Урок литературы "Береги в себе человека" по рассказу В. Крупина "Мария Сергеевна"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Этот конспект урока (внеклассное чтение) для учителей, работающих в 9-11 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beregi_v_sebe_cheloveka.docx | 19.8 КБ |
urok__literatury_v._krupin.rar | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
«Береги в себе человека»
Нравственные проблемы в рассказе В.Н. Крупина «Мария Сергеевна»
Слайд№1-2
Цели урока:
-познакомить учащихся с творчеством В. Крупина, его особенным взглядом на события и героев современной жизни;
-учить видеть проблемы, поставленные автором в художественном произведении, авторскую позицию;
-продолжить работу по развитию связной речи учащихся, умению находить точные цитаты, подтверждающие те или иные проблемы, аргументировать жизненным или литературным опытом;
-воспитывать у учащихся вечные нравственные качества: доброту, милосердие, сострадание, чувство собственного достоинства.
Оборудование урока: компьютер, презентация, текст ( рассказ В. Крупина «Мария Сергеевна).
Эпиграфы урока: слайд №3
Не бойся врагов – в худшем случае они могут убить тебя, не бойся друзей – в худшем случае они могут предать тебя. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство.
Бруно Ясенский.
Научиться любить, научиться прощать, научиться делать добро.
В.Крупин.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Работа по теме.
- Слово учителя.
«Лишь слову жизнь дана»,-эти слова принадлежат известному русскому писателю Ивану Алексеевичу Бунину. И действительно, мы, современные читатели, слышим голоса Пушкина, и Достоевского, Некрасова и Чернышевского, Толстого и Чехова… Именно писатели ставят в своем «Слове» «вечные» вопросы и проблемы:
-для чего человек живет;
-что такое правда и ложь, добро и зло;
-кому на Руси жить хорошо;
-кто виноват и что делать;
-как остаться человеком, сохранить в себе человеческие качества.
Сегодня на уроке мы будем работать над рассказом, который вы прочитали дома. Слайд №4Это рассказ современного писателя Владимира Крупина «Мария Сергеевна», который был напечатан в журнале «Наш современник» в 2001 году. Слайд №4
Мы попытаемся быть внимательными читателями, попытаемся определить, какие нравственные проблемы автор выносит на суд читателя и почему именно они его тревожат.
Словарь. Нравственность – это…? Слайд №5
Давайте послушаем, что говорит о Слове Крупина его друг Валентин Распутин. Слайд №7
Ученик:
Проза Крупина – это нечто особенное в нашей литературе. Нечто выдающееся и на удивление простое. Впечатление такое, что письмо дается ему легко, на самом деле достигается непросто, в тех же мучительных поисках, как и для всякого писателя,
относящегося к слову с уважением.
В художественной литературе очень важно, чтобы слово было радостно. Опытный читатель всегда видит эту радость от точного употребления и желанной работы.
Так оно у Крупина есть.
Ученик: слово о Крупине. Слайд №8
Владимир Николаевич Крупин родился в солнечной воскресный день первой военной осени – 7 сентября 1941 года в селе Кильмезь, недалеко от города Вятки. Он стал третьим ребенком в семье работника лесхоза Николая Яковлевича и Варвары Семеновны Крупиных.
Детство прошло в голодные годы войны и тяжелое послевоенное время. Отец был немногословен, трудолюбив, первым брался за любую работу, поэтому и сын после окончания школы трудился в качестве слесаря, грузчика, служил в армии.
После армии поступил в педагогический институт на факультет русского языка и литературы. Работал в районной газете, на центральном телевидении, в различных издательствах, преподавал в школе. Был секретарем правления Московского отделения Союза писателей Российской Федерации, членом редколлегии журнала «Новый мир». В 90-ые годы был редактором журнала «Москва». Семь лет преподавал в Московской духовной семинарии православную педагогику.
Сейчас преподает древнерусскую литературу в Академии живописи в Москве. Написал более 30-ти книг, многие из которых обретают свое место в школьной программе.
Учитель:
-Итак, вы услышали Слово о Крупине, а теперь давайте обратимся к его Слову, рассказу «Мария Сергеевна».
Беседа
-Где происходит действие, описанное в рассказе?
Работа с текстом.
-Прочитайте выражения, в которых дается описание московских мостовых.
Слайд №9
-что изменило вид этих мест?
-Учитель:
А вот случайно или не случайно даются 2 противоположные картины – на этот вопрос мы ответим чуть позже.
На фоне этой зимней погоды происходят довольно грустные события. Мы знакомимся с героями рассказа.
Словесное рисование.
Утро. Москва…
-почему старуха питалась из мусорных баков, ведь было же место, где хорошо подают?
-слово «господи» часто звучало из уст героини. Но почему она никогда не заходила в церковь?
-Если были деньги, то ехала на трамвае №6. Почему?
-Куда ехала героиня рассказа?
Что вы можете сказать о Николае.
-В рассказе есть другие герои. Кто они?
Инсценирование диалога супругов Кожемякиных.
-Что мы можем сказать о жене Сергея Николаевича, что она за человек?
-Почему Сергей Николаевич пригласил к себе домой бездомную старуху?
-как ведет себя героиня, оказавшись в доме у Сергея Николаевича?
-какие чувства наполнили сердце хозяина квартиры после ухода героини рассказа?
-Почему старуха бездомная, что по этому поводу говорит сама героиня?
Дискуссия.
-кто должен заботиться о пожилых людях? Случайно ли действие происходит около Думы? Слайд №10-11
Итак, какие проблемы поднимает автор в своем произведении? Слайд №12
-Кто является носителем чувства совести в рассказе?
-кто из названных героев все-таки наиболее значим для автора в решении проблемы. Почему?
Вспомните, какие произведения вы можете вспомнить, в которых поднимаются те же проблемы что и в этом рассказе.
Итак, мы определили основные проблемы, которые тревожат Крупина. Значит ли, что рассказ проникнут грустной мелодией?
-Начало рассказа – концовка рассказа. Случайно ли даются 2 противоположные картины.
Что олицетворяют «грязь» и «белый снег»?
-Какие еще образы-символы наполнены надеждой? Слайд №13-14
Учитель:
Болит душа у писателя по поводу того, что происходит в России. Но при этом она полна надежды на лучшее будущее, которое зависит от вас, молодых.
Жизнь прожить – не поле перейти. Жизнь будет вас испытывать. И вы должны быть готовы к этому. К сожалению, зло в нашей действительности присутствует и вряд ли когда исчезнет. А вот, сколько в вашей жизни будет добра, зависит только от вас. Важно выбрать свой путь.
-Звучит ли в рассказе тема выбора?
-Какие символы этого присутствуют в рассказе?
Путь Марии Сергеевны –это путь добра…..
Путь Ларисы – это путь презрения…
Путь Николая – это путь смирившегося человека…
-Какой из них самый сложный?
Каким будет ваш путь, выбирать вам, но надеюсь, что наши уроки литературы не пройдут даром.
Будьте людьми сострадательными, уважайте старость.
Старость не болезнь, она придет ко всем.
-Когда я произнесла слово «старость», какие ассоциации вызывает данное слово?
Слайд №15-16
Отрицательные положительные
Болезни… опыт
Мудрость…
Думается, что последнее перевешивает, так давайте же уважать старость.
Обобщение.
Обратимся к теме нашего урока. Как вы понимаете эти слова? Эпиграф?
Слайд №16
Учитель:
Может быть, проблема надумана и нет ее?
А мне наш урок хочется закончить словами Л.Н. Толстого.
Всегда надо помнить, что жизнь наша может и должна быть лучше. Помнить это надо не затем, чтобы осуждать жизнь других людей и свою, не исправляя её, а затем, чтобы стараться с каждым днем и часом становиться хоть немного лучше, исправляя себя. В этом главное и самое радостное дело жизни.
Подведение итогов. ( Комментирование оценок, д/з) Слайд №18
Подписи к слайдам:
1. Не бойся врагов – в худшем случае они могут убить тебя, не бойся друзей - в худшем случае они могут предать тебя.Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство. Бруно Ясенский.
2. Мы порой живем так нелепо,Будто вечность в запасе у нас.Оглянитесь – кончается лето,Чей-то вечер навеки угас.Андрей Дементьев.
3. Научиться любить, научиться прощать, научиться делать добро. В. Крупин.
В. Крупин. Рассказ «Мария Сергеевна»
Цель урока:- Познакомить учащихся с творчеством В.Н. Крупина, его особенным взглядом на события и героев современной жизни.
Задачи: Учить видеть проблемы, поставленные автором в художественном произведении, авторскую позицию;Продолжить работу по развитию связной речи учащихся, умению находить точные цитаты, подтверждающие те или иные проблемы, аргументировать жизненным или литературным опытом;Воспитывать вечные нравственные качества: доброту, милосердие, сострадание, чувство собственного достоинства.
Нравственность: 1) Совокупность норм поведения человека; 2) Моральные качества, необходимые человеку в обществе.
Проза Владимира Крупина – это нечто особенное в нашей литературе. Нечто выдающееся и на удивление простое…..Впечатление такое, что письмо ему дается легко, на самом деле достигается непросто, в тех же мучительных поисках, как и для всякого писателя, относящегося к слову с уважением. В художественной литературе очень важно, чтобы слово было радостно. Опытный читатель всегда видит эту радость от точного употребления и желанной работы. Так оно у Крупина есть.
Владимир Крупин родился 7 сентября 1941 года.
Проблема отношения к людям старшего поколения,Проблема отношения отцов и детей,Проблема совести,Проблема влияния телевидения и книг на нравственный облик человека,Проблема нравственной прочности человека,
- ОтрицательноеБолезниОдиночествоПренебрежение окружающих
+ Положительное:ОпытМудрость
Доброе дело два века живет.Жизнь дана на добрые дела.Доброе дело питает и душу и тело.Добрые умирают да их дела живут.Худо тому, кто добра не творит никому.
Давайте поклоняться доброте,Давайте с думой жить о доброте.Под этим вечно неспокойным небомДавайте воевать за доброту.
Слово о Л.Н Толстом, индивидуальные задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Каждый выбирает для себя"(интерпретация рассказа Ф. Искандера "Возмездие"): урок внеклассного чтения в 8 классе
Интерпретация текста художественного произведения – одно из основных умений, которому должен научиться выпускник школы. Данный вид работы позволяет увидеть взаимосвязь всех элементов текста: от художе...
Конспект урока.И.С.Тургенев. Цикл рассказов "Записки охотника". Роль пейзажных зарисовок в рассказе "Бежин луг". "
Урок сопровождается показом презентации.Главная цель- показать взаимосвязь человека и природы....
Конспект урока в 11 классе по рассказу А.М. Горького "Старуха Изергиль" по теме "Проблема идеала в рассказе А.М.Горького "Старуха Изергиль".
Данный урок рассчитан на два часа (для класса с хорошей подготовкой). Он позволяет учащимся самостоятельно "добыть" ответы на поставленные вопросы. Предполагается как индивидуальная работа, так и анал...
Урок литературы в 6 классе "Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа "Радость". Урок внеклассного чтения.
Одна из основных целей урока - обобщить и систематизировать знания об особенностях стиля пистеля. Учащиеся закрепляют знания о таких понятиях, как "юмор" и "сатира". Обучающие...
Урок внеклассного чтения «Каждый выбирает для себя…» по рассказу Л.Петрушевской «Глюк».
Урок внеклассного чтения «Каждый выбирает для себя…» по рассказу Л.Петрушевской «Глюк». Цели:-ввести в круг чтения учащихся произведение современной литературы;-обучение вдумчивому чтению х...
Тест "Проверь себя" по рассказу И.С. Тургенева "Муму"
Предназначен для проверки знаний учащихся 5 класса. В тест включены вопросы, проверяющие не только знание текста, но и на отработку навыков определения выразительных авторских средств, умение определя...
Конспект открытого урока в 8 классе «Обсуждение рассказа В. Токаревой «Рождественский рассказ»
Обсуждение рассказа В. Токаревой «Рождественский рассказ...