Программа "Школа талантов" по работе с одаренными детьми по русскому языку и литературе
рабочая программа

Кавецкая Елена Евгеньевна

Программа «Школа талантов» по работе с одарёнными детьми по русскому языку и литературе  способствует интеллектуальному и творческому развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения, формирует у обучающихся высокую гражданскую позицию, способствует воспитанию речевой культуры школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В основу программы положены

  • Конституция РФ;
  • Закон РФ об образовании;
  • Постановление президента РФ № 322 от 10.11.1992 г. «Об активизации работы по выявлению и социально-экономической поддержке одарённых детей и подростков»;
  • Президентская программа «Дети России» (1995 г.);
  • Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (3.04.2012 г.);
  • Областная государственная программа «Развитие образования и молодёжной политики в Смоленской области на 2014-2018 гг.»

Рабочая программа разработана на основе

  • Национальной образовательной стратегии-инициативы «Наша новая школа» (5.11.2008 г.);
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей школьников, расширения кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

Актуальность программы

Приоритетный национальный проект «Образование», национально-образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривают мероприятия по государственной поддержке способной и талантливой молодёжи, что актуализирует проблему методического сопровождения деятельности педагогов, работающих со способными и одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы. Анализ результатов предметных олимпиад, творческих конкурсов показал необходимость в разработке программы по работе с одарёнными детьми в области филологии.

Программа работы с одарёнными детьми по русскому языку и литературе «Школа талантов» способствует интеллектуальному и творческому развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения, формирует у обучающихся высокую гражданскую позицию, способствует воспитанию речевой культуры школьников.

Цель программы: создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых обучающихся в области филологии, их творческих и интеллектуальных способностей.

Задачи:

  • оказать педагогическую поддержку талантливым обучающимся 5-11 классов;
  • стимулировать их интеллектуальное развитие;
  • создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности обучающихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности;
  • обеспечить участие одарённых обучающихся 5-11 классов в предметных олимпиадах и творческих конкурсах по русскому языку и литературе всех уровней;
  • оказать педагогическую поддержку талантливым детям.

Формы работы с одарёнными детьми:

  • групповые занятия;
  • кружки, факультативы, элективы;
  • конкурсу;
  • олимпиады;
  • исследовательская деятельность;
  • проектная деятельность;
  • интеллектуальная деятельность.

Используемые технологии:

  • ИКТ;
  • здровьесберегающая;
  • развивающего обучения;
  • РКМ;
  • проблемного обучения.

Способы отслеживания результатов:

  • наблюдение;
  • практические работы;
  • творческие работы;
  • олимпиады, конкурсы, игры по русскому языку и литературе.

Ожидаемые результаты:

  • повышение интереса обучающихся к предметам русский язык и литература;
  • рост численности обучающихся, принимающих участие в олимпиадах и конкурсах по предметам русский язык и литература, исследовательской деятельности;
  • положительные изменения качества участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах по русскому языку и литературе.

Этапы работы по выявлению и развитию способностей обучающихся

1 этап: сбор информации от детей, учителей начальной школы о достижениях обучающихся по русскому языку и литературе.

  1. Анкетирование обуч-ся по выявлению интересов «Как ты относишься к учёбе по различным предметам» (А.К. Маркова).
  2. Анализ особых успехов и достижений об-ся по русскому языку и литературе.

2 этап: индивидуальная оценка возможностей обуч-ся.

  1. Диагностика потенциальных возможностей об-ся совместно со школьным  психологом.
  2. Диагностика потенциальных возможностей об-ся педагогом в классе (результаты входного контроля, творческих работ по предметам)
  3. Создание банка данных по талантливым и одарённым об-ся.

3 этап: создание программы развития способностей обучающихся.

  1. Вовлечение в кружковую, внеурочную деятельность.
  2. Создание условий для участия об-ся в различных конкурсах, олимпиадах, выставках, проектах и т.д. по русскому языку и литературе.

План работы

Содержание работы

Направления и формы работы

Сроки проведения

Составление банка данных одаренных детей по русскому языку и литературе

Анкетирование,

       собеседование

Сентябрь

Разработка планов работы по русскому языку и литературе с одаренными обучающимися.

В течение года

Работа, кружка, факультатива электива

Индивидуальные планы

В течение года

Изучение интересов и склонностей обучающихся; уточнение критериев всех видов одарённости: интеллектуальной, академической, творческой, художественной и т.д.

Анкетирование, собеседование

Сентябрь

Участие в конкурсах сочинений на базе образовательного учреждения, муниципальном и всероссийском уровнях

Сочинения

В течение года

Участие в общешкольном конкурсе  чтецов

Участие в конкурсе чтецов и внеклассных мероприятиях

Сентябрь

Работа  над    научно-исследовательским проектом и участие в  районном конкурсе

Изучение, систематизация и оформление материала

Сентябрь -октябрь

Подготовка к школьной олимпиаде по русскому языку и литературе

Практические занятия

Сентябрь-октябрь

Школьный тур олимпиад
по русскому языку и литературе

Консультации учителя, выполнение олимпиадных заданий

Ноябрь

Участие в конкурсе-игре «Русский медвежонок»

Предметные районные олимпиады

Ноябрь - декабрь

Участие в районном конкурсе «Лидеры чтения»

Сочинения

Январь

Неделя русского языка  и литературы.

Участие в открытых уроках и внеклассных мероприятиях

Февраль

Участие в районном конкурсе «Живая классика»

Выразительное чтение прозы наизусть

Консультационная работа на уроке и  во внеурочное время.

Индивидуальная и групповая работа по предмету  с одноклассниками

В течение года

Творческие задания, доклады, проекты, индивидуальные задания.

Самостоятельная работа обучающихся

В течение года

Организация работы в Интернете по поиску и использованию информации, подготовка к урокам

Индивидуальная работа

В течение года

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одарённых детей

Карточки, тесты, творческие работы

В течение года

Создание портфолио обучающихся   "Творческие работы по русскому языку и литературе"

Творческие работы обучающихся

В течение года

Исследовательская деятельность по предмету, проведение уроков-исследований

Изучение, систематизация и оформление материала

В течение года

Участие в районном и областном конкурсе сочинений и стихотворений, посвящённом победе в Великой Отечественной войне.

Стихотворения, сочинения

Апрель

Участие в конкурсе чтецов, посвящённых победе в Великой Отечественной войне

Индивидуальное участие

Апрель

Участие в различных  дистанционных конкурсах и олимпиадах

Изучение, систематизация и оформление материала

В течение года

Список литературы

  1. Л.А. Вегнер «Много ли в школе талантов». – М., 1989 г.
  2. Ю.З. Гильбух «Внимание: одарённые дети». – М., 1991 г.
  3. А.М. Матюшкин 2Загадки одарённости» - М., 1993 г.
  4. А.А. Мелик-Пашаев, ЗП. Новлянская «Ступеньки к творчеству». – М. 1987 г.
  5. А.О. Орг «Олимпиады по русскому языку» . – М.: Просвещение, 1994 г.

Диагностический инструментарий:

 Тест на мышление и креативность, опросник «Определение типов мышления и уровня креативности». Диагностика по методике Дж. Брунера, тест исследования интеллекта Р.Амтхауэра, тесты Торренса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми по русскому языку и литературе. Урочная и внеурочная.

Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию спосо...

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе

Приоритетный национальный проект «Образование», национально-образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривают  мероприятия по государственной поддержке способн...

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе на 2016-2020 годы.

Целью программы является: создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одаренных детей....

ПЛАН работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе

ПЛАН работы с одаренными детьмипо русскому языку и литературе...

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе направлена на поддержку и развитие одаренных детей....

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя. Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренност...

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе на 2020-2025 годы

Программаработы с одаренными детьмипо русскому языку и литературена 2020-2025 годы...