"Слово о полку Игореве" Конспект урока.9 класс.
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Фриауф Евгения Артуровна

Написанное более 800 лет назад, «Слово о полку Игореве» и сегодня волнует нас, оно и сегодня удивляет оригинальностью поэтических образов и сравнений, зачаровывает своими пронзительными интонациями, притягивает и завораживает поэтов-переводчиков, художников, композиторов, оно пленило Пушкина и Бунина, Есенина и Цветаеву...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_slova_po_novym_trebovaniyam_moy.docx38.66 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка конспекта урока по  литературе в аспекте требования ФГОС

«Слово о полку Игореве»-величайший памятник древнерусской литературы.

Исполнитель:

Фриауф Евгения Артуровна

учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №8 г. Юрги»

Содержание:

  1. Введение…………………………………………………………………. 3
  2. Конспект урока…………………………………………………………...4
  3. Заключение……………………………………………………………….14
  4. Список литературы………………………………………………………15
  5. Презентации………………………………………………………….......16

Пояснительная записка

Написанное более 800 лет назад, «Слово о полку Игореве» и сегодня волнует нас, оно и сегодня удивляет оригинальностью поэтических образов и сравнений, зачаровывает своими пронзительными интонациями, притягивает и завораживает поэтов-переводчиков, художников, композиторов, оно пленило Пушкина и Бунина, Есенина и Цветаеву...

Данный урок посвящен этому уникальному памятнику древнерусской литературы, который уже давно занимает важное место в гуманитарном образовании средней школы.

Познакомившись с материалами, вы поймете, почему «Слово о полку Игореве» не устарело. И чем дальше от нас во времени "Слово...", тем острее

Основной  целью моего урока научить детей  работать с различными источниками информации, расширить представление учащихся о древнерусской литературе, познакомиться  с древнерусской культурой XII в . Развивать у учащихся способности эстетического восприятия и оценки произведений, исторических событий, формировать критическое мышление, умение увидеть проблему и наметить пути ее решения.

Предмет: литература.

Класс: 9.

Тип урока: Изучение нового материала.

Конспект урока: «Слова о полку Игореве»-величайший памятник древнерусской литературы».

Цели:

Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные:

 ознакомление учащихся с историей похода князя Игоря Святославича против половцев, его последствиями и значением для Руси.

- овладение разными видами смыслового чтения;

- вычитывание концептуальной информации;

- осуществлять анализ прочитанного, классифицировать факты.

Регулятивные:  проводить работу по предложенному плану, используя необходимые средства; осуществлять самоанализ успешности участия  в учебном диалоге.

Коммуникативные:  формировать умения давать монологические ответы, наблюдать по содержанию текста, сравнивать, оценивать, делать выводы, обобщать, соединять словесные и зрительные образы;

Личностные: используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль заданий; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия. Достигать положительных результатов труда, воспитание патриотизма, приобщение  к произведениям искусства.

Средства обучения: карта “Русь в XII – нач. XIII вв.”; картины Н.К. Рериха “Поход князя Игоря”, В.М. Васнецова “После побоища Игоря Святославича с половцами”, рисунок М.А. Рыбниковой “Плач Ярославны” и др.; гравюра В.А. Фаворского “Золотое слово Святослава”, запись “Плач Ярославны”, фрагмент оперы А.П. Бородина “Князь Игорь”; карточки-информаторы с содержанием которых ученики знакомятся заранее, интерактивная доска.

Формы работы учащихся: фронтальная беседа, работа текстом произведения, практическая работа, работа с контрольным тестом

Планируемый результат:

Знать историческую основу «Слова…», понимать значение похода для Руси, художественные особенности произведения.

Уметь анализировать, делать выводы, работать с текстом, выявляя особенности произведения.

Ход урока

Примечание

1.

Орг.момент. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Как вы думаете: необходимо ли знать историческую основу произведения, чтобы понять художественные особенности текста и его ценность для потомков?

2.

3.

4.

5.

Изучение нового материала.

- Вспомните князя, жившего в 12 веке неудачный поход которого против половцев, до сих пор вызывает интерес.

Причиной особого внимания к неудачно закончившемуся походу в 1185 году могла стать только личность его предводителя, тогда же названного "Соколом". Что же такого необычного было в князе Игоре, поражение которого заставило скорбеть, а спасение радоваться не только певца его подвигов, но и всех русских людей?

Сегодня мы с вами попытаемся понять, почему так велико значение «Слова о полку Игореве» для русской литературы и для каждого из нас.

«Слово…»- прекрасный благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения.

-  Сегодня на уроке мы будем говорить об историческом факте – походе князя Игоря против половцев в 1185 г., о том, как проходил поход, каковы его последствия, какое он имел значение для Руси, что объединяет разные источники, повествующие об одном и том же событии.

Начнем с истории открытия “Слова о полку Игореве”.

Известный любитель и собиратель русских древностей граф А.И. Мусин-Пушкин в начале 90-х гг. XVIII века приобрел в Спасском монастыре г. Ярославля старинный рукописный сборник. В числе древнерусских произведений, оригинальных и переводных, было “Слово…”.

В начале же 90-х гг. по поручению А.И. Мусина-Пушкина для императрицы Екатерины II была снята копия с древнерусского текста, а в 1800 г. “Слово…” было издано. Чудесная находка вызвала сразу же большой интерес.

В 1812 г. сборник, включавший “Слово…”, сгорел во время пожара Москвы со всем ценнейшим собранием древнерусских рукописей в доме А.И. Мусина-Пушкина. Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия “Слова…”, выполненная для Екатерины II.

В основу “Слова…” положены события злополучного похода князя Игоря в 1185 г. против половцев.

Для более глубокого осознания похода и того, что связано с ним, следует обратиться к истории.

- Сообщение учителя об исторической основе «Слова».

В начале 80-х гг. князь Святослав Киевский отбросил объединенными усилиями половцев. В 1185 году, не предупредив киевского князя Святослава и других князей, отправился в половецкую степь Новгород-Северский князь Игорь Святославич вместе со своим сыном, братом и племянником. Они выступили в поход 23 апреля, а 1 мая в пути их застало солнечное затмение, но, несмотря на грозное знамение, Игорь не повернул назад свое войско. В первом столкновении с половцами Игорь одерживает победу, но в второй битве он терпит поражение, князей берут в плен — впервые за многие годы. Одержав победу над Игорем, половцы устремляются на Русскую землю, они осаждают Переславль, захватывают Римов, сжигают укрепления у Путивля. Незадолго до возвращения половцев Игорю удается бежать из плена.

Современники по-разному оценивали события 1185 года, мы знаем об их оценке из двух древних летописей — Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его  самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем. В «Летописной повести», которая читается в Ипатьевской летописи, нет прямого осуждения князя, он вызывает даже сочувствие не только достойным поведении во время битвы, но и раскаянием в том, что участвовал в междоусобных войнах и причинил много страданий Русской земле.

- Проложите путь князя Игоря по карте.

В XII веке на Руси полностью возобладала феодальная раздробленность. Обширное древнерусское государство с центром в Киеве распалось на множество княжеств, лишь слабо объединенных между собой государственной общностью: Владимиро-Суздальское, Смоленское, Полоцкое, Галицко-Волынское, Черниговское, Киевское, Новгород-Северское – всего 15 княжеств. В южнорусских степях в это время кочевали половцы, тюркоязычный народ, и совершали опасные набеги на Русь. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику, вступали в междоусобные войны, иногда призывали себе на помощь врагов русской земли – половцев. Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Двоюродные братья – Святослав и Игорь – княжили в это время один – в Киеве, другой – в Новгороде-Северском княжестве и вели противоборство с половцами, которые ежегодно предпринимали походы на русские земли. Весной 1185 г. Святослав Киевский удачно выступил против половцев, нанес им поражение, захватил много добычи и пленников. Позднее, когда половцы были сокрушены киевским князем, Игорь Новгород-Северский совершил самостоятельный поход, имея небольшую дружину (это было 23 апреля 1185 г.). Но закончился он для Игоря бесславно: рать почти полностью уничтожена, князь взят в плен. В дальнейшем Игорь бежал. В 1198 г. стал князем Черниговским, умер в 1202 г.

Учитель. Древняя поэма построена так, что напоминает нам монтаж эпизодов в кино. Эти эпизоды и подсказывают композицию “Слова…”.

- Что такое композиция? Какова она, по-вашему, в “Слове…”?

Учитель. Итак, поэма состоит из вступления, трех основных частей и концовки. Изображение событий неоднократно прерывается авторскими размышлениями о современности и прошлом Русской земли.

План основных композиционных частей

«Слова»

1. Вступление.

2. Сборы в поход, предзнаменование.

3. Первый бой.

4 4. Сон.

5. Второй бой.

6. История сражения с половцами.

7. Поражение.

8. Лирическое отступление о междоусобице.

 9. Сон Святослава. «Золотое слово» Святослава.

10. Обращение к князьям.

11. Плач Ярославны.

12. Возвращение Игоря.

13. Приветственная встреча.

- О чем сообщается во вступлении?

 - Кто такой Боян?

 - В чем особенность его поэтической манеры?

 - Как намерен вести повествование автор?

Учитель. Далее автор рассказывает о сборах Игоря и брата его Всеволода в поход. Соучастницей происходящего является природа.

- В чем оно проявилось?

 - Какова роль ее?

Учитель. Известный художник Н. К. Рерих одну из семи тысяч картин назвал “Поход князя Игоря”. Она как нельзя лучше передает смятение, порожденное солнечным затмением.

 Н. К. Рерих “Поход князя Игоря”

На фоне золотисто-жёлтого неба чётко выделяются темные силуэты ратников Игоря. Огненно пламенеют их плащи и щиты. Вся нижняя часть полотна занята сплошной цепью пеших и конных воинов, которые появляются из ворот крепостной стены и исчезают за горизонтом. Над ратью реют хоругви и колышутся длинные пики. Жёлтое небо столь неожиданно и смело выбрано художником для изображения солнечного затмения, переходит выше в густую синеву, на которой ярко горит золотая корона затемненного диска солнца. Чрезвычайно эмоциональный цветовой аккорд из жёлтых, тёмно-синих и красных тонов звучит торжественно, в нем и траур по предрешенным потерям, и утверждение конечной победы. (П.Беликов, В.Князева. Н.Рерих, с.242)

Учитель. Первое столкновение войск Игоря было удачным.Но радость храбрых русичей преждевременна. Зловещей тучей надвигаются на Игореву дружину силы половцев.

- Опишите кровопролитное второе сражение.

Учитель. Стойко сражаются воины. Но под натиском многочисленного половецкого войска гибнет дружина, а князь Игорь попадает в плен к кочевникам.

- Какие ошибки совершил Игорь? ( стратегические, тактические, пренебрежение Знамением Высших Сил).

- Каковы для Руси последствия поражения Игоря?

- Какие образы помогают передать чувства горечи и печали?

 - Куда действие переносится во второй части?

Учитель. Перед вами – князь Святослав Киевский, умудренный опытом полководец и государственный деятель.

- Как он узнал о поражении Игоря и Всеволода?

 - Как он относится к случившемуся?

 - “И тогда великий Святослав // Изронил свое златое слово…” В чем суть его?

Учитель. К “золотому слову” Святослава - к его размышлениям о судьбах Руси – присоединяет свой голос создатель поэмы.

-Почему слово Святослава названо «золотым»?

- К кому он обращается?

 - К чему призывает?

 - В чем обвиняет князей?

Учитель. Тема княжеских несогласий закончена. Автор возвращается к повествованию об Игоре. Как бы высоко не поднималась мысль автора – до осмысления судьбы родины, он не может расстаться с читателем, не сообщив ему о судьбе героя своего повествования – Игоря Святославича. Широкая тема сменяется частной, личной.

- Чем она вводится в поэму?

Звучит в записи “Плач Ярославны”.

Учитель. Плач Ярославны открывает третью часть поэмы. Как видим, от последствий похода страдает не только Родина, но и близкие люди. Будто услышав мольбы Ярославны, князь-пленник совершает побег из “земли незнакомой”. Природа помогает ему в пути на родину.

- Куда он устремляется?

 - Как меняется тон повествования?

 - Что отражает концовка?

Учитель. Образ Ярославны символизирует любовь к Родине и веру в Святые Небесные Силы.

Учитель. Итак, композиция “Слова…” строго продумана. Сначала изображено событие, взволновавшее Русь, а затем объяснены причины поражения русского войска и намечен путь, который должен привести к победе над кочевниками.

- Каков этот путь?

-Каков главный завет от Поэта? (единство русских сил).

Закрепление изученного.

Обобщение. Поэма с гениальной силой и проникновенностью отразила в себе главное бедствие своего времени – недостаточность государственного единства Руси и, как результат, слабость ее обороны от натиска степных кочевых народов, в быстрых набегах разорявших русские города, опустошавших села, угонявших в рабство население, проникавших в самую глубь страны, несших с собою смерть и разрушение.

-Какова же идея произведения? ( Вне Боа нет пути к победам, достойным человека. Единство русских сил).

Контролирующее задание.

  • А1. Определите по высказыванию героя «Слова о полку Игореве»: «Братие и дружина! Лучше же убитым быть, чем плененным; сядем же, братья, на своих борзых коней, да посмотрим на синий Дон ».
  • 1) Ростислав     2) Святослав    3)Владимир    4) Игорь
  • А2. Определите по портрету героя «Слова о полку Игореве»:
    «Стоишь ты всех впереди, мечешь стрелы на поганых, стучишь о шлемы мечами харалужными. Куда, тур, поскачешь, своим золотым шеломом посвечивая, там лежат поганые головы половецкие. Порублены саблями калёными шлемы аварские тобою, яр-тур!»

1) Всеволод   2) Святослав  3) Олег   4)  Игорь

  • А3. О чем повествует следующий эпизод «Слова о полку Иго-
    реве»: «Стукнула земля, зашумела трава... А Игорь князь поскакал горностаем к тростнику и — белым гоголем на воду. Вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком... и полетел соколом над облаками, избивая гусей и лебедей»?
  • 1) Поражение Игоря в битве    2)Бегство Игоря из плена  3)Поход Игоря на половцев   4)  Ночлег войска Игоря в степи
  • А4 Своеобразным зачином «Слова о полку Игореве» становится
  • 1) Рассказ о замысле Игоря, «который ... поострил сердце свое мужеством »
  • 2) Описание просторов Русской земли: «Поют на Дунае, — вьются голоса через море до Киева»
  • 3) Обращение автора к слушателям: «Не лепо ли ны бяшеть, братие...»
  •  4) Повествование о «вещем Бояне»: «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити...»
  • А5. Какой эпизод «Слова о полку Игореве» предшествует трагическим строкам: «Тьма свет покрыла: по Русской земли прострошася половцы» ?
  • 1) Обращение Автора к русским князьям   2) «Золотое слово» Святослава
  • 3) Рассказ о поражении Игоря  
  • 4) Плач Ярославны
  • Часть 2. Ответы к заданиям этой части запишите словом в именительном падеже или цифрами (по 2 балла за верно выполненное задание, 1 балл – за неточный ответ, ответ с орфографической ошибкой)
  • В1.  Укажите термин, которым литературоведение определяет средство художественной выразительности, представляющее собой устойчивое сочетание слов: «черный ворон», «серый волк», «борзые кони», «синее море», «красные девки»,  часто встречающееся в «Слове о полку Игореве» и позволяющее говорить о тесной связи этого памятника литературы с традициями русского фольклора.
  • В2. Укажите время создания «Слова о полку Игореве» (век).
  • В3. Образ какого певца-поэта рисует автор во вступлении своего произведения?
  • В4. Какое явление природы наблюдают Игорь и его дружина, выступив в поход?
  • В5. Князь Всеволод в произведении называется – дикий бык, зубр. Символом какого мужского качества (или качеств) является тур?
  • В6. Да или нет? Гридница – большое пиршественное помещение, где собирались дружинники князя. Иногда использовалась как место заключения пленных.
  • В7. Восстановите пропущенное слово: Паволока – это шёлковая ....
  • С1. Дайте краткую характеристику князю Всеволоду. (2 балла)
  • С2. В каких условиях развивалась древнерусская литература? (3 балла)
  • «5» - 23-24
  • «4» - 18-22 (обязательно выполнение С1, С2)
  • «3» - 12 –17 (обязательно выполнение С1 или С2)
  • «2» - 6-11
  • «1» - 0-5

Проверьте себя!

  • 4
  • 1
  • 2
  • 3
  • 3
  • Эпитет
  • 12 век
  • Боян
  • Затмение
  • Мужество (сила)
  • Да
  • ткань

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Итак, возможно ли изучение произведения без знаний его исторической основы? Попытайтесь дома письменно ответить на этот вопрос.

“Слово…”, по мнению Д.С. Лихачева, - произведение огромной идейной силы, это – произведение, призывающее к единству, обличающее усобицы князей”.

1 слайд

Деятельность учащихся: варианты ответов.

Сообщение ученика

Деятельность учеников: составление плана выступления ученика.

2 слайд

Деятельность учеников: работа с картой.

Рассказ ученика у карты.

Деятельность учеников: составление плана произведения.

Деятельность учеников: работа с репродукцией, сопоставление ее с текстом

3 слайд

4 слайд

Деятельность учеников: прослушивание фоназаписи.

5 слайд

6 слайд

Слайды с тестом.

Заключение

Какой бы предмет или предметы ни изучали ученики, настоящей проверкой завтрашней системы образования станет её способность увлечь учеников процессом обучения и сделать его исключительно радостным для них… это подразумевает, что каждый учащийся обретёт ту уверенность в себе, которая необходима для духовного роста и развития личности.

Урок будет успешным, если будет осуществляться межпредметная связь литературы с истории. Учениками будет использован личный опыт при анализе произведения. Эффективность будет достигнута при взаимодействии учителя с учениками.

Список литературы

  1. Слово о полку Игореве: Древнерусский текст и переводы/ Сост., вступит. статья, подготовка древнерусского текста и коммент. В.И. Стеллецкого. М.: Сов. Россия,1981. 288 с.
  2. Древнерусская литература: Книга для чтения. 5-9 кл. Сост. Рогачевская Е.Б. М.: Школа-Пресс,1993. 320 с.
  3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 736 с.
  4. Лихачев Д.С. “Слово о полку Игореве” - героический пролог русской литературы. Л., 1967
  5. Лихачев Д.С. “Слово о полку Игореве” (историко-литературный очерк)
  6. Охотникова В.И. Древнерусская литература. Учебник для 5-9 кл. М., 2004.
  7. Сумароков Г.В. Кто есть кто в “Слове о полку Игореве”. М.: Изд-во МГУ, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок православная культура + литература в 8 классе «Исторический факт и его художественная интерпретация в «Слове о полку Игореве». Мифопоэтическая основа «Слова…»

Это интегрированный урок православной культуры и литературы. Мы его проводили в 8 классе, так как "Слово о полку Игореве" к этому времени уже было изучено....

Тест по "Слову о полку Игореве" (9 класс)

Тест содержит 17 вопросов с выбором варианта ответа...

Заключительные уроки по "Слову о полке Игореве" 9 класс

quot;Слово о полку Игореве" как памятник древнерусской литературы. Заключительные уроки....

«9 класс Урок №4 Центральные образы «Слова о полку Игореве». «Система образов в «Слове»: образы-персонажи, образ-пейзаж, образы-животных»

laquo;9 класс Урок №4 Центральные образы «Слова о полку Игореве».«Система образов в «Слове»: образы-персонажи, образ-пейзаж, образы-животных»Цели:1. Определить тем...