Научная статья "Использование элементов системы укрупнения дидактических единиц при решении задач на движение"
статья по теме
Статья в сборнике материалов VIII международной научно-практической конференции "Исследование различных напрвлений современной науки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_sbornike.docx | 15.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Завгородняя Т.А.,
ГПА (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»,
г. Ялта
Использование элементов системы укрупнения дидактических единиц при решении задач на движение
Технология укрупнения дидактических единиц представляет собой технологию обучения, которая направлена на вырабатывание знаний учащихся с помощью активизации у них подсознательных механизмов переработки информации при помощи взаимосвязи во времени и пространстве функциональных компонентов знания. Теоретические аспекты данного научного течения изложены в работах П.М. Эрдниева. Практическое использование приѐмов укрупнения знаний возможно, как при объяснении нового материала, так при закреплении и повторении пройденного материала.
Понятие укрупнения дидактической единицы предполагает сопредельные конкретные подходы к обучению:
1) совместное, последовательное изучение взаимосвязанных действий, функций, операций, теорем;
2) представление целостности процессов решения и составления задач, неравенств, уравнений;
3) обращение конструкции упражнений;
4) приобретение системности знаний;
5) реализация принципа дополнительности, где понимание достигается в результате переходов от образного к логическому в мышлении и обратно.
Основная идея этой технологии заключается в следующем: знания подаются ученику крупным блоком, во всей системе внутренних и внешних связей. Укрупнѐнная дидактическая единица устанавливается наличием связей — взаимно обратных мыслительных процессов, сочетания взаимно обратных, аналогичных, видоизменѐнных задач. Стержневой элемент технологии УДЕ –это упражнение - триада, составляющие которой рассматриваются на одном занятии, а именно: а) исходная задача; б) ее обращение; в) обобщение. При работе с математической задачей выделяется четыре последовательных этапа: 1) составление задачи; 2) выполнение задачи; 3) проверка ответа задачи; 4) переход к подобной, но более сложной задаче.
Решение задач имеет большое значение для развития мышления учащихся: при решении задач учащиеся знакомятся с зависимостями между входящими в нее величинами, учатся думать, рассуждать, сравнивать, делать выводы. При работе над задачами выгодно пользоваться приемом, когда в серии задач последующая отличается от предыдущей лишь каким-либо элементом. В этом случае переход от одной задачи к другой облегчается, и информация, полученная при решении предыдущей задачи, помогает в поиске решения последующих задач. Например, рассмотрим задачу на движение.
Задача. Расстояние между двумя катерами вначале пути было равно 150 км. Каково будет расстояние между ними через 3 часа, если катера движутся навстречу друг другу? Скорости катеров равны 20 км/ч и 15 км/ч.
Сначала условие задачи записываем по схеме:
150 км; 3 ч.; 20 км/ч; 15 км/ч; ? км
После того, как задача будет решена, составляем обратную задачу, взяв за неизвестное любое из известных в прямой задаче, и так далее.
1-я обратная задача - ? км; 3 ч.; 20 км/ч; 15 км/ч; 100 км.
2-я обратная задача - 150 км; ? ч.; 20 км/ч; 15 км/ч; 100 км.
3-я обратная задача - 150 км; 3 ч.; ? км/ч; 15 км/ч; 100 км.
4-я обратная задача - может не составляться, так как она аналогична с 3-й обратной задачей. Таким образом, по одной данной задаче было составлено 4 обратных задачи, которые необходимо решить. Если в условиях данной задачи заменить встречное движение на движение в одном направлении, то можно составить еще множество задач. В рассмотренном примере прямая и обратная задача объединяются в простую крупную мыслительную единицу.
Это не несколько разных задач, а единое логическое образование, состоящее из общего сюжета и общих числовых данных.
На эффективность успешного овладения умением решать задачи оказывает влияние не само количество решаемых задач, а главным образом планомерная основательная работа по всестороннему исчерпывающему разбору задачи. Перестройка прямой задачи при сохранении сюжетной линии и числовых данных учит переосмысливать зависимости, при этом в оформлении обратной задачи отмечается высокая инициативность учащихся, их интерес, творческая самостоятельность, развитие грамотной математической речи. Следует отметить, что при использовании УДЕ, тема заканчивается логическим выводом, собранным и изложенным или в форме графического образа, или в виде таблицы, схемы, или, совмещая в себе графический образ и группу формул, а изъяснѐнный материал усваивается значительно легче. Более того, УДЭ можно применять в начале изучения новой темы, задавая новые объекты, соединяя их в функциональные схемы, которые дают возможность прямого улавливания пространственных, количественных и логических связей. Благодаря применению приѐмов УДЕ, знания от уровня разобщѐнности переходят к уровню целостности. Определѐнные теоремы и задачи можно забыть, но общий способ изучения и пользования знаниями, общие логические приѐмы сравнений и наблюдений - это более прочное знание, которое играет немаловажную роль в развитии когнитивных способностей человека.
Список литературы:
1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Академия, 2000. – 512 с.
2. Подласый, И.П. Педагогика: новый курс : учебник для студентов педагогических вузов: в 2 кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
3. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. — М.:
НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с.
4. Эрдниев, П.М. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: кн. для учителя. / П.М. Эрдниев, Б.П. Эрдниев. — М.: Просвещение, 1986. – 257 с.
5. Эрдниев, П.М. УДЕ как технология обучения. — М., 1992. – 255 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование целостных знаний по математики с помощью технологии укрупнения дидактических единиц.
Вся математика состоит из контрастных – парных знаний: прямые и обратные операции – сложение-вычитание, умножение - деление, показательная - логарифмическая функции, дифференцирование-инте...
Развитие познавательного интереса и навыков самостоятельной работы учащихся на основе технологии УДЕ (Укрупнение Дидактических Единиц)
Применение технологии УДЕ по Эрдниеву П.М. на примере рассмотрения темы "Модуль числа" в школьном курсе математики...
укрупнение дидактических единиц в химии
укрупнение дидактических единиц в химии...
Укрупненные дидактические единицы (гласные в корне).
Гласные в корне. Итоговый диктант....
Укрупненные дидактические единицы (согласные в корне).
Согласные в корне. Итоговый диктант....
Укрупненные дидактические единицы (приставки).
Три группы приставок. Итоговый диктант....
Дидактические материалы по теме «Применение технологии Укрупнения дидактических единиц на уроках истории и обществознания»
Это дидактические материалы к урокам, выпоненные при помощи технологии УДЕ академика Эрдниева...