План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс) «Но жив талант, бессмертен гений...» Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя
методическая разработка (литература, 9 класс) на тему
План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс)
«Но жив талант, бессмертен гений...»
Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя
ВЕДУЩИЙ (1): Николай Васильевич Гоголь вошел в русскую литературу как один из великих и самобытных писателей, сыгравших огромную роль в развитии отечественной литературы и культуры.
В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Н. В. Гоголя. Время не маетно над творениями великого писателя и драматурга. На сценах российских театров идут пьесы Николая Васильевича, книги писателя продолжают волновать и тревожить сердца миллионов людей, как и много лет тому назад. Не увяли краски его неповторимых пейзажей, не умер его богатый, меткий язык, не исчезла сила его разящего смеха, его беспощадной сатиры. Из глубины веков звучит голос Н. В. Гоголя, его крылатые слова о России.
Гоголь: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движе-ние? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке?»
«Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
ВЕДУЩИЙ (1): Николай Васильевич Гоголь сохранился в памяти современников как человек сложный и противоречивый. Веселый и пасмурный, простодушный и замкнутый, грустный и надменный,
Н. В. Гоголь оказывался неуловимым для четких определений. Вот каким увидел его писатель С. Т. Аксаков [1] в 1839 году...
ЧТЕЦ: «Прекрасные, белокурые, густые волосы лежали у него по плечам; красивые усы. Эспаньолка довершали перемену: все черты лица получили совсем другое значение; особенно в глазах, когда он говорил, выражалась доброта, веселость и любовь ко всем; когда же он молчал, задумывался, то сейчас изображалось в них серьезное устремление к чему-то не внешнему... Шутки Гоголя были так оригинальны и забавны, что неудержимый смех одолевал всех, кто его слушал ,сам же он всегда шутил, не улыбаясь».
ВЕДУЩИЙ (2): Жизнь Н. В. Гоголя была яркой и стремительной. Он ушел из жизни в сорок три года, оставив нам бессмертную комедию «Ревизор», гениальную поэму «Мертвые души», многочисленные рассказы и повести.
Детство и юность будущего писателя прошли на Украине, в Полтавской губернии. Разнообразны впечатления детства Н. В. Гоголя: мирная жизнь родной Васильевки, где все было неторопливым и естественным, как сама природа, любовь к литературе, первые» выступления на сцене домашнего театра
ВЕДУЩИЙ (1): В Нежинской гимназии, где Н. В. Гоголь проучился семь лет, углубилось его знакомство с культурой. Наблюдательность и остроумие, умение угадать человека и остро воспроизвести его черты, были заметны в писателе уже в это время. В его шутках, выступлениях на сцене гимназии угадывался будущий драматург.
ВЕДУЩИЙ (2): Юному Н. В. Гоголю еще не ясно, какую деятельность он изберет, ему еще неизвестно «предопределение судьбы», но в нем зреет решение уехать в Петербург, прекрасную столицу, где он сможет стать писателем. В письме к своей матери он пишет...
Гоголь: «Ежели об чем я теперь думаю, так это все о будущей жизни моей. Во сне и наяву мне грезится Петербург, с ним вместе и служба
государству... Я перебирал в уме все состояния, все должности в государстве и остановился на одном. На юстиции... Неправосудие, величайшее в свете несчастие, более всего разрывало мое сердце. Я поклялся ни одной минуты короткой жизни своей не утерять, не сделав блага».
Ведущий (1): Однако замыслам Н. В. Гоголя не суждено было осуществиться. Он не может поступить на государственную службу без связей и протекции. В поисках заработка Н. В. Гоголь пытается поступить на сцену одного из императорских театров, но и тут получает отказ. В конце 1829 года Н. В. Гоголю удалось поступить на службу канцелярским чиновником в один из департаментов. В это же время он пробует свои силы в литературе. В 1830 году в журнале «Отечественные записки» появляется первая повесть писателя «Басаврюк, или вечер накануне Ивана Купалы».
Ведущий (2): Н. В. Гоголь начинает работать над повестями из старинной украинской жизни, используя народный предания и сказки. Вскоре выходят в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки», которые принесли молодому писателю большой успех. Уже по получении первой части сборника А. С. Пушкин писал в одном из писем...
ЧТЕЦ: «Сейчас прочел "Вечера на хуторе близ Диканьки". Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами, какая поэзия, какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился».
Ведущий (1): Чувство гордости и восхищения своей родиной выражается писателем с исключительной проникновенностью, становится близким и общедоступным любому чуткому читателю, в любое историческое время. Вспомним знаменитое начало одной из глав «Майской ночи»: «Знаете ли вы украинскую ночь?»
Чтец (2):
Монолог Майская ночь»
«Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень на себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник - ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посреди неба... Как очарованное, дремлет на возвышении село. Еще белее, еще лучше блестят при месяце толпы хат; еще ослепительней вырезываются из мрака низкие их стен. Песни умолкли. Все тихо. Благочестивые люди уже спят. Где-где только светятся узенькие окна. Перед порогами иных только хат запоздалая семья совершает свой поздний ужин».
Ведущий (1): Осенью 1835 года Гоголь принимается за создание «Ревизора», сюжет которого был подсказан Пушкиным.
В «Ревизоре он решился собрать все дурное в России, какое тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливость, и за одним разом посмеяться над всем. Все ждали эту книгу и считали ее одним из главных произведений писателя.
Сейчас будет представлена сцена из пьесы «Ревизор».
Сцена 1
На сцене Хлестаков и Марья Антоновна.
МАРЬЯ АНТОНОВНА: Ах!
ХЛЕСТАКОВ: От чего вы так испугались, сударыня?
МАРЬЯ АНТОНОВНА: Нет, я не испугалась.
ХЛЕСТАКОВ: Помилуйте, сударыня, мне очень приятно, что вы меня приняли за такого человека, который... Осмелюсь ли спросить вас: куда вы намерены были идти?
ХЛЕСТАКОВ: А паши глаза лучше, нежели важные дела... Вы никак не можете мне помешать; никаким образом не можете; напротив того, вы можете принести удовольствие.
МАРЬЯ АНТОНОВНА: Вы говорите по-столичному.
ХЛЕСТАКОВ: Для такой прекрасной особы, как вы. Осмелюсь ли быть так счастлив, чтобы предложить стул? Но, нет, вам должно не стул, а трон.
МАРЬЯ АНТОНОВНА: Право, я не знаю... мне так нужно было идти. (Садится.)
ХЛЕСТАКОВ: Какой у вас прекрасный платочек!
МАРЬЯ АНТОНОВНА: Вы насмешники, лишь бы только посмеяться над провинциальными.
ХЛЕСТАКОВ: Как бы я желал, сударыня, быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку.
МАРЬЯ АНТОНОВНА: Я совсем не понимаю, о чем вы говорите: какой-то платочек... Сегодня какая странная погода.
ХЛЕСТАКОВ: А ваши губки, сударыня, лучше, нежели всякая погода.
МАРЬЯ АНТОНОВНА: Вы все эдакое говорите... Я бы вас попросила, чтоб вы мне написали лучше на память какие-нибудь стишки в альбом. Вы, верно, их знаете много.
ХЛЕСТАКОВ: Для вас, сударыня, все что хотите. Требуйте, какие стихи вам?
МАРЬЯ АНТОНОВНА: Какие-нибудь эдакие — хорошие, новые.
ХЛЕСТАКОВ: Да что стихи! Я много их знаю.
МАРЬЯ АНТОНОВНА: Ну, скажите же, какие же вы мне напишете?
ХЛЕСТАКОВ: Да к чему же говорить? Я и без того их знаю.
МАРЬЯ АНТОНОВНА: Я очень люблю их...
ХЛЕСТАКОВ: Да у меня много их всяких. Ну, пожалуй, я вам хоть это: «О ты, что в горести напрасно на бога ропщешь, человек!» Ну и другие... теперь не могу припомнить; впрочем, это все ничего. Я вам лучше вместо этого представлю мою любовь, которая от вашего взгляда... (Придвигая стул.)
МАРЬЯ АНТОНОВНА: Любовь! Я не понимаю любовь... я никогда и не знала, что за любовь... (Отодвигая стул.)
ХЛЕСТАКОВ (придвигая стул): Отчего ж вы отдвигаете свой стул? Нам лучше будет сидеть близко друг к другу.
МАРЬЯ АНТОНОВНА (отодвигаясь): Для чего ж близко? Все равно и далеко.
ХЛЕСТАКОВ (придвигаясь): Отчего ж далеко? Все равно и близко.
МАРЬЯ АНТОНОВНА (отодвигаясь): Да к чему ж это?
ХЛЕСТАКОВ (придвигаясь): Да ведь вам только кажется, что близко; а вы вообразите себе, что далеко. Как бы я был счастлив, сударыня, если б мог прижать вас в свои объятия.
СЦЕНА 2
На сцене Марья Антоновна и Хлестаков. Появляется Анна Андреевна.
АННА АНДРЕЕВНА (увидев Хлестакова на коленях): Ах, какой пассаж!
ХЛЕСТАКОВ (вставая): Ах, черт возьми!
АННА АНДРЕЕВНА (Марье Антоновне): Это что значит, сударыня!
Это что за поступки такие?
МАРЬЯ АНТОНОВНА: Я, маменька...
АННА АНДРЕЕВНА: Поди прочь отсюда! Слышишь: прочь, прочь! И не смей показываться на глаза.
(Марья Антоновна убегает в слезах)
Извините, я, признаюсь, приведена в такое изумление...
ХЛЕСТАКОВ (в сторону): А она тоже очень аппетитна, очень недурна. (Бросается на колени.) Сударыня, вы видите, я сгораю от любви.
АННА АНДРЕЕВНА: Как, вы на коленях? Ах, встаньте, встаньте! Здесь пол совсем нечист.
ХЛЕСТАКОВ: Нет, на коленях, непременно на коленях! Я хочу знать, что такое мне суждено: жизнь или смерть.
АННА АНДРЕЕВНА: Но позвольте, я еще не понимаю вполне значения слов. Если не ошибаюсь, вы делаете декларацию насчет моей дочери
ХЛЕСТАКОВ: Нет, я влюблен в вас. Жизнь моя на волоске. Если вы не увенчаете постоянную любовь мою, то я недостоин земного существования. С пламенем в груди прошу руки вашей.
АННА АНДРЕЕВНА: Но позвольте заметить: я в некотором роде... я замужем.
ХЛЕСТАКОВ: Это ничего! Для любви нет различия, и Карамзин сказал: «Законы осуждают». Мы удалимся под сень струй... Руки вашей, руки прошу!
СЦЕНА 3
На сцене Анна Андреевна и Хлестаков. Вбегает Марья Антоновна.
МАРЬЯ АНТОНОВНА: Маменька, папенька сказал, чтобы вы... (Увидя Хлестакова на коленях, вскрикивает.) Ах, какой пассаж!
АННА АНДРЕЕВНА: Ну что ты? К чему? Зачем? Что за ветреность такая! Вдруг вбежала, как угорелая кошка. Ну что ты нашла такого удивительного? Ну что тебе вздумалось? Право, как дитя какое-нибудь трехлетнее. Не похоже, не похоже, совершенно не похоже на то, чтобы ей было восемнадцать лет. Я не знаю, когда ты будешь благоразумнее, когда ты будешь вести себя, как прилично благовоспитанной девице; когда ты будешь знать, что такое хорошие правила и солидность в поступках.
МАРЬЯ АНТОНОВНА (сквозь слезы): Я, право, маменька, не знала...
АННА АНДРЕЕВНА: У тебя вечно какой-то сквозной ветер разгуливает в голове.
ХЛЕСТАКОВ: (хватает за руку Марию Антоновну): Анна Андреевна, не противьтесь нашему благополучию, благословите постоянную любовь!
АННА АНДРЕЕВНА (с изумлением): Так вы в нее?
ХЛЕСТАКОВ: Решите: жизнь или смерть?
АННА АНДРЕЕВНА: Ну вот видишь, дура, ну вот видишь: из-за тебя, этакой дряни, гость изволил стоять на коленях; а ты вдруг вбежала, как сумасшедшая. Ну вот, право, стоит, чтобы я нарочно, отказала: ты недостойна такого счастия.
МАРЬЯ АНТОНОВНА: Не буду, маменька. Право, вперед не буду.
(Анна Андреевна горестно благословляет Хлестакова и Марью Антоновну).
ВЕДУЩИЙ (2): Летом 1836 года Н. В. Гоголь уехал за границу и прожил там долгое время (около двенадцати лет), изредка приезжая в Россию по делам, связанным с печатанием первого тома «Мертвых душ». В Париже он узнал о смерти А. С. Пушкина. В письме к одному из своих друзей Николай Васильевич писал...
ЧТЕЦ (1): «Моя жизнь, мое высшее наслаждение умерло с ним... Когда я творил, я видел перед собой только Пушкина... Ничего не предпринимал, ничего я не писал без его совета. Все, что у меня есть хорошего, я обязан ему».
ВЕДУЩИЙ (1): Весной 1848 года Н. В. Гоголь возвращается в Россию. В конце 1851 года писатель заканчивает второй том «Мертвых душ». Он много читает, ездит, пытается найти свой путь к Богу. Продолжая искать света, он все больше погружался во мрак. Тяжелая душевная болезнь прогрессировала. В ночь на 11 февраля 1852 года Н. В. Гоголь сжег готовую рукопись второго тома «Мертвых душ». Через десять дней после этого, утром 21 февраля, Николай Васильевич умер в Москве. И. С. Тургенев писал...
ЧТЕЦ (1): «Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова?.. Он умер. Потеря наша так жестока, так внезапна... В то самое время, когда мы все могли надеяться, что он нарушит, наконец, свое долгое молчание, что он обрадует, превзойдет наши нетерпеливые ожидания, -пришла эта роковая весть! Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертию, назвать великим; человек, который своим именем означил эпоху в истории нашей литературы»
ВЕДУЩИЙ (1): Н. А. Некрасов [3] на смерть Н. В. Гоголя написал стихотворение...
ЧТЕЦ:
Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят...
Но нет пощады у судьбы Тому,
чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений.
Ведущий (1): Н Г. Чернышевский написал следующее:
Чтец: «Мы называем Гоголя без всякого сравнения величайшим из русских писателей по значению... Давно уже не было в мире писателя, который бы был так важен для своего народа, как Гоголь для России».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no_zhiv_talant_bessmerten_geniy.docx | 26.82 КБ |
Предварительный просмотр:
« Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 30 »
Внеклассное мероприятие по литературе
Но жив талант, бессмертен гений...
Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя
Подготовила и провела Богатырева А. В.
учитель русского языка и
литературы
Саранск 2009
• '-'-'■;- ''•- ■'•
План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс)
«Но жив талант, бессмертен гений...»
Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя
ВЕДУЩИЙ (1): Николай Васильевич Гоголь вошел в русскую литературу как один из великих и самобытных писателей, сыгравших огромную роль в развитии отечественной литературы и культуры.
В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Н. В. Гоголя. Время не маетно над творениями великого писателя и драматурга. На сценах российских театров идут пьесы Николая Васильевича, книги писателя продолжают волновать и тревожить сердца миллионов людей, как и много лет тому назад. Не увяли краски его неповторимых пейзажей, не умер его богатый, меткий язык, не исчезла сила его разящего смеха, его беспощадной сатиры. Из глубины веков звучит голос Н. В. Гоголя, его крылатые слова о России.
Гоголь: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движе-ние? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке?»
«Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
ВЕДУЩИЙ (1): Николай Васильевич Гоголь сохранился в памяти современников как человек сложный и противоречивый. Веселый и пасмурный, простодушный и замкнутый, грустный и надменный,
Н. В. Гоголь оказывался неуловимым для четких определений. Вот каким увидел его писатель С. Т. Аксаков [1] в 1839 году...
ЧТЕЦ: «Прекрасные, белокурые, густые волосы лежали у него по плечам; красивые усы. Эспаньолка довершали перемену: все черты лица получили совсем другое значение; особенно в глазах, когда он говорил, выражалась доброта, веселость и любовь ко всем; когда же он молчал, задумывался, то сейчас изображалось в них серьезное устремление к чему-то не внешнему... Шутки Гоголя были так оригинальны и забавны, что неудержимый смех одолевал всех, кто его слушал ,сам же он всегда шутил, не улыбаясь».
ВЕДУЩИЙ (2): Жизнь Н. В. Гоголя была яркой и стремительной. Он ушел из жизни в сорок три года, оставив нам бессмертную комедию «Ревизор», гениальную поэму «Мертвые души», многочисленные рассказы и повести.
Детство и юность будущего писателя прошли на Украине, в Полтавской губернии. Разнообразны впечатления детства Н. В. Гоголя: мирная жизнь родной Васильевки, где все было неторопливым и естественным, как сама природа, любовь к литературе, первые» выступления на сцене домашнего театра
ВЕДУЩИЙ (1): В Нежинской гимназии, где Н. В. Гоголь проучился семь лет, углубилось его знакомство с культурой. Наблюдательность и остроумие, умение угадать человека и остро воспроизвести его черты, были заметны в писателе уже в это время. В его шутках, выступлениях на сцене гимназии угадывался будущий драматург.
ВЕДУЩИЙ (2): Юному Н. В. Гоголю еще не ясно, какую деятельность он изберет, ему еще неизвестно «предопределение судьбы», но в нем зреет решение уехать в Петербург, прекрасную столицу, где он сможет стать писателем. В письме к своей матери он пишет...
Гоголь: «Ежели об чем я теперь думаю, так это все о будущей жизни моей. Во сне и наяву мне грезится Петербург, с ним вместе и служба
государству... Я перебирал в уме все состояния, все должности в государстве и остановился на одном. На юстиции... Неправосудие, величайшее в свете несчастие, более всего разрывало мое сердце. Я поклялся ни одной минуты короткой жизни своей не утерять, не сделав блага».
Ведущий (1): Однако замыслам Н. В. Гоголя не суждено было осуществиться. Он не может поступить на государственную службу без связей и протекции. В поисках заработка Н. В. Гоголь пытается поступить на сцену одного из императорских театров, но и тут получает отказ. В конце 1829 года Н. В. Гоголю удалось поступить на службу канцелярским чиновником в один из департаментов. В это же время он пробует свои силы в литературе. В 1830 году в журнале «Отечественные записки» появляется первая повесть писателя «Басаврюк, или вечер накануне Ивана Купалы».
Ведущий (2): Н. В. Гоголь начинает работать над повестями из старинной украинской жизни, используя народный предания и сказки. Вскоре выходят в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки», которые принесли молодому писателю большой успех. Уже по получении первой части сборника А. С. Пушкин писал в одном из писем...
ЧТЕЦ: «Сейчас прочел "Вечера на хуторе близ Диканьки". Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами, какая поэзия, какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился».
Ведущий (1): Чувство гордости и восхищения своей родиной выражается писателем с исключительной проникновенностью, становится близким и общедоступным любому чуткому читателю, в любое историческое время. Вспомним знаменитое начало одной из глав «Майской ночи»: «Знаете ли вы украинскую ночь?»
Чтец (2):
Монолог Майская ночь»
«Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень на себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник - ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посреди неба... Как очарованное, дремлет на возвышении село. Еще белее, еще лучше блестят при месяце толпы хат; еще ослепительней вырезываются из мрака низкие их стен. Песни умолкли. Все тихо. Благочестивые люди уже спят. Где-где только светятся узенькие окна. Перед порогами иных только хат запоздалая семья совершает свой поздний ужин».
Ведущий (1): Осенью 1835 года Гоголь принимается за создание «Ревизора», сюжет которого был подсказан Пушкиным.
В «Ревизоре он решился собрать все дурное в России, какое тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливость, и за одним разом посмеяться над всем. Все ждали эту книгу и считали ее одним из главных произведений писателя.
Сейчас будет представлена сцена из пьесы «Ревизор».
Сцена 1
На сцене Хлестаков и Марья Антоновна.
МАРЬЯ АНТОНОВНА: Ах!
ХЛЕСТАКОВ: От чего вы так испугались, сударыня?
МАРЬЯ АНТОНОВНА: Нет, я не испугалась.
ХЛЕСТАКОВ: Помилуйте, сударыня, мне очень приятно, что вы меня приняли за такого человека, который... Осмелюсь ли спросить вас: куда вы намерены были идти?
ХЛЕСТАКОВ: А паши глаза лучше, нежели важные дела... Вы никак не можете мне помешать; никаким образом не можете; напротив того, вы можете принести удовольствие.
МАРЬЯ АНТОНОВНА: Вы говорите по-столичному.
ХЛЕСТАКОВ: Для такой прекрасной особы, как вы. Осмелюсь ли быть так счастлив, чтобы предложить стул? Но, нет, вам должно не стул, а трон.
МАРЬЯ АНТОНОВНА: Право, я не знаю... мне так нужно было идти. (Садится.)
ХЛЕСТАКОВ: Какой у вас прекрасный платочек!
МАРЬЯ АНТОНОВНА: Вы насмешники, лишь бы только посмеяться над провинциальными.
ХЛЕСТАКОВ: Как бы я желал, сударыня, быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку.
МАРЬЯ АНТОНОВНА: Я совсем не понимаю, о чем вы говорите: какой-то платочек... Сегодня какая странная погода.
ХЛЕСТАКОВ: А ваши губки, сударыня, лучше, нежели всякая погода.
МАРЬЯ АНТОНОВНА: Вы все эдакое говорите... Я бы вас попросила, чтоб вы мне написали лучше на память какие-нибудь стишки в альбом. Вы, верно, их знаете много.
ХЛЕСТАКОВ: Для вас, сударыня, все что хотите. Требуйте, какие стихи вам?
МАРЬЯ АНТОНОВНА: Какие-нибудь эдакие — хорошие, новые.
ХЛЕСТАКОВ: Да что стихи! Я много их знаю.
МАРЬЯ АНТОНОВНА: Ну, скажите же, какие же вы мне напишете?
ХЛЕСТАКОВ: Да к чему же говорить? Я и без того их знаю.
МАРЬЯ АНТОНОВНА: Я очень люблю их...
ХЛЕСТАКОВ: Да у меня много их всяких. Ну, пожалуй, я вам хоть это: «О ты, что в горести напрасно на бога ропщешь, человек!» Ну и другие... теперь не могу припомнить; впрочем, это все ничего. Я вам лучше вместо этого представлю мою любовь, которая от вашего взгляда... (Придвигая стул.)
МАРЬЯ АНТОНОВНА: Любовь! Я не понимаю любовь... я никогда и не знала, что за любовь... (Отодвигая стул.)
ХЛЕСТАКОВ (придвигая стул): Отчего ж вы отдвигаете свой стул? Нам лучше будет сидеть близко друг к другу.
МАРЬЯ АНТОНОВНА (отодвигаясь): Для чего ж близко? Все равно и далеко.
ХЛЕСТАКОВ (придвигаясь): Отчего ж далеко? Все равно и близко.
МАРЬЯ АНТОНОВНА (отодвигаясь): Да к чему ж это?
ХЛЕСТАКОВ (придвигаясь): Да ведь вам только кажется, что близко; а вы вообразите себе, что далеко. Как бы я был счастлив, сударыня, если б мог прижать вас в свои объятия.
СЦЕНА 2
На сцене Марья Антоновна и Хлестаков. Появляется Анна Андреевна.
АННА АНДРЕЕВНА (увидев Хлестакова на коленях): Ах, какой пассаж!
ХЛЕСТАКОВ (вставая): Ах, черт возьми!
АННА АНДРЕЕВНА (Марье Антоновне): Это что значит, сударыня!
Это что за поступки такие?
МАРЬЯ АНТОНОВНА: Я, маменька...
АННА АНДРЕЕВНА: Поди прочь отсюда! Слышишь: прочь, прочь! И не смей показываться на глаза.
(Марья Антоновна убегает в слезах)
Извините, я, признаюсь, приведена в такое изумление...
ХЛЕСТАКОВ (в сторону): А она тоже очень аппетитна, очень недурна. (Бросается на колени.) Сударыня, вы видите, я сгораю от любви.
АННА АНДРЕЕВНА: Как, вы на коленях? Ах, встаньте, встаньте! Здесь пол совсем нечист.
ХЛЕСТАКОВ: Нет, на коленях, непременно на коленях! Я хочу знать, что такое мне суждено: жизнь или смерть.
АННА АНДРЕЕВНА: Но позвольте, я еще не понимаю вполне значения слов. Если не ошибаюсь, вы делаете декларацию насчет моей дочери
ХЛЕСТАКОВ: Нет, я влюблен в вас. Жизнь моя на волоске. Если вы не увенчаете постоянную любовь мою, то я недостоин земного существования. С пламенем в груди прошу руки вашей.
АННА АНДРЕЕВНА: Но позвольте заметить: я в некотором роде... я замужем.
ХЛЕСТАКОВ: Это ничего! Для любви нет различия, и Карамзин сказал: «Законы осуждают». Мы удалимся под сень струй... Руки вашей, руки прошу!
СЦЕНА 3
На сцене Анна Андреевна и Хлестаков. Вбегает Марья Антоновна.
МАРЬЯ АНТОНОВНА: Маменька, папенька сказал, чтобы вы... (Увидя Хлестакова на коленях, вскрикивает.) Ах, какой пассаж!
АННА АНДРЕЕВНА: Ну что ты? К чему? Зачем? Что за ветреность такая! Вдруг вбежала, как угорелая кошка. Ну что ты нашла такого удивительного? Ну что тебе вздумалось? Право, как дитя какое-нибудь трехлетнее. Не похоже, не похоже, совершенно не похоже на то, чтобы ей было восемнадцать лет. Я не знаю, когда ты будешь благоразумнее, когда ты будешь вести себя, как прилично благовоспитанной девице; когда ты будешь знать, что такое хорошие правила и солидность в поступках.
МАРЬЯ АНТОНОВНА (сквозь слезы): Я, право, маменька, не знала...
АННА АНДРЕЕВНА: У тебя вечно какой-то сквозной ветер разгуливает в голове.
ХЛЕСТАКОВ: (хватает за руку Марию Антоновну): Анна Андреевна, не противьтесь нашему благополучию, благословите постоянную любовь!
АННА АНДРЕЕВНА (с изумлением): Так вы в нее?
ХЛЕСТАКОВ: Решите: жизнь или смерть?
АННА АНДРЕЕВНА: Ну вот видишь, дура, ну вот видишь: из-за тебя, этакой дряни, гость изволил стоять на коленях; а ты вдруг вбежала, как сумасшедшая. Ну вот, право, стоит, чтобы я нарочно, отказала: ты недостойна такого счастия.
МАРЬЯ АНТОНОВНА: Не буду, маменька. Право, вперед не буду.
(Анна Андреевна горестно благословляет Хлестакова и Марью Антоновну).
ВЕДУЩИЙ (2): Летом 1836 года Н. В. Гоголь уехал за границу и прожил там долгое время (около двенадцати лет), изредка приезжая в Россию по делам, связанным с печатанием первого тома «Мертвых душ». В Париже он узнал о смерти А. С. Пушкина. В письме к одному из своих друзей Николай Васильевич писал...
ЧТЕЦ (1): «Моя жизнь, мое высшее наслаждение умерло с ним... Когда я творил, я видел перед собой только Пушкина... Ничего не предпринимал, ничего я не писал без его совета. Все, что у меня есть хорошего, я обязан ему».
ВЕДУЩИЙ (1): Весной 1848 года Н. В. Гоголь возвращается в Россию. В конце 1851 года писатель заканчивает второй том «Мертвых душ». Он много читает, ездит, пытается найти свой путь к Богу. Продолжая искать света, он все больше погружался во мрак. Тяжелая душевная болезнь прогрессировала. В ночь на 11 февраля 1852 года Н. В. Гоголь сжег готовую рукопись второго тома «Мертвых душ». Через десять дней после этого, утром 21 февраля, Николай Васильевич умер в Москве. И. С. Тургенев писал...
ЧТЕЦ (1): «Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова?.. Он умер. Потеря наша так жестока, так внезапна... В то самое время, когда мы все могли надеяться, что он нарушит, наконец, свое долгое молчание, что он обрадует, превзойдет наши нетерпеливые ожидания, -пришла эта роковая весть! Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертию, назвать великим; человек, который своим именем означил эпоху в истории нашей литературы»
ВЕДУЩИЙ (1): Н. А. Некрасов [3] на смерть Н. В. Гоголя написал стихотворение...
ЧТЕЦ:
Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят...
Но нет пощады у судьбы Тому,
чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений.
Ведущий (1): Н Г. Чернышевский написал следующее:
Чтец: «Мы называем Гоголя без всякого сравнения величайшим из русских писателей по значению... Давно уже не было в мире писателя, который бы был так важен для своего народа, как Гоголь для России».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План -конспект урока литературы 5 класс А.Погорельский "Черная курица, или подземные жители"
Цели урока: 1) учить анализировать текст художественного произведения, понимать образную природу искусства слова; 2) способствовать формированию умений читать , комментировать и ...
Открытое мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя "И смеху отдал он себя всего"
Вечер, посвященный великому творчеству Николая Васильевича Гоголя и некоторым страницам его удивительной творческой жизни....
План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"
Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...
План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"
Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять; ...
План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...
Презентация к 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя
Презентация содержит биографический материал о великом писателе, преподнесенный в интересной наглядной форме....
План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс) «Но жив талант, бессмертен гений...» Посвящается 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя
План – конспект внеклассного мероприятия по литературе (9 класс)«Но жив талант, бессмертен гений...» Посвящается 200-летию со дня рождения ...