Открытый урок по теме "Деление с остатком".
план-конспект урока по математике (5 класс) по теме
Представлен открытый урок по теме "Деление с остатком", который проводился в рамках апробации рабочей тетради для 5класса, составленной Меньшиковой Ю.М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyi_urok._5_klass._delenie_s_ostatkom._aprobatsiya_rabochei_teteradi.docx | 56.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ».
Цель урока. Отработка темы «Деление с остатком» по рабочей тетради. Применение «деление с остатком» при решении задач.
Развивающие задачи. Развивать логическое мышление, творческие способности учащихся, прививать интерес к математике.
Обучающие задачи. Систематизировать знания при изучении данной темы.
Воспитательные задачи. Развивать чувство взаимопомощи. Формирование ответственности, организованности, дисциплиниро-ванности.
Тип урока. Урок систематизации знаний.
1). Учитель. К нам в школу поступил сигнал SOS от Артёма, из далёкой страны Лодырьландии. Там живут лодыри, которые не умеют считать, и всегда для вычислений пользуются компьютерами. Но случилось непредвиденное – все их компьютеры поразил вирус. Теперь лодыри не могут решить ни одного примера. Они просят нас о помощи. Давайте срочно отправимся в страну Лодырьландию, чтобы исправить ошибки, допущенные компьютерами лодырей, и научим их считать. Летим самолётом!
Дружно поднимаемся по трапу самолёта. Здесь 5 ступенек.
Вычисления производить устно, чтобы подняться по этим ступенькам.
Комментарий. На доске записаны примеры под стилизованными ступеньками.
.
Учитель. Поднялись по трапу самолёта.
А почему выбрали лететь самолётом? На этот вопрос вы ответите, когда решите следующую задачу:
За 7 часов поезд прошёл 721 км, а самолёт за 5 часов пролетел 4200 км. Сравните скорости поезда и самолёта.
Пожалуйста, ответьте на вопрос: Почему решили лететь самолётом?
Вы знаете, что не всегда одно натуральное число делится на другое. Но всегда можно выполнить деление с остатком.
Что значит разделить с остатком одно число на другое?
Каким равенством связаны делимое, делитель, частное и остаток?
Перечислите остатки, которые могут получиться при делении числа на 9, на 7.
Как стало известно, один из компьютеров в стране Лодырьландии считает, что остаток при делении на 7 может быть равен 8. Верно ли это?
А при делении числа на 15, может ли остаток быть равен 3; 11; 16; 21, а 15?
Сравните остаток и делитель.
Обратите внимание на то, что остаток всегда меньше делителя.
Как вы думаете, существует ли такое число, которое делится на все числа без остатка?
А когда одно число делится на другое нацело, чему равен остаток?
Следующий пример выполнять на слух. Найдите делимое, если частное равно 7, остаток 3, а делитель 6.
А теперь подобные упражнения выполним письменно по рабочей тетради.
№ 22. Найдите делимое. Если:
а) частное равно 5, остаток 3, а делитель равен 16.
Пока мы выполняли устную работу и немного поработали в рабочей тетради, нам удалось преодолеть сотни километров.
И наш самолёт приземлился в аэропорту Лодырьландии в столице Лодырьград.
Мы подходим к одному из компьютеров. Компьютер завис, лодыри и компьютер задачу решить не смогли. Чтобы компьютер вылечить мы должны решить без ошибок эту задачу и ответ внести в компьютер. Давайте узнаем условие.
Вот компьютер, у которого на мониторе высвечена следующая задача:
В Васином классе 27 учеников. Они построились в шеренги. Получилось несколько шеренг из 6 человек и одна неполная шеренга. Сколько получилось полных шеренг и сколько человек в неполной шеренге?
Комментарий. Учащиеся решают, называют ответ.
Учитель. Ну вот, компьютер заработал.
А посмотрите: сколько действий в задаче? А мы смогли ответить сразу на два вопроса. Вот поэтому необходимо научиться делить с остатком, чтобы решать задачи.
А вдали виднеется ещё один компьютер. А этот компьютер какую задачу не решил?
Давайте прочитаем № 23. Сколько пятниц может быть в году?
Надо нам продолжить дальше учиться рассуждать при решении задач. И, конечно, нужно помочь лодырям.
Неужели в этой задаче тоже может пригодиться деление с остатком?
Вот так задача! А где же у неё условие? И никаких чисел что-то не видно.
Это только на первый взгляд не видно. Если же немного подумать, то и условие с числами появится и станет ясно, что для решения придётся применить деление с остатком.
Комментарий. Учащиеся решают задачу.
Учитель. Мы помогли лодырям, научили их считать, они не будут больше лениться. Мы вылечили все компьютеры от вирусов, о которых нам сообщил Артём, дав позывные SOS. И он нас пригласил к себе в гости.
2). Физкультминутка, гимнастика для глаз.
3). Учитель. О месте нахождения Артёма узнаем, решив задачу
№ 25, ответив на первые три вопроса.
№ 25. Артём живёт в семнадцатиэтажном доме, в квартире № 115. В каждом подъезде на каждом этаже три квартиры: в порядке возрастания номеров одна слева, одна посередине, одна справа.
а) В каком подъезде живёт Артём?
б) На каком этаже он живёт?
в) Где расположена квартира – слева, справа, посередине?
Видите, как полезно оказалось деление с остатком при решении самых различных задач.
Мы смогли найти Артёма, а он попросил проверить его домашнюю работу по математике, для этого нам нужно самим выполнить его задание в виде математического диктанта.
Комментарий. Один ученик выполняет данную работу на доске. Другие выполняют на листочках через копирку, т. е. получается два экземпляра. При проверке работы учащиеся оставляют один экземпляр себе, а другой сдают учителю.
Учитель говорит задания для математического диктанта.
Учитель. 1. Запишите, какие могут быть остатки при делении на 5.
2. Выполните деление.
3. Запишите неполное частное и остаток из предыдущего задания.
4. Запишите делимое, делитель, неполное частное и остаток из данного равенства.
5. Запишите делимое, делитель, неполное частное и остаток из данного равенства.
Математический диктант.
№1. Остатки:
№2.
№3. Неполное частное:
Остаток:
№4.
Делимое:
Делитель:
Неполное частное:
Остаток:
№5.
Делимое:
Делитель:
Неполное частное:
Остаток:
Учитель. А теперь домой, с чувством выполненного долга.
Подведём итоги.
4). Итог урока. Выполним следующую задачу.
Грузовая машина может вывезти 5 станков. Сколько понадобится машин, чтобы вывезти 78 станков.
5). Домашнее задание. По рабочей тетради № 22(б, в); № 24;
№ 25(г – ж).
6). Выставление оценок.
СПАСИБО ЗА УРОК!
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ. ТЕМА: «ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ».
№22. Найдите делимое. Если:
а) частное равно 5, остаток 3, а делитель равен 16;
б) частное равно 18, остаток 11, а делитель равен 15;
в) частное равно 30, остаток 25, а делитель равен 60.
Решение: а) = = ;
б) = = ;
в) = = .
Ответ: а) ;
б) ;
в) .
№23. Сколько пятниц может быть в году?
Решение: 1) ;
2) ;
3) .
Ответ: .
№24. 8 марта – суббота, Каким днём недели будет 15 марта, 18 марта, 20 марта, 25 марта, 30 марта. 1 апреля?
Решение: 15 марта – ;
18 марта – ;
20 марта – ;
25 марта – ;
30 марта – ;
1 апреля – .
№25. Артём живёт в семнадцатиэтажном доме, в квартире № 115. В каждом подъезде на каждом этаже три квартиры: в порядке возрастания номеров одна слева, одна посередине, одна справа.
а) В каком подъезде живёт Артём?
б) На каком этаже он живёт?
в) Где расположена квартира – слева, справа, посередине?
г) В каком подъезде расположена квартира № 50; квартира №70; квартира № 130?
д) На каком этаже расположена квартира № 50; квартира №70; квартира № 130?
е) С какой стороны расположена квартира № 50; квартира №70; квартира № 130?
ж) Какой номер имеет квартира, расположенная в 3 подъезде на
11 этаже справа; в 5 подъезде на 7 этаже посередине?
Решение: а) ;
б) ;
в) ;
г) № 50 – ;
№ 70 – ;
№ 130 – ;
д) № 50 – ;
№ 70 – ;
№ 130 – ;
е) № 50 – ;
№ 70 – ;
№ 130 – ;
ж) 3 подъезд 11 этаж справа:
;
5 подъезд 7 этаж посередине:
.
Ответ: а) ;
б) ;
в) ;
г) ; ; ;
д) ; ; ;
е) ; ; ;
ж) ; .
ОПОРНЫЙ ПЛАКАТ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок с использованием ИКТ по теме "Деление с остатком" 5 класс
Открытый урок с использованием ИКТ по теме "Деление с остатком" 5 класс. План урока+презентация...
Урок развития речи "Цветы - остатки рая на земле"
Повторяем тип речи рассуждение, работаем с тестом, обогащаем словарный запас....
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Конспект открытого урока по математике «Решение задачи на нахождение остатка» в 1 классе для детей с нарушением слуха
Конспект открытого урока по математике «Решение задачи на нахождение остатка» для детей с нарушением слуха...