Мастер-класс «Использование инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы»
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Гончарова Ирина Викторовна

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы.

 

Основные задачи мастер-класса:

- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

- повысить профессиональное мастерство участников;

- обозначить актуальность применения инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы;

- распространить передовой педагогический опыт применения инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы;

- провести практическую часть по применению инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы;

- провести рефлексию продуктивности мастер-класса.

Ожидаемые результаты: применение коллегами в своей педагогической деятельности опыта работы по применению инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы.

Оборудование: авторская презентация, ноутбук, мультимедиа проектор, экран для показа презентации, школьный колокольчик (для звонка), ватман (количество листов зависит от количества групп), цветные карандаши, фломастеры, конверты с частями кроссенса.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_1.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Использование инновационных форм работы

на уроках русского языка и литературы»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы.

Основные задачи мастер-класса:

- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

- повысить профессиональное мастерство участников;

- обозначить актуальность применения инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы;

- распространить передовой педагогический опыт применения инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы;

- провести практическую часть по применению инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы;

- провести рефлексию продуктивности мастер-класса.

Ожидаемые результаты: применение коллегами в своей педагогической деятельности опыта работы по применению инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы.

Оборудование: авторская презентация, ноутбук, мультимедиа проектор, экран для показа презентации, школьный колокольчик (для звонка), ватман (количество листов зависит от количества групп), цветные карандаши, фломастеры, конверты с частями кроссенса.

Ход мастер-класса

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Внимание на экран.

ФИЛЬМ

СЛАЙД 1. В основе инновационного обучения лежат большое количество технологий. Сегодня хотелось бы акцент сделать на нескольких, которые мы используем в своей практике. Это:

- технология критического мышления (прием Кроссенс)

- технология «Кейс-стади»,

- технология «Интеллект-карты».

СЛАЙД 2. I. Сегодня в этом кабинете присутствуют не только учителя русского языка и литературы, но и представители других школьных предметов. Поэтому технологии, которые сегодня будут представлены на нашем мастер-классе, можно использовать на любом предмете.

Перед вами лежат конверты, выньте их содержимое и разложите картинкой вверх.

СЛАЙД 3. Первый прием, с которым мы работаем на своих уроках - это Кроссенс, как прием логического и творческого мышления.

- Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Это является требованием ФГОС, об этом говорится в методической литературе.

Что же такое "Кроссенс"? Слово "кроссенс" придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое с английского означает "пересечение смыслов". СЛАЙД 4. Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.

СЛАЙД 5. Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.

СЛАЙД 6. Существует довольно простой и понятный алгоритм составления кроссенса. Алгоритм составления кроссенса:

1) определить тематику, общую идею;

2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;

4) найти связь между элементами, определить последовательность;

5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат);

6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.

Я предлагаю составить и разгадать кроссенс, части которого лежали у вас в конвертах. После того, как вы сложите все квадраты, ваша задача – объяснить кроссенс: определить о чем идет речь, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. На выполнение я даю 2 минутки (музыка).

Вы поняли о чем идет речь? (СЛАЙД 7) Что мы можем рассказать о теме сегодняшнего мастер-класса используя кроссенс? (Ответы)

Спасибо большое! Было трудно? Да приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять кроссенсы.

На каком этапе урока мы применяем кроссенс? Отвечу

Мы применяем кроссенс:

  • при изучении нового материала: выведение темы урока; установка проблемной ситуации;
  • при закреплении и обобщении изученного материала;
  • творческое домашнее задание.

Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. Нельзя отрицать, что наряду с логическим мышлением, развивается зрительная память и связная речь.

  1. (СЛАЙД 8) Среди инновационных технологий обучения всё большую популярность получают кейс - технологии.

(СЛАЙД 9) Родиной данной технологии является США. Впервые была она применена в 1908 году. (СЛАЙД 10) В России стали внедрять кейс-технологию в 80-е годы ХХ века в МГУ им. Ломоносова и лишь в последние 3-4 года — в школьный образовательный процесс.

Кейс-технология способствует повышению мотивации учения у обучающихся, развивают их интеллектуальные способности.

(СЛАЙД 11) Данная технология имеет многоплановые цели:

  • научить обучающихся как индивидуально, так и в составе группы анализировать информацию;
  • сортировать ее для решения выбранной задачи;
  • выявлять ключевые проблемы;
  • искать пути решения и оценивать их;
  • выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.

Кейс-технология применима в преподавании любых предметов, если основные задачи, поставленные на уроке. - это обучение навыкам критического мышления, принятия решений, независимого характера.

(СЛАЙД 12) Как сделать кейс? Легче — купить, труднее создавать самому на каждую тему, на каждый урок, самостоятельно учителю или совместно с детьми, но обязательно исходя из их интересов и вопросов, волнующих именно их, сегодня. Сейчас. Сию минуту.

Главное отличие кейса от задачи: задача имеет решение и путь к нему, даже если и не один. Кейсы имеют много решений, приводящих к раскрытию той или иной проблемы.

Кейс - стади или метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационных задач и упражнений)

(СЛАЙД 13) Приведу пример, как реализуется на моих уроках метод ситуационно-ролевых игр. Итак, урок литературы в 8 классе по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени». После слова учителя о писателе и краткой характеристики его деятельности, 2 человека разыгрывают сценку «Николай Алмазов вернулся домой с работы»

Учащиеся разделены на 2 группы, они должны предположить, как поступит жена. Вариантов было предложено множество: просто посочувствует, предпримет какие-либо меры для спасения мужа, пойдет к нему на работу и будет отстаивать чертёж мужа, а некоторые предположили, что пару в итоге ждет развод.

После ответов учащихся смотрим еще одну сценку по рассказу «Решение Веры и спасение мужа». Сравниваем свои предположения и какой выход из положения нашел А.Куприн.

Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что большие кейсы вызывают у обучающихся некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.

(СЛАЙД 14) Что дает использование кейс - технологии?

Обучающемуся:

  • Работа с дополнительными материалами.
  • Возможность самому готовиться к ОГЭ, ЕГЭ.
  • Освоение современных информационных технологий.

Существуют и ограничения на использование кейс - технологии:

1.неэффективна в отношении ситуаций, лишенных альтернативных путей решения,
2. бесполезна в начале учебного процесса, когда у учащихся не актуализированы знания по теме, так как требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся.

III. (СЛАЙД 15) Следующая технология, с которой мы хотели бы вас познакомить - Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.

Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности.

Процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.

(СЛАЙД 16) Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации.

          Метод интеллект-карт можно использовать при изучении нового материала, закреплении, обобщении.

(СЛАЙД 17) Считаю, что применение интеллект-карт в обучении школьников дает только положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её.

Использование этого метода способствует: Обучениюконцентрации, запоминанию, мышлению. Метод обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов. (СЛАЙД 18) Свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках литературы карты помогают ребятам составлять рассказ, например, о жизни писателей.          

 (СЛАЙД 19) С помощью интеллект-карты обучающиеся учатся пересказывать, выделять ключевые слова, моменты, систематизировать, группировать.

(СЛАЙД 20)

  1. В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею.

(СЛАЙД 21)

  1. Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней
  2. На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами

(СЛАЙД 22)

  1. Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруются ветки и добавляются ореолы

Главное – помнить, что человеческий мозг не сможет воспринять и запомнить более чем 7 главных ветвей. Это основное и главное правило при составлении грамотной интеллект-карты.

Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства (СЛАЙД 23):

  • Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
  • Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
  • Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
  • Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
  • Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
  • Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

(СЛАЙД 24) Метод интеллект-карт даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения:

  • Адаптироваться к условиям ЕГЭ
  • Задействовать оба полушария головного мозга
  • Повышать работоспособность
  • формировать общеучебные умения и навыки:
  • запоминание информации при быстром и полном обзоре темы,
  • конспектирование или составление аннотаций письменных текстов,
  • создание конспектов лекций, докладов, выступлений,
  • написание докладов, рефератов, научных работ, статей, аналитических обзоров, разработка проектов, презентаций.
  • осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности:
  • улучшать все виды памяти
  • развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность
  • формировать орфографические и пунктуационные навыки
  • обогащать словарный запас
  • повышать результативность

(СЛАЙД 25) Данный метод дает возможность учителю:

  • повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся
  • развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности (СЛАЙД 26)
  • активизировать деятельность
  • изучать личность обучающихся, выявлять причины их когнитивных затруднений
  • корректировать знания

(СЛАЙД 27)

Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока:

  • изучение нового материала
  • закрепление материала (СЛАЙД 28)
  • обобщение материала
  • написания сочинения, доклада, реферата, научно-исследовательской работы (СЛАЙД 29)
  • подготовка проекта, презентации
  • аннотирование (СЛАЙД 30)
  • конспектирование

(СЛАЙД 31) Главное достоинство метода - его универсальность.  (СЛАЙД 32) Предложенная методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником.

(СЛАЙД 33) Закройте глаза. Представьте любую птицу. Открывайте глаза. Какую птицу вы увидели?

Скажите пожалуйста, а мы можем сравнить педагога с птицей. В чем схожесть? (Заботится, оберегает. Парит в творчестве, новых идеях). Мне кажется, что не все педагоги бывают такими, а что им мешает? (рамки, клетка, бумажная волокита, отчеты, неуверенность в себе). Я хочу, чтобы вы были всегда свободной птицей, без ограничений, без той рамки, которая мешает творить.

На ваших столах лежит ватман и цветные карандаши. Создайте интеллект-карту, центральный образ – педагогическая деятельность (синяя птица).

Чтение текста (МУЗЫКА)

Сперва нарисуйте клетку с настежь открытою дверцей, затем нарисуйте что-нибудь красивое и простое, что-нибудь очень приятное и нужное очень для птицы; затем в саду или в роще к дереву полотно прислоните, за деревом спрячьтесь, не двигайтесь и молчите. Иногда она прилетает быстро и на жердочку в клетке садится, иногда же проходят годы — и нет птицы.
Не падайте духом, ждите, ждите, если надо, годы, потому что срок ожидания,
короткий он или длинный, не имеет никакого значения для успеха вашей картины. Когда же прилетит к вам птица (если только она прилетит), храните молчание, ждите, чтобы птица в клетку влетела, и, когда она в клетку влетит,
тихо кистью дверцу заприте и, не коснувшись ни перышка, осторожно клетку сотрите. Затем нарисуйте дерево, выбрав лучшую ветку для птицы, нарисуйте листву зеленую, свежесть ветра и ласку солнца, нарисуйте звон мошкары, что в горячих лучах резвится, и ждите, ждите затем, чтобы запела птица. Если она не поет — это плохая примета, это значит, что ваша картина совсем никуда не годится; но, если птица поет — это хороший признак, признак, что вашей картиной можете вы гордиться и можете вашу подпись поставить в углу картины, вырвав для этой цели перо у поющей птицы.

Получилось, ура! 

А доводилось ли вам слышать синюю птицу? Нет, ждёте еще...Попрошу ВАС закрыть глаза и услышать неповторимый голос птицы!!! (звук школьного звонка).

Мы с ВАМИ счастливые люди! Мы слышим голос этой птицы каждый день. Удивительное пение, звонкое пение этой птицы!  

Календарь удивленно листает страницы.

Наши встречи еще повторятся не раз.

Я желаю поймать ВАМ синюю птицу,

Ну, а завтра ее ВАМ подарит ВАШ класс!!!

(СЛАЙД 34) Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.

доклад на  общешкольной родительской конференции...

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

Фрагмент аналитического отчета на "Конкурс на денежное поощрение лучших учителей"...

Инновационные приёмы на уроках русского языка и литературы

Педагогические мастерские , методы критического мышления....

Презентация "Мастер-класс "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы""

В рамках обобщения опыта В рамках обобщения опыта был проведён мастер-класс для учителей русского языка и литературы. На данный мастер-класс были приглашены коллеги со всего района. Их вниманию был пр...

Мастер-класс " Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку и литературе"

žПрименение информационных технологий на уроках русского языка и литературы позволяет:  -наполнить уроки новым содержанием;ž-развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащи...