Программа "Школа талантов" по работе с одаренными детьми по русскому языку и литературе
рабочая программа
Программа «Школа талантов» по работе с одарёнными детьми по русскому языку и литературе способствует интеллектуальному и творческому развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения, формирует у обучающихся высокую гражданскую позицию, способствует воспитанию речевой культуры школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В основу программы положены
- Конституция РФ;
- Закон РФ об образовании;
- Постановление президента РФ № 322 от 10.11.1992 г. «Об активизации работы по выявлению и социально-экономической поддержке одарённых детей и подростков»;
- Президентская программа «Дети России» (1995 г.);
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (3.04.2012 г.);
- Областная государственная программа «Развитие образования и молодёжной политики в Смоленской области на 2014-2018 гг.»
Рабочая программа разработана на основе
- Национальной образовательной стратегии-инициативы «Наша новая школа» (5.11.2008 г.);
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей школьников, расширения кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.
Актуальность программы
Приоритетный национальный проект «Образование», национально-образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривают мероприятия по государственной поддержке способной и талантливой молодёжи, что актуализирует проблему методического сопровождения деятельности педагогов, работающих со способными и одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы. Анализ результатов предметных олимпиад, творческих конкурсов показал необходимость в разработке программы по работе с одарёнными детьми в области филологии.
Программа работы с одарёнными детьми по русскому языку и литературе «Школа талантов» способствует интеллектуальному и творческому развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения, формирует у обучающихся высокую гражданскую позицию, способствует воспитанию речевой культуры школьников.
Цель программы: создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых обучающихся в области филологии, их творческих и интеллектуальных способностей.
Задачи:
- оказать педагогическую поддержку талантливым обучающимся 5-11 классов;
- стимулировать их интеллектуальное развитие;
- создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности обучающихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности;
- обеспечить участие одарённых обучающихся 5-11 классов в предметных олимпиадах и творческих конкурсах по русскому языку и литературе всех уровней;
- оказать педагогическую поддержку талантливым детям.
Формы работы с одарёнными детьми:
- групповые занятия;
- кружки, факультативы, элективы;
- конкурсу;
- олимпиады;
- исследовательская деятельность;
- проектная деятельность;
- интеллектуальная деятельность.
Используемые технологии:
- ИКТ;
- здровьесберегающая;
- развивающего обучения;
- РКМ;
- проблемного обучения.
Способы отслеживания результатов:
- наблюдение;
- практические работы;
- творческие работы;
- олимпиады, конкурсы, игры по русскому языку и литературе.
Ожидаемые результаты:
- повышение интереса обучающихся к предметам русский язык и литература;
- рост численности обучающихся, принимающих участие в олимпиадах и конкурсах по предметам русский язык и литература, исследовательской деятельности;
- положительные изменения качества участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах по русскому языку и литературе.
Этапы работы по выявлению и развитию способностей обучающихся
1 этап: сбор информации от детей, учителей начальной школы о достижениях обучающихся по русскому языку и литературе.
- Анкетирование обуч-ся по выявлению интересов «Как ты относишься к учёбе по различным предметам» (А.К. Маркова).
- Анализ особых успехов и достижений об-ся по русскому языку и литературе.
2 этап: индивидуальная оценка возможностей обуч-ся.
- Диагностика потенциальных возможностей об-ся совместно со школьным психологом.
- Диагностика потенциальных возможностей об-ся педагогом в классе (результаты входного контроля, творческих работ по предметам)
- Создание банка данных по талантливым и одарённым об-ся.
3 этап: создание программы развития способностей обучающихся.
- Вовлечение в кружковую, внеурочную деятельность.
- Создание условий для участия об-ся в различных конкурсах, олимпиадах, выставках, проектах и т.д. по русскому языку и литературе.
План работы
№ | Содержание работы | Направления и формы работы | Сроки проведения |
Составление банка данных одаренных детей по русскому языку и литературе | Анкетирование, собеседование | Сентябрь | |
Разработка планов работы по русскому языку и литературе с одаренными обучающимися. | В течение года | ||
Работа, кружка, факультатива электива | Индивидуальные планы | В течение года | |
Изучение интересов и склонностей обучающихся; уточнение критериев всех видов одарённости: интеллектуальной, академической, творческой, художественной и т.д. | Анкетирование, собеседование | Сентябрь | |
Участие в конкурсах сочинений на базе образовательного учреждения, муниципальном и всероссийском уровнях | Сочинения | В течение года | |
Участие в общешкольном конкурсе чтецов | Участие в конкурсе чтецов и внеклассных мероприятиях | Сентябрь | |
Работа над научно-исследовательским проектом и участие в районном конкурсе | Изучение, систематизация и оформление материала | Сентябрь -октябрь | |
Подготовка к школьной олимпиаде по русскому языку и литературе | Практические занятия | Сентябрь-октябрь | |
Школьный тур олимпиад | Консультации учителя, выполнение олимпиадных заданий | Ноябрь | |
Участие в конкурсе-игре «Русский медвежонок» | |||
Предметные районные олимпиады | Ноябрь - декабрь | ||
Участие в районном конкурсе «Лидеры чтения» | Сочинения | Январь | |
Неделя русского языка и литературы. | Участие в открытых уроках и внеклассных мероприятиях | Февраль | |
Участие в районном конкурсе «Живая классика» | Выразительное чтение прозы наизусть | ||
Консультационная работа на уроке и во внеурочное время. | Индивидуальная и групповая работа по предмету с одноклассниками | В течение года | |
Творческие задания, доклады, проекты, индивидуальные задания. | Самостоятельная работа обучающихся | В течение года | |
Организация работы в Интернете по поиску и использованию информации, подготовка к урокам | Индивидуальная работа | В течение года | |
Подбор заданий повышенного уровня сложности для одарённых детей | Карточки, тесты, творческие работы | В течение года | |
Создание портфолио обучающихся "Творческие работы по русскому языку и литературе" | Творческие работы обучающихся | В течение года | |
Исследовательская деятельность по предмету, проведение уроков-исследований | Изучение, систематизация и оформление материала | В течение года | |
Участие в районном и областном конкурсе сочинений и стихотворений, посвящённом победе в Великой Отечественной войне. | Стихотворения, сочинения | Апрель | |
Участие в конкурсе чтецов, посвящённых победе в Великой Отечественной войне | Индивидуальное участие | Апрель | |
Участие в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах | Изучение, систематизация и оформление материала | В течение года |
Список литературы
- Л.А. Вегнер «Много ли в школе талантов». – М., 1989 г.
- Ю.З. Гильбух «Внимание: одарённые дети». – М., 1991 г.
- А.М. Матюшкин 2Загадки одарённости» - М., 1993 г.
- А.А. Мелик-Пашаев, ЗП. Новлянская «Ступеньки к творчеству». – М. 1987 г.
- А.О. Орг «Олимпиады по русскому языку» . – М.: Просвещение, 1994 г.
Диагностический инструментарий:
Тест на мышление и креативность, опросник «Определение типов мышления и уровня креативности». Диагностика по методике Дж. Брунера, тест исследования интеллекта Р.Амтхауэра, тесты Торренса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми по русскому языку и литературе. Урочная и внеурочная.
Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию спосо...
Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе
Приоритетный национальный проект «Образование», национально-образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривают мероприятия по государственной поддержке способн...
Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе на 2016-2020 годы.
Целью программы является: создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одаренных детей....
ПЛАН работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе
ПЛАН работы с одаренными детьмипо русскому языку и литературе...
Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе
Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе направлена на поддержку и развитие одаренных детей....
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя. Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренност...
Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе на 2020-2025 годы
Программаработы с одаренными детьмипо русскому языку и литературена 2020-2025 годы...