Какие знания использовали для достижения цели?

– Всё ли у вас получалось?

– Какое действие сложение или вычитание смешанных чисел вызывает затруднения?

Оцените себя: насколько для вас эффективно прошёл сегодняшний урок?

Домашнее задание.

Придумайте по 2 задачи со сказочными героями на сложение и вычитание смешанных чисел и решите их.

Закончить урок мне хотелось бы словами :

Человек силен не силой, а многими знаниями.

Поэтому старайтесь получать как можно больше знаний.

 Спасибо за урок. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Сложение и вычитание смешанных чисел".

В работе используются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) на уроке математики в 6 классе....

Конспект урока "Сложение и вычитание смешанных чисел" 6 класс

Конспект урока "Сложение и вычитание смешанных чисел". 6 класс, второй урок по теме...

конспект урока "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Без знания дробей никто не можетпризнаваться знающим математику./Цицерон/...

Конспект урока «Сложение и вычитание смешанных чисел»

«Сложение и вычитание смешанных чисел».Цели урока: 1) Образовательная – предполагает формирование у учащегося новых знаний (понятий) и способов действия:научить учащегося сложению и вычитанию смешанны...

Конспект урока Сложение и вычитание смешанных чисел 5 класс

Конспект урока Сложение и вычитание смешанных чисел 5 класс...

Конспект урока "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Конспект урока разработан с учетом дифференцированного обучения. В классе обучаются дети с ОВЗ (ЗПР)...

Конспект урока " Сложение и вычитание смешанных чисел". 5 класс. Урок изучения нового материала. автор учебника Н.И. Виленкин, В.И. Жохов и др

Цель урока способствовать развитию умению узнавать. сравнивать смешанные числа; совершенствовать основные поняти по данной теме.  Развивать умение анализирова и обощать изучаемый материал....