Урок литературы 6 класс "Как важно вовремя успеть" по рассказу Б. Екимова "Ночь исцеления".
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Урок литературы "Как важно вовремя успеть" по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления" предназначен для учащихся 6 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«КАК ВАЖНО ВОВРЕМЯ УСПЕТЬ…». ( Рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления»).
Цель:: познакомить с писателем Борисом Петровичем Екимовым, с его биографией и творчеством; осмысление содержания рассказа «Ночь исцеления»; познакомить учащихся с жизнью людей в годы войны, с душевной болью, которую они испытывают и после войны; дать импульс к размышлению о милосердии, о проявлении доброты к окружающим и уважения к другим людям.
Планируемые результаты:
Предметные: развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание; развивать умение анализировать литературное произведение.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию, воспитывать такие нравственные качества как любовь к малой родине, доброта, милосердие, трудолюбие.
Метапредметные:
познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; научиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию
коммуникативные: формировать готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, научиться слушать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ход урока.
: А говорили: всё проходит
И позабудется в свой срок.
Но боль войны жива в народе
И бродит, как в березе сок.
А.Селезнев
- Оргмомент.
- Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Сегодня наш урок я хочу начать необычно, с одного стихотворения
Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником
1.Подготовка к восприятию.
По безлюдным проспектам оглушительно звонко
Громыхала на дьявольской смеси трёхтонка.
Леденистый брезент прикрывал её кузов -
Драгоценные тонны замечательных грузов.
Молчаливый водитель, примёрзший к баранке,
Вёз на фронт концентраты, хлеба вёз он буханки,
Вёз он сало и масло, вёз консервы и водку,
И махорку он вёз, проклиная погодку.
Рядом с ним лейтенант прятал нос в рукавицу.
Был он худ. Был похож на голодную птицу.
И казалось ему, что водителя нету,
Что забрёл грузовик на чужую планету.
Вдруг навстречу лучам - синим трепетным фарам,
Дом из мрака шагнул, покорёжен пожаром,
А сквозь эти лучи снег летел, как сквозь сито,
Снег летел как мука, - плавно, медленно, сыто...
- Стоп! - сказал лейтенант. - Погодите, водитель,
Я, - сказал лейтенант, -здешний всё-таки житель.
И шофёр осадил перед домом машину,
И пронзительный ветер ворвался в кабину.
И вбежал лейтенант по знакомым ступеням,
И вошёл. И сынишка прижался к коленям.
Воробьиные рёбрышки... бледные губки...
Старичок семилетний в потрёпанной шубке.
Как живёшь, мальчуган? Отвечай без обмана!..
И достал лейтенант свой паёк из кармана.
Хлеба чёрствый кусок дал он сыну: - Пожуй-ка,-
И шагнул он туда, где чадила буржуйка.
Там поверх одеяла - распухшие руки,
Там жену он увидел после долгой разлуки.
Там, боясь разрыдаться, взял за бедные плечи
И в глаза заглянул, что мерцали, как свечи.
Но не знал лейтенант семилетнего сына.
Был мальчишка в отца, настоящий мужчина.
И когда замигал догоревший огарок,
Маме в руку вложил он отцовский подарок.
А когда лейтенант вновь садился в трёхтонку,
- Приезжай! -закричал ему мальчик вдогонку.
И опять сквозь лучи снег летел, как сквозь сито,
Снег летел, как мука, - плавно, медленно, сыто...
Грузовик отмахал уже многие вёрсты.
Освещали ракеты неба древнего купол.
Тот же самый кусок - ненадкушенный, чёрствый,
Лейтенант в том же самом кармане нащупал.
Потому, что жена не могла быть иною
И кусок этот снова ему подложила.
Потому, что была настоящей женою,
Потому, что ждала, потому, что любила.
Грузовик по мостам проносился горбатым,
И внимал лейтенант орудийным раскатам,
И ворчал, что глаза снегом застит слепящим,
Потому, что солдатом он был настоящим.
Учитель: Эти пронзительные строки («Баллада о чёрством куске») написал в 1942 году поэт Владимир Лифшиц, воевавший на Ленинградском фронте. Это стихотворение не о чёрством куске хлеба – оно о любви, заботе, сострадании – о том, что принято называть человечностью.
О человечности размышляет в своём рассказе «Ночь исцеления» и современный писатель Борис Екимов.
Сегодня на уроке мы побеседуем о людях, нуждающихся в нашем внимании и понимании. О людях, которые прошли большой жизненный путь, пережили войну и нередко чувствуют себя забытыми и одинокими.
В рассказе Екимова о войне напрямую не говорится, она упоминается лишь косвенно. В основе произведения – внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.
Но прежде чем анализировать рассказ, послушаем небольшое сообщение о самом Екимове, ещё неизвестном для вас писателе.
- Выступление учащегося с сообщением о Борисе Екимове.
Борис Екимов родился 19 ноября 1938 года в далекой северной Игарке Красноярского края, куда родители будущего писателя – специалисты по пушнине - приехали работать. Отец Бориса Екимова, Петр Александрович, вскоре тяжело заболел и умер в мае 1939 года в Иркутске, на своей родине. Мать, Антонина Алексеевна, уехала с сыном в Казахстан, на станцию Или, неподалеку от Алма-Аты, где с малолетним сыном проживала высланная как жена «врага народа» ее родная сестра Анна Алексеевна. Сестры решили жить вместе и прожили так всю жизнь. Муж сестры матери, к счастью, вернулся из лагеря живым, и в конце войны им всем разрешили вернуться в Россию, правда, «без права проживания в областных центрах». Так Екимов оказался в поселке Калач-на-Дону Волгоградской области, у донских казаков. Путь в литературу начался с книжного чтения. Читать он научился в 4 года с небольшим у соседской девочки-первоклассницы. Окончив среднюю школу, учился в Сталинградском механическом институте, но, как рассказывает сам писатель, институт «не домучил». Служил в армии, работал на заводе электромонтером. Первый рассказ был напечатан в 1965 году в журнале «Молодая гвардия». Окончил высшие литературные курсы при Литературном институте. Наиболее известны такие произведения писателя, как рассказы «Офицерша», «Елка для матери», «Живая душа», «Родительский дом», «За теплым хлебом» ,«Ночь исцеления». Всего им выпущено более 20 книг. Борис Екимов – лауреат премии имени И.А. Бунина, премии Москва – Пена. Писатель Борис Екимов стал лауреатом литературной премии Александра Солженицына за 2008 год.
Учитель. Ребята, как вы думаете, о чём этот рассказ?
Какие чувства вы испытывали во время чтения? После прочтения рассказа?
Как вы считаете, что волнует автора? Какие проблемы затронуты в рассказе Екимова?
Учитель. Да, Борис Екимов поднимает очень важные проблемы в своем рассказе: гуманное отношение к страдающему человеку, учит тепло относиться к беспомощной старости, разделять чужую боль. Таким образом, писатель говорит о милосердии.
Как вы понимаете слова «милосердие», «сострадание»?
Милосердие – готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-либо несчастьем, горем. («Словарь русского языка» С.И. Ожегова)
Учитель: Перед вами эпиграф к нашему уроку. Подумайте в течение урока, как раскрывает он основную мысль рассказа и нашего разговора.
- О чем этот рассказ?
(Гриша нашел способ исцелить бабушку от ужасных снов, из-за которых она очень страдала.)
Учитель: Кого бы вы назвали главным героем рассказа? Почему?
(Главный герой произведения - Гриша. Он изменяется в течение рассказа, он взрослеет, становится мудрее.
Бабушка — несомненно, достойный персонаж, но именно от внука она получает помощь, которая так ей необходима.)
Учитель: Обратимся к тексту. Что мы знаем о жизни Бабы Дуни.?
( Баба Дуня живет одна. )
Учитель: Что значит одиночество для пожилого человека?
(Она испытывает чувство покинутости, порой ненужности.)
Учитель: Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука?
(«...разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты и поглядывала в окошко, не бежит ли Гриша... и живым духом веяло в доме» С приездом внука она преображалась, молодела душой. Было с кем поговорить, для кого готовить, о ком заботиться..)
Учитель: Можно предположить, что до приезда внука бабушка испытывала одиночество?
“ И снова баба Дуня осталась одна”.
Ведет хозяйство одна, ей физически трудно. Но главное – она одинока. И это одиночество тяжело давит на нее. Жизнь течет однообразно. Ей нечем отвлечься от тяжелых воспоминаний, и они берут верх над ней.
Ей очень не хватает детей. Она их вырастила с такой любовью, всю душу вложила в них, боролась за них, спасла их в трудные военные и послевоенные годы
Учитель: Обратите внимание на слова «одна» - «одинокая» — «одиночество». Почему автор повторяет эти однокоренные слова? Но ведь мы знаем, что у бабы Дуни есть семья. В городе живут родители Гриши. Почему же она нечасто гостила у них?
(“свили гнезда в городе”; “наезжали редко – хорошо, коли раз в год” ;“И к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету”. С некоторых пор баба Дуня стала во сне кричать, плакать. И когда она приезжала - взрослые ночь напролет не спали.)
(«...я шумлю, дура старая. Ничего поделать не могу...», «разбудила тебя. Прости, Христа ради...».) Дети отдалились не только от родных мест, но и от матери. Приезд матери им в тягость
Учитель: Как они относились к ее болезни?
(«...все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня прожила. С войной и голодом». Но одного понимания болезни бабы Дуни оказалось недостаточно для того, чтобы помочь ей. «Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало». Следовательно, болезнь бабы Дуни нужно было лечить не лекарствами.)
Учитель: Как сама баба Дуня относилась к происходящему? Найдите в рассказе слова, которые наиболее точно передают отношение героини к своим недугам.
(«Совестясь, чувствовала себя... виноватой», «горевала».)
Учитель: Что пережила баба Дуня во время войны? Что же произошло с бабой Дуней вовремя войны? Что спустя десятки лет заставляет ее так мучиться?
Обратимся к тексту. Найдите в тексте описание сна бабы Дуни. Что снилось ей?
4 Выразительное чтение отрывка.
Учитель: А вы знаете, что такое хлебная карточка? Почему ее потеря и через десятилетия становится причиной бабушкиной болезни?
Сообщение учащегося о хлебных карточках
Карточка — бланк с отрезными талонами, дающий право на получение продуктов. Обычно их не восстанавливали в случае утери.)
Баба Дуня во время войны потеряла продовольственные карточки и до сих пор от этого мучается во сне. Всё давно прошло, но память ещё не забыла об этом горе.
Учитель. А что говорит она о мешках, для чего нужны были ей желуди?
(Они были голодны и ели желуди.)
Потеря карточек во время войны смерти подобна. Надо ли говорить, какие мучения
испытывает мать, не зная, чем накормить детей.
Много бед принесла война людям, много пришлось пережить и бабе Дуне. Потеря хлебных карточек грозила голодной смертью. Ничего не оставалось, как собирать желуди и этим спасать от голода троих детей и себя. Но желуди отобрали... Надвигалась новая беда — суровая зима. Дети раздеты и разуты. «Чирики бы какие у вас пошить. Мне ничего не надо... Детишки босые..,»
Немало пришлось преодолеть бабе Дуне, чтобы во время войны добраться к мужу в госпиталь. Везде нужны были пропуск, документы. Кругом война, опасность, всюду могли возникнуть подозрения...
Учитель. Хорошо. Значит, баба Дуня страдает и до конца жизни не успокоится, потому что пережитые горести не дают ей покоя и во время сна, когда она должна отдыхать, набирать себе силы. Попробуем проследить, как Гриша, который о войне только понаслышке знает, приходит к мысли, что именно он должен помочь бабушке.
Учитель : Как вы думаете, можно ли было в одиночку с этой болью справиться? Как Гриша пришел к мысли, что именно он должен бабушке помочь? Какой была первая реакция Гриши на крики бабушки ночью?
(«...он ничего не понял, и страх обуял его». Гриша старается разбудить бабушку, просит ее лечь на другой бок. Поначалу то, что он слышал ночью, не очень занимало мысли Гриши. «Стало думаться об утре, о рыбалке...».)
Учитель: Как позже реагирует внук на крики бабушки во сне?
(Он начинает представлять, что пережила бабушка. Гриша разговаривает с бабушкой о том, что слышал от нее во сне. И он был уже поражен тем, что сны могли стать причиной настоящих слез.)
Учитель: Можно утверждать, что прошлое бабушки постепенно становится собственной болью внука? Докажите это.
(Разговор по телефону с мамой.)
Учитель: Что происходило в душе мальчика после разговора с мамой?
(«...стало думаться о бабушке... она казалась такой слабой и одинокой... И с какой, верно, тягостью ждет она ночи... Но как помочь?»)
Учитель: Воспользовался ли мальчик советом матери?
«Как помочь ей? Как мать советовала? Говорит, помогает. Вполне может и быть. Это ведь психика. Приказать, крикнуть – и перестанет.
Гриша неторопливо шел и шел, раздумывая, и в душе его что–то теплело и таяло, что–то жгло и жгло»
Учитель. Ребята, вам понравился этот способ лечения?
(Нет, потому что так нельзя обращаться с людьми. Это - выявление строгости, бессердечия, равнодушия со стороны её близких.)
Учитель: Нужен был другой способ лечения, более человечный, вежливый. Но как найти его? Кто ей поможет? И нашёлся такой человек. Ребята, кто он ? Дайте характеристику мальчику. Каким мы видим его в начале рассказа?
Учитель: Правильно. Значит, перед нами обыкновенный мальчик. У него свой детский мир: без забот и хлопот, спокойный. Но в течение рассказа мы видим, как он меняется. Давайте, проследим, как Гриша приходит к мысли, что именно он должен помочь бабушке.
Как мальчик готовится к этой ночи? Прочитайте об этом в рассказе.
Учитель: Какое решение нашел Гриша?
(Ночью во время очередного крика бабушки внук не стал следовать совету мамы.
Учитель: Давайте прочтём этот эпизод. Что же сделал Гриша?
«Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково: — Вот ваши карточки, бабаня...»)
Учитель: Почему автор описывает, как после первой ночи катается мальчик, как ему хорошо, а потом эти описания отсутствуют?
Прошлое бабушки вначале воспринимается Гришей несколько отстраненно, затем приближается к мальчику и в конце концов становится его собственной болью. «Гриша подождал, послушал ровное бабушкино дыхание, поднялся... И он плакал, вытирая слезы кулаком».
Учитель: Как вы думаете, ребята, чем вызваны эти слезы? Что чувствовал Гриша после первого исцеления бабушки?
(Его трясло, почему-то было холодно. Он плакал. «Сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё)
Учитель: Кого еще жалел мальчик?
(Того, кому война принесла боль, страдания, кого несправедливо обижали, унижали.)
Обращаем внимание на слова повествователя «...воспоминание резануло по сердцу»; «Сердце мальчика облилось жалостью и болью...»; «Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло...»
Учитель: Почему Гриша не рассказывает бабушке о случившемся? Как это о нем говорит? Прочтите этот эпизод.
Он вовремя понял, что нельзя говорить. «...Нужно делать и молчать. И придет исцеление».
Он хочет, чтобы баба Дуня забыла о плохом, поверила, что все с ней происходившее закончилось хорошо. Конечно, за одну ночь этого не добиться, но мальчика это не пугает. «Но вдруг обожгло его ясной мыслью... И придет исцеление».
В душе героя происходят сильные перемены. Он изменился, стал чутким к чужому страданию, внимательным к душевной боли. В нем росло «большое сердце». В нем зародилось милосердие и сострадание.
Учитель: Рассказ назван «Ночь исцеления». О чьем исцелении идет речь?
Подберите к слову «исцеление»
1-й ряд – однокоренные слова (целитель, целебный, целительный, исцелять, исцеляющий)
2-й ряд – синонимы (излечение, выздоровление, восстановление)
3-й ряд – ассоциации, возникающие при слове «исцеление» (возрождение, воскрешение, очищение, обретение здоровья)
Давайте себя проверим.
Как вы понимаете смысл заглавия? Об исцелении кого рассказывает автор?
Вы всё правильно сказали. Давайте сделаем вывод.
Учитель: Произошло исцеление не только бабушки, но и внука. В душе мальчика происходят перемены. Он изменился, стал чутким к чужому страданию. Он повзрослел. Его чуткость, милосердие, доброта сделали то, чего не смогли врачи и взрослые.. Речь идёт о духовном выздоровлении бабушки и прозрении, преображении внука
Добротой и лаской можно исцелить бабу Дуню: «И придет исцеление». Чуткость, внимательность, забота мальчика сделали то, чего не смогли сделать врачи и взрослые. После этой ночи исцелилась не только бабушка, но и Гриша. Освободил себя от чёрствости и равнодушия, преподнеся урок доброты и милосердия и своим родителям, и нам, читателям. Гриша понял «нужно делать и молчать. И придёт исцеление
Учитель: Чему учит нас Борис Екимов?
(Б.Екимов учит нас жалости и состраданию, учит любить и уважать человека, сопереживать его горю и помогать ему, видеть в каждом равного себе, понимать его.)
Учитель: Итак, Борис Екимов оставил нам бесценные нравственные заповеди:
«никто на земле не лишний»;
«нужно уважать в человеке человека»;
«доброта неизбывна, она согревает сердца людей, делает их жизнь светлее»
« нужно любить человека вовремя».
Учитель: Скажите, а являются ли эти заповеди залогом нравственного, духовного здоровья человека? О чем мы говорили сегодня на уроке? К какому выводу вы пришли?
(Мы анализировали рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления» и пришли к выводу, что нужно жить, храня в сердце любовь, быть милосердным)
Учитель: Рассказ Б. Екимова заставляет нас задуматься о том, что «самое главное человеческое качество – умение сопереживать, сострадать кому-то и в горе, и в радости» (В.Сухомлинский), что только это делает человека по-настоящему человеком.
Я очень рада, что уроки литературы не проходят для вас бесследно.
Учитель: Вернемся к эпиграфу нашего урока. Слова поэта как нельзя лучше раскрывают содержание рассказа. Действительно, боль жива. Помните: боль не бывает чужой! Не пожалейте ласкового слова, теплого взгляда для этих людей.
Прослушайте стихотворение А.Д. Дементьева. Вдумайтесь в его глубокий смысл:
В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей, когда мы не хотим остановиться, подумать, Екимов заставляет нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка, чтобы и мы исцелились благодаря нашей доброте и участию. Человек, который научился помогать нуждающимся, становится лучше, чище, добрее, сердечнее. Об этом и стихотворение А.Д.Дементьева.
Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло! —
Ведь все порушить может смерть.
Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надежное подставить!
И знать, что будет так и впредь.
Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.
И запоздалая вина
Потом терзает души.
Всего-то надо — научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена.
Рефлексия. Выберите начало фразы из ряда и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.
1. сегодня я узнал…
2 было интересно…
3. было трудно…
4. я теперь могу…
5 я научился…
6. у меня получилось…
7. мне захотелось…
8. я попробую…
9. я смог…
10.моя оценка за урок –
Домашнее задание (дифференцированное задание).
Напишите сочинение-рассуждение «Почему важно уметь сострадать другому?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы.Особенности изображения темы любви в рассказе И.Бунина «Темные аллеи». «Темные аллеи» – светлый лик любви.
На уроке были использованы современные инновационные педагогические технологии. На уроке прозвучало музыкальное сопровождение: музыка Ремо Джадзотто .Использовано оборудование и наглядность: выставка ...
Урок литературы "Береги в себе человека" по рассказу В. Крупина "Мария Сергеевна"
Этот конспект урока (внеклассное чтение) для учителей, работающих в 9-11 классах....
Методическая разработка урока литературы. «Конфликт мечты и реальности в рассказе Т.Н. Толстой «Река Оккервиль».
Новейшая литература постсоциалистического пространства сложна и многообразна. Во многом современный этап может быть рассмотрен как итог художественных экспериментов XXвека и как начало формирования на...
План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "
Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/22/picture-999686-1516628612.jpg)
Презентация к уроку литературы по теме: "А.П. Чехов. Рассказ "Толстый и тонкий" (6 класс).
Данная презентация может быть использована на уроке литературы в 6 классе. Она содержит следующие материалы по рассказу Чехова: история создания, жанр, тема и идея, система персонажей, композиционные ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/06/picture-197484-1360170751.jpg)
Дистанционный урок литературы по теме «Саша Чёрный. Юмористические рассказы". 5 класс
Дана инструкция ученикам для самоподготовки в период дистанционного обучения со ссылками на информационные ресурсы. Предложен контрольный тест....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/06/picture-197484-1360170751.jpg)
Дистанционный урок литературы по теме "Е. И. Носов. Рассказы "Кукла", "Живое пламя".7 класс
Дана инструкция ученикам для самоподготовки в период дистанционного обучения: предложены ссылки на образовательные ресурсы, приложена проверочная работа в тестовом формате...