Использование краеведческого материала для формирования читательской грамотности
статья по литературе

Цветкова Наталья Николаевна

В статье представлен опыт работы учителей русского языка и литературы по использованию краеведческого материла в целях формирования читательской грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedcheskiy_material_.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Использование краеведческого материала для решения задач формирования  читательской  грамотности

Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни проза не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть понятны только в связи со своей родной страной. (Д.С. Лихачев)

Литературное краеведение является важным звеном литературного образования школьников и создает дополнительные возможности для формирования читательской грамотности детей.

В докладе я представлю опыт работы учителей русского языка и литературы МОУ «СОШ им.К.Н,Новикова» Качканарского городского округа , которая способствует приобщению к культурному наследию города и края, развитию устойчивого и постоянно углубляющегося интереса к чтению, общих и специальных способностей и познавательной самостоятельности через организацию внеурочной деятельности учащихся

  Поддержка читательской активности школьников осуществляется через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием краеведческого материала. Реализуемая во внеурочной деятельности технология исследовательских и проектных методов направлена  на формирование работы с различными источниками информации, умения отвечать на вопросы по теме, планировать и анализировать свою деятельность, делать выводы.

Ресурсы школьного музея учащиеся применили в создании совместного проекта «Аудиогид по школьному музею» с руководителем школьного музея и учителем информатики. Учащиеся 8 класса под руководством учителя Ж.Р.Никифоровой создали уникальный авторский аудиогид «Предметы советской школы»”, включающий ёмкие интересные тексты о предметах школьного музея. Работу над такими текстами учащимся облегчало умение подбирать наиболее уместные речевые средства, формируемое учителем в рамках урочной деятельности. Аудиогид размещен на русскоязычной странице международной платформы аудиогидов izi.travel.

Учащиеся 10 класса под руководством учителя Цветковой Н.Н. на основе материалов школьного музея создали проект «Что в имени тебе моём?» Учащиеся изучили материалы, связанные с историей школы, с судьбой её выпускников , создали альбомы , в которые включены авторские тексты о значении имён и фамилий.  Работая в этом направлении, учащиеся увидели, как взаимосвязаны фамилия человека с родом деятельности его предков. Такая работа позволила пробудить интерес к слову в его первозданном виде.

В сотрудничестве с городским краеведческим музеем учащаяся 8 класса создала проект ««Особенности сказок народа манси». Цель этого проекта: выявить отличительные особенности мансийских сказок, через сравнение с русскими народными сказками. Читая русские и мансийские сказки, узнавая о традициях народа манси ,некогда населяющего территорию нашего города ,учащиеся учились  извлекать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и использовать полученную информацию .

Таким образом ,деятельностный подход ,реализуемый через организацию  учебно-исследовательской деятельности  учащихся, способствует  использованию учащимися  полученной в различных  текстах информации для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Хорошей традицией для нашей школы стала  организация презентаций книг писателей – земляков в сотрудничестве с городской газетой «Новый Качканар». Так, в октябре 2024 года вышла в свет книга  качканарского писателя и журналиста Михаила Медведева «Роковой маршрут».  Михаил Медведев был  выпускником нашей  школы ,  и поэтому  это событие было для нас особенно важным. В школьном музее прошёл необычный урок-презентация новой книги. Гость этого мероприятия - Лариса Плесникова ,   директор газеты   «Новый  Качканар»,  рассказала, как шла работа над книгой, как обрабатывались и собирались воедино заметки и очерки Михаила Медведева.Участники презентации узнали об авторе – талантливом  журналисте – путешественнике, о его короткой, но яркой и насыщенной событиями жизни.Совместно с учителем русского языка и литературы Натальей Николаевной Цветковой ученики 6А класса обсудили несколько рассказов о, открыли для себя тайны мастерства качканарского писателя.

Приобщать к культурному наследию города и края, расширять жизненные впечатления нам помогает сотрудничество с городским литературным объединением «Лукоморье». Известные качканарские поэты делятся секретами мастерства с учащимися в рамках поэтических мастер-классов, ежегодной акции «День чтения», проводят квесты по краеведческой тематике.

Расширению поля читательских ориентаций школьников за счёт обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения помогает и сотрудничество с городской библиотекой им. Ф.Т. Селянина. В 2022 году Качканарская городская библиотека им. Ф.Т. Селянина выступила инициатором проведения ежегодного Фестиваля, приуроченного к Дню рождения комсомольского вожака и легенды уральского профсоюза, горняка и историка, сказочника и поэта-строителя, Почётного гражданина Качканара Федора Тимофеевича Селянина. Готовясь к этому мероприятию, учащиеся знакомятся с литературным наследием поэта-земляка, обучаются  осознанно, правильно и выразительно читать,

Также библиотека проводит ежегодный конкурс «Качканар читающий». Конкурс объединяет учащихся 5-11 классов, которые любят читать, а также сами встают на путь писательства. Номинации конкурса многообразны: «Книгооткрыватели», «Книга своими руками», «Селянинские строки», Поэзия собственного сочинения, Проза собственного сочинения, «Самый читающий класс» , «Самая читающая семья» .Разнообразие номинаций даёт пищу для творчества и помогает учащимся выразить свою индивидуальность, мотивирует  школьников к чтению через формирование интереса к книге .Ежегодно учащиеся МОУ «СОШ им.К.Н.Новикова» становятся победителями и призёрами этого конкурса в различных номинациях.

Кроме этого, привлечению внимания учащихся к идейным и нравственным проблемам способствует совместная работа учителей русского языка и литературы нашей школы  и  коллектива детской городской библиотекой по знакомству учащихся с литературными произведениями через через систему нестандартных форм занятий: библиотечных уроков, литературных турниров, квизов, онлайн-экскурсий, видео-встреч с новыми авторами, литературных гостиных, диспутов, читательских конференций.

На протяжении нескольких лет наша школа дружит с культурно-досуговым центром «Дуслык», что в переводе с татарского означает  «дружба».  Они бережно хранят культуру и обычаи татаро - башкирского народа в нашем многонациональном Урале. Благодаря участию в различных мероприятиях,  способствующих знакомству с литературой  других народов , удаётся осуществить своеобразный «диалог культур».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования краеведческого материала для формирования исторической памяти о событиях Первой мировой войны

В статье рассматривается возможность использования краеведческого материала для изучения отдельных аспектов событий Первой мировой войны на примере г. Николаевска Самарской губернии: участие органов м...

Использование краеведческого материала в формировании этнокультурной компетентности обучающихся

Статья посвящена рассмотрению вопроса использования краеведческого материала в  формировании этнокультурной компетентности обучающихся.  Значимость проблемы исследования обусловлена тем, что...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Методическая разработка "Использование исторических источников для формирования читательской грамотности" 2021г.

На уроках истории мы работаем с текстами разного вида: сочинения историков или исторические источники, таблицы, исторические карты (схемы), иллюстрации. При работе с документами у учеников выраба...

Материал для формирования читательской грамотности в формате заданий PISA (7-8 кл.)

Данная методическая разработка помогает формировать читательскую грамотность учащихся 7 и 8 классов....

Формирование читательской грамотности с использованием краеведческого материала

Данная разработка предназначена для формирования читательской грамотности на основе краеведческого материала в 5-7 классах....

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...