Разработка урока на тему "Решение задач на части"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Кошман Алеся Анатольевна

Разработка урока по математике. Предназначена для учащихся 5 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_zadach_na_chasti.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия №3»

Тема урока: «Решение задач на части»

Класс: 5А

Выполнила : Кошман А.А.

Г. Ивантеевка


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Организационный момент

Давайте, ребята учиться считать, делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все, что без точного счёта не сдвинется с места любая работа.

Урок наш научит вас точному счету. Скорей за работу! Скорей за работу!

Актуализация ЗУНов

1) Работа с карточками «Найди вторую половинку».

  • На доске размещены левые половинки карточек вам необходимо для каждой карточки отыскать свою половинку

  • Какие свойства вам  пришлось использовать при подборе карточек?
  • Сформулируйте их.
  • А кто мне сейчас вывесит эти свойства на доску?

  • Где мы применяем данные свойства?

2) Устная работа.

Учащимся предлагается две карточки, которые пускаются по рядам. Каждый ученик выполняет одно действие из всей цепочки. У последнего должен получиться окончательный ответ.

1 ряд

2 ряд

2.Найдите значение выражения удобным для вас способом

  1. 125∙67∙8=125*8*67=67000  
  2. 25∙19∙4=25*4*19=1900
  3. 46∙4∙25=25*4*46=4600
  4. 5∙99∙2=5*2*99=990
  5. 50∙33∙2=50*2*33=3300  
  6. 45∙8 + 25∙8=8∙(45+25)=8∙70=560
  7. 81∙74 + 19∙74=74∙(81+19)=74∙100=7400
  8. 78∙25 – 68∙25=25∙(78-68)=25∙10=250

Итак, ребята, что мы сейчас с вами вспомнили?

Ученики по одному выходят к доске и находят нужные половинки, затем магнитами прикрепляют их на место.

 Распределительным свойством умножения относительно сложения и вычитания.

Карточки заготовлены и лежат на столе.

При упрощении выражений

Расп. Свойст умн отн слож и вычитан (Вывешиваю карточку)

Коммуникативные: использование языка речи для получения и передачи информации, умение слушать друг друга

Самоопределение к деятельности

 Задача №1. Знайка прочитал х страниц в первый день, а во второй  в 3 раза больше. Сколько страниц прочитал Знайка за два дня?

Задача№2. Винтик и Шпунтик собрали за первый день y кг картофеля, а во второй  день в 3 раза больше. На сколько кг картофеля они собрали в первый день меньше, чем во второй?

Задача№3. Незнайка решил совершить 10 хороших поступков, но к сожалению ему удалось сделать лишь на m поступков меньше. Сколько хороших поступков совершил Незнайка?

Итак, что мы с вами только что повторили?

  • На примере решения этих задач, что мы с вами вспомнили?

  • В тексте этих задач вы встретились со сказочными персонажами. Кто их придумал? Как называется книга?
  • Героем этой сказки был ещё такой персонаж – Сиропчик, которого прозвали так, потому, что он любил сладкую воду. И вот один из рецептов, по которому он готовил напиток.

Задача №4. Для приготовления напитка берут 3 части клубничного сиропа и 7 частей воды. Сколько надо взять сиропа, чтобы получилось 500 г напитка?

  • Найдите новые слова в задаче?
  • Как вы думаете, какого типа данная задача?
  • Ребята скажите, мы умеем решать такие задачи?
  • Значит, чем мы сегодня с вами займемся на уроке?

  • - О чем говорится в данной задаче?
  • Сколько компонентов входит в данный напиток?
  • - Назовите их

  • - Мы знаем точное количество клубничного сиропа?
  • - А сколько взяли воды известно?

  • Значит, что мы обозначим за x?
  • Сейчас мы можем выразить массу сиропа?
  • А масса воды?

(Заносится  в таблицу и отображается на слайде)

Масса одной части

X

Масса сиропа

3x

Масса воды

7x

- Тогда как мы узнаем массу всего напитка?

- И чему это все равно?

  Сможем ли мы теперь составить уравнение

- У нас какой вопрос в задаче стоит?

- Как мы будем находить ее?

Какого типа задачу мы с вами разобрали?

Что обозначили за x?

4x

2y

10-m

Решение задач с помощью составления выражения

Николай Носов, Приключения Незнайки и его друзей.

Части

Задача на части

Нет.

Будем решать задачи на части

О напитке.

2

клубничный сироп и вода

Нет, но сказано 3 части

Нет, но сказано 7части

Одну часть

Да, 3x

7x

(3x +7x)г

500г

Да

(3x +7x)=500

10x=500

X=500/10

X=50 (г) – масса одной части

Найти массу сиропа.

3*50=150 (г)- масса сиропа

Задачу на части

Одну часть

Регулятивные: определение целей урока

Регулятивные: определение темы урока, правильное изложение своих мыслей, планирование, прогнозирование.

Познавательные формирование познавательной цели:

Коммуникативные: использование языка речи для получения и передачи информации, умение слушать

Познавательные: поиск и выделение информации, умение работать с текстом, построение логической цепочки расуждений

Формирование умений и навыков

Задача №5 (№587)

  • Прочитайте задачу.
  • Можно ли сказать, что это задача на части?
  • Какие компоненты входят в состав мороженого?
  • Что мы обозначим за х?
  • Сколько частей воды содержит мороженое?
  • Сколько частей жира и сахара?
  • Известна масса всего мороженого?
  • Составим таблицу.

Масса одной части

X

Масса молочного жира

2x

Масса воды

 7x

Масса сахара

2x

Сможем ли мы теперь составить уравнение

Задача №6(№585)

  • Прочитайте задачу.
  • Можно ли сказать, что это задача на части?
  • Какие компоненты необходимо взять  для приготовления раствора?
  • Сколько частей каждого компонента надо взять?
  • Составим таблицу

Масса одной части

X

Масса воды

10x

Масса нашатырного спирта

5x

Масса мела

2x

Ребята, а вот закончите вы эту задачку дома.

Да

Молочный жир, сахар, вода

Массу одной части

7x

2x и 2x

Да. 4400г

Да

Составим и решим уравнение:

2х + 2х + 7х = 500,

11х = 4400,

х=4400:11,

х=400.

Значит, 400 г масса одной части, тогда:

2  400 = 800 (г) – масса сахара.

Ответ. 800 г.

Да

Воду , нашатырный спирт, мел

10, 5,2

Итог урока

  •  Чем занимались на уроке?
  • С какими типом задач мы сегодня познакомились?
  • Что следует обозначать за x?

Решали задачи.

С задачами на части

Одну часть

Рефлексия

Ребята у каждого из вас на столе лежат картинки с изображением Незнайки.

Если вам понравился урок и вы поняли его, то прикрепите веселого незнайку на доску, если же вам не понравился урок и вы не разобрались как решаются задачи на части, то прикрепите Незнайку противоположного.

Ребята крепят картинки с изображением  Незнайки  на доску

Регулятивные: установление соответствия

Домашнее задание

Оценивание учащихся

  • № 622, 585-доделать

Учитель выставляет оценки и комментирует их

Закончить урок хочу словами:

«Умение решать задачи – практическое искусство, подобное плаванью или катанию на лыжах, или игре на фортепиано: научится этому можно лишь подражая избранным образцам и постоянно тренируясь». Сегодня я дала вам образец решения ещё одного вида задач, а научитесь ли вы этому зависит от вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Задачи на части"

Одна из первых моих работ для урока...

Конспект урока по теме "Задачи на части"

Комбинированный урок с презентацией...

Разработка урока по теме "Местоимение как часть речи. "

Разработка урока-обобщения по теме "Местоимение как часть речи" ( традиционная технология)....

Разработка урока по теме «Причастие как часть речи» учителя русского языка и литературы Яушевой О.В

На данном уроке учащихся знакомятся с общей характеристикой причастий, с грамматическими признаками данной части речи, формируют умения отличать причастия от  прилагательных;развивают...

Урок по теме "Задачи на части" к учебнику Никольского (5 класс)

Методическая разработка открытого урока математики (5 класс) к учебнику Никольского по теме "Задачи на части"...

урок по теме задачи на части

Конспект урока, презентация к уроку, материалы к уроку...

Презентация к уроку по теме "Задачи на части"

В данной презентации представлены задания для устного счета....