Мастер-класс «Использование инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы»
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы.
Основные задачи мастер-класса:
- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
- повысить профессиональное мастерство участников;
- обозначить актуальность применения инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы;
- распространить передовой педагогический опыт применения инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы;
- провести практическую часть по применению инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы;
- провести рефлексию продуктивности мастер-класса.
Ожидаемые результаты: применение коллегами в своей педагогической деятельности опыта работы по применению инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы.
Оборудование: авторская презентация, ноутбук, мультимедиа проектор, экран для показа презентации, школьный колокольчик (для звонка), ватман (количество листов зависит от количества групп), цветные карандаши, фломастеры, конверты с частями кроссенса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_1.docx | 24.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Использование инновационных форм работы
на уроках русского языка и литературы»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы.
Основные задачи мастер-класса:
- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
- повысить профессиональное мастерство участников;
- обозначить актуальность применения инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы;
- распространить передовой педагогический опыт применения инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы;
- провести практическую часть по применению инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы;
- провести рефлексию продуктивности мастер-класса.
Ожидаемые результаты: применение коллегами в своей педагогической деятельности опыта работы по применению инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы.
Оборудование: авторская презентация, ноутбук, мультимедиа проектор, экран для показа презентации, школьный колокольчик (для звонка), ватман (количество листов зависит от количества групп), цветные карандаши, фломастеры, конверты с частями кроссенса.
Ход мастер-класса
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Внимание на экран.
ФИЛЬМ
СЛАЙД 1. В основе инновационного обучения лежат большое количество технологий. Сегодня хотелось бы акцент сделать на нескольких, которые мы используем в своей практике. Это:
- технология критического мышления (прием Кроссенс)
- технология «Кейс-стади»,
- технология «Интеллект-карты».
СЛАЙД 2. I. Сегодня в этом кабинете присутствуют не только учителя русского языка и литературы, но и представители других школьных предметов. Поэтому технологии, которые сегодня будут представлены на нашем мастер-классе, можно использовать на любом предмете.
Перед вами лежат конверты, выньте их содержимое и разложите картинкой вверх.
СЛАЙД 3. Первый прием, с которым мы работаем на своих уроках - это Кроссенс, как прием логического и творческого мышления.
- Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Это является требованием ФГОС, об этом говорится в методической литературе.
Что же такое "Кроссенс"? Слово "кроссенс" придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое с английского означает "пересечение смыслов". СЛАЙД 4. Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
СЛАЙД 5. Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.
СЛАЙД 6. Существует довольно простой и понятный алгоритм составления кроссенса. Алгоритм составления кроссенса:
1) определить тематику, общую идею;
2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;
4) найти связь между элементами, определить последовательность;
5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат);
6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.
Я предлагаю составить и разгадать кроссенс, части которого лежали у вас в конвертах. После того, как вы сложите все квадраты, ваша задача – объяснить кроссенс: определить о чем идет речь, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. На выполнение я даю 2 минутки (музыка).
Вы поняли о чем идет речь? (СЛАЙД 7) Что мы можем рассказать о теме сегодняшнего мастер-класса используя кроссенс? (Ответы)
Спасибо большое! Было трудно? Да приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять кроссенсы.
На каком этапе урока мы применяем кроссенс? Отвечу
Мы применяем кроссенс:
- при изучении нового материала: выведение темы урока; установка проблемной ситуации;
- при закреплении и обобщении изученного материала;
- творческое домашнее задание.
Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. Нельзя отрицать, что наряду с логическим мышлением, развивается зрительная память и связная речь.
- (СЛАЙД 8) Среди инновационных технологий обучения всё большую популярность получают кейс - технологии.
(СЛАЙД 9) Родиной данной технологии является США. Впервые была она применена в 1908 году. (СЛАЙД 10) В России стали внедрять кейс-технологию в 80-е годы ХХ века в МГУ им. Ломоносова и лишь в последние 3-4 года — в школьный образовательный процесс.
Кейс-технология способствует повышению мотивации учения у обучающихся, развивают их интеллектуальные способности.
(СЛАЙД 11) Данная технология имеет многоплановые цели:
- научить обучающихся как индивидуально, так и в составе группы анализировать информацию;
- сортировать ее для решения выбранной задачи;
- выявлять ключевые проблемы;
- искать пути решения и оценивать их;
- выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.
Кейс-технология применима в преподавании любых предметов, если основные задачи, поставленные на уроке. - это обучение навыкам критического мышления, принятия решений, независимого характера.
(СЛАЙД 12) Как сделать кейс? Легче — купить, труднее создавать самому на каждую тему, на каждый урок, самостоятельно учителю или совместно с детьми, но обязательно исходя из их интересов и вопросов, волнующих именно их, сегодня. Сейчас. Сию минуту.
Главное отличие кейса от задачи: задача имеет решение и путь к нему, даже если и не один. Кейсы имеют много решений, приводящих к раскрытию той или иной проблемы.
Кейс - стади или метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационных задач и упражнений)
(СЛАЙД 13) Приведу пример, как реализуется на моих уроках метод ситуационно-ролевых игр. Итак, урок литературы в 8 классе по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени». После слова учителя о писателе и краткой характеристики его деятельности, 2 человека разыгрывают сценку «Николай Алмазов вернулся домой с работы»
Учащиеся разделены на 2 группы, они должны предположить, как поступит жена. Вариантов было предложено множество: просто посочувствует, предпримет какие-либо меры для спасения мужа, пойдет к нему на работу и будет отстаивать чертёж мужа, а некоторые предположили, что пару в итоге ждет развод.
После ответов учащихся смотрим еще одну сценку по рассказу «Решение Веры и спасение мужа». Сравниваем свои предположения и какой выход из положения нашел А.Куприн.
Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что большие кейсы вызывают у обучающихся некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.
(СЛАЙД 14) Что дает использование кейс - технологии?
Обучающемуся:
- Работа с дополнительными материалами.
- Возможность самому готовиться к ОГЭ, ЕГЭ.
- Освоение современных информационных технологий.
Существуют и ограничения на использование кейс - технологии:
1.неэффективна в отношении ситуаций, лишенных альтернативных путей решения,
2. бесполезна в начале учебного процесса, когда у учащихся не актуализированы знания по теме, так как требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся.
III. (СЛАЙД 15) Следующая технология, с которой мы хотели бы вас познакомить - Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.
Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности.
Процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.
(СЛАЙД 16) Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации.
Метод интеллект-карт можно использовать при изучении нового материала, закреплении, обобщении.
(СЛАЙД 17) Считаю, что применение интеллект-карт в обучении школьников дает только положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её.
Использование этого метода способствует: Обучению, концентрации, запоминанию, мышлению. Метод обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов. (СЛАЙД 18) Свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках литературы карты помогают ребятам составлять рассказ, например, о жизни писателей.
(СЛАЙД 19) С помощью интеллект-карты обучающиеся учатся пересказывать, выделять ключевые слова, моменты, систематизировать, группировать.
(СЛАЙД 20)
- В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею.
(СЛАЙД 21)
- Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней
- На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами
(СЛАЙД 22)
- Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруются ветки и добавляются ореолы
Главное – помнить, что человеческий мозг не сможет воспринять и запомнить более чем 7 главных ветвей. Это основное и главное правило при составлении грамотной интеллект-карты.
Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства (СЛАЙД 23):
- Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
- Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
- Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
- Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
- Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
- Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
(СЛАЙД 24) Метод интеллект-карт даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения:
- Адаптироваться к условиям ЕГЭ
- Задействовать оба полушария головного мозга
- Повышать работоспособность
- формировать общеучебные умения и навыки:
- запоминание информации при быстром и полном обзоре темы,
- конспектирование или составление аннотаций письменных текстов,
- создание конспектов лекций, докладов, выступлений,
- написание докладов, рефератов, научных работ, статей, аналитических обзоров, разработка проектов, презентаций.
- осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности:
- улучшать все виды памяти
- развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность
- формировать орфографические и пунктуационные навыки
- обогащать словарный запас
- повышать результативность
(СЛАЙД 25) Данный метод дает возможность учителю:
- повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся
- развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности (СЛАЙД 26)
- активизировать деятельность
- изучать личность обучающихся, выявлять причины их когнитивных затруднений
- корректировать знания
(СЛАЙД 27)
Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока:
- изучение нового материала
- закрепление материала (СЛАЙД 28)
- обобщение материала
- написания сочинения, доклада, реферата, научно-исследовательской работы (СЛАЙД 29)
- подготовка проекта, презентации
- аннотирование (СЛАЙД 30)
- конспектирование
(СЛАЙД 31) Главное достоинство метода - его универсальность. (СЛАЙД 32) Предложенная методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником.
(СЛАЙД 33) Закройте глаза. Представьте любую птицу. Открывайте глаза. Какую птицу вы увидели?
Скажите пожалуйста, а мы можем сравнить педагога с птицей. В чем схожесть? (Заботится, оберегает. Парит в творчестве, новых идеях). Мне кажется, что не все педагоги бывают такими, а что им мешает? (рамки, клетка, бумажная волокита, отчеты, неуверенность в себе). Я хочу, чтобы вы были всегда свободной птицей, без ограничений, без той рамки, которая мешает творить.
На ваших столах лежит ватман и цветные карандаши. Создайте интеллект-карту, центральный образ – педагогическая деятельность (синяя птица).
Чтение текста (МУЗЫКА)
Сперва нарисуйте клетку с настежь открытою дверцей, затем нарисуйте что-нибудь красивое и простое, что-нибудь очень приятное и нужное очень для птицы; затем в саду или в роще к дереву полотно прислоните, за деревом спрячьтесь, не двигайтесь и молчите. Иногда она прилетает быстро и на жердочку в клетке садится, иногда же проходят годы — и нет птицы.
Не падайте духом, ждите, ждите, если надо, годы, потому что срок ожидания,
короткий он или длинный, не имеет никакого значения для успеха вашей картины. Когда же прилетит к вам птица (если только она прилетит), храните молчание, ждите, чтобы птица в клетку влетела, и, когда она в клетку влетит,
тихо кистью дверцу заприте и, не коснувшись ни перышка, осторожно клетку сотрите. Затем нарисуйте дерево, выбрав лучшую ветку для птицы, нарисуйте листву зеленую, свежесть ветра и ласку солнца, нарисуйте звон мошкары, что в горячих лучах резвится, и ждите, ждите затем, чтобы запела птица. Если она не поет — это плохая примета, это значит, что ваша картина совсем никуда не годится; но, если птица поет — это хороший признак, признак, что вашей картиной можете вы гордиться и можете вашу подпись поставить в углу картины, вырвав для этой цели перо у поющей птицы.
Получилось, ура!
А доводилось ли вам слышать синюю птицу? Нет, ждёте еще...Попрошу ВАС закрыть глаза и услышать неповторимый голос птицы!!! (звук школьного звонка).
Мы с ВАМИ счастливые люди! Мы слышим голос этой птицы каждый день. Удивительное пение, звонкое пение этой птицы!
Календарь удивленно листает страницы.
Наши встречи еще повторятся не раз.
Я желаю поймать ВАМ синюю птицу,
Ну, а завтра ее ВАМ подарит ВАШ класс!!!
(СЛАЙД 34) Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.
доклад на общешкольной родительской конференции...
Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы
Фрагмент аналитического отчета на "Конкурс на денежное поощрение лучших учителей"...
Инновационные приёмы на уроках русского языка и литературы
Педагогические мастерские , методы критического мышления....
Презентация "Мастер-класс "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы""
В рамках обобщения опыта В рамках обобщения опыта был проведён мастер-класс для учителей русского языка и литературы. На данный мастер-класс были приглашены коллеги со всего района. Их вниманию был пр...
Мастер-класс " Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку и литературе"
Применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы позволяет: -наполнить уроки новым содержанием;-развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащи...