Материалы к уроку литературы по теме "Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Платонова "Неизвестный Цветок
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Сидоркина Анастасия Владимировна

Материалы (тех.карта+презентация) к уроку литературы по теме "Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Платонова "Неизвестный Цветок

Цель урока: провести анализ сказки-были А.П. Платонова, выделив идейное и художественное своеобразие

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тех. карта урока36.78 КБ
Файл презентация2.81 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Автор (разработчик)

Сидоркина Анастасия Владимировна

Предмет

Литература

Класс

7 класс

Тип урока

Комбинированный урок

Тема

Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Платонова «Неизвестный цветок»

Цели урока

Образовательная: провести анализ сказки-были А.П. Платонова, выделив идейное и художественное своеобразие.

Развивающая: Развивать образное мышление, умение анализировать и делать выводы, устную и письменную речь, творческие способности учащихся

Воспитательная: Воспитывать понимание ценности жизни, чувство любви ко всему живому, способность сострадать.

Рабочая программа, учебник

Литература.7  класс. Коровина В.Я., Полухина В.П. Часть 1

Планируемые результаты обучения русскому языку

Предметные: познакомить со сказкой-былью «Неизвестный цветок», проанализировать текст, определив идейно-художественное своеборазие

Метапредметные: Поисковое чтение и структурирование текста. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной. Смысловое чтение. с установлением причинно-следственных связей. Анализ, сравнение, синтез образов по выделенным признакам.

Личностные: воспитание духовно-нравственной личности, самоопределение, обучение культуре речевого общения;

Технологии, методы, приемы, используемые на уроке

Информационно-коммуникационная технология; Здоровьесберегающая технология; Технология проблемного обучения; Технология уровневой дифференциации; Диалоговая технология; Игровая технология. Эвристический (частично-поисковый) метод; Продуктивный метод. Интеллектуальная разминка; Беседа/Дискуссия; Слово учителя; Анализ предложения; Работа с учебником; Прием «кластер».

Формы работы

Представлены разные модели учебной деятельности: коллективная, фронтальная, групповая и индивидуальная.

Оборудование, ИКТ

Компьютер, проектор, интерактивная презентация, раздаточный материал (карточки), конспект для учителя.

Образовательные ресурсы

https://learningapps.org/ 

Название технологических этапов урока, их содержание. Временной интервал

Ход урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивационный этап

Цель: организовать направленное внимание на начало урока;

создание положительного настроя учащихся на урок.

Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок. Обратите внимание на эти два цветка.

Один красив, ярок, он ласкает наш взгляд светлыми лепестками. А другой? Посмотрите, как безжизненны его лепестки! Почему завял этот цветок?

Да, ребята, цветок был всеми покинут, одинок, забыт. Его не окружили заботой, и он погиб от людского невнимания. На сегодняшнем уроке мы совершим открытие

судьбы еще одного цветка. Цветка неизвестного. Необычного. Сказочного. Не похожего на другие цветы. Он светился живым мерцающим огнем, а его аромат был

подобен голосу маленькой неизвестной жизни.

Я думаю, вы уже догадались, что автором этой волшебной истории является Платонов.

 - Два цветка, один из которых засох.

- Его не поливали, забыли о нем.

Личностные УУД:

1. Положительное отношение к уроку.

2. Актуализация знаний

Цель: обобщить изученный материал, необходимый для «урока отработки умений и рефлексий»

Ребята, в 5 классе вы уже читали вступительную статью о детстве А. П. Платонова и рассказ «Никита». Вспомните содержание рассказа и факты из жизни писателя, которые вам наиболее запомнились.

Главной мечтой А. П. Платонова было «стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей — я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце...». Он смог воплотить эту мечту в жизнь, став писателем

Основная идея рассказа Андрея Платонова «Никита»?

- Замечательно! Молодцы!

- Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году.

- Мальчиком А. П. Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах.

- Будущий писатель признавался, что он больше всего любил свою мать, деревню, поля, колокольный звон и работу на паровозах. С 14 лет он начал работать.

- Основная идея заключается в том, что человек - творец окружающего его мира, только от него зависит, каким он будет - добрым или злым.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения, доказательства.

Коммуникативные УУД:

1.Умение выражать свои мысли

2.Умение принимать мнение другого.

Предметные УУД:

1.Повторение тематики произведения

3. Постановка учебной задачи.

Формулирование темы и цели урока.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление новой темы;

подвести учащихся к самостоятельной формулировке темы урока и поставке познавательной цели.

Опираясь на материал, который мы сейчас повторили, скажите, пожалуйста, о ком мы сегодня будем говорить?

Давайте  вместе  сформулируем  тему  урока,  опираясь  на  текст

произведения.

Давайте сформулируем тему урока.

Какова будет цель урока?

Ответы обучающихся

- идейно-художественное своеобразие сказки-были «Неизвестный цветок»

Давайте  вместе  сформулируем  тему  урока,  опираясь  на  текст

произведения.

Давайте  вместе  сформулируем  тему  урока,  опираясь  на  текст

произведения.

на  уроке  постараемся  выявить  особенности  характера  героя,

отношение  автора к своему герою.

-  провести анализ сказки-были А.П. Платонова, выделив идейное и художественное своеобразие

Познавательные УУД:

1. Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения, доказательства.

Коммуникативные УУД:

1.Умение выражать свои мысли

2.Умение понимать позицию другого.

Предметные УУД:

1.Определение проблематики произведения.

4. Изучение нового материала

Цель: изучить новый материал

Итак, мы начинаем наше исследование. Автор нашего произведения – Андрей Платонович Платонов, писатель, критик. Давайте ещё раз обратимся к его портрету.

Посмотрите внимательно. Каким человеком представляется вам автор?

Этот человек – философ доброго, гуманного понимания. смысла жизни, все его произведения о труде и человеческом сострадании. Сегодня перед нами откроется мир мудрой платоновской прозы.

Обратимся к статье об авторе в учебнике. (на слайдах презентации биография)

- Перед нами человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы.

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе имеющихся знаний.

2.Высказывать цели учебной деятельности

Познавательные УУД:

1.Представлять информацию в разных формах (тест).

Коммуникативные УУД: 1.Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. 2.Осваивать культуру общения, умение слушать другого.

Предметные УУД:

1. Знакомство с понятиями нравственности.

2.Изучение значения понятий нравственности.

Регулятивные УУД:

1.Контроль выполнения задания в соответствии с поставленной задачей.

5. Постановка проекта выхода из затруднения.

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи.

Сказка-быль «Неизвестный цветок» создана А. Платоновым в 1950 году, в самом конце его творческого пути. Это своеобразный итог жизни писателя, последний совершенный мазок мастера.

Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Она станет составителем и редактором посмертных изданий Платонова.

 Мы знаем, что сказка – это целый мир, который каждый раз не только удивляет читателя,но и чему-то учит, ведь в ней заложена идея автора. В конце урока мы дадим ответ на вопрос: Чему учит нас сказка А.Платонова «Неизвестный цветок»?

- Ребята, что такое сказка?

- Какие разновидности сказок нам известны?

- Чем отличаются народные сказки от литературных?

- «Неизвестный цветок» не просто сказка, а сказка-быль. Как вы понимаете это определение?

- А где фантастическое и реальное в нашей сказке, т.е. где сказка и где быль?

Слушают учителя.

- Эпический жанр, художественное повествование фантастического характера.

- Народные и литературные

- У литературных есть автор, у народных нет

- Фантастическое должно переплетаться с реальным, это было реально, возможно.

- Повествование о Даше и детях; история о том, как рос цветок, преодолевая трудности -

быль. А жизнь цветка воспринимается нами как жизнь живого существа, способного

мыслить, разговаривать, чувствовать, испытывать боль и радость – сказка

Коммуникативные УУД:

1.Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

2.Аргументирование своего мнения.

3.Умение слушать другого, принимая его мнение.

Познавательные УУД:

1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2.Уметь сравнивать, группировать, формирование логических действий.

Предметные УУД:

1.Развитие умений анализа текста

2.Совершенствование умения подбирать цитаты для характеристики героев.

Регулятивные УУД:

1.Контроль выполнения задания в соответствии с поставленной задачей.

6. Первичное закрепление

Цель: закрепить полученные знания.

Задание по группам

Группа 1.

– Обратимся к началу произведения. Давайте послушаем. О чём автор говорит в начале своей сказки?

– Какой же была жизнь на пустыре? Найдем ключевые слова в тексте.

Ключевые слова жизни цветка на пустыре: одиночество, страдание, борьба за жизнь.

- Какие художественные средства делают описание жизни маленького цветка столь ярким и образным?

Каким стал цветок? С чем сравнивает его автор?

Какой глагол использует автор для характеристики настоящего цветка?

Считает ли цветок себя звездой?

- Как автор относится к цветку?

Группа 2.

Обратимся ко второй части нашей сказки.

- Какие события происходят во второй части?

- Ребята, почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком?

- Почему Даша завидовала письму, которое несла на почту?

- Почему Даша поцеловала цветок в светящуюся головку?

- Как Даша сумела помочь цветку?

- Какие душевные качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку?

Обратимся к третьей части

- Что произошло с цветком?

- Почему автор утверждает, что цветок-сын лучше, прекраснее своего отца?

- Сколько же сил и трудов стоит эта жизнь в камне! Новый цветок – святой труженик, ему ещё сложнее. Он растёт из камня, а не возле него. Но цветок терпелив и силён потому, что у него есть корни, родство. Это связывает и человека с отчим домом, с родителями, с близкими людьми. И чем больше человек страдает, тем сильнее он нуждается в единстве со своим родом, со своей землёй.

- О жизни на пустыре.

-  Цветок не просто скучал, ему было очень одиноко.

«Он рос один на пустыре…», «лишь один ветер гулял по пустырю»;

Ему не просто было трудно – жизнь его была тяжелой, он страдал.

«… нечем ему было питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, скользили по

верху земли и не проникали в его корни»;

Цветок отчаянно боролся за жизнь:

«Он поднимал листья против ветра, … всю ночь он сторожил росу и собирал её по каплям».

-  Уменьшительно-ласкательные суффиксы: венчик, жилка, травка.

Эпитеты: мёртвая глина, сухие пылинки, голый камень.

Олицетворение, сравнение

- Настоящим цветком. Автор сравнивает цветок со звездой, с мерцающим огнём в тёмной

- Светился.

- Нет, таким его видит автор, таким, напоминающим звезду, он кажется Даше и другим детям, которые любовались им, как героем.

- Автор сочувствует цветку, восхищается этим одиноким цветочком-тружеником. Его друзья – лучики солнца и ветра. Но вот в жизни цветка появляется ещё один друг…

- Ей было грустно

- Оно скорее увидит маму, чем

она. Девочка скучает по маме

- Девочка оценила трудолюбие цветка, она сумела услышать голос маленькой неизвестной жизни. Она жалела его и хотела, чтобы он почувствовал, что его любят.

- привела друзей.

- Доброта, милосердие, гуманность, сочувствие, любовь, забота

- «Цветок рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что он жил в камне».

Познавательные УУД:

1. Анализировать, классифицировать, сравнивать

2.Владеть приемами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД:

1Умение строить монологическое высказывание.

Предметные УУД:

1. Систематизация основных духовных ценностей составляющих образ высоконравственного человека.

7. Углубление знаний учащихся по теме, используя культурологические сведения.

Цель: разделить реальное и фантастическое в повести.

Ребята, дар жизни на сухой мёртвой глине цветок заслужил своим трудом. К сожалению, в реальности тяжело бывает не только маленькому незаметному цветку.

Любому человеку тоже бывает трудно, одиноко, тоскливо, но он всегда находит выход: и, прежде всего в труде. Платонов открыл для себя и для нас формулу жизни. По

мнению писателя, жизнь – это вечный труд. (рис. Цветок)

- Давайте нарисуем цветок, каждая часть которого несёт своё значение

1 Душевные качества, которые вы назвали, нужны человеку, чтобы жить и трудиться. (На доске появляется цветок: в центре слово труд, лепестки - качества человека)

2 Чего не хватает и человеку, и цветку для роста и жизни? (Корней). Да, любому растению, каждому человеку дорого то место, где он родился. Отчий дом – главное для каждого из нас.

- рисуются корни

Коммуникативные УУД:

1. Способность слушать партнера, уважать его мнение Познавательные УУД:

1.Формирование логических действий.

Предметные УУД:

1. Знакомство с образами героев

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: обобщить изученное на уроке и сформировать личную ответственность за результаты своей деятельности.

Вспомним вопрос, который мы поставили перед собой в начале работы над сказкой.

Какую идею вкладывает в свою нас сказку-быль А. Платонов «Неизвестный цветок»?

В очередной раз доказали, что нужно с уважением и состраданием относиться к людям, нуждающимся в этом. Помнить о своих близких, о Родине и о том, что гуманность и доброта – главные ценности человеческой

Безмолвный голос благоухания нового, живого и ещё более прекрасного цветка с последней страницы платоновской сказки-были зовёт нас к тому, чтобы наша душа трудилась и день и ночь.

- Если человеку одиноко, он страдает, то ему нужно помочь, окружить любовью, заботой.

- Каждый человек должен любить место, где он родился. Наша Родина - главное для нас.

- Человек должен трудиться, не быть ленивым. Такой человек преодолеет все жизненные

неприятности.

Регулятивные УУД:

1. Соотнощение цели и результатов своей деятельности.

2.Определение степень успешности своей работы.

Познавательные УУД:

1. Выделение главного (свертывание информации до ключевых слов).

Личностные УУД:

Понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

8. Домашнее задание

Дома я предлагаю вам поразмышлять над творческим вопросом: «Что может сделать каждый из нас, чтоб вокруг стало меньше голосов, просящих о помощи?»

Личностные УУД:

1.Умение слушать другого.

2.Самоорганизация.

Андрей Платонович

ПЛАТОНОВ

1899—1951

Только человек, для которого Россия была
его вторым существом, как изученный до
последнего гвоздя отчий дом, мог написать
о ней с такой горечью и сердечностью.

К. Паустовский

«Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности», — признался однажды Андрей Платонов...

... В сентябре 1918 года, когда Андрею Платонову было девятнадцать лет, — а он уже проработал подручным мастера в литейке и рабочим на заводе в годы Первой мировой войны — в Воронеже появился журнал с громким, демонстративно пролетарским названием — «Железный путь». Это был неожиданный, непохожий на старое вестник новой эпохи, культурной революции... У этого времени были свои жесты, лексика, плакаты... В «Железном пути» в 1918 году молодой Платонов опубликовал не столь уж много произведений: рассказ «Очередной», несколько стихотворений... И все же именно здесь начало жгуче-романтической мысли писателя, источник мечты о выходе в счастье человека, мечты о невозможном, которые останутся в Платонове навсегда.

Образ писателя тех лет возникал и в очерках журналистов Воронежа. На необоснованные мечты сделать речку Воронеж большой судоходной рекой мы слышим голос Андрея Платонова:

«— Зачем нам большую реку? И эту-то не используем мы никак...

А ежели — она ни к чему не годна больше?

Как так не годна? У нас вверх по реке весь урожай фруктов и овощей пропадает за неимением перевозных средств. Дайте мне немного денег. Я построю большие плоскодонки, не боящиеся летнего мелководья. Поставлю на них дешевые нефтяные двигатели. Целый флот будет. И за гроши перевожу в город весь избыток урожая.

Под глазами у него чуть-чуть посверкивает радость:

— Десятки сел благодарили бы. Помолчав секунду, добавил:

— И за один год окупятся все расходы. Немного бы денег, ребята!»

Конечно, денег — самой твердой точки опоры всех Архимедов1! — молодому мечтателю никто не дал... Воронеж тех лет получил в лице Платонова — журналиста, социолога2, оратора, поэта, поборника электрификации — звезду необычайной яркости...

И не приходится удивляться тому, что почти одновременно с появлением первой книги прозы Платонова «Епи-фанские шлюзы» (1927), высоко оцененной М. Горьким, писатель создал и сборники «Сокровенный человек», «Происхождение мастера», «Город Градов», роман «Чевенгур» и др.

Любимые герои в прозе Андрея Платонова... чаще всего мастеровые, деревенские правдоискатели, машинисты, «сироты» по своему душевному состоянию — пребывают в своеобразном странствии, скитальчестве.

В 20—30-е годы на долю Платонова выпадает брань из-за рассказа «Усомнившийся Макар», который назван критикой «двусмысленным». Писатель остро почувствовал рост бюрократии, прозаседавшихся, жажду «заорганизовать» всё и вся...

Андрей Платонов прожил недолгую жизнь. Он умер в 1951 году в атмосфере непризнания, житейских невзгод, мучимый туберкулезом, наследием фронтовых дорог и сверхнапряжений.

Друзья, посещавшие его в последние годы, заставали писателя на неизменном черном диване, служившем ему постелью, — не вставая, сидя на ней, он и беседовал с ними. По свидетельству М. А. Платоновой, жены писателя, именно в 1950 году больной Платонов написал «Неизвестный цветок» (сказка-быль). О ком эта притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость детей?.. «Цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья... Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости...» Грустное упрямство, печальная воля к жизни живет в цветке — и в авторе! — застенчиво явление их в мир с «извинением» за свою непохожесть на других...

Неизвестный цветок

(Сказка-быль)

Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду — и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.

Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.

Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.

Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти.

Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.

В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.

И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она.

На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. Даша вспомнила одну сказку, ее давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери — розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть.

«Может, это цветок скучает там по своей матери, как я» — подумала Даша.

Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. Даша никогда еще не видела такого цветка — ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде. Она села на землю возле цветка и спросила его:

— Отчего ты такой?

— Не знаю, — ответил цветок.

— А отчего ты на других непохожий?

Цветок опять не знал, что сказать. Но он впервые так близко слышал голос человека, впервые кто-то смотрел на него, и он не хотел обидеть Дашу молчанием.

— Оттого, что мне трудно, — ответил цветок.— А как тебя зовут? — спросила Даша.— Меня никто не зовет, — сказал маленький цветок, — я один живу.

Даша осмотрелась в пустыре.— Тут камень, тут глина! — сказала она. — Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?

— Не знаю, — ответил цветок.

Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку.

На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Даша привела их, но еще задолго, не доходя до пустыря, она велела всем вздохнуть и сказала:

— Слышите, как хорошо пахнет. Это он так дышит.

Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.

Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй. Тогда и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде.

Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре. А после того они ходили путешествовать в другие поля и леса и больше на пустырь не приходили. Только Даша пришла однажды, чтобы проститься с маленьким цветком. Лето уже кончалось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали.

А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его.

Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика.

Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок. И Даше стало грустно, что нету прежнего цветка. Она пошла обратно и вдруг остановилась. Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок — такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне.

Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Андрей Платонович ПЛАТОНОВ 1899-1951

Слайд 3

Главной мечтой А. П. Платонова было «стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей — я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце ...».

Слайд 4

Рассказ «НИКИТА» Основная идея заключается в том, что человек - творец окружающего его мира , только от него зависит, каким он будет - добрым или злым

Слайд 5

Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Платонова «Неизвестный цветок» провести анализ сказки-были А.П. Платонова, определив идею произведения и выделив средства художественной выразительности ЦЕЛЬ:

Слайд 6

«Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности» 1950 «Цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья... Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости...»

Слайд 7

СКАЗКА СКАЗКА - жанр фольклора или художественной литературы, эпическое, преимущественно прозаическое произведение с волшебным, героическим или бытовым сюжетом НАРОДНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ

Слайд 8

РАБОТА В ГРУППАХ

Слайд 9

«Он рос один на пустыре …» «лишь один ветер гулял по пустырю » «… нечем ему было питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, скользили по верху земли и не проникали в его корни» «Он поднимал листья против ветра, … всю ночь он сторожил росу и собирал её по каплям».

Слайд 10

доброта милосердие гуманность сочувствие любовь забота

Слайд 11

ТРУД ЛЮБОВЬ ЗАБОТА МИЛОСЕРДИЕ ОТВЕТСВЕННОСТЬ ОТЗЫВЧИВОСТЬ ВЕЛИКОДУШИЕ

Слайд 12

Письменно поразмышлять над вопросом: «Что может сделать каждый из нас, чтоб вокруг стало меньше голосов, просящих о помощи?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе по рассказам А. Платонова «Юшка» и «Неизвестный цветок»

Тема урока:  «Я тоже всему свету нужен» (по рассказам А.Платонова «Юшка» и «Неизвестный цветок»)Цели урока:- продолжить изучение творчества А.Платонова;-провести анализ рассказов «Юшка» и «Неизве...

Конспект урока литературы в 10 классе по рассказам А.П.Чехова "Припадок" и В.М.Гаршина "Красный цветок"

Урок литературы в 10 классе по рассказам А.П.Чехова "Припадок" и В.М.Гаршина "Красный цветок" содержит  музыкальный ряд, который является и мотивацией и рефлексией, и зрительный ряд - репрод...

Материалы к уроку литературы в 11 классе по рассказу И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Мир "вещный" и мир вечный в рассказе И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско". Актуальность этой проблемы сегодня...

Конспект дистанционного урока литературы в 7 классе по теме: "Из зерна добра - цветок доброты" (по рассказу А.Платонова "Юшка")

На данном уроке происходит знакомство с великим русским писателем Андреем Платоновичем Платоновым; осмысление содержания рассказа «Юшка»; размышление о природе любви к ближнему, о добре и ...

Урок литературы в 6 классе по рассказу А. Платонова "Неизвестный цветок"

Конспект урока литературы в 6 классе "Чтобы жить и светиться - надо много трудиться". Конспект +презентация....