Материал для формирования читательской грамотности в формате заданий PISA (7-8 кл.)
методическая разработка по литературе (7, 8 класс)

Чистякова Людмила Константиновна

Данная методическая разработка помогает формировать читательскую грамотность учащихся 7 и 8 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл piza_7-8_kl.docx481.18 КБ

Предварительный просмотр:

Материал для формирования читательской грамотности в формате заданий PISA (7-8 кл.)  

Читаем текст.

                                                 Шестой континент.

        16 июля 1819 года со стен города-крепости  Кронштадт  близ Санкт-Петербурга семь раз выстрелили пушки. Это был салют в честь двух парусных кораблей, которые отправились на другой конец света искать загадочную Антарктиду. Шлюпом "Восток" командовал Фаддей Беллинсгаузен, капитаном "Мирного" был Михаил Лазарев. Сколько продлится их плавание - никто сказать не мог.

        Предположение о существовании Южного континента высказывались ещё древними  греками. Они полагали, что в Южном полушарии находится соединённый с Африкой материк, уравновешивающий северные континенты. Отсюда он получил и своё название -anti arktiros (противостоящий северу-Арктике).

        За сорок лет до экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева англичанин Джеймс Кук совершил плавание в Южном Ледовитом океане. Он искал там новый материк, но его остановили льды. С тем пор исследователи туда не отправлялись. И только Россия решилась организовать научную экспедицию " с целью приобретения полнейших знаний  о нашем земном шаре". Помимо моряков, в экспедицию входил астроном Иван Симонов и академик живописи Павел Михайлов.

        Русским морякам  предстояло обогнуть всю Европу, перейти в Южное полушарие, пополнить запасы воды и провизии в бразильском городе Рио-де-Жанейро. Лишь только после этого можно было начать поиск новых земель, расположенных  за "ревущими сороковыми". Так называют воды океана, расположенные южнее 40-й параллели,  из-за страшных западных ветров, которые дуют там круглый год. Но за "ревущими сороковыми" расположены "неистовые пятидесятые", где ветры еще сильнее. А новый материк нужно искать еще дальше, в шестидесятых!

        Через полгода корабли дошли до последнего известного клочка суши и вошли в  приполярные воды. Несколько раз с верхушки мачты раздавался крик :"Земля!", но это были айсберги, грозившие пробить днище или раздавить деревянные корабли. С великим трудом обледенелые парусники пробирались на юг, отыскивая узкие проходы между  льдинами. "Кук задал нам такую задачу, что мы принуждены были подвергаться величайшим опасностям, чтоб, как говориться, не ударить лицом в грязь",- писал Михаил Лазарев. И вот  28 января 1820 года впереди показалась стена изо льда высотой с современный многоэтажный дом. Подойти к ней было невозможно: то тут, то там от нее откалывались огромные куски льда и падали в воду, но сама ледовая стена была неподвижна. Значит, это материковый лёд!

        28 января 1820 года ( по новому стилю) считается датой открытия Антарктиды. Но Беллинсгаузен был очень честным человеком: чтобы заявить от открытии новой земли, ему нужно было увидеть собственными глазами   не лед, а настоящей берег. Поэтому было принято решение плыть вдоль ледяной стены на восток. Пытаясь пробиться к югу, они еще два раза подходили к берегам  Антарктиды. Но тяжелые ледовые условия вынуждали суда снова отходить к северу и двигаться на восток вдоль кромки льдов. В марте - поскольку начиналась  антарктическая зима-корабли отправились на ремонт к материку.

        Они снова  двинулись в полярные воды 31  октября.  А 29 января ( 17 января по старом стилю) 1821года моряки увидели сквозь туман высокую черную гору. Эту сушу Беллинсгаузен назвал Берегом Александра I.  Перед русскими моряками лежала Антарктида, две тысячи лет бывшая призраком, легендой. И измученные холодом и штормами корабли взяли курс домой.

        В Кронштадт "Восток" и "Мирный" вернулись 5 августа 1821 года. Плавание российских кораблей продолжалось 751 день. За время экспедиции русские мореплаватели девять раз подходили к берегам Антарктиды и определили общие очертания континента, нанесли на карту 29 неизвестных островов, сделали превосходные зарисовки и собрали огромные научные коллекции. А кроме того,  " закрыли" ложные представления о Южном материке.  В  феврале 1819 года капитан  английского  торгового судна "Вильямс" Смит случайно обнаружил в южных водах неизвестную землю, назвав её Новой Шетландией. В мире заговорили о том, что это и есть Антарктида. Но русские корабли обошли открытые земли с юга и доказали, что это  лишь гряда островов.

        Отдельные участки Антарктиды после этого были обследованы другими учеными и даже простыми китобоями и охотниками на морского зверя. Но "открытие наиболее южного из известных материков", как писал британский полярный моряк Джеймс Росс, "было доблестно завоевано бесстрашным Беллинсгаузеном".

                                        По Ф.Конюхову. "Антарктида"

Иван Михайлович Симонов принадлежит к той когорте выдающихся личностей, про которых можно сказать следующее: "Великие люди сами себе создают пьедестал, статую им же создаёт будущее".


http://history-kazan.ru/images/rubrika/kazan/litsa/Simonov-1.jpg

        Ещё в студенческие годы, в возрасте 16 лет, Симонов был признан достойным звания магистра математических наук Карьера Симонова, связанная только с Казанским университетом, укладывается в несколько скупых строк:

адъюнкт физико-математических наук - 7 июня 1814 г.;

экстраординарный профессор кафедры астрономии - 7 июля 1816 г. Таким образом, профессором Симонов стал в 22 года (!);

ординарный профессор кафедры теоретической и практической астрономии - 24 мая 1822 г.;

декан отделения физико-математических наук (1822, 1825, 1826, 1828, 1829,1830 гг.);

заслуженный профессор - 23 июля 1841 г.;

проректор университета — 31 октября 1845 г.;

ректор университета — 31 октября 1845 г.;

заслуженный профессор (на следующие 5 лет) - 31 июля 1846 г.

        Одним из самых ярких событий в жизни И.М.Симонова было кругосветное путешествие. Как известно, в 1819 г. М.П.Лазарев и Ф.Ф.Беллинсгаузен организовали на двух шлюпах «Восток» и «Мирный» кругосветное путешествие, намереваясь исследовать моря Южного полушария и обнаружить гипотетический континент.

        Российская экспедиция поставила перед собой чисто научные задачи в отличие от экспансионистских целей экспедиций Колумба и Магеллана. Дополнительно к этому ставились задачи, связанные с химическими и биологическими исследованиями, с изучением течений моря, его температурой и солёностью, определения состояния атмосферы, геомагнитных явлений и т.д. Из этого совершенно ясно, что с такими задачами мог справиться лишь учёный, обладающий большим кругозором знаний.

        Для решения этих задач первоначально было решено взять одного астронома, двух натуралистов и одного художника. Обязанности астронома должен был выполнять И.М.Симонов.

«Из Германии были приглашены два натуралиста, которые обещали явиться на суда наши в Копенгагене, но, не исполнив оного, отказались», - произнёс Симонов в своей актовой речи.

        И в итоге состав экспедиции оказался чисто российским, а Симонов оказался единственным в ней учёным. Но самое главное то, что Симонов прекрасно справился со своими задачами, проявив обширные знания и умения, о чём скромно написал:

«Мы остались без естествоиспытателей, однако не упускали наблюдать и собирать всё, что по сей части ново, любопытно и редко».

Во время экспедиции Симонов впервые определил координаты южного магнитного полюса, современное положение которого не очень отличается от определённого им. Благодаря его точным астрономическим координатам, которые он определял «поутру с 8 до 10 часов и после полудня с 3 до 4 часов ежедневно» экспедиция ни разу не сомневалась в своём местоположении.

Кроме того, Иван Михайлович проводил и большие этнографические исследования, благодаря которым музей университета пополнился уникальными экспонатами. Им был собран ценный материал по минералогии, гидрологии, зоологии, истории и этнографии. В музеях университета находятся экспонаты 176 наименований, подаренные И.М.Симоновым.

        Экспедиция показала, что И.М.Симонов обладает энциклопедическими знаниями. Например, занимаясь вопросами магнетизма Земли, он первым установил 2-дневную периодичность изменений магнитного склонения.

Источник :http://history-kazan.ru/

Задания.

1. Назовите цель   русской морской  экспедиции  к Южному полюсу?

1)  чтобы прославить имена капитанов

2)  найти клад

3)  открыть и присоединить к России  новые земли

4)  чтобы лучше узнать  и исследовать наш  земной шар

_____________________________________________________________

Правильный ответ - 4

_____________________________________________________________

2.Сколько экспонатов подарил музею участник экспедиции И.М.Симонов?

_____________________________________________________________

Ответ - 176

_____________________________________________________________

3.  Что означает  выражение "за ревущими сороковыми"

____________________________________________________________

Ответ - Воды океана, расположенные южнее 40-й параллели, называли ревущими сороковыми из-за страшных западных  ветров___________

4. Что означает выражение  "не ударить лицом в грязь"  в записках  М.Лазарева "Кук задал нам такую задачу, что мы принуждены были подвергаться величайшим опасностям, чтоб, как говориться, не ударить лицом в грязь"?

___________________________________________________________________

Ответ - Показать и доказать, что русские моряки  не хуже других мореплавателей, могут проникнуть дальше Кука и даже открыть Южный материк.

___________________________________________________________________

5. Почему  Ф.Беллинсгаузена можно считать честным человеком? Найдите правильный ответ.

1) После подхода к  ледовой стене Беллинсгаузен сразу известил всех об открытии

2)Беллинсгаузен хотел побыстрее закончить экспедицию

3)Корабли  были повреждены

4)Беллинсгаузен хотел иметь больше достаточных доказательств об открытии

___________________________________________________________________

Ответ - 4

__________________________________________________________________

6. Почему в тексте мы можем встретить такие выражения  "по новому или по старому стилю", что это может означать? Напишите ваше объяснение.

___________________________________________________________________

Ответ- Юлианский календарь — это календарь, по которому жила Россия до 1918 года. В феврале 1918 г. мы перешли на «новый» стиль — на Григорианский календарь. В Европе он начал распространяться с XVI в. и был введен по распоряжению папы Григория XIII (оттого и Григорианский).

или    даты всех событий, произошедших до 1918 года, пишутся по старому стилю, а в скобках дается дата по новому — Григорианскому

____________________________________________________________

7. На каких кораблях русские мореплаватели отправились в далекое путешествие в 1819 году ( можно поискать информацию в интернете).

1)на парусных боевых кораблях

2) на кораблях с паровыми двигателями

3)на ледоколах

____________________________________________________________________________________

Ответ - 1

Шлюп - это парусное боевое судно

___________________________________________________________________

8.  Русская экспедиция началась в июле. В январе корабли подошли к Антарктиде.  Если бы экспедиция началась  в январе, то путешествие продлилось бы меньше по времени   и при лучших условиях?  Подумайте и запишите ответ, объяснив его.

___________________________________________________________________

Ответ -Хорошо, что они отплыли в июле  и приплыли в январе. В январе в Антарктиде лето( теплое время, меньше льдов , условия плавания лучше).

___________________________________________________________________

9. Сколько длилась экспедиция  Ф. Беллинсгаузена и  М. Лазарева ? Найдите правильный ответ.

1)2,5 года

2)25 месяцев

3)2 года 21 день

___________________________________________________________________

Ответ - 3   ( 2 года 21 день)

___________________________________________________________________

10. Найдите в тексте и выпишите предложения, в которых есть пояснение, зачем в экспедиции участвовал астроном  И.М.Симонов?

________________________________________________________________

Ответ -перед экспедицией  ставились задачи, связанные с химическими и биологическими исследованиями, с изучением течений моря, его температурой и солёностью, определения состояния атмосферы, геомагнитных явлений и т.д. Из этого совершенно ясно, что с такими задачами мог справиться лишь учёный, обладающий большим кругозором знаний. Таким ученым и был И. М.Симонов.

_________________________________________________________________

АСТРОНОМИЯ, -и; ж. [греч. ástron - звезда и nómos - закон]. Комплексная наука о строении и развитии небесных тел, их систем и Вселенной в целом.

АСТРОНОМ, -а; м. Специалист по астрономии.

http://gramota.ru/slovari/dic/?word=астрономия&all=x

11.  В каком веке была открыта Антарктида?

1) в 20веке

2)в  17 веке

3)в 18 веке

4)в 19 веке

___________________________________________________________________

Ответ -4

__________________________________________________________________

Рассмотрите карту  , на которой обозначен путь экспедиции  и выполните 12-16 задание.

C:\Users\acera\Downloads\карта путешествий.jpg

12. На каких континентах побывали русские моряки во время антарктической экспедиции. Отметьте все континенты.

1)Австралия

2)Антарктида

3)Северная Америка

4)Южная Америка

5) Европа

6)Южная Америка

______________________________________________________________________________

Ответ - 1,6

______________________________________________________________________________

13.  В чем представление древних греков об Антарктиде было неверным?

________________________________________________________________________

Ответ - Антарктида не соединяется с Африкой

________________________________________________________

14. Как вы думаете, в каком случае экспедиция Ф. Беллинсгаузена и М.Лазарева могла бы открыть Антарктиду раньше?

_____________________________________________________________________________________Ответ- Если бы экспедиция двигалась вокруг ледяной стены в другую сторону ( на запад)

____________________________________________________________________________________

15. Какая параллель находится ближе всего  к центру Антарктиды?

_____________________________________________________________________________________Ответ - 80 параллель

____________________________________________________________________________________

16. Найдите доказательства того, что именно русская экспедиция под руководством  Ф. Беллинсгаузена и М.Лазарева   открыла Антарктиду.

___________________________________________________________________________________

Ответ :

- Экспедиция под руководством Ф. Беллинсгаузена и М.Лазарева обогнула весь материк;

- нанесла на карту очертания всей Антарктиды и сделала очень много научных открытий;

-экспедиция девять раз подходила к берегам Антарктиды.

__________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал (развитие читательской грамотности)

Задания, направленные на проверку и развитие читательской грамотности обучающихся 5 класса....

Дидактический материал для развития читательской грамотности школьников в формате PISA (5-6 кл.)

Материал помогает учителю развивать читательские умения обучающихся 5 и 6 классах....

Материал по финансовой грамотности и предпринимательству

Сценарийинтерактивной игры «Финансовые ребусы»...

Материал по финансовой грамотности и предпринимательству

Сценарийинтерактивной игры «Финансовые ребусы»...

Теоретический и практический материал по финансовой грамотности для темы "Вклады"

Представленный материал будет полезен учителям математики, обществознания, финансовой и функциональной грамотности. Он содержит теоретический раздел и задачи дифференцированного уровня сложности для о...

Контрольно-измерительный материал для 6 класса в формате ЕГЭ

Контрольно-измерительный материал в формате ЕГЭ адаптирован для обучающихся 6 классов в соответствии с программными требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общег...

Развитие читательской грамотности: новые форматы обучения

Некоторые формы развития читательской грамотности на уроках литературы...