Конспект внеклассного мероприятия: «Душа, рожденная стихами»
план-конспект занятия по литературе (10 класс)
Форма проведения: Внеклассное мероприятие для 9-11 классов.
Цель: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством М. И. Цветаевой, акцентируя внимание на 130-летии со дня рождения русской поэтессы.
Задачи:
Обучающие:
- рассказать о жизни поэтессы, об основных темах и мотивах цветаевской лирики;
- показать тесную связь творчества М. Цветаевой с основными этапами её биографии.
Развивающие:
- развитие у обучающихся художественного восприятия, подвижных эмоций, эстетических чувств;
- развитие навыков грамотного и свободного владения устной речью, выразительного чтения произведений стихотворного жанра.
Воспитательные:
- воспитание любви к русской литературе;
- воспитание культуры устной и письменной речи;
- приобщение обучающихся к поэзии М.И. Цветаевой;
- воспитание чувства любви к Родине, к ее литературно-историческому наследию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.59 КБ |
![]() | 966.27 КБ |
![]() | 584.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Конспект внеклассного мероприятия:
«Душа, рожденная стихами»
Номинация:
«Моим стихам… настанет свой черед»
Подготовила:
Сидоркина Анастасия Владимировна,
Саранск 2022 г.
Цель: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством М. И. Цветаевой, акцентируя внимание на 130-летии со дня рождения русской поэтессы.
Задачи:
Обучающие:
- рассказать о жизни поэтессы, об основных темах и мотивах цветаевской лирики;
- показать тесную связь творчества М. Цветаевой с основными этапами её биографии.
Развивающие:
- развитие у обучающихся художественного восприятия, подвижных эмоций, эстетических чувств;
- развитие навыков грамотного и свободного владения устной речью, выразительного чтения произведений стихотворного жанра.
Воспитательные:
- воспитание любви к русской литературе;
- воспитание культуры устной и письменной речи;
- приобщение обучающихся к поэзии М.И. Цветаевой;
- воспитание чувства любви к Родине, к ее литературно-историческому наследию.
Форма проведения: Внеклассное мероприятие для 9-11 классов.
Форма работы: Групповая, индивидуальная.
Подготовительная работа: Подбор информации, разработка презентации, составление буклетов с информацией и заданиями по теме.
Ход мероприятия
Слайд 1
Вступительное слово учителя, объявление темы урока:
Здравствуйте, дорогие ребята! В этом году исполняется 130 лет со дня рождения русской поэтессы М. И. Цветаевой. И сегодня мы собрались с вами, чтобы узнать немного больше про ее жизнь, творчество, познакомиться с произведениями Цветаевой. Тема сегодняшнего внеклассного мероприятия - «Душа, рожденная стихами».
Слайд 2
Определение целей внеклассного мероприятия:
Учитель: Давайте определим цель нашего урока.
Предполагаемые ответы учеников:
- Я бы определил цель урока как знакомство с центральными событиями жизни и творчества поэтессы.
- Мне кажется, что сегодня мы должны узнать основные этапы жизни Цветаевой, важнейшие даты её жизни, познакомиться с творчество поэтессы.
- А ещё мы должны научиться воспринимать, а потом и анализировать стихотворения Марины Ивановны.
Слайд 3
Учитель: эпиграфом к сегодняшнему уроку станут слова самой Марины Ивановны – «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд». Как вы понимаете данные слова Цветаевой?
Предполагаемые ответы учеников:
- смысл эпиграфа заключается в том, что стихам Цветаевой придет черед, но много позже, ведь настоящее творчество всегда перегоняет свое время;
- стихи поэтессы обретут свою настоящую ценность через время, когда «настоятся» так, как вино;
- с годами произведения М.И. Цветаевой станут ценнее, придет их время.
Слайд 4
На слайде:
Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Учитель: Так писала о себе Марина Цветаева. Морская пена изменчива, она рождается с каждой новой волной. Вероятно, изменчивость своей натуры, способность восхищаться, возрождаться и пыталась подчеркнуть в этой поэзии Цветаева. Одни восхищались ею, другие – не понимали. Но творчество Цветаевой никого не оставляло равнодушным.
Сегодня и мы откроем страницы жизненной книги Марины Цветаевой, раскроем причины ее жизненной и творческой трагедии. Мы не должны остаться равнодушными к памяти замечательного поэта, необходимо развивать в себе чувство прекрасного, уметь читать стихи и эмоционально на них откликаться, воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать.
Слайд 5
Учитель: Мне самой очень близко творчество Марины Ивановны. Бесконечный интерес вызывает её судьба. Я восхищаюсь Цветаевой-женщиной, Цветаевой - поэтом.
Каждая осень напоминает нам о дне рождении Марины Цветаевой жаркими, горьковатыми даже на взгляд гроздьями рябины, вызывая в памяти прекрасные строки.
Выразительное чтение стихотворения «Красною кистью рябина зажглась»:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Слайд 6
Биографические данные М.И. Цветаевой:
26 сентября 1892 года в семье профессора Ивана Владимировича Цветаева родилась дочь Марина.
Имя И.В. Цветаева, известного искусствоведа и филолога, сейчас можно прочитать на мемориальной доске, установленной на фасаде здания Музея изобразительных искусств им. Пушкина, - он основатель и создатель этого музея.
Мать Цветаевой, Мария Александровна, одарённая пианистка, ученица Рубинштейна, человек, глубоко и тонко чувствующий искусство, натура артистичная и чуткая, умерла рано, но влияние её на дочь несомненно.
Слайд 7
Детство, юность, молодость Цветаевой прошли в Москве в Трехпрудном переулке, в доме № 8 и в тихой, провинциальной Тарусе.
Слайд 8
Ещё будучи гимназисткой, Марина Цветаева выпустила свой первый сборник – «Вечерний альбом». Марине всего 18 лет. Это было в 1910 году. Стихи никому не известной поэтессы не только не затерялись, но и вызвали положительные отклики таких мастеров и требовательных знатоков стиха, как Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, который восторженно писал:
Кто Вам дал такую яркость красок?
Кто вам дал такую точность слов?
Смелость всё сказать – от детских ласок
До весенних, полнолунных снов?
Слайд 9
До революции Марина Цветаева выпустила ещё две книги: «Волшебный фонарь» (1912г.), «Из двух книг», поэму «Чародей» (1914г.).
Ей удалось не только сохранить свой голос среди пёстрого многоголосья литературных школ и течений, но и развить талант, создав оригинальные, точные по форме и мысли произведения, одно из которых можно назвать провидческим:
Моим стихам, написанным так рано…
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Слайд 10
В 1911 г. М.А. Волошин пригласил Марину Цветаеву и ее сестру Анастасию провести лето в восточном Крыму, в Коктебеле, где жил он сам. В Коктебеле Цветаева познакомилась с Сергеем Яковлевичем Эфроном. Однажды, полушутя, она сказала Волошину, что выйдет замуж только за того, кто угадает, каков ее любимый камень. Вскоре Сергей Эфрон подарил ей найденный на морском берегу сердоликовый камешек. Сердолик и был любимым камнем Цветаевой.
Слайд 11
В Сергее Эфроне, который был моложе ее на год, Цветаева увидела воплощенный идеал благородства, рыцарства и вместе с тем беззащитность. Любовь к Эфрону была для нее и преклонением, и духовным союзом, и почти материнской заботой.
Слайд 12
Чтение стихотворения «Я с вызовом ношу его кольцо».
Я с вызовом ношу его кольцо
— Да, в Вечности — жена, не на бумаге.—
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно - великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза — прекрасно-бесполезны! —
Под крыльями распахнутых бровей —
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна.
— Всем вам, кто жил и умирал без страху.
Такие — в роковые времена —
Слагают стансы — и идут на плаху.
Слайд 13
Встречу с Сергеем Эфроном Цветаева восприняла как начало новой, взрослой жизни и как обретение счастья: "Настоящее, первое счастье / Не из книг!". В январе 1912г. произошло венчание Цветаевой и Сергея Эфрона. 5 сентября (старого стиля) у них родилась дочь Ариадна (Аля).
Слайд 14
Учитель: Но не всё так просто складывалось в жизни Цветаевой. 1917-й год. Революция. Давайте вспомним, как поэты и писатели восприняли революцию?
Ученики: Приводят рассуждения (отношение к революции Бунина, Блока, М. Горького, Маяковского, Есенина и др.).
Учитель: Хорошо, ребята. А как М.И. Цветаева отреагировала на революцию?
Ученик: Октябрьскую революцию Марина Цветаева не приняла, и в 1922 году судьба забросила её за рубеж. Она уехала к мужу – Сергею Эфрону, белому офицеру, оказавшемуся в эмиграции в Праге.
Учитель: Правильно! Как было сказано, Марина Цветаева Уехала к мужу за границу. Если сказать, что Марина Цветаева любила Эфрона, - это значит - почти ничего не сказать. Она его боготворила, и все три года отсутствия известий о нём были для неё пыткой, страшнее которой она не могла себе вообразить. Увлечений в её жизни было и будет немало; любовь - останется одна до конца дней.
В красной Москве она, жена белого офицера, все три долгие годы чувствовала себя отщепенкой. Она пережила страшный голод, смерть младшей дочери Ирины.
Слайд 15
Учитель: Лирика Марины Цветаевой лет революции и гражданской войны, когда она вся была поглощена ожиданием вестей от мужа, проникнута печалью. «Я вся закутана в печаль, - писала она. – Я живу печалью».
И огромная радость, когда пришло известие, что Сергей Эфрон жив.
Чтение стихотворения «Пригвождена к позорному столбу».
Учитель: Сначала Цветаева жила в Берлине, потом три года в Праге, в ноябре 1925 года перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. В самих столицах жить было не по средствам, приходилось селиться в пригородах. К материальным лишениям добавлялась тоска по Родине.
Слайд 16
Учитель: Согласитесь, немыслимо трудно работать поэту, когда он остаётся в таком безвоздушном пространстве, какова эмиграция?
Предполагаемые ответы учеников:
- Да, без родной почвы под ногами, без родного неба над головой, как мне кажется, творчество Цветаевой «потускнело».
- Она чувствовала себя ненужной, чужой всюду – несмотря на то, что у неё были знакомые и даже друзья.
Учитель: Да, действительно, единственная радость – рождение сына Георгия (Мура – так называли его в семье). Она его боготворила, старалась дать ему все. И сам характер её менялся, всё сильнее одолевали заботы, не оставалось времени на чувства, как она говорила. Сердце остывало, душа уставала. Сергей Эфрон всё больше тянулся к Советскому Союзу. В 30-е гг. он сделался одним из активных деятелей организованного «Союза возвращения на Родину». Цветаева же упорно оставалась вне всякой политики.
Слайд 17
Учитель: Всё-таки в 1939 г. поэтесса восстанавливает своё советское гражданство и возвращается с 14-летним сыном Георгием на Родину, вслед за дочерью и мужем, которые вернулись ещё в 1937 году. Возвращение состоялось в годы жестоких репрессий. Сергей Эфрон с дочерью Ариадной оказались арестованными. Цветаева так и не дождалась вестей о муже.
Слайд 18
Учитель: Перед самым возвращением на Родину поэтессе снится ужасный сон о смерти. Она поняла это и так и сказала в своих записях: «Несусь неудержимо, с чувством страшной тоски и окончательного прощания. Точное чувство, что лечу вокруг земного шара, и страстно – и безнадёжно! – за него держусь, зная, что очередной круг будет – Вселенная: та полная пустота, которой так боялась в жизни. Было одно утешение: что ни остановить, ни изменить; роковое…»
К 1941 году огонь её души погас окончательно. Никто не сумел и не захотел поддержать его. Погас огонь любви – перестали писаться стихи. Исчезли стихи – ослабла воля к жизни.
Грянула война. 8 августа Марина Ивановна уезжала из Москвы пароходом в эвакуацию, и провожал её Борис Пастернак. Там, в Елабуге, 31 августа 1941 года её не стало. Там она решила, что сну пора сбываться – и ушла во Вселенную.
Слайд 19
Учитель: Также стоит отметить, что сохранились предсмертные записки М.И. Цветаевой.
Сыну: «Мурлыга, прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты и объясни, что я попала в тупик».
Друзьям: «Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Я хочу, чтобы он жил и учился. Со мною он пропадет. Не похороните живой, хорошенько проверьте. А меня простите – не вынесла».
Слайд 20
Учитель: Ребята, очень бы хотелось, чтобы вы постарались «понять до глубины» и трагическую участь поэта, и пророческую суть ее стихов, и мятежную ее душу, призывающую жить по утвержденным ею законам.
Каждому из вас в начале урока был выдан буклет, в котором на протяжении всего нашего знакомства с жизнью и творчеством поэтессы вы должны были делать определенные пометки. Проверим, как вы поработали с буклетами. Какие важные даты Вы отметили в жизни Марины Цветаевой?
Ответы учеников и результаты их работы с буклетами.
Слайд 21
Учитель: Ребята, давайте подведем итоги нашей сегодняшней работы и проведем рефлексию в форме синквейна.
Учащиеся составляют синквейны по теме.
Слайд 22
Наше мероприятие подходит к концу. Мы лишь немного прикоснулись к огромному миру цветаевской поэзии. Литературное наследие ее велико. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Любое ее произведение подчинено только правде сердца.
Спасибо вам за урок и за проявленный интерес к творчеству поэтессы. В завершении хочется произнести слова Марины Ивановной Цветаевой, которые, я надеюсь, станут опорой для вас в дальнейшем:
«Крылья — свобода, только когда раскрыты в полёте, за спиной они — тяжесть»
Расправляйте свои крылья, будьте смелее и инициативнее, и пусть ваши цели никогда не станут для вас тяжестью!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Познакомиться с жизнью и творчеством М. И. Цветаевой, акцентируя внимание на 130-летии со дня рождения русской поэтессы . Задачи: познакомить учащихся с личностью поэтессы ; рассказать об основных этапах ее жизни; способствовать пробуждению у учеников интереса к творчеству М.И. Цветаевой; развить навык выразительного чтения; воспитать чувство любви к Родине, к ее литературно-историческому наследию.
«Моим стихам, как драгоценным винам, настанет сво й черед» М.И. Цветаева
Кто создан из камня, кто создан из глины, - А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя – Марина, Я – бренная пена морская.
Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть .
Детство, юность, молодость Цветаевой прошли в Москве в Трехпрудном переулке, в доме № 8 и в тихой, провинциальной Тарусе
«Вечерний альбом », 1910 г. Кто Вам дал такую яркость красок? Кто вам дал такую точность слов? Смелость всё сказать – от детских ласок До весенних, полнолунных снов ? Максимилиан Волошин
Любовь к Эфрону была для нее и преклонением, и духовным союзом, и почти материнской заботой В Сергее Эфроне Цветаева увидела воплощенный идеал благородства, рыцарства и вместе с тем беззащитность
Я с вызовом ношу его кольцо — Да, в Вечности — жена, не на бумаге.— Эти строки поэтесса посвятила своему мужу Сергею Эфрону. О замужестве сказано и гордо, и поэтически, и искренне. Радость замужества, гордость за мужа, клятва в верности навсегда, необязательность кольца на руке – все это вложила М.И. Цветаева в эти поэтические строчки.
Девочка! - царица бала! Или схимница, - Бог весть! - Сколько времени? - Светало. Кто-то мне ответил: - Шесть. Чтобы тихая в печали, Чтобы нежная росла, - Девочку мою встречали Ранние колокола.
Все рядком лежат - Не развесть межой. Поглядеть: солдат. Где свой, где чужой? Белый был - красным стал: Кровь обагрила. Красным был - белый стал: Смерть побелила. <…> И справа и слева И сзади и прямо И красный и белый: - Мама!
Пригвождена к позорному столбу Славянской совести старинной, С змеею в сердце и с клеймом на лбу, Я утверждаю, что — невинна…
«Несусь неудержимо, с чувством страшной тоски и окончательного прощания. Точное чувство, что лечу вокруг земного шара, и страстно – и безнадёжно! – за него держусь, зная, что очередной круг будет – Вселенная: та полная пустота, которой так боялась в жизни. Было одно утешение: что ни остановить, ни изменить; роковое…» К 1941 году огонь её души погас окончательно. Погас огонь любви – перестали писаться стихи. Исчезли стихи – ослабла воля к жизни. 31 августа 1941 года М.И. Цветаевой не стало.
«Крылья — свобода, только когда раскрыты в полёте, за спиной они — тяжесть »
Предварительный просмотр:
Марина Ивановна Цветаева
(1892-1941)
Русская поэтесса Серебряного века, прозаик, переводчица
Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
- М.И. Цветаева родилась …
- Название и год выпуска первого сборника стихов
- Книга «Волшебный фонарь»
- Поэма «Чародей»
- Как звали мужа Цветаевой?
- Венчание Цветаевой с мужем (год)
- Возвращение поэтессы на Родину (год)
- Как звали детей М.И. Цветаевой
- Дата смерти М.И. Цветаевой
- В каких городах жила Цветаева в эмиграции?
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
ПРИЖИЗНЕННЫЕ СБОРНИКИ:
- Вечерний альбом (1910)
- Волшебный фонарь (1912)
- Из двух книг (1913)
- Версты (1921)
- Версты. Выпуск 1 (1922)
- Стихи к Блоку (1922)
- Разлука (1922)
- Психея. Романтика (1923)
- Ремесло (1923)
- После России (1928)
НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ПРИ ЖИЗНИ АВТОРА:
Мария Башкирцева
Юношеские стихи
Лебединый стан
Сборник 40-го года
ОШИБКА
Когда снежинку, что легко летает,
Как звездочка упавшая скользя,
Берешь рукой – она слезинкой тает,
И возвратить воздушность ей нельзя.
Когда пленясь прозрачностью медузы,
Ее коснемся мы капризом рук,
Она, как пленник, заключенный в узы,
Вдруг побледнеет и погибнет вдруг.
Когда хотим мы в мотыльках-скитальцах
Видать не грезу, а земную быль –
Где их наряд? От них на наших пальцах
Одна зарей раскрашенная пыль!
Оставь полет снежинкам с мотыльками
И не губи медузу на песках!
Нельзя мечту свою хватать руками,
Нельзя мечту свою держать в руках!
Нельзя тому, что было грустью зыбкой,
Сказать: «Будь страсть! Горя безумствуй, рдей!»
Твоя любовь была такой ошибкой, –
Но без любви мы гибнем. Чародей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий внеклассного мероприятия "День рождения Энди" на немецком языке
можно использовать для проведения недели немецкого языка...

Конспект внеклассного мероприятия по ученическому самоуправлению "День рождение Солнцеграда"
В школе-интернате была разработана система ученического самоуправления и соуправления, в форме детской игры " Солнцеград".В честь этого события был организован праздник " День рождение Солнцеград...

План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс) «Но жив талант, бессмертен гений...» Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя
План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс)«Но жив талант, бессмертен гений...» Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя ВЕДУЩИЙ (1): Николай ...

Сценарий внеклассного мероприятия «Я рожден для службы царской»
Цели: углубление знаний учащихся об Отечественной войне 1812 года, развитие интереса к изучению истории и литературы; повышение гражданского самосознания и патриотизма; воспитание чувства патриотизма....

Внеклассное мероприятие "День рождения - праздник детства"
Праздник предназначен для учащихся классов "Особый ребенок" 4, 2 и 1 годов обучения.Цель: сформировать у учащихся представление о празднике День рождения и поздравить друг друга с прошедшими и наступа...
План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс) «Но жив талант, бессмертен гений...» Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя
План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс)«Но жив талант, бессмертен гений...» Посвящается 200-летию со дня рождения ...

Конспект внеклассного мероприятия "Как сладко для женской души поплакать..."
Данное мероприятие способствует осмыслению творчества поэтесс XX века, определению их гражданской и поэтической позиции...