Рабочая учебная программа по работе с одаренными детьми 9 класс «Математический язык и логика»
рабочая программа по математике (9 класс) на тему
Программа по работе с одаренными детьми рассчина на 34 часа в учебном году и адресована учащимся 9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_uchebnaya_programma.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа
по работе с одаренными детьми
9 класс
«Математический язык и логика»
Составлена на основе (авторской) программы:
«Математический язык и логика.
Программа межпредметного элективного курса
для учащихся 9 класса основной школы»
Южно-Сахалинск, 2004
Т.П. Варламова
( автор программы)
Привалова Елена Владимировна
( Ф.И. О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
г. Холмск 2012 г.
Пояснительная записка
Программа работы с одаренными детьми рассчитана на 34 часа в учебном году и адресована учащимся 9 классов. Отличительной чертой является то, что данная рабочая программа дополнена 15 часами на решение большого количества содержательных логических задач.
Цель курса:
- формирование логической культуры учащихся, привитие навыков логического мышления
- формирование у учащихся целостного представления о математике и возможности её применения в различных областях
- самоопределение своих интересов, подготовка к осознанному выбору профиля
- создать педагогические условия для развития творческого мышления учащихся
Задачи курса:
- формирование умения выбирать самостоятельный способ решения и оценивать его в сравнении с другими способами
- показать возможности применения логики для решения текстовых задач практической направленности
- развивать умение школьников правильно и быстро совершать стандартные логические операции, принимать продуманное решение, находить ошибки в рассуждения собеседников
Программа предполагает вести занятия в проблемной форме. Введение нового материала в форме дискуссии на основе эвристического метода обучения, решение заданий для самостоятельной работы в форме индивидуальной, групповой работы с последующим обсуждением, самостоятельное выполнение отдельных заданий, включение учащихся в поисковую и творческую деятельность.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Обучающиеся должны знать/уметь:
- основные законы алгебры логики
- понятие графа, основные элементы графа
- способы решения содержательных логических задач
- способы записи условия задачи
- выбирать способ решения содержательной задачи
- записывать условие задачи в соответствии с выбранным способом решения
- решать задачу в соответствии с выбранным способом
- применять основные логические законы для решения задачи алгебраическим способом
- анализировать информацию, сравнивать и сопоставлять ее
- выделять существенные высказывания в тексте задачи
- формализовать эти высказывания
- представлять условия и решение задачи в различных видах (таблицы, формулы, графы)
- решать одну и ту же задачу несколькими методами и уметь оценивать эти методы
Основное содержание курса
Множество (1ч)
Понятие множества. Элемент множества. Основные способы задания множества: перечисление и описание. Пустое множество. Число элементов множества.
Действия над множествами (2 ч)
Объединение и пресечение множеств. Непересекающиеся множества. Связь между объединением множеств и сложением натуральных чисел. Подмножество. Связь между подмножеством и вычитанием натуральных чисел. Взаимно-однозначные соответствие между множествами
Математический язык(6 ч)
Буквы как имена. Обозначение как собственное имя. Переменная. Выражения с переменными. Равносильные предложения. Следствия. Правила чтения и записи выражений с переменными (синтаксис математического языка). Логические символы математического языка. Языковые явления в математическом языке: синонимы и антонимы, эллипс, метонимия. Построение моделей текстовых задач.
Элементы логики (10 ч)
Высказывания. Истинность и ложность. Тема и рема высказывания. Противоречие. Общие высказывания и высказывания о существовании в естественном языке. «Сложные предложения: коньюкция, дизъюнкция, импликация. Выражение «сложных» предложений с помощью союзов в естественном языке. Связь «сложных» предложений со сложными предложениями естественного языка и предложениями с однородными членами. Определение. Название и описание. (Номинальное и реальное определения). Свойства объектов (предметов). Характеристические свойства. Предложения с переменными. Теорема. Связь между свойствами объектов. Обратное утверждение. Неопределённые понятия. Аксиома как высказывание, истинное по определению, и как очевидная истина. Аксиомы и неопределяемые понятия в алгебре и геометрии. Аксиоматика в повседневной жизни.
Решение задач (15ч)
Задачи с отношениями. Задачи, решаемые с помощью схем Задачи, решаемые с помощью таблиц Задачи на турниры Задачи на переправу. Задачи, решаемые с помощью графов Задачи на перебор возможных вариантов Арифметические ребусы и игровые логические задачи. Задачи о лгунах. Логические игры и головоломки.
Тематический план.
№ п/п уроков | Тема занятия | Количество часов |
1 | Множество | 1 |
2,3 | Действия над множествами | 2 |
4-9 | Математический язык | 6 |
10-19 | Элементы логики | 10 |
20-34 | Решение задач | 15 |
Календарно - тематический план
№ п /п уроков | Тема занятия | Дата плановая | Дата фактически | Форма занятия |
1 | Множество | Беседа, практика. | ||
2,3 | Действия над множествами | Самостоятельная работа | ||
4,5 6,7 8 9 | Математический язык Буквы как имена. Обозначение как собственное имя. Переменная. Выражения с переменными. Равносильные предложения. Следствия.(2ч) Правила чтения и записи выражений с переменными (синтаксис математического языка). Логические символы математического языка.(2ч) Языковые явления в математическом языке: синонимы и антонимы, эллипс, метонимия .(1ч) Построение моделей текстовых задач. (1ч) | Лекции, практика Групповая работа по переводу на математический язык и обратно | ||
10 11 12,13 14 15 16 17 18,19 | Элементы логики Высказывания. Истинность и ложность. Тема и рема высказывания. Противоречие. Общие высказывания и высказывания о существовании в естественном языке (1ч) «Сложные предложения: коньюкция, дизъюнкция, импликация. Выражение «сложных» предложений с помощью союзов в естественном языке. Связь «сложных» предложений со сложными предложениями естественного языка и предложениями с однородными членами (1ч) Определение. Название и описание. (Номинальное и реальное определения) (2ч) Свойства объектов (предметов). Характеристические свойства (1ч) Предложения с переменными (1ч) Теорема. Связь между свойствами объектов. Обратное утверждение. (1ч) Неопределённые понятия. Аксиома как высказывание, истинное по определению, и как очевидная истина. Аксиомы и неопределяемые понятия в алгебре и геометрии (1ч) Аксиоматика в повседневной жизни (2ч) | Лекции, практика Зачёт-диспут. | ||
20,21 22,23 24,25 26 27 28,29 30 31 32 33,34 | Решение задач Задачи с отношениями (2ч) Задачи, решаемые с помощью схем (2ч) Задачи, решаемые с помощью таблиц (2ч) Задачи на турниры (1ч) Задачи на переправу (1ч) Задачи, решаемые с помощью графов (2ч) Задачи на перебор возможных вариантов(1ч) Арифметические ребусы и игровые логические задачи (1ч) Задачи о лгунах (1ч) Логические игры и головоломки(2ч)
|
Практика, семинар | ||
Итого: 34 урока. |
Список литературы.
1. Верещагин Н.К., Шень А. Лекции по математической. логике и теории алгоритмов.
Ч.1 Начала теории множеств. М.: МЦНМО, 1999, 128 с.
2. М.И. Башмаков Уроки математики. Выпуск 4. Учимся логике. — Санкт-Петербург
"Информатизация образования", 2000 г.
3. Тихонова Л.В. Элементы математической логики. Факультативный курс. Газета “Математика” №42 (2002 г.), №4,5, 14,42(2003 г.)
4. А.С. Жилин Логические задачи. http://www.mirea.ac.ru/dl/metodika/Indexmet.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе
Приоритетный национальный проект «Образование», национально-образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривают мероприятия по государственной поддержке способн...
Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе на 2016-2020 годы.
Целью программы является: создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одаренных детей....
Программа "Школа талантов" по работе с одаренными детьми по русскому языку и литературе
Программа «Школа талантов» по работе с одарёнными детьми по русскому языку и литературе способствует интеллектуальному и творческому развитию школьников, формирует навыки исследовате...
Программа внеурочной деятельности «Занимательный английский» для работы с одаренными детьми по английскому языку для учащихся 2 класса
Изучение английского языка на современном этапе вызвано важнейшей ролью языка как средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня измен...
Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе
Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе направлена на поддержку и развитие одаренных детей....
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя. Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренност...
Программа работы с одаренными детьми по английскому языку в 5 классе
Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в работе с одарёнными детьми, развитие непрерывного углублённого обучения творческих школьников, изменение массовых способов обучени...