Мастер-класс «эффективные приемы работы на уроках русского языка и литературы, способствующие формированию гражданской идентичности обучающихся»
методическая разработка по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.6 КБ |
![]() | 876.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс |
Эффективные приёмы работы на уроках русского языка и литературы, способствующие формированию гражданской идентичности обучающихся. |
Косникова Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2» г.Курчатова
г.Курчатов, 2023 г. |
- Вступление.
Здравствуйте, коллеги. Я рада Вас приветствовать на своем мастер-классе «Эффективные приемы работы на уроках русского языка и литературы, способствующие формированию гражданской идентичности обучающихся».
Возможно, начало нашей работы покажется Вам несколько необычным, поскольку я сразу начну с задания.
На слайдах представлены изображения: Курская Коренная икона Божией Матери «Зна́мение», Памятник подводникам АПРК «Курск» ( Курск, Аллея подводников (изготовлен из фрагментов корпуса подлодки).
Вопрос: Посмотрите на экран. Охарактеризуйте несколькими словами чувства, которые Вы испытываете, глядя на изображение.
Предполагаемые ответы: (благоговение, любовь, добро);
Пожалуйста, если Вы испытываете подобное чувство, повернитесь к своему соседу, пожмите руку, пожелайте успешной работы.
Теперь посмотрите на другое изображение, какими словами опишете чувства? (скорбь, боль, горечь, сострадание). Поднимите руку, кто испытывает подобные чувства?
Вопрос:Как вы думаете, почему наши чувства сходны?
Предполагаемые ответы:Можно предположить, что это связано и с тем, что мы чувствуем себя членами единого общества, которое имеет определенные морально-нравственные ценности, общую историю и культуру, т.е. у нас сформировано чувство гражданской идентичности.
Вопрос: Что же такое гражданская идентичность?
Порассуждать над этим понятием, я предлагаю воспользовавшисьприемом «Куб». Куб - это геометрическая фигура, у которой несколько граней, любое понятие, общественное явление тоже имеет много граней.Давайте рассмотрим некоторые из них в понятии «гражданская идентичность».
Участники бросают куб и отвечают на вопросы: (в скобках примеры предполагаемых ответов)
-Какое это понятие имеет значение….(первостепенное в формировании гражданина)
- Сравните это явление с чем-то другим…..(это корни дерева, это матрешка)
- Свяжите это с чем-то еще…(с жизнью народа в целом: спокойствие, мир, единодушие )
-Какое значение это имеет лично для Вас?
-Задайте об этом вопрос…
- Проиллюстрируйте это примером из литературы…. (Л.Толстой «Война и мир»)
- Прочитайте об этом стихи…
«А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! Будет с нас – купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!» (Н.А.Некрасов)
Спасибо, коллеги, несомненно, чувство гражданской идентичности важнейшее в становлении юных умов.
- Теоретическое обоснование темы.
Категория «идентичность» известна со времен Аристотеля. Претерпевая самые разные изменения, в современном мире она получила особое звучание и особую значимость. Это связано с тем, что система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но и для всей организации жизни в стране. Достаточно вспомнить события двухлетней давности, а именно возвращение Крыма в состав России. Разве не является это демонстрацией «сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов.»Гражданская идентичность определяет самосознание каждого человека и народа в целом, характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, придает смысл человеческой жизни, расставляет приоритеты общественного и личностного развития.
Современные требования к качеству образования, изменившиеся условия жизни требуют новых подходов и переосмысления традиционных методов и приемов. Уже много лет учусь на книгах Евгения Николаевича Ильина. Он рассматривал преподавание литературы как предмет, формирующий человека. Главное в его технологии – идти к ребёнку не только с темой урока, но и со жгучей проблемой, злободневной, личностно значимой для учащегося. Знание через общение и общение через знание. Постоянное использование приёмов, рассчитанных на эмоциональное воздействие текста произведения на ученика. «В какой мере работа ума становится трудом души – вот главный критерий урока литературы», - говорил он.
В своем мастер-классе я стараюсь представить эффективные, неоднократно проверенные на практике приемы работы на уроке. Основаны они на деятельностном подходе.
Цель: обобщение собственного педагогического опыта и описание нескольких эффективных приемов работы по формированию гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы.
Задачи:
1. Изучить основные теоретические вопросы темы.
2. Обобщить и систематизировать имеющийся практический материал по теме.
3. Описать эффективные приемы работы, дать методический комментарий, привести конкретные примеры уроков, заданий.
В самом начале занятия мы воспользовались приемом «Зрительного ряда». Его модификаций множество. Основная задача -возбуждение познавательного интереса учащихся к учению, положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу, желания учиться,обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других. Этот прием хорош на этапе мотивации. Средства для этого приема разнообразны: это предметы и явления окружающей действительности, действия учителя и учеников, изображения реальных предметов и явлений (рисунки, картины), репродукции, иллюстрации, символические изображения (карты, таблицы, схемы) и т.д. (В это время демонстрируются слайды презентации № 11-13). Очень важно, чтобы он давал возможность задействовать каждого ребенка в активный процесс урока. Такой прием активизирует ассоциативные связи, помогает пополнить знания о культурных нормах, и, конечно, углубляет представление о писателе, героев, помогает систематизировать историко-литературные и теоретические знания учащихся. На мой взгляд, сформировать чувство гражданской идентичности, значит дать ребенку почувствавать себя частью большого достойного общества. И чем чаще ребенок это будет ошущать, тем быстрее это чувство сформируется.
Практическое задание. Сформулируйте тему урока, воспользовавшись зрительным рядом сегодняшнего занятия.
(Возможные варианты:«Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении»,
«Русский язык как национальное достояние русского народа», а дальше могли бы перейти к приему «Куб» и порассуждать о том, что такое язык).
Этот прием способствует развитию умственной и особенно мыслительной активности как условия учебных и познавательных умений, познавательной самостоятельности учащихся. Соотнесение нового материала с известным, систематизации, отслеживанию собственного понимания. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органическое включение работы по технологии критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая работа обращена прежде всего. Это прием –составная часть технологии критического мышления.
Такими приемами Вы можете воспользоваться при рассмотрении любого понятия, темы, явления. С их помощью можно проверить домашнее задание. Они органично включаются в любой этап урока.
В настоящее время продолжается поиск путей формирования гражданской идентичности. Конечно, опираемся мы в своей деятельности на исследования таких корифеев как Ильин Е.Н. Однако современное преподавание заставляет нас модифицировать технологии. Одной из самых перспективных, на мой взгляд, являются ИКТ-технологии.
Я хочу познакомить вас со своим методом, который называется «Свежий взгляд», он является примером использования именно такой формы работы.
Представление метода.
Прием способствует формированию умения не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.
Прием «Свежий взгляд»
Необходимые материалы: компьютер, доступ к сети Интернет либо локальная сеть, любая справочная литература по теме.
Обучающиеся распределяются на группы (группы формируется по-разному:(прямое деление учителем; формируются по желанию детей, в процессе игры и т.д.). Может создаваться 1 группа, которая получает задание.
Примечание: следует отметить, что обучающихся стоит ознакомить с элементарными правилами составления презентации(прил.1)
Каждая группа получает задание подготовить презентацию по определенной теме (в задании могут содержаться комментарии, рекомендации учителя: адреса сайтов для работы; дополнительная литература; вопросы, обязательные для освещения и т.д.).
Каждый член группы должен составить один (2-3) слайд по заданной теме, подготовить к нему комментарий(самую важную интереснуюинформацию, количество слов может указываться ) и выполнить функцию, определенную ему в команде. Определяются члены команды: монтажер, редактор, историк, экскурсовод, аналитик.
У каждого члена группы свои обязанности:
Монтажер | Осуществляет монтаж материала, соединение представленных слайдов в одну презентацию. Именно ему каждый обучающийся присылает свой слайд (монтажер имеет право вернуть слайд при повторе материала). Он может добавить музыкальное сопровождение, оформление и т.д. |
Редактор | Осуществляет проверку представленных материалов с точки зрения наличия орфографических и пунктуационных ошибок, редактирует принятую информацию, оказывая при этом авторам необходимую помощь (по улучшению структуры слайдов, выбору терминов, оформлению иллюстраций и т. п.), согласовывает с ними рекомендованные изменения. |
Историк | Осуществляет проверку фактического материала. Проверяет по первоисточникам правильность написания приводимых цитат и цифровых данных, употребления и написания имен, научно-технических терминов, единиц измерения, оформление справочного аппарата издания, соответствие приводимых символов обозначениям, установленным стандартами или принятым в научной и нормативной литературе. |
Экскурсовод | Знакомится с представленными материалами; используя личную технику выступления сопровождает пояснениями и рассказами показ материала в классе. |
Аналитик | Проверяет посредством интересных заданий (кроссворда, мини-викторины, рисунка) внимательность класса, проводит рефлексию. |
Представляя материал в классе, ребята могут и оценивать его самостоятельно. Работает группа историков, редакторов, экскурсоводов, монтажеров,аналитиков, оценивая работу своих коллег.
Приложение. Основные требования к презентации.
Правило № 1. Прежде чем приступить к созданию презентации, следует четко представлять (понимать), что вы собираетесь донести до слушателей, что вы собираетесь рассказать. Поэтому необходимо просмотреть как можно больше литературы по данной теме, составить список материалов и иллюстраций, которые вам необходимы, определить, какие материалы и иллюстрации необходимо отсканировать, найти в Интернете или, наконец, нарисовать самим.
Правило № 2. Самое важное: презентация – это визуальное, а не текстовое произведение, это визуальная поддержка вашей речи или доклада, и, соответственно, в ней тоже должна быть показана структура (содержание).
Правило № 3. Будьте проще! В презентации не должно быть ничего лишнего. Каждый слайд должен представлять собой звено, логически связанное с темой повествования, и работать на общую идею презентации. Используйте готовые шаблоны (http://www.smiletemplates.com).
Правило № 4. Шрифт и кегль должны служить максимально простому визуальному восприятию. Шрифт – из классических, кегль – не меньше 24. Текст должен быть контрастным на любом цветовом фоне.
Правило № 5. Расположение предложений на каждом слайде должно максимально облегчать задачу его восприятия. Совет: на слайдах «Заголовок и объект (список)» пропускайте после каждого пункта маркер, увеличивая отступ вдвое, если позволяет объём текста.
Правило № 6. Количество текста в слайде должно определяться мыслью, что презентация – это конспект ключевых тезисов вашей работы (тезисный план), поэтому размещать туда выдержки из работы не стоит.
Правило № 8. Графика чаще всего раскрывает концепции или идеи гораздо эффективнее текста: одна картинка может сказать больше тысячи слов. Бывает и наоборот, одно слово может сказать больше тысячи картин. Если есть возможность, вставляйте картинки в каждый слайд. Визуализация помогает аудитории. Помещайте картинки левее текста: мы читаем слева направо, поэтому смотрим сначала на левую сторону слайда.
Правило № 9. Не перегружайте слайды лишними деталями, не увлекайтесь анимацией. Не забывайте, что звуковые и визуальные эффекты не должны отвлекать внимание слушателей от основной важной информации.
Правило № 10. В конце презентации лучше поместить вежливый слайд «Спасибо за внимание!» Перед началом обсуждения вашей работы и презентации лучше вывести на экран титульный слайд с вашим именем и темой работы.
Апробация приема.
Вы являетесь членом команды №______, в группе Вы _________________.
Ваше задание №______
Мы готовимся к уроку по теме «Сочинение-описание памятника культуры».
Темы заданий.
№ 1. Архитектурные памятники православной культуры в Курской области.
№ 2. Архитектурные памятники, связанные с военной славой Курской земли.
№ 3. Памятники деятелям искусства и культуры в Курской области.
Сегодня мы воспользуемся локальной сетью, имеющейся в кабинете информатики и попробуем поработать в несколько упрощенном варианте. Вместо сети Интернет, у нас сеть кабинета. В папке «Мастер» уже собрана небольшая информация по данным темам, которой Вы можете воспользоваться. Но методика проведения работы не меняется. Вы можете воспользоваться следующими сайтами: https://autotravel.ru/excite.php/236/1;http://old.kurskcity.ru/pubs/photo/1824
Рекомендации:Опирайтесь в работе на следующие вопросы.
- По какому поводу был воздвигнут памятник?
- Где он расположен?
- Когда он был создан?
- Кто его автор?
- Что в нем особенного? Чем привлекает?
- Какие впечатления он производит на смотрящего? Нравится ли вам этот памятник?
Словарная работа. Прочитайте размещенные ниже слова. Постарайтесь употребить 1-2 слова в своем рассказе.
Архитектура – искусство строительства, возведения зданий.
Возводить – строить, сооружать.
Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.
Замысловатый – сложный, затейливый, оригинальный.
Горельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема, выпуклое настенное скульптурное изображение.
Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.
Зодчий – архитектор, строитель.
Зодчество – искусство архитектуры, строительства.
Апофеоз – прославление, возвеличивание кого- или чего – либо.
Аллегория – иносказание.
Монумент – большой памятник.
Монументальный – величественный, производящий впечатление величиной, мощностью.
Постамент – основа памятника, колонны, статуи.
Пьедестал – подножие статуи.
Вопрос. Участники семинара работают над презентацией, представляют свою работу.
Уважаемые коллеги, Вы воспользовались этим приемом, а теперь давайте обсудим его достоинства и недостатки.
Предполагаемые ответы.Этот метод позволяет ребятам работать и самостоятельно, и в группе, и в парах, они не хотят подвести команду (учатся не подводить команду). Несомненным плюсом в такой работе является то условие, что каждый ученик, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить активность и самостоятельность, собственную фантазию и творчество. Такой вид работы имеет большую общеобразовательную ценность, поскольку направлен на формирование у школьников социальной компетенции, то есть способности самостоятельно действовать, выбирая стратегию своей работы на развитие чувства ответственности за конечный результат, умение публично выступать и аргументированно проводить презентацию конечного результата. А материал, с которым мы работаем, дает возможность формировать именно те гражданские чувства, о которых мы и говорим.
Этап рефлексии.
Уважаемые коллеги, наша работа близится к завершению. Перед тем как попрощаться с Вами я попрошу Вас закрыть глаза. Попытайтесь нарисовать наше сегодняшнее занятие. Если на рисунке вы изобразили себя довольным, увлеченным – улыбнитесь.Чем шире и щедрее Ваша улыбка, тем выше оценка сегодняшней работы. Если вы остались недовольны собой, сделайте недовольную мину. А теперь откройте глаза и подарите свой рисунок коллегам. Всем спасибо за работу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Курская Коренная икона Божией Матери «Зна́мение»
Морякам АПРК "КУРСК", погибшим в Баренцевом море
- Какое это имеет значение… - Сравните это с чем-то другим… - Свяжите это с чем-то еще… - Как Вы лично к этому относитесь? - Задайте об этом вопрос… - Проиллюстрируйте это примером из литературы…. «Куб»
Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) Древнегреческий философ, ученик Платона. Наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики. Согласно Аристотелю, идентичность - «некоторым образом душа есть все сущее». Под идентичностью понимается соотнесенность чего-либо с самим собой в сопряженности и непрерывности собственной вариативности.
«А что такое гражданин? Отечества достойный сын. Ах! Будет с нас – купцов, кадетов, Мещан, чиновников, дворян, Довольно даже нам поэтов, Но нужно, нужно нам граждан!» Н.А. Некрасов Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
«Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны» Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Ильин Евгений Николаевич «В какой мере работа ума становится трудом души – вот главный критерий урока литературы» Урок продолжается. — М., 1973. Искусство общения. — М., 1982. Роман М. А. Шолохова «Поднятая целина» (Из опыта работы). Кн. для учителя. — М., 1985. Шаги навстречу. — М., 1986. Рождение урока. — М., 1986. Путь к ученику. — М., 1988. Герой нашего урока. — М., 1991. «Минувших дней итоги…» — Л., 1991. Из блокнота словесника. — СПб., 1993. Давайте соберемся. — М., 1994 ( соавт .). Как увлечь книгой. — СПб., 1995. Воспитаем читателя. — СПб., 1995.
Цель: обобщение собственного педагогического опыта и описание эффективных приемов работы по формированию гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы. Задачи: 1. Изучить основные теоретические вопросы темы. 2. Обобщить и систематизировать имеющийся практический материал по теме. 3. Познакомить с эффективными приемами работы, дать методический комментарий, привести конкретные примеры уроков, заданий.
Средства приема : предметы и явления окружающей действительности, изображения реальных предметов и явлений (рисунки, картины), репродукции, иллюстрации, символические изображения (карты, таблицы, схемы) Основная задача - возбуждение познавательного интереса учащихся к теме, обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других. «Зрительный ряд»
Тема: «Родная природа в стихотворениях великих поэтов» Зрительный ряд. Перечислите краски лета. С каким чувством художники показывают природу? Почему? Щербаков Борис Валентинович Разнотравье донское. Аркадий Пластов «Сенокос»
Тема: «Нет уз святее товарищества…» по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Зрительный ряд. Подумайте, что объединяет эти фотографии?
Тема: «Особенности ментальности русского человека» (по повести Н. Лескова «Очарованный странник») Зрительный ряд. Подберите пословицы к представленным изображениям. Какие черты русского человека они отражают?
Тема? Зрительный ряд. Назовите одним-двумя словами чувства, которые Вы испытываете, глядя на изображения. Почему наши чувства сходны?
Тема: « Родная природа в стихотворениях великих поэтов » Тема: «Нет уз святее товарищества …» Тема: «Особенности ментальности русского человека» (по повести Н. Лескова «Очарованный странник ») Способствует развитию умственной и особенно мыслительной активности, познавательной самостоятельности, соотнесению нового с известным, систематизации, отслеживанию собственного понимания. «Куб»
Необходимые материалы: компьютер, доступ к сети Интернет либо локальная сеть, любая справочная литература по теме. Форма работы: индивидуальная, в парах, в группе. К аждый ученик, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить активность и самостоятельность, собственную фантазию и творчество. Прием направлен на формирование у школьников социальной компетенции, то есть способности самостоятельно действовать, выбирая стратегию своей работы на развитие чувства ответственности за конечный результат, умение публично выступать и аргументированно проводить презентацию конечного результата. «Свежий взгляд»
Ценности: гуманность, самоопределение личности, уважение прав и свобод человека, уважение человеческого достоинства, уважение институтов гражданского общества, уважение норм и правил современной демократии, справедливость, равенство людей перед законом, общественное благо, уважение национальных традиций и культур, общечеловеческих ценностей, политическое многообразие, патриотизм, готовность к разумному компромиссу, толерантность, правдивость и др. Компоненты формирования гражданской идентичности
Знания: правовые, политические, основы этики, основы знаний о социальной сфере общества, экономические, основы знаний в области социальной экологии, основы психолого-педагогических знаний, знание культурных и исторических достижений народов России и мировой цивилизации, истории и культуры родного края. Компоненты формирования гражданской идентичности
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы работы на уроках русского языка и литературы с учащимися старших классов в условиях вечерней школы
Эффективные формы работы на уроках русского языка и литературы с учащимися старших классов в условиях вечерней школы. Обобщение опыта работы по теме....

Урок рефлексии в рамках реализации программы ФГОС. Виды деятельности, приемы работы на уроках русского языка и литературы.
Данный материал расскажет о структуре урока рефлексии. В статье приведены некоторые виды и приемы работы на каждом из этапов урока такого типа....

Статья "Методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы в классах С(К)О VII вида "
Статья " Обучение русскому языку и литературе в С(К)О классах VII вида."...

Доклад "ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"
Доклад "ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"...
Мастер-класс «Использование инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы»
Применение технологии критического мышления (прием Кроссенс), технологии «Кейс-стади», технологии «Интеллект-карты» на уроках русского языка и литературы при подготовке к ...

Мастер-класс «Использование инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению инновационных форм работы на ур...

Мастер-класс для педагогов «Облако слов» на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательного интереса обучающихся»
Развитие современного образования неразрывно связано с информатизацией общества. Один из ресурсов, которые предоставляет нам интернет – это использование различных интернет-...